Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Возрождение святынь — первоочередная задача»

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Возрождение святынь — первоочередная задача»

К 30- летию архиерейского служения митрополита Агафангела

Воссозданный из руин Спасо-Преображенский кафедральный собор, отреставрированные и отстроенные заново храмы и новые монастыри, множество других возрожденных святынь — все это плоды упорных многолетних трудов митрополита Агафангела на одесской кафедре. А сколько всего было сделано за 30 лет архиерейского служения (юбилей которого владыка молитвенно отметил 16 ноября), уже и не сосчитать! Очевидцы и поныне помнят о деятельности молодого архиерея на Винницкой земле, которой суждено было стать первой архиерейской кафедрой владыки. Будучи еще молодым епископом, в те годы безбожных гонений на Церковь, владыка Агафангел не боялся проводить активную просветительскую деятельность. За последние десятилетия многое изменилось — другая страна, новые проблемы, происходит смена поколений. Но создается впечатление, что с годами владыка не меняется, а, наоборот становится только бодрее, упорнее и активнее в реализации многочисленных проектов по возрождению святынь.
Посетив Свято-Успенский монастырь в Одессе, каждый может стать свидетелем того, что обитель меняется на глазах. И этот процесс обновления и преображения и доныне не перестает радовать всех притекающих к святой обители. Казалось бы, уже давно закончились работы по реставрации храмов, завершен капитальный ремонт братского корпуса, летней патриаршей резиденции, благоустроена прилегающая территория. Но рачительный хозяин на этом и не думает останавливаться. Освещая всю округу сиянием пяти золотых куполов, поднялся белокаменный величественный храм «Живоносный источник», готовый в скором времени принять всех прихожан и паломников святой обители под свои широкие своды. Стремительно возносится к небу высокая колокольня, в которой, по примеру древних святых обителей, будет расположен надвратный храм. Обитель продолжает благоукрашаться мозаиками в византийском стиле, декоративными деревьями и цветами.
Направляясь в Свято-Успенский монастырь в надежде увидеть митрополита Агафангела, я знал, что, учитывая занятость владыки, шансов у меня не так уж и много. Нужно отметить, что владыка на месте никогда не сидит и часто посещает монастыри и приходы. С особым вниманием и скрупулезностью одесский святитель контролирует строящиеся и ремонтируемые объекты, лично проверяя ход работ, независимо от того, где они проходят — в монастыре, семинарии, богодельне, на городском приходе или в одном из районных благочиний. Прибыв в монастырь, я с радостью узнал, что архиерей дома. Владыку я застал в недавно сооруженной монастырской оранжерее, где в зимний период сохраняется множество декоративных растений, украшающих монастырь в теплое время года. От имени сотрудников пресс-службы УПЦ я поздравил митрополита с прошедшим юбилеем архиерейской хиротонии и праздниками Рождества и Богоявления. К сожалению, на просьбу дать интервью пресс-службе владыка ответил отказом, аргументируя его отсутствием свободного времени. «И так уже много сказано и написано,- заметил святитель,- теперь пусть наши дела рассказывают за нас — что мы сделали, чего достигли и каковы наши успехи! Да и на месте сидеть некогда, у нас кругом идут ремонтные работы, нужно проверить, как они продвигаются». Владыка благосклонно отнесся к моей просьбе сопровождать его, и мне посчастливилось стать свидетелем того, как митрополит Агафангел, погруженный в заботы о благоустройстве обители и семинарии, совершает обход реконструируемых объектов. Выйдя из оранжереи, мы направились в сторону духовной школы. Проходя мимо новопостроенного храма, в котором идут внутренние отделочные работы, владыка благословил строителей, пообщался с некоторыми из них, подробно выяснил все текущие вопросы. Нужно отметить, что митрополит Агафангел в общении с людьми не просто демократичен, а по-отечески любезен и приветлив. У нас тоже завязалась непринужденная беседа.
– Владыка, я обратил внимание на русский стиль новопостроенного храма. Его архитектура навеяла мне мысли о Вашей исторической родине, Липецкой области. Взрастившая Вас земля, славная в историческом прошлом, хранит много православных святынь — древних храмов и монастырей. Вы ощущали их благотворное влияние в юности?
– Я всегда ощущал и сейчас ощущаю глубокую духовную связь не только с теми православными святынями, у которых Господь мне судил родиться, но и с теми, у которых прошли мои семинарские и студенческие годы, монашеский постриг, священническое и архиерейское служение. Что касается исторической родины, то, конечно, духовную сущность человека во многом определяют родовые и исторические корни.
– Как часто Вы посещаете края, где прошло Ваше детство?
– К сожалению очень редко. Епархиальные дела, церковные послушания забирают все свободное время.
– У Вас остались родственники, которые живут там?
– Родственников мало. Когда они приезжают ко мне в гости, я всегда с радостью их принимаю.
– Владыка, в детском возрасте Вы испытали все тяготы военной жизни…
- Нет ничего страшнее войны, ведь не зря церковь непрестанно молится о мире во всем мире. Война пронеслась страшным ураганом по нашей земле и современное человечество должно сделать все возможное, чтобы этого больше никогда не повторилось!
Тем временем мы прошли строящуюся над входом в монастырь изумительной красоты колокольню. Владыка посетовал, что работы затягиваются, строительство белокаменной красавицы планировали завершить 6 января. Колокола готовы в полном объеме — все 14 и ждут своего часа, чтобы занять надлежащее место. Вес главного колокола 1,5 тонны. Уже совсем скоро малиновый звон торжественно наполнит собой зимний, морозный воздух, дабы оповестить всех о наступивших праздниках.
Наконец, мы зашли в административный корпус семинарии. Чистота и порядок по-прежнему остаются визитной карточкой одесской духовной школы. Владыка направился в сторону семинарского лазарета. Здесь еще не высохла краска, строители проводят завершающие работы. Медпункт с прилегающими помещениями для болящих воспитанников больше напоминают фешенебельные гостиничные номера по современному европейскому стандарту. Но это, как оказалось, не предел забот и планов митрополита. «В одном из семинарских корпусов мы выбрали место для паломнической гостиницы. Ремонт завершен, уже заказана мебель, матрацы и все необходимое для того, чтобы достойно, в лучших православных традициях странноприимничества, встречать и принимать гостей нашей святой обители»,- пояснил владыка.
– Владыка, Вы не перестаете заботиться о благоустройстве семинарского быта. В свое время Вы тоже были студентом Киевской Семинарии, заканчивали уже Одесскую духовную школу в сложное и страшное время атеистических гонений. Когда к Вам пришло твердое убеждение посвятить свою жизнь служению церкви? Кто Вас направлял на этом пути?
– Своим религиозным чувством я обязан своей матери, которая воспитала меня в нелегкое время православным христианином. В то время, как все храмы разрушались, она не жалела сил для их восстановления. Уже в мою бытность воспитанником духовных школ, большую роль в моем духовном становлении сыграли подвижники Киево-Печерской Лавры, среди которых особо можно отметить старцев Трофиллия, Мартирия. Часто мы посещали Флоровский и Покровский женские монастыри. Каждую неделю мы шли пешком в Киево-Печерскую обитель, испрашивали молитвенной помощи у преподобных отцов Киево-Печерских, исповедывались, причащались, находились в тесном общении со старцами. Это были истинные подвижники благочестия.
– Ваши биографы упоминают, что еще в годы учебы в КДС, под впечатлением монашеских подвигов преподобных отцов печерских и праведников тех дней, Вы решили принять «ангельский образ», и даже заказали сшить себе клобук, который в связи с закрытием Киево-Печерской Лавры хранили несколько лет. Затем исполнили свое желание в Троице-Сергиевой Лавре. Владыка, что побудило Вас к такому шагу?
– Желание принять монашеский постриг было настолько сильным, что у меня даже никаких сомнений по этому поводу не было! Другого пути для себя я не представлял.
– Владыка, предполагали ли Вы, что Господь свяжет Вашу судьбу с Украиной?
– Тогда у нас была одна Родина, все жили одной семьей, никто не делил эту семью на своих и чужих. Поэтому, особого различия, где служить для меня не было. Хотя помню, что поначалу имел желание остаться в Троице-Сергиевой Лавре, где принял монашеский постриг.
– Как священнослужитель, в те атеистические годы Вы являлись объектом агрессии государственной машины, «антисоветским элементом». Что помогало тогда выстоять и не сломаться?
– Времена для церкви были всегда тяжелыми, они и сейчас не легче. Враг рода человеческого не дремлет, со временем он становится только хитрее, сети, которые он плетет тоньше. Но у нас есть обетование Спасителя: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века «, потому вера наша должна быть непоколебимой, любовь к Господу и преданность Матери Церкви крепкими и нерушимыми. И как бы не менялся этот суетный мир, мы всегда должны помнить, что, прежде всего — мы христиане! С Богом и Пречистой Девой мы выстоим при любом испытании!

Беседовал Андрей Коваль