Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

09.12.2005. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Спасо-Преображенский кафедральный собор отметил 170-летие со дня освящения

В день празднования памяти святой великомученицы Екатерины верующие Днепропетровска – бывшего Екатеринослава – отпраздновали именины города и 170-летний юбилей Спасо-Преображенского кафедрального собора. Митрополит Ириней посетил Преображенский собор, где по случаю престольного праздника одного из соборных приделов и 170-летия со дня освящения собора, совершил Божественную Литургию. После богослужения был совершен праздничный молебен и крестный ход. В знаменательный день собор посетили представители городских властей, которые вместе с духовенством разделили радость юбилейного торжества. Не обошлось в этот день и без наград. От имени городского главы Ивана Куличенко его заместитель Александр Рудяк вручил настоятелю собора протоиерею Ярославу Денеке благодарственную грамоту. Священноначалие также отметило понесенные настоятелем труды. За усердное служение Святой Православное Церкви и усердие, положенное при восстановлении собора, от имени Его Блаженства Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, владыка вручил настоятелю орден преподобного Ильи Муромца. Благодетели также были отмечены высокими церковными наградами — от имени Предстоятеля были вручены медали свято равноапостольного князя Владимира І степени Андрею Кузеванову и Григорию Зубу. Труженикам храма были подарены иконы и керамичные медали с изображением собора, специально изготовленные к юбилейному событию.
Историческая справка
Указом императрицы Екатерины II от 30 марта 1783 года на юге Украины создается новая административно-территориальная единица — Екатеринославское наместничество, объединившее Азовскую и Новороссийскую губернии. Наместнику края князю Г.Потемкину предписывалось назначить «по выгодности местной» и новый город — центр наместничества. В указе от 22 января 1784 года определялось месторасположение нового города: «губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лучшей удобности на правой стороне реки Днепра у Кайдака…». Идеи Г.Потемкина по обустройству нового города концептуально изложены в его деловом письме к императрице, известном как «Начертание города Екатеринослава» от 6 октября 1786 г.
Городу отводилась роль «третьей столицы» — политического, религиозного, экономического, культурного центра юга страны. Здесь мыслилось создание университета, академии художеств, консерватории, предполагалось строительство самого большого в России храма, создание крупнейших на юге страны ткацких фабрик и т.д. Для города намечается отвести территорию площадью более 340 кв. км. В 1786 г. составляются первые планы нового Екатеринослава.
13 октября 1786 г. был утвержден один из проектов, предложенных Клодом Геруа (французкий архитектор, член Парижской Академии и Петербургской Академии художеств, работавший в 1770х-1780х годах в Росии). Центр города запроектирован на большой пологой вершине холма. Разбивка кварталов задумана по строго прямоугольной схеме. Здесь же намечается единственная городская площадь; застройку жилых кварталов предполагается вести в северо-восточной части холма. Все административные и общественные здания запроектированы по периметру площади. Главной составной частью ансамбля площади должен был стать 12-ти престольный собор, проект которого также выполнил К.Геруа.
9 мая 1787 г утром Екатерина II выехала к местности неподалеку слободы Половицы для закладки Преображенского собора и вместе с ним нового города Екатеринослава на правом берегу Днепра. Здесь состоялась торжественная церемония — императрица вместе с австрийским императором Иосифом ІІ, Г.. Потемкиным и другими официальными лицами заложили первые камни первого сооружения губернского города. Сохранились сведения, что Екатерина ІІ, взойдя на гору, промолвила: «Место сие имеет вид приятного обиталища».
Однако новая столица в запланированном масштабе на берегах Днепра не была построена. Для строительства городов необходимы не только указы и административные распоряжения, а деньги и люди, которых в этот момент России не хватало.
Со временем сокращение субсидий в связи с финансированием военных действий, неблагоприятные природные условия местности и другие негативные факторы заставили Потемкина все же пересмотреть часть положений своей программы. Он отказывается от услуг Клода Геруа и приглашает к проектированию Екатеринослава крупнейшего зодчего русского классицизма Ивана Старова. Это важный исторический факт означающий, что уже на сооруженном фундаменте собора по проекту Геруа должна была возвыситься другая церковь — по проекту Старова.
В конце екатерининской эпохи кафедральный собор в Екатеринославе так и не был сооружен, ни по проекту Геруа, ни по проекту Старова. В дальнейшем около сорока лет строительные работы не производились, а все место постепенно заросло травой посредине огромного пустого пространства на горе.
Можно предположить, что план собора затерялся в петербургской неразберихе, связанной с передачей дел от Екатерины к Павлу. Последний вовсе не желал продолжать политику своей матери. Екатеринослав «впал в немилость». Указом 1797 г. Павел I переименовал Екатеринослав в Новороссийск. Хотя город остался центром огромной Новороссийской губернии, император запретил на всей этой территории любое каменное строительство.
С приходом к власти Александра I (правил с 1801 по 1825 гг.) положение Екатеринослава снова стремительно изменилось. 8 октября 1802 г. городу возвращено прежнее имя. В 1804 году в город переезжает епархиальный архиерей, и он становится настоящим центром огромной епархии, занимавшей пространство всей теперешней Южной Украины. Архиепископ Афанасий (Иванов) по синодальному утверждению получил титул Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Опять начинается работа над составлением генерального плана города. И здесь первое место занимает собор. Однако новым разработчикам структуры города теперь приходиться иметь дело с уже существующим городом, реальность жизни которого сильно отличалась от задуманной.
Очередной проект Собора только в 1805 году составил местный землемер Неелов. Проект, отосланный в Петербург для утверждения, Александром І был отклонен как неудовлетворительный.
В августе 1805 года министр внутренних дел Кочубей представил императору Александру І доклад по предложениям фон Берга и Ришелье, который был одобрен императором 9 сентября.
Особое внимание было обращено на вопрос о строительстве нового собора и нескольких приходских церквей. В прошении фон Берга указывается, что «обыватели сего города имея нужду в церквах, едва успели выстроить одну приходскую деревянную весьма непрочную и тесную, новое их здесь поселение, и что город неимеет ни каких особенных доходов, при всем усердии к религии неможет достигнуть до цели в построении сих необходимо нужных зданий». Другая церковь, деревянная, перевезена была в Екатеринослав из упраздненного Сокольского монастыря, однако в тот момент пришла в ветхость и угрожала падением. На основании Высочайше конфирмованного доклада Священного Синода 4 декабря 1803 года в Екатеринослав был переведен епархиальный архиерей, и поэтому необходимость постройки кафедрального собора стала очевидной.
В отличие от плана Старова 1792 г., где церкви вместе с основной застройкой должны были располагаться на горе, император повелел, чтобы основной массив застройки Екатеринослава был перенесен в приднепровскую низинную часть, где предполагалось также строительство соборной церкви.
Вопрос о постройке главного храма города вновь стал на повестку дня только в 1807 году, когда дюк де Ришелье представил министру Кочубею подготовленную екатеринославским губернским архитектором смету на постройку соборной церкви на 69550 руб. Строительство планировалось совершить в три года, начиная с 1807 г. 8 февраля 1807 г. Александр І повелел выделить на постройку требуемую сумму — 69550 руб. и произвести строительство здания в течение трех лет. Дальнейшая судьба этих инициатив известна — соборная церковь во имя св. Екатерины так и не была построена. Для строительства церкви уже начали заготавливать строительный материал — кирпич, известь и т.д. Но строительству помешала начавшаяся русско-турецкая война 1806-1812 гг., а затем и Отечественная война 1812 г., после которой из финансовых соображений было запрещено сооружение каменных зданий во всей Империи.
В следующий раз вопрос о постройке собора в Екатеринославе был поднят только через десятилетие. Пятнадцать лет соборной являлась ветхая Успенская церковь на «площади съестных припасов», а место на горе зарастало травой. Екатеринославский архиепископ Иов (Потемкин) и Новороссийский генерал-губернатор Ланжерон вступили в переписку между собой, в результате чего приняли решение — добиваться строительства соборного храма в Екатеринославе, только не на месте закладки Екатериной ІІ, ввиду плохой местности.
Начался долгий затяжной спор о новом месте для собора. Мнения разделились. Преосвященный архиепископ Иов предложил строить собор на «площади съестных припасов», возле Успенской церкви. Граф Ланжерон считал наиболее выгодным для такого строительства место Свято-Духовской деревянной церкви. Эта церковь находилась недалеко от места, где сейчас находится Свято-Троицкий кафедральный собор. По меткому выражению архиепископа Гавриила (Розанова): «доколе прение сие происходило, Проведение потребовало новых лиц к действию». Графа Ланжерона на генерал-губернаторской должности сменил граф Воронцов, а преосвященный Иов в 1823 г. отошел в мир «горных сияний».
Новоназначенный архиепископ Феофил (Татарский) не согласился ни с одним из предложенных вариантов размещения храма и выдвинул свой: «в виду деревянных Семинарских строений, … прямо против дороги, ведущей с горы в нижнюю часть города». Согласно современной сетке застройки кварталов это место можно примерно обозначить как пересечение проспекта Карла Маркса и ул. Ворошилова и Клары Цеткин. (В построенном позднее здании семинарии сейчас располагается корпус № 4 ДНУ и банк «Аваль»).
В 1827 г. преосвященный Феофил подал свое «мнение» Святейшему Правительствующему Синоду. Началась переписка между Синодом и Министерством внутренних дел. Неожиданно Феофил по болезни сложил с себя «бремя Епархиального управления», а в 1830 г. скончался в одном из монастырей близ Харькова.
В 1828 г. на Екатеринославскую кафедру назначен был архиепископ Онисифор (Боровик). Он поставил вопрос о строительстве в Екатеринославе «теплой», а не холодной церкви.
Длительный спор вокруг места расположения екатеринославского собора разрешился неожиданно. Министр внутренних дел предоставил план, фасад и смету «на Высочайшее усмотрение Государя Императора Николая Павловича». Монарх, первый раз ознакомившись с документами по Екатеринославскому собору, утвердил их, согласившись с доводами о перемене места. 24 июля 1828 г. Святейший Синод указал: соборную церковь строить на площади съестных припасов (современная пл. Демьяна Бедного).
А тем временем царь сам вновь заинтересовался ситуацией со строительством собора в Екатеринославе. Узнав о затяжном споре, он вдруг «единым ударом разрешил недоумений узел». На докладе исправляющего должность Синодального обер-прокурора 10 августа 1829 г. Николай I собственноручно написал: «Я считаю лучшим местом то, на коем была закладка покойной Императрицы. Собор не есть здание ежедневнаго посещения, потому временное отдаление его от жилой части города не есть препятствие. По плану предполагаются вокруг Собора присутственныя места, стало — нет и затруднения для сего назначения от отдаления от воды». 26 августа того же года последовал указ об этом Святейшего Синода, направленный архиепископу Гавриилу. Подготовка к строительству, наконец, началась. Но кто же все-таки является архитектором Преображенского собора? Только в 1950-е гг. удалось доказать, что Преображенский собор — творение Андреяна (1761 — 1811) — великого русского зодчего эпохи классицизма, создателя прославленного Адмиралтейства в Петербурге.
20 апреля 1830 года начались подготовительные работы, а 22 мая состоялась повторная закладка Преображенского собора. Строительство окончилось 9 мая 1835 года, а 29 июня собор был освящен правящим архиереем архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Гавриилом (Розановым). Стоил он 300 тыс. рублей, 100 тыс. из которых собрало местное население, и был он в шесть раз меньше, чем по проекту 1787 года. Сильно упрощенный по сравнению с первоначальным проектом Адриана Захарова, он все же сохранил характерный петербургский стиль и изысканную пластику, характерную для русского классицизма начала ХІХ века и уже почти утраченную в 1830-х годах.
В итоге, целых сорок восемь лет прошло от дня закладки собора до завершения его строительства. А богослужение в нем проходило меньше века. До революции собор являлся главным, кафедральным, В 1915 году во время однодневного посещения Екатеринослава собор посетил царь-страстотерпец Николай II. На территории собора под екатериновским приделом (в левой части) были похоронены архиепископ Феодосий (Макаревский) почивший в 1885 году, епископ Серапион (Маевский) (+ 1891 г.) и епископ Августин (Гуляницкий) (+ 1892). До 1930 года собор оставался действующим.
А уже в 1931 году в теперь уже бывшем, закрытом соборе устроили первый в стране научно-атеистический музей. Причем, во время переоборудования собора под этот кощунственный проект шпиль собора (возносившийся над всем городом) как «вещь идеологически вредная и невыдержанная» был разобран. Но даже такой абсурдный вариант надругательства над храмом тогдашнюю власть не устраивал. В 1932 году небольшой архиерейский соборный некрополь был перенесен в один из склепов возле собора и засыпаны землей. По генеральному плану развития Днепропетровска от 1941 года собор должны были снести вообще.
Как это ни парадоксально, но собор спасла война и фашистская оккупация. Во-первых, страшный генплан 1941 года, разумеется, остался нереализованным. После войны вторично опустошенный собор долго стоял немым свидетелем человеческого варварства. Если до войны, как музей, он еще сохранял часть утвари, иконостас, фрески, то после нее все в свете нового наступления на православие все это стало не нужным, ненавистным. Собор снова намеревались снести, освободив место для…очередного микрорайона жилых домов – “хрущевок”. Но все-таки вместо этого храм превратился в склад бумаги. Утварь вывезли. Иконостас, как «вещь малоценную», сожгли в 1946 году. Фрески забелили. Но оскверненный и изувеченный, собор все же дождался того времени, когда его признали памятником архитектуры.
В 1959 году Днепропетровский областной отдел по делам строительства и архитектуры выдал задание на реставрацию Преображенского собора Украинскому специальному научно-производственному реставрационному управлению. В 1960 году началась научная реставрация собора, в ходе которого был выполнен проект реконструкции памятника с приспособлением его сначала под планетарий, а затем под музей. В ходе исследований обнаружены важные архивные документы и сведения.
Но подлинно новой вехой в жизни собора стал 1988 год, когда, в период празднования 1000-летия Крещения Руси, под его сводами вновь зазвучали молитвы и православные песнопения. Решением областного совета № 108 от 28.03.1991 года здание храма было возвращено Украинской Православной церкви.
Сегодня к своему завершению подходит многолетняя реставрация собора. Благодаря энергии настоятеля протоиерея Ярослава Денеки, жертвователям храма и по благословению владыки Иринея, Спасо-Преображенский кафедральный собор вновь становится подлинной жемчужиной и великой святыней Днепропетровского края.