Василий Анисимов. О «реванше» истории. (К 5-летию папского визита)
О «реванше» истории
(К 5-летию папского визита)
Василий Анисимов
Заметки журналиста
Римо-католики и униаты решили отметить в воскресенье в Киеве 5-летие визита покойного Иоанна Павла II в Украину. Униатский кардинал Любомир Гузар уже заявил об этом на пресс-конференции в УНИАНе. Так как униаты традиционно ничего, кроме антиправославных провокаций, организовывать не умеют, есть опасность, что запланированные униатские шествия по главным улицам православной столицы, их акции в филармонии и т.д. закончатся противостоянием и потасовками. Уже пробудились православные братства, которые напомнили и то «море слез и крови», пролитое, по словам Кобзаря, униатами в Украине, и неоднократные грабительские разрушения Киева, православных монастырей и храмов, уничтожение культуры, массовые казни запорожских казаков, и сотрудничество с фашистами, духовное окормление эссесовских дивизий, и разгромы православных епархий в Галиции в недавнем прошлом, и сам визит понтифика, который главная католическая газета «L΄osservatore romano» победоносно назвала «реваншем истории». Тысячу лет ни древнерусские князья, ни казаки-запорожцы папу в колыбель восточно-славянского Православия не пускали, а тут католики взяли реванш: нагнули «стару злочинну владу», и, несмотря на протесты православной Церкви-сестры, папу привезли, устроив «планетарное» для украинцев событие. Теперь, мол, и юбилей отметим. Народ из Галиции привезем, он на подъем легкий, может, еще на что в Киеве сгодиться. Например, погонять по Киеву уже «нову злочинну владу», как гоняли старую. А то ведь оранжевый Президент что-то все мечется с коалицией. Кардинал Гузар прекрасно это понимает, и готов заварить любую кашу. Иначе, зачем резиденцию в Киев перетаскивали? Итак уже месяца три никаких униатских провокаций в столице не случалось. А то люди вдруг подумают, что вернулись во времена, когда «були ми козаками, а унії не чуть було».
Хотя ведь можно было и тот визит, и нынешний юбилей организовать по-христиански. Заручится поддержкой Предстятеля УПЦ, которого Рим признает, и с которым имеет официальные отношения. Провести, может, совместную конференцию, посвященную и Иоанну Павлу II, и православно-католическим отношениям в Украине. А что же праздновать? То что за пять минувших лет ни один православный ни одному униату руки не подал? Так реализуется «диалог любви», с которым папа приезжал в Украину?
О трагедии Иоанна Павла II
При всех панегирических оценках понтификата и личности Иоанна Павла II, папа все-таки представляется фигурой трагической. Прежде всего потому, что его мнение и голос по знаковым событиям современности не только игнорировался, его даже никто и не хотел слушать. Скажем, папа выступал против бомбардировок несчастной Югославии, однако и католические и протестантские страны Европы в ус не дули: продолжали «мочить» бедный народ, пока не поставили на колени. Иоанн Павел II не только выступил против насилия на Святой земле, но и прибыл в Израиль с миссией примирения: посетил и мечеть, и синагогу. Враждующие стороны в знак уважения поблагодарили понтифика и продолжили кровопролитие. Папа резко осудил агрессию против Ирака, но даже самые правоверные паписты-поляки отправили туда третий по численности воинский контингент. Вот и получается, что, например, США никто не любит, но все слушаются, а папу – наоборот. Парадокс?
Однако самым большим ударом для католицизма, да и всего христианства стал отказ ведущих европейских стран включить в конституцию единой Европы упоминание об ее христианских корнях. Надо было 26 лет Иоанну Павлу II руководить крупнейшей конфессией христианского мира, именоваться духовным лидером Запада, принимать почести в более чем ста странах мира, и довести дело до того, чтобы колыбель христианской цивилизации отказалась от своих истоков? Когда-то юродивый, случайно встреченный царем-тираном на обочине дороги, мог повернуть войско, предотвратить истребление целого города. А в наше время понтифик, авторитет которого был безмерный (на его похороны съехались 200 мировых лидеров), не мог «протолкнуть» в главный евродокумент две ни к чему не обязывающие строчки. Вот такие Западная Церковь и западное общество начала столетия. После кончины Иоанна Павла II ситуация только усугубилась. В западно-европейских странах принимается законодательство уже не просто неуважительное к христианской вере, но даже и антихристианское (эвтаназия, однополые браки и т.д.). Иногда думается, что христианские ценности в тех нехристианских или даже забытых Богом странах находятся в большей безопасности, чем в старушке-Европе, откуда папа и нес свою благую весть.
В своем завещании папа римский отметил, что является «должником» Второго Ватиканского собора, который считал «великим даром» для свой Церкви на многие века. Ему судьба давала шанс преодолеть тысячелетний раскол Западной и Восточной Церкви. Перестройка рушила атеистические режимы в Восточной Европе обескровленные, измученные десятилетиями кровавых репрессий, как Лазарь из гроба, восставали Православные Церкви. С братской открытостью западному миру, со стремлением к христианскому единству. И папа-славянин шел поначалу на встречу. В послании 1988 года по поводу 1000-летия Крещения Киевской Руси, он привел знаменитую формулу Второго Ватиканского: «У Европы христианская сущность; ее корни пронизаны христианским духом. Две формы великой традиции, западная и восточная, две формы культуры дополняют друг друга, как два легких единого организма». Она заимствована у нашего замечательного мыслителя серебряного века – Вячеслава Иванова. Говорят, Кароль Войтыла любил русскую культуру, был знатоком русской литературы, богословской мысли, в его энцикликах встречаются цитаты из Хомякова, Владимира Соловьева, священномученика Павла Флоренского, о. Сергия Булгакова). Он говорил о культурном творчестве, как высшем осуществлении человека. Его любила творческая элита Европы. «Будем все-таки надеяться, что красота спасет мир, как сказано у Достоевского», говорил он на прощанье участникам «Соловьевских бесед», которые в 1990-х ежегодно проходили в его покоях, и куда приглашались русские писатели и философы. (См. «Континент» № 124). Участница этих встреч и собеседница понтифика Ольга Седакова пишет: «Его влекла православная традиция, с красотой и богатством которой он советовал знакомиться своей пастве (ряд энциклик посвящен этой теме и вершинная из них – «Свет с Востока», восхищенное и тонкое описание некоторых самых фундаментальных свойств восточного христианства). Он брал уроки исихастской «умной молитвы». Он чтил византийские иконы, и молился перед образом Казанской Божией Матери, иконы, по его словам, спасшей ему жизнь после покушения: ее он передал Русской Церкви. Поскольку мне довелось видеть папу молящимся перед этим образом, я могу утверждать, что он решил передать самую драгоценную для него вещь».
Очевидно, что это был тот редкий случай, когда путь к всестороннему, углубленному взаимопониманию и сотрудничеству с целью преодоления тысячелетнего разделения был как никогда широк. Но все пошло кувырком. Пользуясь деморализацией власти, ужасным экономическим и социальным кризисом, католики нанесли Православной Церкви в Украине такой удар, от которого она долго не могла оправиться. В начале 1990-х униатами и властями были разгромлены три православные епархии в Галиции, причем, везде с насилием. Оно продолжалось до середины 1990-х, когда в сотнях сел было жесткое противостояние, суды незаконно десятками снимали православные общины с регистрации, лишая их прав и имущества, ОМОН штурмовал храмы, применяя даже против детей газ «Черемуху». Это все задокументировано в отчетах правительственных комиссий. Травля Православия в Галиции продолжается до сих пор. Даже во Львовском горсовете считается обычным делом именовать православных «москалями» и угрожать «гилякою» (повешеньем). Разумеется, в глазах православных был полностью дискредитирован Второй Ватиканский собор, где Православные Церкви были названы «сестрами», а Православие «вторыми легкими» Мирового христианства.
Униаты упирали на несправедливость 1946 года, православные апеллировали к 1700, когда 1200 храмов Галиции австрийскими штыками были насильно переведены в унию. К тому же православные почти пять десятилетий содержали, ремонтировали, защищали эти храмы от закрытия атеистической властью. Эти проблемы должна была решать специально созданная Четырехсторонняя комиссия (Ватикан, Москва, Киев, Львов) в духе братской любви, а не мордобоем. Комиссия успела разрешить проблемы лишь в четырех случаях, затем униаты сорвали ее работу и преступили к массовым захватам храмов и избиениям православных. При штурме ОМОНом православного храма в Самборе жестокому избиению подверглись даже члены этой комиссии, православные священники. Помню, как в бинтах, синяках и кровопотеках, они прибыли в Киев и предстали перед ошарашенными журналистами. Так начинался ватиканский «диалог любви».
Сегодня православные интеллектуалы, даже с европейским именем, упрекают Церковь в том, что любовь Иоанна Павла II к Православию и особенно к России, где он очень хотел побывать, не была принята и понята. Об этом «горько и стыдно думать», пишет та же Ольга Седакова. «Он не был услышан», вторит ей учредитель «Континента» Игорь Виноградов. Конечно, одно дело общаться с католицизмом в лице папы римского, прилетать раз в год, обедать с понтификом, говорить о судьбах цивилизаций, о Лермонтове, Бердяеве. Другое лело – с галицкими униатами, для которых борьба с Православием едва ли не единственный смысл существования (для этого, собственно говоря, уния и была создана иезуитами). Допустим, Галиция – дальняя и глухая провинция католицизма, где люди не о судьбах цивилизаций, ни о Лермонтове, ни о Бердяеве не знали, не знают и знать не хотят, — живут в своей многовековой ненависти, в изоляции, как Лыковы в таежном тупике. Но разве этим можно оправдать насилие, творимое именем Католической Церкви?
Папа не был «услышан». А были ли услышаны им православные? Ведь в связи с трагедией православных в Галиции обращались к нему Митрополит Киевский, Патриарх Московский и другие Восточные Патриархи, которые призывали остановить произвол, не пользоваться слабостью молодых держав для прозелетического броска на Восток. Но папа не только не остановил насилие, но даже не осудил его. Это, разумеется, было расценено, как молчаливая поддержка униатского произвола. В 1996 году почти одновременно появилось два любопытных документа: послание Иоанна Павла II по поводу юбилея Брестской унии и отчет правительственной комиссии, подписанный вице-премьерами Иваном Курасом и Василием Дурдынцом, о религиозной ситуации в Львовской области в 1995 году. В первом папа говорил о «взрастании диалога любви» между православными и униатами, о «совместном мученническом пути» в годы тоталитаризма и т. д., а во втором приводились многочисленные факты нарушения униатами прав православных верующих, произвол и беззаконие в отношении православных общин области. Контраст был разительным, было очевидно, что папа был «не в теме». И эта трагическая раздвоенность между словом и делом на долгие годы отравила отношения между Церквами
Визит
Визит папы римского в Украину был инициирован властью, которую униаты сегодня в один голос именуют «старой злочинной». Он имел внутриполитическую подоплеку: осенью 2000 года оппозиция нанесла мощный удар по власти – были преданы огласке записи прослушки кабинета Президента майором Мельниченко, которые дали повод обвинить Леонида Кучму в причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе. Начались массовые выступления оппозиции. Тогда власть и начала форсированную подготовку к папскому визиту. Униатская часть оппозиции была деморализована. Вице-премьер Николай Жулинский открыто шантажировал львовских униатов: будете выступать против власти – визит не состоится, придется, мол, еще тысячу лет ждать. Акции оппозиции сошли на нет: страна начала подготовку к судьбоносному событию. Власть прекрасно понимала, что крупнейшая конфессия страны – Украинская Православная Церковь из-за неразрешенных униато-православных проблем будет выступать против визита, поэтому очень удачно перевела стрелки оппозиционного негодования на православных. Программа визита была составлена так, чтобы спровоцировать православных, уязвить их в самое сердце. Можно было все торжества устроить во Львове, где находится 90 процентов католической и униатской паствы. Нет же «планетарное», по словам Леонида Кучмы, действо решено было провести в Киеве, колыбели восточно-славянского Православия. Католики тоже внесли свою провокационную лепту: был выпущен плакат, изображающий папу на фоне Софии Киевской, и было объявлено, что такого же содержания выйдет почтовая марка. У православных кровь застыла в жилах: все решили, что древнейший православных храм Киевской Руси отдадут униатам. Совершенно прогнозируемой была и реакции Патриарха Московского, одного из гарантов работы Четырехсторонней комиссии, братского разрешения униато-проавославного конфликта в Галиции. Он высказался о нежелательности визита папы в Украину до решения проблемы униатства, более того заявил, что визит еще более осложнит и без того непростые отношения Православия и католицизма. Переписка Блаженнейшего Митрополита Владимира с папой римским каким-то загадочным образом стала достоянием гласности. В ней Блаженнейший Митрополит предлагал перенести визит до тех пор, пока не будет улажен конфликт в Галиции, в противном случая УПЦ не будет участвовать в визитных мероприятиях. Папа же настаивал на паломнической сути визита, и отменять его не собирался.
Власть перевела дыхание: врагами Украины были объявлены Православная Церковь, Московский Патриарх, которые мешают Президенту осуществить интеграцию страны в Европу и приобщить к европейским ценностям. Естественно началось шельмование Украинской Православной Церкви по всем СМИ, в том числе и государственным. Все злобное, антиправославное вытащили на телеэкраны и страницы газет, и оно несколько месяцев, пока шла подготовка к визиту, витийствовало и обличало УПЦ. Один умник даже на УТ-1 объявил Православие «византийской ересью». Так во времена Богдана Хмельницкого униаты именовали веру православную, под лозунгом борьбы с ересью разоряли православные храмы и монастыри, жгли книги, иконы, а православное духовенство и его защитников – казаков преследовали и истребляли, как еретиков.
Естественно, все это и сама подготовка визита грубо нарушали Конституцию и законодательство Украины в области религии и свободы совести, но никто не обращал на это внимания. Политическая целесообразность!
Кроме того, необходимо было решить еще две проблемы: нейтрализовать потенциальных протестантов и провести агитацию среди населения столицы и пригородов, чтобы собрать «нестыдное» количество восторженных поклонников папы. Первое, как водится, поручили силовым и контролирующим органам. Псевдоправославные группировки (УАПЦ И УПЦ-КП), которые декларировали неприятие визита, мигом сдались, распинались перед телекамерами в любви к папе и горячо поддерживали власть. Националистическая интеллигенция, которая исторически всегда была антикатолической, презрев заветы Кобзаря, вытанцовывала перед папой и польку-бабочку и тумбу-юмбу. На православных навалились хором: госадминистрация, прокуратура, милиция, СБУ, пожарные. Каждый священник был строго предупрежден о недопустимости организации и участия в любых протестных акциях. Маршрут движения папы держали в строгом секрете, по предполагаемым улицам следовования папа-мобиля заварили канализационные люки, только снайперов на каждой крыше не поставили. Страхов нагнали столько, что православные епископы вынуждены были провести пресс-конференции, на которых заявили, что никто никаких препятствий встречаться с папой, молится и общаться с ним устраивать не собирается. Но страшилки сыграли свою роль: Киев был пустынен, как после Чернобыля. На летном поле «Чайка» народу тоже собралось много меньше, чем ожидалось. Крайними католики объявили устроителей: поле было далеко, и добраться нелегко, а пустые улицы – от перестраховки.
Во всей Киевской части визита мало что было достойного. Об этом много в то время писалось. Иное дело во Львове: верующие не думали там ни о каком «реванше истории», а пришли на встречу со своим великим пастырем, о котором они думали и постоянно молились. Поэтому и встреча была искренней и сердечной. Хотя и в Киеве и во Львове не обошлось без провокаций (вспомним попытку завезти папу в Софию Киевскую, «причащение» Президента, заявление кардинала Гузара о том, что уния – это и есть «второе легкое христианства» и т. д. и т.п.
Что же принес визит в плане реализации положений Второго Ватиканского собора, должником которого до последних своих дней считал себя покойный папа римский? Ничего хорошего. Диалог ни тогда, ни спустя пять лет так и не завязался. Униаты назло православным перенесли свою резиденцию в Киев, что якобы благословил Иоанн Павел II. Вернее всего — это очередной униатский миф, поскольку никаких письменных свидетельств по этому поводу предоставлено не было. Очевидно, что находясь рядом, униатам удобнее пакостить и организовывать провокации, как это было с недавней попыткой занести униатскую плащаницу в Софию Киевскую. К тому же непонятно, за какие такие заслуги кардиналу Гузару выделили 6 га земли в центре столицы. Виктор Ющенко говорит, что при старой власти все было пронизано взяточничеством и коррупцией. Вот и надо бы новой киевской власти не только изгонять отовсюду «злой дух Омельченко», а создать комиссию и проверить, как и за что разбазаривалась дорогущая столичная земля.
Что запомнилось от визита? Прежде всего – те ушаты помоев, которые вылили на Православную Церковь его пропагандисты и организаторы. Никто, кстати, и не извинился. Но Бог поругаем не бывает, как и Его Церковь. Может быть, римо-католики и униаты живут ощущением «реванша», взятого пять лет назад. Наверное, оно им очень дорого, раз они хотят отметить его шествиями по центральным улицам Киева. Посыпать православным свежей соли на старые раны. Занятие, скажем прямо, вполне униатское….