Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

11.07.2006. КИЕВ. Архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия: «Его Блаженство — это иерарх-мученик, который принял служение Первоиерарха Украинской Церкви в необыкновенно трудное время»

— Владыка, расскажите, что привело вас сегодня в Киев?
— Владыка Митрополит Владимир, Его Блаженство – это прежде всего иерарх, который всю свою жизнь отдал на служение Богу в его Святой Церкви. Я знаю Блаженнейшего Митрополита с 1966 года, когда он был еще представителем Московского Патриархата в Женеве. Он был человеком необыкновенным, который сильно влиял на молодежь. Несколько православных студентов иностранцев, которые тогда учились в Швейцарии, стали священнослужители под его влиянием. Не потому что, кто-то им что либо говорил или убеждал, а потому что они смотрели на его жизнь.
Один серб мне рассказывал, как он увидел, как Владыка где-то спрятался в уголок и читал в воскресенье перед Литургией Правило. Его вид был таковым, что он отбросил все колебания и решил просить рукоположения во священство.
Владыка Митрополит известен в Польше как выдающийся ректор Московской духовной академии, который принимал очень смелые решения, и значительно расширил число студентов. Мы помним в Польше о том, что за свою деятельность его как ректора наказывали, лишали права проповеди, существовали другие препятствия со стороны тогдашних властей в его деятельности. Ныне Его Блаженство — это иерарх-мученик, который принял служение Первоиерарха Украинской Православной Церкви в необыкновенно трудное время. Тогда, когда казалось бы, Церковь могла жить свободно, окормлять верных чад и вернуться к той роли, которую она исполняла в Украине от Крещения Руси и еще раньше, воспитывая и облагораживая народ, ведя по пути в Царствие Небесное. К сожалению, ныне мы видим пагубную деятельность многих миссионеров и сект, которые как хищные волки набросились на святую землю и украинский народ, чтобы оторвать от Православной Церкви ее верных чад. А поскольку нельзя было так легко оторвать, то решили, хотя бы расколоть и оторвать от Вселенского Православия. Служение в такое время является поистине мученичеством в сугубом смысле, поскольку это не только физический труд, это духовные страдания от того, что так много чад отторгнуто от истинного Тела Христова.
Иной темой является отношение властей, и к Православной Церкви в Украине, а также лично к Митрополиту. Я надеюсь, что у вас в дальнейшем совершится эволюция в этих отношениях и политики, которые действительно заботятся о благе украинского народа, и его настоящей самостоятельности, поймут, что благо народа, которым они руководят, состоит в том, чтобы была Православная Церковь единой и истинной, своими корнями уходящей до дня Пятидесятницы. Я думаю, что в ближайшем будущем утихнут расколы и люди разберутся, где благодать не иссякает, и где ее нет вообще.

— Владыка, вы один из немногих высоких иерархов, прибывших из Евросоюза. Вы можете поделить опытом правового регулирования взаимоотношений Церкви и государства в вашей стране?
— Меня очень удивляет то, что фактически Церковь арендует храмы в Киево-Печерской Лавре. Я считаю, что украинское государство несет некую ответственность и имеет обязанности, истекающие из того, что именно государство было причиной разрушения церквей, а также всех устоев церковного быта в вашей стране. Поэтому государство должно принять на себя ответственность и способствовать духовному возрождению. Как иностранцу мне трудно судить, как это осуществляется на сегодняшний день.
Могу поделиться опытом Православной Церкви в Польше. Все исторические великие Церкви в Польше имеют урегулированные правовые взаимоотношения с государством: Римско-католическая, Православная, Лютеранская и другие. Как церковь имеет права юридического лица в целом, так и епархия, приход, монастырь или церковная школа. Право юридического лица могут получить и недавно возникшие институты, например, дома престарелых или молодежные организации. В наших школах преподается «Закон Божий», а преподаватели получают от государства зарплату.
Успешно разрешаются проблемы с церковным имуществом, отнятым государством. Все то, что на день 11 ноября 1918 года, принадлежало Церкви, может быть ей возвращено. Это, в действительности довольно трудный процесс, поскольку право на собственность надо доказать. Эту работу проводит специально созданная на основании Закона комиссия, состоящая из четырех человек — двух представителей государства и двух представителей Церкви. Ее решения приравниваются к судебным, только с тем исключением, что они бесповоротны, и не подлежат обжалованию. В тот момент, когда уполномоченное Церковью лицо обращается в комиссию, все другие правовые процессы регулирования статуса этого имущества, административного или судебного, блокируются.
Таким образом, наша Церковь вернула некоторую часть того имущества, которым владела перед революцией. В одной только Холмско-Люблинской епархии Церковь имела около 15 тысяч гектаров земли. В настоящее время возвращено около трех тысяч, поскольку всегда надо доказать, что это когда-то было церковное имущество. Сделать это бывает порой трудно, поскольку документы часто уничтожались во время войны и в другие неблагоприятные времена. Этот процесс еще не окончен, он продолжается, но мы уверены, что все принадлежащее Церкви будет возвращено.

— Известно православным верующим Польши о существовании раскола в Украине?
— Известно, и мы очень сожалеем о расколе в Украине, считаем, что это трагедия, которая не только касается жизни Украинской Церкви, но она относится к жизни каждой Поместной Церкви. Думаю, с течением времени, верующие люди увидят, что есть правда, а что есть ложь, особенно, что есть правда и ложь духовная. И вера угасит раскол, молитвами святых Киево-Печерских, и молитвами всех святых в земле украинской просиявших. Хотелось бы также, чтобы люди умные, находящиеся в расколе, осознали это раньше, вернулись скорее в лоно канонической Церкви, и священнослужители, рукоположенные еще в канонической Церкви, не вводили в заблуждение верных. Неканоническая иерархия или священство может принести Украине очень много трудностей и беды в христианском служении и нормальной духовной жизни.
Для нас, верующих поляков очень прискорбно, что Киево-Печерская Лавра еще не находится во владении Православной Церкви. Это удивительно, что демократические законодательные и исполнительные органы государства за столько лет после развала атеистического государства не видят возможности передачи того, что неоспоримо принадлежат Церкви. Ведь это же святыня мирового Православия! И создали эту красоту святые и монахи, которые тут почивают своими мощами. Это парадокс, что Лавра еще не полностью является собственностью Церкви. Такая позиция, сравни противлению тому, что есть день, и есть ночь. Ну, можно, конечно усомниться в существовании солнца, но скажите, кто об этом будет думать серьезно. Я слышал, что надо писать даже прошения, чтобы можно было совершать богослужение на территории Верхней Лавры . Это, что-то невероятное. Мы, иерархи, собранные со всех уголков мира, молимся и надеемся, что это безобразие скоро прекратится.

Беседовал В.Свистун