14.12.2005. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Исполнилось 160-лет со дня освящения Свято-Троицкого кафедрального собора
В день памяти святого апостола Андрея Первозванного городское духовенство и верующие собрались на престольный праздник одного из соборных пределов в главном храме города, чтобы разделить радость празднования 160-летнего юбилея со дня освящения Свято-Троицкого кафедрального собора. По благословению митрополита Иринея, торжественное богослужение возглавил секретарь епархии протоиерей Валентин Цешковский. После Божественной литургии был отслужен праздничный молебен и совершен крестный ход, после которого секретарь поздравил настоятеля собора протоиерея Владимира Аксютина и всех прихожан с этим знаменательным событием.
Историческая справка.
Свято-Троицкий Кафедральный собор был построен на месте первой городской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1781 году в расположенной на месте нынешнего днепропетровского района Старые Кайдаки слободе Половица (которая к тому времени имела больше ста дворов и полутора тысяч человек населения), по инициативе бывших запорожцев Лазаря Глобы, Гната Каплуна, Андрея Мандрыки, Даниила Косолапа, началось строительство новой церкви. Возведение храма (названного во имя Святых Петра и Павла) проходило под руководством мастера из села Каменское Данила Деревянки. Но законченная летом 1783 года деревянная церковь так никогда и не была освящена. За несколько дней до освящения по неизвестной причине загорелся купол церкви. Поскольку строительные леса были уже разобраны, потушить пожар не удалось.
В 1784 году казаки подали новое прошение о строительстве церкви. Но из-за слухов о ликвидации слободы и перенесении ее на место бурно развивающегося Екатеринослава, с самим строительством решили повременить. Эти слухи вскоре подтвердились. И все-таки в 1786 году жители Половицы успели достроить и освятить молитвенный дом во имя Казанской Божией Матери, который стал первым храмом нашего города. Увы, время не сохранило до наших дней эту постройку…
Только 15 января 1791 года непосредственно в Екатеринославе при святителе Амвросии (Серебрянникове), епископе Екатеринославском и Херсонес-Таврическом, освятили первую городскую церковь во имя иконы Казанской Богоматери. В нее же перенесли иконостас и церковную утварь из того самого молитвенного дома, который был уже упразднен.
Первая городская церковь, на самом деле, была не так уж и нова. Это здание еще в 1780-1781 гг. построили для храма Екатеринослава Кильченского (именно так тогда назывался прекрасно нам известный Новомосковск). Прослуживший десять лет храм, не долго думая, решили в новый Екатеринослав попросту … перевезти. Такое решение было принято по той причине, что на строительство нового храма у “бурно развивающегося” Екатеринослава не было… средств. Сначала предполагали перенести уже упоминавшийся Казанский молитвенный дом из расположенной гораздо ближе Половицы – но его состояние было настолько ветхое, что в дороге он мог просто рассыпаться. Потому-то и состоялось “путешествие” церкви из Екатеринослава Кильченского.
Казанскую церковь, правда, тоже планировали как временную. Ни по своим скромным размерам, ни по архитектурному стилю она не подходила Екатеринославу. Поэтому, расположившись недалеко от Днепра (на месте современного дома по площади Демьяна Бедного, 1), она простояла недолго. Но оставила заметный след в истории развития города, потому что именно от нее выводят свою родословную Успенская и Троицкая церкви: два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили епископальными кафедрами.
В 1797 году, после освящения деревянной Успенской церкви перед местными властями встал вопрос о дальнейшей судьбе ее предшественницы – Казанской церкви.
Уже в октябре по благословению митрополита Екатеринославского и Херсонес-Таврического Гавриила (Бодони) освятили место на Привозной площади. Уже один раз переехавшая с берегов Кильчени на берега Днепра церковь начала новое путешествие. Путешествие намного более короткое, но намного более продолжительное по времени. Только в 1799 году Городская Дума подрядила местного мастера Самойла Доруденко на создание иконостаса и внутренние росписи храма. Окончены были эти работы к новому 1800 году. Новая церковь была освящена во имя Сошествия Святого Духа, но неофициально за ней надолго закрепилось имя купеческой. На полвека это странное сооружение с барочными куполами сложной формы и высоким «петербургским» шпилем колокольни, стало, чуть ли не единственным украшением пустынной площади.
В 1837 году восточнее церкви Святого Духа уже освятили место под новый храм. Но строительство Троицкого собора по этому плану оказалось не по силам городу, только недавно окончившему Преображенский собор и строящему новую Успенскую церковь. Только в 1845 году, через 8 лет после закладки лесопромышленник, Феодор Дупленко выделили 3.000 рублей, на которые вывели фундамент и строительство снова остановилось. Федору Дупленко, который оказался перед угрозой разорения, стало не до меценатства. Но поправить свои дела он все же сумел и выстроил церковь. Уже в 1855 году при епископе Екатеринославском и Таганрогском Леониде (Зарецком) новая церковь была окончена и освящена во имя Святой Троицы.
Собор возвели трехпрестольный. Правый придел посвящен Казанской иконе Божьей Матери. Левый предел — святому апостолу Андрею Первозванному. Центральный предел — в честь Животворящей Троицы. Три престола новой церкви дали имена трем городским улицам: Первозвановской (нынешняя – ул. Короленко), Троицкой (ул. Красная), Казанской (ул. Карла Либкнехта) и Троицкой площади (пл. Красная).
В 1860-х годах перед церковью по проекту одного из местных архитекторов, строится большая каменная колокольня. Немного позже между колокольней и храмом строится соединительный придел, почти вдвое увеличивший площадь церкви. В конце 1900-х годов в церкви начинаются большие ремонтные работы. Для исполнения новых икон и фресок в 1909 году был приглашен выдающийся украинский живописец Иван Ижакевич. Окончательно все работы смогли завершить только в 1917 году.
Атеистический режим не пощадил величественный собор. В 1934 году церковь была закрыта «из-за отсутствия прихожан». Сбросили колокола, сорвали кресты. В ограде храма разместили многочисленные магазины, мастерские, склады. Саму церковь разделили на два этажа и приспособили под склад.
Большие реставрационные работы внутри начали только в 1950-х годах. Восстановили уцелевшие росписи Ижакевича: «Бегство Иосифа в Египет», иконы апостолов, херувимов в сводах малых куполов, орнаменты. Погибшие заменили новыми фресками, из которых наиболее впечатляет «Благовещение» на пилонах алтаря. Создали новый грандиозный иконостас, выстроили новое крыльцо паперти вместо ворот склада, сделан балкон для верхнего архиерейского хора и сделали еще многое и многое другое.
В 1985-1987г. собор украшается большими паникадилами во всех куполах, были поставлены новые позолоченные кресты. Сегодня в главном храме города происходит реставрация куполов, внешнего и внутреннего убранства храма, в том числе – и облагораживание окружающей собор территории.
В соборе находятся местночтимые святыни: икона «Плачущий Спаситель», иконы Божией Матери «Иверская», «Достойно есть», «Самарская», Крест-мощевик с частицами мощей Крестителя Господня Иоанна, святых Апостолов и евангелистов Матфея, Луки, Марка, святой праведной Анны, великомученика и целителя Пантелеимона, святого великомученика Феодора Стратилата, святого мученика Антипы, святой великомученицы Екатерины, святого благоверного князя Александра Невского; Крест-мощевик с 12-ью частицами мощей оптинских старцев (дар Оптиной Пустыни), икона Святой Троицы с частицей коры Мамврийского дуба; древние реликвии: иконостас Казанского собора и гробница из Свято-Николаевского (Брянского) собора.
Подготовил Скубак Юрий
15.12.2005. ДОНЕЦК. Состоится презентация книги «К истокам духовности»