Олесь Бузина: «Благодаря Митрополиту Владимиру мы сохранили каноническое православие в стране»
Олесь Бузина: «Благодаря Митрополиту Владимиру мы сохранили каноническое православие в стране»
«Митрополит Владимир встал во главе церкви в смутное время — в 1992 году. И встретили его непониманием. Я еще помню те истерические выкрики накрученной продажными агитаторами толпы: «Геть московського попа!» Хотя никаким «московским» Владимир не был и не мог быть. Он родился почти в самом центре Украины — в селе Марковцы Хмельницкой области. Учился в Одессе. Продолжительное время был епископом Черниговским и Нежинским.
В какой-то мере ему повезло, что в его родном селе сохранился храм. Еще два века назад его выстроил местный помещик. В советское время церковь закрыли. Но люди упорно отстаивали свое право молиться, и в 1943-м там снова возобновили службу. Тогда религиозность не была в моде. Наоборот. Хорошо чувствовал себя тот, кто Бога хулил. Школа навязывала атеистическое воспитание. «Поповщина» считалась пережитком темного прошлого. Ее обещали вот-вот искоренить.
А будущий митрополит не только не скрывал того, что он верующий, но и с детских лет заменял в церкви пономаря. С ним проводили «педагогическую» работу. На него рисовали в школьной газете карикатуры. А еще кресты — прямо на лбу. Его прорабатывали на родительских собраниях.
Может быть, именно это привело к тому, что во время церковного раскола начала 90-х, когда смутились умы не только у прихожан, но и у священников, и у многих высших иерархов, Владимир сохранил твердость и спокойствие духа. Не пошел ни на какие компромиссы с раскольниками. Дал уверенный отпор мирскому тщеславию и попыткам подчинить церковь делам сиюминутной политики.
«Благодарение Богу, — вспоминал о детстве Митрополит, — никакой внутренней борьбы, что касается вопросов веры, никаких сомнений или недоразумений, которые испытывают многие люди на пути к храму, к Богу, у меня не было».
Именно это качество принято считать самой сильной стороной личности Владимира. Он делал то, что должно духовному пастырю. Без гнева и сомнения. Поражая своим спокойствием в те времена, когда со всех сторон доносились сообщения о захвате бывшими комсомольскими функционерами вроде нынешнего ровенского губернатора Червония храмов канонической церкви, а унсовцы во главе с Корчинским, забавляясь, штурмовали Киево-Печерскую лавру.
Впоследствии тогдашний Президент Леонид Кравчук нашел в себе силы признать, что власть совершила ошибку, пытаясь вмешаться в церковные дела. Но тогда была сделана ставка на создание, вопреки всем православным канонам, скорее не церкви, а политической организации. По сути, это было продолжение советской идеологической политики брежневских 70-х. В один момент в анкетах для преподавателей в 1992 году строка «Ваше отношение к строительству коммунизма» сменилась некой пародией: «Ваше ставлення до розбудови незалежної держави». Официозный украинский национализм болел всеми партийными пороками социализма — своего истинного «отца». Его адептам казалось вполне разумным разжигать раскол в церкви и не замечать актов насилия, следующих за ним.
Не секрет, что на протяжении всех лет советской власти до Митрополита Владимира УПЦ не имела главы, назначенного в соответствии с церковными канонами Архиерейским Собором. Кандидатура такого уровня определялась партийными руководителями и навязывалась верующим.
Многим государственным чиновникам, всю жизнь служившим идеям коммунизма, а потом в одно мгновение перекрасившимся в желто-голубой цвет, хотелось сохранять такое беззаконие и далее. Они весьма своеобразно понимали, что такое свобода совести.
Избрание Митрополита Владимира съехавшимися в Харьков архиереями эти люди восприняли чуть ли не как покушение на их политические права. Тем более что избранный занимал до этого ростовскую кафедру — и было так соблазнительно слепить пропагандистский образ страшного «московского попа». Все повторялось, как в детстве, когда на него рисовали злобные карикатуры в школьной стенгазете.
Собираясь в Киев, владыка Владимир сотнями получал угрозы с требованием не возвращаться в Украину. По дороге поезд, в котором он ехал, был остановлен по смутному распоряжению откуда-то «сверху». Владыке предлагали появиться в столице тайно, на милицейской машине, мотивируя это целями безопасности, лишь бы не допустить встречи с народом. Но митрополит не испугался. Дома его ждала огромная толпа встречающих.
«Я вернулся домой в Украину, чтобы служить Богу и людям», — это его слова на Киевском вокзале. «Я приехал не за границу, — добавил он в первой проповеди в тот же день, — я вернулся в родной дом, на свою родину, которая меня воспитала. Я не могу заявлять о своем патриотизме, потому что, как мне кажется, это врожденное чувство, как отношение к родной матери, которая родила нас и дала нам все необходимое».
И тут сразу ощутили различие между настоящим митрополитом и теми, кто рискует объявлять себя даже патриархом, но остается разбойником. Многие ожидали, что в день приезда, используя огромную поддержку верующих, владыка вернет захваченный боевиками Владимирский собор. Но он не благословил на насилие. Даже ответное.
«Бог не в силе, а в правде», — напомнил священнослужитель. В отличие от своих противников новый глава церкви действительно не хотел кровопролития между, как он выразился, «единоверными и единокровными братьями». То, что часть из этих братьев заблуждалась, не меняло дела. Грех нельзя искоренить еще более тяжким грехом.
Может быть, кому-то такой путь показался долгим и требующим слишком сильного душевного терпения. Но будущее подтвердило, что владыка прав. Эту правоту можно измерить даже статистически.
За двенадцать лет, которые владыка Владимир занимает кафедру Киевского Митрополита, количество канонических православных приходов увеличилось с трех тысяч до десяти. Это лучше любых измышлений доказывает, за кем действительно идут верующие и какая церковь на самом деле дарует благодать.
Сошлюсь на собственный скромный духовный опыт. Я крестился через год после появления Митрополита Владимира в Киеве. Мне было двадцать четыре года. Я ощущал себя до этого скорее скептиком и вольтерьянцем, чем христианином. Но летом 1993-го почувствовал какое-то смутное, но неотвратимое желание принять крещение. И непременно в канонической церкви. Друг отвел меня во Фроловский монастырь. Кто знает, может быть, именно сила, полученная, когда я «плюнул и дунул на диавола», до сих пор оберегает меня.
Приятно осознавать, что Митрополит Владимир — наш коллега по журналистской профессии. В самом начале 70-х он несколько лет был ответственным редактором «Православного вісника» — единственного журнала такого направления, выходившего тогда в Украине.
Но владыка еще и коллега юристов. Кроме полученного в Одесской семинарии и Ленинградской духовной академии духовного образования, у него есть образование юридическое.
Преподаватели тоже могут считать его коллегой. И дипломаты. Ведь в разное время он был ректором той же Одесской семинарии и заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Блаженнейший свободно говорит по-французски. В 1989 году он временно руководил Гаагской епархией в Голландии. Не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день Митрополит Владимир — один из самых образованных православных иерархов.
В дни недавних, самых сложных в истории страны президентских выборов глава Украинской православной церкви проявил те качества, которые никогда не покидали его в критические минуты, — спокойствие и миролюбие.
«Все проходит, и это пройдет, — напомнил он слова надписи на перстне царя Соломона. — Мы верим, что пройдут и эти невзгоды, которые всколыхнули сегодня нашу страну. Но мы должны оставаться тут жить, смотреть друг другу в глаза, работать плечом к плечу, вместе строить наше государство и возрождать соборы человеческих душ. Сегодня, как и всегда, церковь вместе со своим народом. Она никогда не делила и не будет делить людей по происхождению, социальному статусу, национальности, языку или политическим симпатиям. Для церкви нет «оранжевых» или «бело-голубых», а все являются детьми Божьими, нашими братьями и сестрами во Христе. Сохранение общественного мира в круговороте событий последних дней показало, что народ оказался мудрее политиков».
Разве можно точнее сказать о нашей смутной эпохе?»
«2000»