13.10.2006. КИЕВ. «Православие. RU.»: «Торжество Православия на экране»
В связи с проходящим 12–17 октября 2006 года в Киеве IV международным фестивалем православного кино и литературы «Покров» мы публикуем отрывок из интервью с бессменным руководителем этого форума Александром Акуловым. Те направления деятельности фестиваля, которые были важны в минувшие годы, остаются актуальными и сегодня.
— Расскажите, пожалуйста, о фестивале.
— Для нас очень существенно, чтобы наши фильмы смотрел светский зритель. На мой взгляд, главная цель православного кино: людям, которые по каким-то причинам еще не вошли в церковную ограду, может быть, боятся, стесняются, не знают как себя вести, рассказать о Православии с радостью, потому, что это религия, призывающая к пониманию Истины. Наш фестиваль призван стать торжеством Православия на экране. По-настоящему верующий человек далёк от смущения и грусти. Он более задумчив над своим поведением и состоянием души, а проще говоря, совести. Поэтому православный человек живёт надеждой на прощение, очищение и веру в Промысел Божий. А значит, не должно остаться места унынию, а лишь слезам радости от надежды быть спасённым.
Человек, как и фильм, лишь личным примером праведного поведения и глубоким рассказом о жизни Православия может приблизить ближнего к познанию Истины. Создатели православного кино своими работами очень хотят, чтобы люди это поняли, посмотрев православное кино.
Православные кинематографисты учатся, и этому будет посвящена большая часть фестивального времени, подавать эту информацию современным киноязыком, чтобы мы были приняты миллионами людей, желающих понять веру Православную. К сожалению, православные кинематографисты пока не вполне им владеют и должны учиться снимать фильмы так, чтобы это было интересно и понятно молодежи и людям среднего возраста.
— Какие страны участвуют в фестивале «Покров»?
— Традиционно Украина, Россия, Белорусь. В прошлом году к нам приезжали гости из Румынии и Болгарии, а в этом должны прибавиться еще Сербия, Польша и Литва. Мы также пригласили гостей из США и Канады, где регулярно показывают православные телепередачи. Нам самим интересны наработки зарубежных режиссеров и авторов, их видение православного кино и телевидения.
— По какому принципу Вы отбираете участников?
— Критерии отбора очевидны. Они указаны, в том числе, и на нашем Интернет-сайте. На него мы выкладываем информацию о конкурсе и собираем заявки от потенциальных участников. В этом году заявок было подано около восьмидесяти, а отобрали для просмотра мы примерно тридцать фильмов. Номинированы, т.е. награждены будут пятнадцать из них. У нас, кстати сказать, весьма существенные денежные призы, а победителям будет дана гарантия того, что их работы покажут по центральному украинскому телевидению. Кроме того, сама атмосфера православного Киева очень способствует вдохновению и созданию новых проектов, для чего, собственно, и был задуман фестиваль «Покров».
— Критерий «православности» фильма каждый понимает по-своему. Каким его видите Вы?
— Если в каждом кадре показывать кресты, купола и батюшек, то есть внешнюю часть православной жизни, — это будет поверхностно и, наверное, не совсем интересно современному зрителю. Или будет адресовано ограниченному кругу людей, которые уже стали людьми церковными. Нашего современника морализаторство и нравоучения возмущают, потому что наша гордость не позволяет прислушиваться к словам ближнего. Если телезрителя с экрана начинают учить жить и тем более сухо говорят о духовных ценностях, без которых, оказывается, жизнь человека лишена вечного смысла, он резонно воспринимает это «в штыки» и продолжает жить по-своему, полагаясь лишь на свои силы. Думаю, что православные фильмы, прежде всего, должны затрагивать социальную тематику, привлекать внимание к духовно-нравственным проблемам общества, рассказывать о людях ведущих духовный поиск, об истории Православия и о спасительном значении Церкви. Это кино должно быть добрым и говорить о любви истинной, а не мнимой. Хороший пример дают многие старые советские фильмы, которые, действительно, могут поднять моральный дух, нравственно обновить и возвысить человека, принести успокоение и мобилизовать на добрые дела. Если после просмотра фильма у человека появляется радостный и добрый свет в глазах, то это кино — православное.
Конечно, мы показываем наши фильмы православным батюшкам и выслушиваем их мнение. Бывает, им не нравиться музыка, операторская работа, но еще не было случая, чтобы они что-то полностью отвергли.
— Уже существует несколько фестивалей православного кино. Это и «Золотой Витязь» и фестиваль «Радонеж», история которых насчитывает около десятилетия. Не является ли появление нового фестиваля «Покров» на Украине распылением сил?
— Я не буду оценивать труды коллег, с которыми постоянно общаюсь. Между нами возникают дискуссии, но уверен, что мы, как православные люди должны поддерживать друг друга, не повторяя тех ошибок, которые уже были сделаны. К сожалению, есть такое явление — некоторые фестивали, позиционирующие себя, как православные, в погоне за аудиторией и именитыми участниками показывают фильмы, не вполне соответствующие заявленным критериям. Я могу гарантировать, что на нашем фестивале этого не будет. Пусть число участников будет минимальным, пусть будет не пятьдесят картин, а пять, но это обязательно будут фильмы, выстроенные на христианских нравственных принципах. Мы не хотим отступать от главной цели — показывать православное кино. Кроме того, мы должны отдавать себе отчет в том, что православное по духу кино не может собирать большую аудиторию. Этого никогда не было и не будет. Преподобный Серафим Саровский говорил: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Масштабность в православном кинематографе не главное, почему я и говорил, что некоторые фестивале в погоне за размахом, утрачивают что-то более важное.
— Какие номинации предусмотрены?
— Кинофильмы, телепрограммы и радиопрограммы. В этом году радиопрограмм, к сожалению, очень мало. Не знаю с чем это связано. То ли с нашим неумением людей заинтересовать участием в фестивале, или тем, что они стали меньше создавать православных радиопрограмм. На самом деле теле- и радиопередачи могут жить довольно долго. Сам я уже четвертый год выпускаю авторскую радиопрограмму и она, скажу без ложной скромности, довольно популярна.
Мы планировали в этом году включить номинацию игровых фильмов, но не нашли, к сожалению, фильмов, полностью или хотя бы на 80% соответствующих нашим требованиям. Хотя бы в части содержания. Везде присутствуют какие-то кадры, которые сделаны для привлечения зрителя, для возбуждения низменных чувств. Этого мы не имеем права выпускать на православный экран. У нас есть задумка, которая Бог даст, реализуется: сейчас нашими авторами пишутся сценарии для игровых православных фильмов, уже ведется подготовка к съемке первого из них. Думаю, мы могли бы создавать по три-четыре таких фильма в год.
Я лично знаю многих известных актеров и режиссеров российского и украинского кино, которые с нетерпением ждут приглашений для съёмок в православном кино. Отрадно, что эти люди приходят в Церковь, начинают ощущать себя православными. Неважно, кто из них в каком возрасте пришел в храм — Бог знает, когда кого призвать. На нашем фестивале будет несколько фильмов, озвученных известными актерами… Есть немало более молодых, но очень известных и популярных киноактеров, которые считают себя верующими людьми. Эти артисты могут привлечь зрителей к экрану не только потому, что люди им верят, а и потому, что быть лукавым или неискренним в таком кино нельзя и опасно! Если актеры такого масштаба сыграют в кино, которое по духу будет православным, то это будет иметь огромное воспитательное значение.
С Александром Акуловым беседовала Ольга Кирьянова