Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Беззаконие в Липовой Долине

Беззаконие в Липовой Долине

03.11.2005. СУМЫ. Местные власти поселка Липовая Долина хотят передать Свято-Троицкий храм УПЦ раскольникам из «Киевского патриархата»
В редакцию газеты «Ваш шанс» обратились прихожане Свято-Троицкого храма Украинской Православной Церкви поселка Липовая Долина и попросили помочь защитить их права, гарантированные Конституцией. «Мы, прихожане канонической веры, ходим на службу в эту церковь и хотим исповедовать веру, избранную нашими предками, но нас, несмотря на коллективные обращения к голове райгосадминистрации, без какого-либо на это права лишают такой возможности. В воскресенье, 23 октября, в нашу церковь (при содействии зампредседателя РГА Молошного А.П.) приехали священники УПЦ Киевского патриархата… и начали проводить там службу. Мы вынуждены были покинуть помещение церкви. Таким образом, мы были лишены возможности участвовать в воскресной Литургии. Как нам быть? Куда ходить на службу? Нас запугивают тем, что возле церкви будет дежурить милиция и прогонять верующих УПЦ. Большая часть истинно верующих вынуждена ездить на богослужения в другие канонические церкви. Разве это справедливо? Ведь сколько лет мы тоже жертвовали и на нынешнюю церковь, и на строительство новой… Мы были основателями нашей парафии, мы ее открывали, имеем соответствующий устав и хотим, чтобы она существовала и теперь, и в дальнейшем.
Мы не имеем права осуждать тех, кто сделал раскол среди верующих нашего поселка… Но все же мы хотим знать, имел ли право А. Молошный, занимая государственную должность и зная ст.35 Конституции Украины, распространять листовки (прилагается) среди жителей района и сеять вражду между верующими. И имеем ли мы право проводить службы и требы в помещении, которое нам в свое время было выделено решением власти?.. Еще более обидно нам оттого, что все это делается не из-за глубоких религиозных убеждений, а только ради денег, которыми покупают нашу церковь. Но зачем нам такая церковь? Ведь в нее нельзя будет ходить, потому что она не каноническая, не благословенная».
Письма, рассказывающие о ситуации в приходе, были направлены и епископу Сумскому и Ахтырскому Марку, и начальнику Липоводолинского райуправления юстиции, и районному руководству.
Выехав на место и побеседовав с жителями, мы узнали, что началом конфликта послужила ситуация вокруг помещений церкви: старой — бывшего склада, и новой, которую строили всей общиной, собирая деньги по два-три раза в год. Ее строительство практически закончено, но еще нет куполов. А ведь приближается зима, и, если здание не покрыть, работа трех лет может пойти насмарку. По этой причине церковная община обратилась к райгосадминистрации с просьбой помочь закончить строительство. Местная власть нашла «подходящий» выход — обратилась за финансовой помощью к «Киевскому патриархату». До этого раскольничьей общины в поселке не было. Договоренность была достигнута при условии, что новый храм власти отдадут «Киевскому патраархату» Отдельные представители районной власти, видно, забыв о том, что Церковь у нас отделена от государства, с завидным рвением стали убеждать липоводолинцев переходить в УПЦ КП.
К сожалению, эту позицию поддержало и руководство православной общины. Пользуясь религиозной необразованностью отдельных прихожан, священник Богдан Илькив, который и ранее отличался, мягко говоря, оригинальным толкованием смысла православной веры, начал «проповедовать», что, в принципе, нет никакой разницы между канонической УПЦ и УПЦ КП, а если и есть, то разве только в том, что УПЦ — это церковь московская, а УПЦ КП — родная, украинская. Ту же линию в своей агитации проводила и местная власть, распространяя агитлистовки собственного сочинения. Все закончилось тем, что часть «просвещенных» таким образом прихожан подписала просьбу перевести их в «Киевский патриархат».
Однако после приезда в Липовую Долину архиепископа Сумского и Ахтырского Марка ситуация для многих верующих прояснилась, и многие отозвали свои подписи.
Казалось бы, местным чиновникам стоило бы успокоиться и вспомнить о своих обязанностях. Но не тут-то было. В адрес липоводолинцев полетели воззвания, подписанные замглавы РГА А. Молошным, в которых он излагал свои взгляды на Библию, на Церковь, на вопросы объединения православных.
Из предоставленной нам переписки с липоводолинцами явственно следуют и пропаганда «правильной» веры, и разжигание межконфессиональной вражды. А уж почему госчиновник считает своим долгом (со ссылками на Библию, составляющими большую часть текста) пропагандировать определенное вероисповедание в ущерб остальным, вообще непонятно.
Для рассмотрения возникшей ситуации в поселок на встречу с жителями прибыл представитель облгосадминистрации, начальник отдела по вопросам религий Анатолий Ярош:
— Эта ситуация выхода части общины из канонической церкви для области не нова. У нас есть документы о регистрации общины, а у вас — документы, согласно которым земля и здание действующей церкви переданы общине канонической Украинской Православной Церкви. Поэтому, согласно Закону «О свободе совести и религиозных организациях», если часть людей хочет переходить в Киевский патриархат, они должны оставить эту общину, создать и зарегистрировать свою организацию и обратиться к местной власти с просьбой предоставить помещение для богослужений. Они во главе с о. Богданом уже готовят документы для регистрации. Ваша же община останется в действующей церкви. Никаких претензий на церковь ни со стороны власти, ни вышедших из общины быть не может.
— А как вы оцениваете пропаганду Киевского патриархата местной властью?
— Это будут рассматривать отдел кадров и отдел жалоб и предложений ОГА. Я могу только выслушать вас и доложить областному руководству.
Нам удалось побеседовать и с главным «виновником торжества», которого единогласно обвиняют в разжигании конфликта, — Анатолием Молошным.
— Почему вы как представитель власти заняли сторону одной конфессии?
— Я не занимал ничью сторону.
— Но вы распространяли листовки с призывами; не зная канонов православной веры, убеждали людей в том, что думали сами…
— Я сам человек верующий, и для меня разницы между патриархатами нет. Нам хотели помочь, когда никто не интересовался нашими проблемами.
— Разве приход канонической церкви собирал деньги и строил церковь для Киевского патриархата?
— Единственное, что нами руководило, — желание выйти из сложной ситуации со строительством. Если бы я знал, что оно так обернется… Пусть бы еще сто лет строились. Не имеет значения, каким способом человек молится…
— Позволительно ли представителю власти заставлять людей менять веру?
— А вы отвечаете за эти слова, что я кого-то заставлял? Я как представитель власти вообще ничего не делал, что противоречило бы моим полномочиям.
— А распространение писем?
— Да, это я признаю, но если вы внимательно его читали, это письмо направлено на примирение.
— Не на переход в другую церковь?
— Почему другую? Это одна церковь, один Бог.
— А можно узнать содержание письма администрации РГА в милицию? (Это письмо было составлено А. Молошным и направлено начальнику РО УМВД Украины в Сумской области Е. Пилипенко за подписью председателя РГА С. Греся. В нем была просьба привести личный состав в готовность, установить дежурство возле храма во время богослужений, для чего уточнить график у Б. Илькива и прекратить все попытки силового варианта развития событий, видимо, подразумевая под этим законные основания прихожан отстоять свой храм. Копия письма в редакции. — Ред.)
— Эта информация о письме — только слухи, не имеющие основания. Это письмо никаким службам не передавалось(?!). Когда возникла конфликтная ситуация, я просто испугался, не знал, что делать… Но никаких мер не предпринимал, просто переговорил с людьми, которые мне посоветовали не вмешиваться, это не входит в мои полномочия. Поверьте, это все слухи, им не надо верить. И не надо копаться, стараться что-то выудить, чтобы сделать громогласную статью, доказать, какой я плохой.
— Да мы, вообще-то, в этом не заинтересованы…
— Вот и не надо копаться. Ну если я сегодня подам заявление — кому-то станет лучше? Исправится ситуация? Я на это место пришел с одной целью — служить людям, и если мне сегодня хотят доказать что-то другое, они абсолютно неправы, вот и все.
Не менее содержательной оказалась наша беседа с о. Богданом.
— Будет ли община Киевского патриархата переселяться в другое помещение, раз действующая церковь юридически передана общине канонической Православной Церкви?
— Фактически приватизации общиной какой-то определенной церкви не было. Это помещение висит в воздухе.
— Но ведь есть документ о передаче в пользование.
— А приватизации нет. Если бы здание передавалось церковной организации, оно было бы приватизировано. А раз нет, значит, оно передавалось просто человеческой общине, так я понимаю.
— Но ведь передавалось оно общине канонической церкви.
— А что такое каноническая и неканоническая церкви? Каноническая церковь была Киевская, Киевской Руси.
— Это же не национальный вопрос.
— А какой? (Далее следует диспут о происхождении веры.)
— А как вообще священник может оставить свою веру и перейти в другую, какой бы она ни была?
— Я не оставляю веры.
— А церковное руководство тоже так считает, что можно быть священником одного патриархата и править службу другого?
— А я не правлю другой службы. Моя служба пока идет по канонам.
— А в это воскресенье?
— Приехали люди и правили. Община хотела увидеть, к чему она идет, это ее решение, а не священника или власти. Люди захотели и пригласили Киевский патриархат. При чем тут священник? Церковь — это община.
— А пастырь общины кто?
— Я не знаю, кто пастырь общины. Их много, община сама выбирает себе пастыря.
Не нам, конечно, судить, но мы почему-то думали, что священник должен учить людей, объяснять и наставлять, оберегать от греха, а не водить от патриархата к патриархату. А по желанию — к более мелким организациям христиан или и вовсе… А если община скажет: «Хотим быть сатанистами!» — священник должен их возглавить и там, раз уж община сама решает, к какой вере присоединиться?.. Но это внутрицерковные вопросы.
А теперь о «мирских» проблемах зданий… На эту тему, как и об оценке ситуации в целом, мы попросили высказаться председателя РГА Сергея Греся:
— Каждая община имеет право на свое помещение. Разделение общины в Липовой Долине, конечно, неприятно. Для большинства людей патриархат не важен, лишь бы церковь была. Но раз уж так получилось, и те, и другие имеют право на помещение. Поскольку первой зарегистрирована парафия Московского патриархата, они останутся в церкви. А вышедшие во главе с Богданом Николаевичем тоже получат помещение. Это будет решать поселковый совет, ведь помещения — не в нашей компетенции. Недостроенная церковь будет строиться, сейчас работы понемногу идут за деньги, собранные общиной и предприятиями. Представители Киевского патриархата к нам пока не обращались, и оснований говорить о том, что они готовы нам помочь в строительстве церкви, у меня нет.
В минувшее воскресенье прихожане Свято-Троицкой церкви, защищающие каноны, пришли в свой храм, но он был заперт. Несмотря на морозное утро и то, что среди собравшихся было немало пожилых людей и детей, воскресную службу все-таки было решено провести под открытым небом. Благочинный района отец Андрей представил собравшимся нового настоятеля храма протоиерея Константина, назначенного архиерейским указом вместо освобожденного Богдана Илькива. Сторонники последнего в службе участия не принимали, но зато регулярно вступали в спор со священниками, доказывая, что Москва и Россия грабят Украину.
Кстати, несмотря на все заверения о том, что вмешиваться в дела общины райгосадминистрация не будет, буквально накануне все тот же А. Молошный присутствовал на сессии Липоводолинского поселкового совета и, не стесняясь, убеждал местных депутатов провести разъяснительную работу среди населения в поддержку бывшего настоятеля Богдана Илькива и его стремления перейти в УПЦ КП. Эта позиция районных чиновников вызывает, мягко говоря, недоумение…

Богдана Александрова, газета «Ваш шанс»