Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Профессор богословского факультета Афинского университета архимандрит Николай Иоаннидис: «Церковь Христова не разделяется по национальным, территориальным или политическим признакам. В ней все едины во Христе»

Профессор богословского факультета Афинского университета архимандрит Николай Иоаннидис: «Церковь Христова не разделяется по национальным, территориальным или политическим признакам. В ней все едины во Христе»

– Отец Николай, как часто Вы бываете в Киеве? С каким чувством Вы приезжаете в столицу Украины?
– В Киеве я уже третий раз. Первый раз в первопрестольной я был 25 лет назад, когда сопровождал митрополита Кипрского Варнаву и митрополита Никопольского Мелетия. Во второй раз я посетил город в прошлом году, когда отец Николай Макар пригласил меня принять участие в научной конференции, и, похоже, что это становится хорошей традицией. Когда я впервые увидел этот город, у меня возникло желание приехать сюда снова. Каждый раз, посещая древние святыни Православия, которыми славится Киев, я испытываю необыкновенную духовную радость. Живописный и зеленый город будто бы специально создан для умиротворения и раздумий.

– Вы видите перспективы возрождения научного потенциала Украинской Православной Церкви после десятилетий атеистических гонений?
– Ныне церковная полнота Украинской Православной Церкви вступает в новый период своего бытия. После семидесятилетнего «плена атеистического» Церковь получила свободу. Но нужно понимать, что понятие свободы относительное. В нашем современном мире ни в одном православном сообществе нет той абсолютной свободы, которая должна была бы быть. Законом предусмотрено, что мы имеем свободу вероисповедания, и это, безусловно, положительный факт. Однако мы не должны забывать, что эта свобода – лишь залог, потенциал тех возможностей, которые мы должны развивать упорными трудами. Основную роль в этом вопросе играет личный пример каждого христианина, пример святости и духовной жизни.
Образование – это один из основополагающих аспектов, на котором нужно строить фундамент церковной жизни. Центром духовной жизни является храм, и я уверен, что духовную жизнь нужно начинать с прихода. Именно на приходе берет свое начало миссионерское и социальное служение Церкви. Жертвенность, преданность заветам Христовым являются главными качествами священнослужителя, пастыря, богослова. Не может быть полноценной духовной жизни без единения со Христом через церковные таинства, богослужение. Естественно, образование имеет большое значение в деятельности и жизни Православной Церкви. Однако мы должны всегда помнить, что без духовой жизни одно только богословское знание может нести в себе большую опасность, потому что без единения со Христом знание не имеет никакого значения и, по сути, является пустым местом. Я уверен, что в Украинской Православной Церкви есть большие перспективы в области богословия. Современное общество стремится к духовному знанию, ищет истину, а это то, что необходимо для развития богословских наук. Как говорили Святые Отцы: «Бог целует за одно стремление». Видя это стремление людей приблизиться к Нему, Господь сам пойдет навстречу к жаждущим слова истины. Это в полной мере относится и к современным церковным и научным деятелям. Судя по тем стараниям, которые проявляют труженики богословской нивы, по тем многочисленным замыслам и проектам, которые уже осуществились за последнее десятилетие, научная, богословская жизнь в УПЦ переживает сегодня небывалый подъем.

– Во времена христологических и триадологических споров люди из самых разных социальных слоев и возрастных групп проявляли небывалый интерес к вопросам веры. Возможно ли в современном мире возродить интерес широких масс к богословским вопросам?
– Действительно, сегодня люди не имеют большого интереса к богословию, однако нужно заметить, что в современном обществе есть значительный интерес к духовным вопросам. Люди интересуются жизнью после смерти, последними судьбами этого мира. И ответ на многочисленные вопросы может дать только богословие. Однако богословие не должно идти на поводу у запросов современного мира. Оно должно оставаться прежде всего наукой, служить научным интересам. Богословие должно в первую очередь существовать как наука, которая раскрывает церковное учение, святоотеческие труды, исследует различные исторические, научные, литературные аспекты бытия Церкви. Благодаря богословию сохраняется и передается из поколения в поколение наша православная традиция, вероучение и сам дух Вселенской, Апостольской Церкви, которая вот уже 2000 лет является хранительницей Богооткровенных истин. Научные вопросы, конечно, не так актуальны и востребованы в наше время, поэтому мы должны их популяризировать, делать более доступными и удобоприемлемыми для современных людей, сохраняя при этом суть богословствования – преданность Христу и Церкви Православной. Церковное вероучение не должно превращаться в простую философскую систему, оно должно жить, быть действенным, проявлять себя в жизни каждого православного христианина. Цель любой богословской науки можно определить словами апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Это тот высокий идеал духовной жизни, к которому должен стремится каждый православный христианин. И богословие несет важную миссию – приблизить человека к этому идеалу. Кроме того, Церковь должна уверенно отвечать на все вызовы XXI века, адекватно реагировать на все происходящее в мире.

– Важной проблемой, волнующей современное богословие, является секуляризированность современного мира. Как бы Вы охарактеризовали этот процесс?
– Жизнь христианина была, есть и должна оставаться теоцентричной, что не всегда находит подтверждение в современном социуме. Христианскому мировоззрению присуще чувство покаяния и страха Божия. Современный человек в центре мира поставил самого себя, что, по моему мнению, является причиной отдаления светского общества от Бога. Так, среди людей, считающих себя православными христианами, сегодня есть много таких, которые ходят в храм, посещают богослужения, признают православное вероучение, однако при этом легко идут на компромисс со своей совестью, с современным миром. Такие люди только говорят, что центром жизни имеют Бога, но на самом деле живут заботами мира сего. Именно такое явление и определяю как секуляризм. Он проявляется именно тогда, когда люди говорят о Боге, но не живут Его заповедями.

– Когда у гражданина Византийской империи спрашивали, какова его национальность, он отвечал: «Я православный!» С древних времен Православие служило как объединяющее начало. Сегодня, к сожалению, веру пытаются использовать как средство разделения людей…
– Национальный вопрос в Византии понимался не так, как сегодня понимается современными людьми. Византийская империя была империей универсальной, легко принимающей в себя разные этносы, языковые группы и т.д. Главным объединяющим началом в Византийской империи была православная вера. Национализм является болезнью последних времен. Ибо не может быть разделения и отличий у тех, кто живет во Христе. Любые отличия, которые разделяют людей, являются следствием грехопадения наших прародителей, а во Христе, как говорит Писание: «Нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного…» Сегодня все православные во всем мире чувствуют себя как один народ, как одна семья. В этом и заключается Промысл Божий и действия Святого Духа.
Конечно, чувство патриотизма, любви к своей родине присуще каждому человеку, и это хорошее чувство, однако мы должны понимать, что здесь на земле мы гости, и должны стремиться к своему единому Небесному Отечеству.
То, что в Украине некоторые силы играют на патриотизме религиозно неграмотного населения, является проявлением извечной вражды лукавого со всем святым и светлым. Наш век – это время информационных войн и подмены понятий. Надеюсь, очень скоро все украинцы поймут, что Церковь Христова не разделяется по национальным, территориальным или политическим признакам. Она есть живой богочеловеческий организм, в котором все едины во Христе посредством церковных таинств. С украинскими раскольниками мы не имеем Евхаристического общения, и это говорит о том, что эта группировка находится за пределами церковной ограды Вселенского Православия.
Раскол – это самое худшее, что может быть в Церкви. С первых своих времен Церковь терпела притеснения, гонения, клевету, боролась с ересями, однако самое страшное, что случалось и может случиться, – это раскол. Посредством раскола лукавый изнутри пытается растлить Церковь.

– Видите ли Вы перспективы преодоления этого раскола?
– В Афинском университете мы обсуждаем сложную религиозную ситуацию, сложившуюся в Украинской Православной Церкви. Неоспоримым является тот факт, что это вопрос невозможно решить вне контекста церковных канонов. Вероучения Православной Церкви, традиции, богословие являются главными критериями, которыми должны руководствоваться все, кто хочет жить и трудиться в границах Церкви. Никакого компромисса в этом вопросе быть не может. Я уверен, что кощунственно ставить вопрос о церковном единстве под угрозу в угоду амбициям одного человека. Это нонсенс, который, я уверен, в скором времени разрешится.

– Отец Николай, уже много лет продолжается тесное общение Афинского университета с духовными школами УПЦ, чьи выпускники продолжают обучение в Афинах…
– Духовное образование выступает как связующее звено между духовными школами УПЦ и Элладской Православной Церкви. Об этом говорят множество международных конференций, обмен студентами, что весьма способствует развитию православной богословской науки в целом. Наша Церковь всегда с готовностью принимает студентов, которых рекомендует Киевская Митрополия. В Афинах у них есть все необходимое для того, что ы раскрыть и развить свой научный и творческий потенциал.
Как в Украине, так и в Европе современная молодежь проявляет неподдельный интерес к вопросам духовности и религии. Те молодые люди, которые приходят учиться в духовные учебные заведения, проявляют завидное стремление к познанию богословских наук. Это нас весьма радует, потому что в них мы видим то новое поколение, которое продолжит богословско-научную традицию Вселенского Православия. С уверенностью можно сказать, что мы имеем славное продолжение наших трудов.

Анатолий Чорногор