02.10.2006. Газета «Вечерние вести»: «Михаил Суховий — единственный в стране оперирующий… священник»
По дороге в больницу №25, на территории которой действует храм в честь иконы Всецарицы Пантанассы, я так и не знала, с кем же сегодня доведется встретиться — с отцом Михаилом или доктором медицинских наук Михаилом Викторовичем Суховием, руководителем клиники хирургической гематологии и гемостазиологии. Суховия нашла в отделении. Но как только мы начали говорить, профессор сменил белый халат на рясу, и мы продолжили разговор перед храмом. Тоталитарная пропаганда тупо противопоставляла науку и религию. Вся жизнь Михаила Суховия доказывает, что вера и знания вполне совместимы.
Биография Михаила Суховия удивительна. Родился он в 1946 г. В детстве жил и воспитывался на территории Лавры, в корпусах, где нашли приют верующие люди, получившие ранения во время войны.
Я даже не раздумывал, кем стать, — говорит отец Михаил. — Страждущих и калек было так много, что, будучи подростком, понял: я им нужен.
Сейчас молодежь, выбирая профессию, руководствуется принципом «мне нравится», забывая принцип жития для других. Поэтому и выбрал хирургическую гематологию: эта специализация была «отброшена» на обочину медицинской науки.
– А как к вам, глубоко верующему студенту, относились в годы учебы в мединституте?
– Уважали. Хотя попал я в институт не без труда, с третьей попытки. Когда сдал наконец на пятерки все экзамены, вызвали в ректорат и в присутствии секретаря приемной комиссии спросили про отношение к Богу. Ответил: «Верующий». Это вызвало шок.
Михаилу сказали, что решение приемной комиссии будет объявлено позднее. В списках зачисленных он себя не увидел. Только после личного вмешательства министра здравоохранения он все-таки стал студентом. После окончания института были долгие годы медицинской практики и научной работы. Уже будучи доктором медицинских наук, Суховий поступил в Киевскую семинарию и через несколько лет назад стал священником. А вскоре при больнице, где Михаил Викторович работал, открылась церковь, где он стал священником. Отец Михаил уверяет, что пронести глубокую веру через всю жизнь, не усомнившись в ней, было несложно, ведь «медицина и религия абсолютно не противоречат друг другу».
– Существуют ли медицинские процедуры, проведению которых вы, как верующий человек, никогда не посодействуете?
– Конечно, есть. Аборты, эвтаназия. Думаю, что человечество неминуемо столкнется с серьезными этическими проблемами при клонировании.
Доктору Суховию довелось прооперировать свыше тысячи пациентов с нарушениями свертываемости крови. Его докторская диссертация посвящена профилактике и лечению поражений опорно-двигательного аппарата у больных гемофилией. При этом врожденном заболевании у человека от малейших ушибов происходят кровоизлияния, постепенно разрушающие крупные суставы и кости. От костылей и каталки больного могут избавить только сложные операции. Именно такие операции и делает Михаил Викторович.
В нашей стране отец Михаил — не первый врач и священник в одном лице. В начале минувшего столетия, во время революции и гражданской войны, в Украине работал профессор Валентин Войно-Ясенецкий, архиепископ и хирург одновременно. Судьба его трагична: был репрессирован, долгие годы провел в сталинских лагерях, пережил смерть от коммунистических репрессий своих четырех детей. Когда на суде спросили, видел ли хирург в теле душу во время операций, Войно-Ясенецкий ответил: «Никак нет. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести там тоже не находил. Однако никто не сомневается в их наличии…»
Михаил Васильевич Суховий, на мой взгляд, духовный наследник архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).
Марта Кискевич
02.10.2006. КИЕВ. Состоялась встреча Клуба православной песни и творчества