Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Памяти протоиерея Николая Запорожца

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ НИКОЛАЯ ЗАПОРОЖЦА

29.09.2006. КИЇВ. Відійшов у вічність протоієрей Миколай Запорожець
28 вересня у 62-річному віці помер один з найбільш шанованих священиків Києва — клірик Свято-Вознесенського храму Флорівської жіночої обителі протоієрей Миколай Запорожець.
Отець Миколай народився у 1944 році. Після закінчення школи здобув духовну освіту в Московській духовній семінарії. Після її закінчення прийняв священицький сан. Пастирський послух протоієрей Миколай ніс у Свято-Володимирівському соборі м. Києва та Свято-Флорівському жіночому монастирі. За час свого служіння Церкві Христовій був нагороджений орденами преподобного Нестора Літописця та преподобного Агапіта Печерського II ступеня.
Чин поховання протоієрея Миколая Запорожця відбувся 30 вересня після служіння Божественної літургії в Свято-Вознесенському храмі Флорівського жіночого монастиря.

Любовь Божия

Прот. Николай Запорожец

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего
единородного, дабы всякий верующий в него,
не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа
Вновь перед нами во всем своем величии, братья и сестры, встает Голгофа, то великое и Святое место, где пострадал за весь род человеческий Господь и Бог наш Иисус Христос. Вновь перед нашим мысленным взором предстают все те события земной жизни Христа Спасителя, которые предшествовали Голгофе.
Человечеству пришлось увидеть на земле два великих чуда: первое – это Бога, сошедшего на землю, чтобы принять человеческое естество; второе чудо – это Богочеловека, вошедшего на крест, чтобы на нем умереть. Поэтому оба чуда эти совершились при различных обстоятельствах.
В первом чуде при рождении от Девы Марии Богомладенца Христа восторжествовала вся тварь: ангелы на небесах воспели радостное славословие, пастыри возрадовались о совершившейся великой радости, и волхвы с востока пришли поклониться новорожденному Младенцу с дарами.
Во втором же чуде, когда Богочеловек умер на Кресте, осуждённый посреди двух разбойников, тогда горний и дальний мир восплакал, небо покрылось глубочайшей тьмой, земля от трепета потряслась, камни распались. Та ночь была светлая ночь, принесшая всемирную радость и веселия, в ту ночь Бог оказал человеку благодеяние, какое только мог, а день этот был мрачен как день печали и скорби; в этот день человек на Голгофе поступил с Господом, как Он стал без вида, бездыханным весь в крови, весь в язвах, пригвожден был ко кресту.
Святитель Илия Минятий говорит: «В раю я вижу Адама, как создал его Бог, увенчан славой и честью. Здесь же, на Голгофе, я вижу Иисуса Христа, до чего довел его человек: без красоты, без вида, увенчанного тернием, осужденного, обесчещенного, посреди двух разбойников, в агонии ужаснейшей смерти. Сравниваю тот и другой образ: Адам в раю и Христа на кресте, и в глубине души размышляю: каким достойным жалости, позорища сделали беззаконные человеческие руки Богочеловека!
При творении человека проявилась беспредельная любовь Божия, а человек, пригвоздив Сына Божия ко кресту, проявил беспредельную неблагодарность свою к Богу. Среди всех страданий Христовых есть одно, самое ужасное – оно уязвляет Его голову больше тернового венца, оно пронзает Его сердце глубже копья… Это страдание – видеть виновником Своих страстей и смерти человека, дело рук своих!»
Вот почему, братья и сестры, нам надо проливать слезы, потому что мы своими беззакониями распяли, мы умертвили своего Господа! Бог никогда в этом мире не является во всей Своей славе, и поэтому люди так дерзко оскорбляют тысячами грехов Бога. Каждый наш лукавый помысел есть уже второй терновый венец на чистую голову Владыки. Однако наше непотребное слово есть плюновение в Его Божественный Лик. Каждый наш смертный грех ещё раз пригвождает Его ко кресту, как говорит ап. Павел (Евр. 64, 6). Не видя и не понимая, как слепые, мы своими злыми делами как бы бросаем стрелы и не видим, кого они ранят. Ибо Бог как бы сокрыт от нас под покровом веры. Но когда Он прейдёт и явится в Своей славе, чтобы воздать каждому по делам его, тогда явятся наши злые дела, тогда все увидят, кого поражали и какую Ему причинили рану: «Воззрят нань, Егоже прободоша…» (Зах. 12, 10). За что же, братья и сестры, за что наш Творец поднимает тяжёлый крест, за что прободается в ребре, за что вкушает оцет и желчь и за что умирает смертью, которой казнили преступников. Св. Амвросий Медиоланский говорит: «Ты, Господи, страдаешь и мучаешься не Твоими, но моими ранами, болезнуешъ не Твоею, но моею немощью, всё терпишь мене ради осужденного».
Христос умер, чтобы собрать воедино Свою Церковь. Об этом Он Сам сказал: «Аще Аз вознесен буду, от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Любовь к падшей и погибшей человеческой душе побудила Его взойти на крест.
Братья и сестры, страшное событие совершилось на Голгофе, и как можем смотреть на это, с каким чувством? С сознанием того, что спасение совершено, что наши бессмертные души искуплены драгоценною кровью Христовой. Путь в жизнь вечную открыт и указан нам за грехи наши, принесена неоценимая Голгофская Жертва. И теперь только от нас самих зависит, пойдем ли мы по пути, ведущему ко Христу, усвоим ли мы себе эти спасительные плоды Голгофской Жертвы. Счастливы мы, братья и сестры, если идём по этому пути, но горе нам, если уклоняемся от него и этим самым отвергаем свое спасение. «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12, 20).
Быть с Христом, значит оставить грех. И, побеждая в себе греховное начало, искореняя из сердца своего постом и молитвой всякие страсти и пороки, наша душа украсится теми добродетелями, которых от нас требует наш христианский долг: смирение, чистоту, веру, любовь, терпение. И только лишь при таком условии Голгофская Жертва будет действительно спасительной для нас. Только при таком условии мы сможем услышать слово Христа Спасителя нашего: «Днесь со Мною будешь в раю» (Лк. 23:43). Аминь.