Илья Назаров, Наталия Филиппенко. Заметки по поводу одной экуменической инициативы
Заметки по поводу одной экуменической инициативы
Илья Назаров, Наталия Филиппенко
Среди докладов, прозвучавших на пленарных заседаниях VІ международных Успенских чтений «Человеческая целостность и встреча культур», доклад директора Института экуменических исследований при униатском Украинском католическом университете во Львове доктора Антуана Аржаковского занял одно из первых мест по числу вопросов, возникших у православных слушателей. Однако попытка их задать во время конференции так и не увенчалась успехом: председательствующий каждый раз переносил обсуждение то на следующий день, то на круглый стол по итогам конференции, но времени на него так и не хватило. Как остроумно прокомментировал эту ситуацию один из участников конференции, «состоялся монолог о диалоге».
Лейтмотивом доклада А. Аржаковского «Православная мысль после Второй мировой войны» было, несомненно, благое желание расширения диалога между Православной Церковью и иными христианскими конфессиями, прежде всего католичеством, ключевое значение в развитии которого докладчик отвел Украине. Заключительным смысловым аккордом выступления, прозвучавшего в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, стало утверждение о возможности примирения Константинополя, Рима и Москвы на украинской земле. Основание такой возможности директор Института экуменических студий находит в различении двух типов духовности: горизонтальной, которую связывает с духовной традицией той или иной конфессии, и вертикальной, для которой не существует конфессиональных барьеров. Он считает, что православная экклесиология является евхаристической, а не автокефальной, что экклесиология любви стоит выше экклесиологии канонической территории. Поскольку вопрос о догматических основаниях Евхаристии не ставится вообще, то те из православных, которые говорят о фундаментальности догматических различий, оказываются в таком случае обскурантами и фанатиками. Но хватит ли у кого-то смелости назвать так афонских мучеников XIII века, отказавшихся служить Литургию вместе с униатами, о чем свидетельствует камень в Карее, на котором по приказу византийского императора Михаила VIII Палеолога был обезглавлен весь Прот Святой Горы? Тепло этого камня и по сей день растапливает снег в самую сильную стужу.
Выступление А. Аржаковского носило бы отвлеченно-теоретический характер, если бы оно не вырастало из мало известного православной общественности контекста, который и предшествует, и сопутствует ему. Речь идет о создании в 2005 году Украинского христианского академического общества (УХАО), совпавшего с инаугурацией Института экуменических исследований (ИЭИ). Основателями УХАО вместе с ИЭИ стали Центр гуманитарных европейских исследований НАУКМА, Украинский католический университет (УГКЦ), Институт св. Фомы Аквинского (РКЦ), Харьковская коллегия патриарха Мстислава (УАПЦ), возрожденная Студийная группа Киевской Церкви, Львовский национальный университет им. И. Франко, отдельные клирики и миряне УПЦ, УАПЦ, УГКЦ и УПЦ КП. Основные цели общества – осуществление академических исследований Киевской Церкви, отношений между экклесиологией и антропологией, проведение открытого межконфессионального диалога.
Суть сухих, обтекаемых формулировок становится понятной из обзора конференции «Дружба как экуменическая ценность» (11–15 июня 2005 года), также приуроченной к инаугурации ИЭИ. Декан теологического факультета УКУ, член УХАО доктор Михаил Петрович «выразил мнение о том, что Литургия Преждеосвященных Даров может быть первой литургией в Церкви, которую греко-католики и православные могут служить вместе. По крайней мере, по мнению докладчика, это возможно технически, ведь священники приходят на службу уже с освященными Дарами, соответственно: из одних чаш могут причащаться православные, из других – греко-католики». Однако эти пожелания уже на конференции вышли из сферы теоретических рассуждений в область экклесиологической практики: «Но самые сильные впечатления участники конференции вынесли с Божественной литургии, которую служили каждый день в обеденное время и участие в которой принимали большинство участников конференции, – говорит д-р Аржаковский. – Часть наших православных братьев – епископы и священники – не приступали к Св. Евхаристии. И это проявляло глубокий трагизм того состояния, в котором мы находимся, состояния, в котором мы не можем пребывать, не чувствуя глубокой раны в своем сердце. Почему мы можем выйти посреди Литургии и сказать друг другу: «Христос посреди нас!», но не можем приступить к Св. Причастию. Этого не может объяснить ни один богослов. Этому объяснению нет. Это аномалия, которую следует оставить в истории как какое-то недоразумение, какое-то затмение ума».
Думается, что как раз богословы и должны давать, и дают ответ на это вопрошание. Важно уметь услышать этот ответ, а не пытаться вторгаться в ту сферу, которая превышает уровень нашей компетентности, и, отбрасывая догматические основания разделения христиан, сетовать по поводу отказа православных причащаться на Евхаристии с католиками и униатами. На наш взгляд, только такое игнорирование догматических расхождений сделало возможным убеждение профессора Мюнхенского университета и УКУ, члена УХАО священника УГКЦ Юрия Аввакумова в том, что «критикуемое сегодня явление «униатизма» также нуждается в переосмыслении как проявление желания жить в одной неразъединенной Церкви, здесь и теперь».
Любой христианин, к какой бы конфессии он ни принадлежал, со скорбью переживает разделения, существующие в христианском мире. Но мы, православные, хранящие наследие семи Вселенских соборов, не можем и не должны безоглядно следовать церковной «партизанщине» сродни той, которую нам предлагают Институт экуменических исследований при Украинском католическом университете и Украинское христианское академическое общество. Понимая и принимая всю важность межконфессионального диалога, считаем более приемлемой ту перспективу, которую открывают встречи православных и католических патрологов, организуемые экуменической католической организацией «Pro Oriente»: «В отличие от протестантских экуменических проектов «Pro Oriente» не ставит перед собой цели интеркоммуниона и не рассматривает совместные моления как путь к церковному общению или объединению. Задача этой организации – найти богословские решения проблем, вызвавших расколы между Церквами Востока и Запада, не затрагивая внутризападных споров. … В этой перспективе на первый план выйдут не церковные дипломаты и специалисты по «диалогу Церквей», а специалисты-патрологи, знатоки Святых Отцов. Разумеется, у такого пути есть и свои оппоненты, ратующие за традиционный экуменизм: «Давайте сначала вместе молиться, работать на зримое объединение, а уж потом займемся богословием». Но опыт XX века с его крахом экуменических надежд показал, что этот путь если и не ведет в тупик, то неприемлем для многих христиан, как на Востоке, так и на Западе».
Новообразованному УХАО, похоже, близок именно традиционный экуменизм, причем в его наиболее радикальной редакции – настаивании на возможности совместного причастия до устранения всех догматических разделений христианского мира. Еще одним подтверждением этого, кроме упомянутых заявлений членов УХАО, являются программные положения общества, среди которых особо выделяется стремление сохранить преемственность традиции Студийной группы Киевской Церкви. Информацию о том, что представляет собой эта традиция, можно получить, зайдя на сайт Института экуменических студий, где в разделе «Украинское христианское академическое общество» помещена всего одна статья. Это статья клирика УГКЦ Андрия Чировского и Ромы Гайды «Студійна група Київської Церкви – команда екуменічного діялогу наших часів – знову потрібна!», впервые опубликованная в журнале «Патріярхат», № 5 (384), 2004. Остановимся на ключевых идеях статьи, раскрывающих смысл деятельности Студийной группы (1992–1995). На наш взгляд, самым важным в ней является настаивание «на розвиткові порозуміння між УГКЦ, з одного боку, та її історичною матірною Церквою – Константинополем, а також тими українськими православними, що перебувають під юрисдикцією Константинополя , з другого боку. Найцікавіше те, що вони досліджували можливість повного сопричастя між УГКЦ і Константинополем без розриву існуючого сопричастя між УГКЦ і Римом. Звичайно ж, це дало б опосередковане сопричастя між Константинополем і Римом, що, незважаючи на дивну ситуацію, було б помітним історичним прецедентом … Сопричастя Церков-Сестер найглибше виражається у можливості разом приходити до престолу і служити Євхаристію, дотримуючись духовности і святої традиції кожної окремої Церкви ». Свое обращение к Константинополю украинские греко-католики обосновывают тем, что их предки приняли христианство от Константинополя в 988 году. Авторы статьи делают ударение на том, что греко-католики и все православные Украины (вне зависимости от их каноничности) имеют единые корни, идущие от крещения Руси князем Владимиром и общей (до Брестской унии) почти 600-летней истории, «але згодом вони відійшли одне від одного, й історія Київської Церкви – це історія пригноблення іноземними силами, внутрішнього поділу, нехтування одне одним та взаємної ізоляції… Бачення Патріярха Любомира, висловлене у зверненні «Один Божий народ…» (квітень 2004 року) про повернення осідку УГКЦ до Києва, повторює відкритість його Церкви до екуменічного діялогу з Православними Церквами в Україні. Він підкреслює важливість взаємодоповнюваності, що ґрунтується на сопричасті, та партнерського діялогу всіх українських Церков – членів Київської Церкви; і ця позиція є абсолютно протилежною до політики ультиматумів, що їх українські греко-католики змушені відкидати, оскільки вважають їх немилосердними, а тому неприйнятними».
Итак, в качестве «традиции» Студийной группы Киевской Церкви мы имеем: игнорирование догматических различий между Православием и католичеством, канонического статуса различных течений в украинском православии, выдвижение историко-территориальных факторов как основания конфессиональной общности этих течений. Фактически под видом Киевской Церкви нам предлагается еще один вариант унии, допускающий сослужение и сопричастие православных и греко-католиков. Реализация такого подхода со временем привела бы к интеграции православных мирян, недостаточно знакомых с догматическими основаниями собственной веры, в лоно католичества.
То, что в УХАО, провозглашающем себя преемником Студийной группы Киевской Церкви, участвуют клирики и миряне УГКЦ (священники Иван Дацько, Борис Гудзяк, Юрий Авакумов, Андрий Онуферко, Михайло Димид), УПЦ КП (Александр Саган, Андрей Юраш) и УАПЦ (епископ Игорь (Исиченко), свящ. Владимир Червонников), не удивляет: каждое из этих объединений нуждается в канонической легитимизации своего статуса. Удивляет участие в этом «проекте» клириков и мирян УПЦ (священники Петр Зуев, Дионисий Мартышин, Михаил Шполянский ; иеромонах Филарет (Егоров); дьякон Тарас Андрусевич; сотрудники Центра европейских гуманитарных исследований при НАУКМА и издательства «Дух і літера» К. Сигов, В. Залевский, Ю. Вестель). Как они собираются продолжать униатскую традицию Студийной группы Киевской Церкви?
О возможности и опасности подобных проектов для украинского Православия еще в 1997 году предупреждал диакон Василий Секачев в своем докладе «Греко-католичество в экуменической перспективе» на конференции в Православном Свято-Тихоновском богословском институте в Москве. По его мнению, евроцентристские ориентации политического руководства Украины в области церковной жизни могут обернуться выбором униатов в качестве ядра для создания единой поместной церкви, сочетающей националистические и евроинтеграционные тенденции. Речь идет о «гальванизации» идей митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого, который спланировал перспективу канонического подчинения и православных, и греко-католиков Украины патриарху, признающему власть Римского папы. Таким патриархом он видел кого-то из православных или автокефальных епископов с Восточной Украины, который принял бы веру семи Вселенских соборов с позднейшими догматическими дополнениями католицизма. С идеями Шептицкого украинский читатель может ознакомиться в публикации 2003 года, подготовленной Украинским католическим университетом, Национальным университетом «Києво-Могилянська академія», Центром европейских гуманитарных исследований, Институтом иудаики, – «Митрополит Андрей Шептицький. Документи і матеріали 1941-1944», являющейся совместным издательским проектом телеканала 1+1 и издательства «Дух і літера». После II Ватиканского Собора ситуация изменилась. Теперешний митрополит УГКЦ Любомир Гузар, что наглядно проявилось в его выступлении 2004 года «Один Божий народ…», вряд ли будет настаивать на принятии православными католической догматики. Но сопричастие с православными для греко-католиков он считает возможным, при сохранении верности католической догматике и примату папы.
Для понимания того, как далеко может завести реализация проекта УХАО, процитируем упомянутый доклад «Греко-католичество в экуменической перспективе»: «По некоторым данным, среди пребывающих в расколе православных епископов Украины униатами ведутся поиски возможного патриарха автокефальной украинской церкви, признающей власть папы. Все получается очень просто и удобно для всех. Патриарх поможет государству в сплочении нации. Независимость церкви и одновременное ее содействие государству в деле сплочения нации выразится в том, что будет создан патриархат, пользующийся видимой самостоятельностью. Союз патриарха с папой, который является символом европейского единства, будет означать и присоединение к этому единству. Будут удовлетворены требования государственного строительства. Простецам из народа гарантируется уважение к обряду и национальному своеобразию в церкви, быть может, даже украинский язык. Более серьезным ревнителям национальной самобытности вдохновители новой унии обещают, что открытость Востоку и Западу, которую будто бы выражает уния, помогает лучшей и полной реализации национальной украинской идеи. Будут удовлетворены национальные требования. Ревнителям православного богослужения обещаны строго уставные, благолепные службы монахов-студитов … Все очень удобно. Надо только признать власть папы, но это такая малость по сравнению с величием украинского патриархата. Сегодня униатство не воспринимается за пределами Западной Украины, но патриархат с православным епископом в патриархах создаст видимость самостоятельности, и уния в таком виде может быть принята… Униатство в экуменическом звучании наступает! Греко-католический экуменизм имеет и еще одно направление своей деятельности – поиск путей к достижению общения между Римом и Константинополем. Украинская униатская автокефалия рассматривается здесь как необходимое связующее звено между папой, «вселенским архиереем», и вселенским патриархом. В украинской диаспоре, после заседания смешанной богословской комиссии в Аричче (Рим) в июне 1991, была создана т.н. Студийская группа Киевской церкви … На первой же встрече глава УПЦ в США епископ Всеволод (Майданский) заявил, что изучение богословия убедило его в том, что «католицизм и православие – это одна Церковь, и мы должны восстановить наше экклезиологическое евхаристическое общение…Поскольку Киевская церковь действительно пребывает в общении как с Римом, так и с Константинополем в течение всего периода времени после схизмы, то существует ли малейшее основание для того, чтобы Киевская церковь не восстановила это свое внутреннее единство на той же основе? Сегодня на Украине происходят события воистину мирового значения».
Религиозная ситуация в Украине, безусловно, требует межконфессионального диалога. Однако вестись он должен по благословению священноначалия и при полной информационной прозрачности, открытости для церковного народа (обзор его результатов следует публиковать в церковной прессе и на официальных церковных сайтах). Только в таком случае мы избежим пагубных «инициатив», наподобие описанной выше, которая может грозить еще одним церковным расколом не только в Украине, но и в мировом Православии. В ближайших планах Института экуменических исследований (информация опубликована на упомянутом сайте ИЭИ) – проведение в июне 2007 года международной академической конференции «Киевская Церковь, прощение и возрождение». Ответ на вопрос, какие «инициативы» за этим последуют, остается открытым…
————————-
Знаковое событие в мире ойкумены 07.07.05 //http:// www.blagovest-info.ru/index.php?…
Там же.
Там же.
От экуменизма к Святым Отцам //http:// www.portal-credo.ru/site/?…
http: // www.ecumenicalstudies.org.ua/ukr
Имеется в виду Украинская Православная Церковь США, епископ которой Всеволод (Майданский) принимал участие в работе Студийной группы.
Выделено нами – И.Н., Н.Ф.
Там же.
Там же.
Свящ. Михаил Шполянский находится за штатом в УПЦ. Однако в списке членов УХАО он представлен как священник УАПЦ.
Диакон Василий Секачев. Греко-католичество в экуменической перспективе// http://www.pstbi.ccas.ru/institut/book/1997/vacc.htm#2#2
Службы монахов-студитов являются подражанием восточному обряду по уставу Феодора Студита. Введены в греко-католических монастырях митрополитом Андреем Шептицким.
Там же.