Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Протоиерей Николай Макар. Апостольская проповедь Евангелия и современный мир

Международные Успенские чтения «Человек. История. Весть»

Протоиерей Николай Макар

Апостольская проповедь Евангелия и современный мир.

Евангелие — это не просто благая весть о рождении Христа Спасителя, Его проповеди, страданиях, искупительной крестной смерти, Воскресении и Вознесении на небо, это путь, это жизнь. И не просто путь и жизнь среди других жизненных путей — но новый путь, новая жизнь. И не только новая жизнь, но небесная, сверхъестественная, надмирная. Это — жизнь во Христе Иисусе, ибо Он Сам сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь»/Ин.14:6). Это та жизнь в Господе, о которой свидетельствует апостол Павел, говоря «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Поэтому апостолы, живя и благовествуя об этой благодатной жизни в Боге, вводили в новую жизнь слушающих их проповедь, делая из их душ жилище Господне. Ап. Павел об этом прямо напоминает коринфским христианам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:6). А далее он говорит еще конкретнее: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа»(1Кор.6:19)
Приняв повеление Господа Иисуса Христа проповедать Его Евангелие всем народам (Мф.28:19-20), апостолы разнесли Благую весть во все концы мира. Апостол Павел с особенной силой подчеркивает, что благовествование Христово им распространялось силою знамений и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15-19) и утверждалось (2 Тим. 4-17). Об этой чудесности распространения Евангелия апостол говорит и тогда, когда он фессалоникийским христианам напоминает: «наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе (1 Фее. 1:5). Эта евангельская проповедь была настолько глубокой и интенсивной, что апостол Павел, продолжая напоминать фессалоникийцам о своей проповеди, восклицал: «Мы из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому вы стали нам любезны» (1 Фее. 2:8). Однако тот же апостол замечает: «Но не все послушались благовествования» (Рим. 10:16). И объясняет он почему Евангелие закрыто для некоторых людей: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего… ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:3-4). Именно эта проблема — неверие и ослепление многих людей благами века сего — была самым большим препятствием в апостольской проповеди Евангелия. И не только для язычников, но и для иудеев, умы которых тоже были ослеплены (2 Кор.3:14). Уже сам Господь в своем Евангелии в притче о сеятеле указал, что забота века сего и обольщение богатства заглушает слово Божие в человеке, и оно бывает бесплодно (Мф. 13:22; Мк. 4:19). Более того, Господь напоминает Своим ученикам, что мир сей ненавидит и Его Самого и Его последователей (Ин. 15:18). Он часто иудеев обличал в сильной привязанности к земле, ее благами и прелестями, и особенно в лицемерии и духовной слепоте (Мф. 23:13-30; ср.15:7,14;16:3). Все эти пороки приводили и богоизбранный еврейский народ к неверию и развращению. С особенной силой в этом Христос обличил иудеев после своего преображения, когда Он, сошедши с Горы Фавор, встретил человека, просящего изгнать беса из его сына, что не смогли сделать ученики Спасителя через их неверие. Изгоняя беса из отрока, Иисус Христос обратился к иудейскому народу с грозным обличением «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф.17:17).
Это свидетельствует о том, что во время проповеди Евангелия и Самим Господом и Его учениками не только язычники, не знавшие Божественного откровения, но и богоизбранный народ, имевший Богом данный Моисеев закон и пророков, погряз в неверии и развращенности. Святые апостолы, прекрасно зная это страшное состояние рода человеческого, соответственно этому строили, направляли и совершали свое благовествование, в котором, постоянно акцентировали внимание на том, каким человек есть без Бога, без Христова Евангелия, и каким он становится, приняв благовествование Господне, осветившись благодатью Святого Духа. Поэтому апостолы, с одной стороны, постоянно указывают на грехи, страсти и пороки людей, живущих без Христова благовестия, называя их земными, плотскими, старыми, а с другой — обращают внимание на тех, кто принял истину Евангелия, изменил свою жизнь и стал жить смирением, кротостью и любовью, именуя их небесными, духовными, новыми.
Этими контрастными сравнениями человека мира сего и человека принявшего Христово благовестие апостолы пользовались для того, чтобы ярче показать высокий смысл своей проповеди и глубоко с ней войти в сознание и сердце слушающих их людей и следующим евангельским истинам. Апостол Иоанн Богослов, указывая на жизненные контрасты между людьми, живущими по Евангелию и без него, в конце своего первого послания прямо говорит: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле (1Ин. 5:19). Поэтому апостол, обращаясь к последователям Христовым, восклицает: «Не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2:15). И далее апостол Иоанн Богослов объясняет, почему он так категоричен и о каком он мире говорит: «Ибо все, что в мире: похоть плоти похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2:16). Почему так страшна похоть, обладающая человеком, и какие последствия, объясняет апостол Иаков: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью: похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14:15). Поэтому грех царствовал в мире, а через него царствовала и смерть, напоминает апостол Павел и, снова употребляя контрастное сравнение, указывает на то, чем оно преодолевается: «А когда умножился грех, стала царствовать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5:20-21; ср. 14, 17).
Грех в мире царствовал до такой меры, что апостол Петр называет это господством в мире растления похотью (2 Петр. 1:4; ср. 2:12). Но апостол Павел, говоря об этом страшном растлении похотью языческого мира, замечает, что язычники не могут быт, не виновны в этом перед Богом, ибо «они, познав Бога [через рассматривание Его творений], не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1: 21-22). Св. Иоанн Златоуст, толкуя это место в послании, замечает:
«Бог [...] поставил перед ними (язычниками) свое творение, которое при посредстве одного созерцания красоты всего видимого, научало и мудреца, и необразованного, и скифа, и варвара возносится мыслью к Богу», но поскольку язычники не пошли разумным путем, а безумным, то, как замечает апостол Павел: «Предал их Бог в похотех сердец их нечистоте, так что они осквернили сами свои тела» (Рим. 2:29). Это привело к тому, что они заменили истинное Богопочитание ложным. А оно в свою очередь способствовало преданию их самым постыдным страстям, допуская противоестественные отношения между собой как женщин, так и мужчин — подчеркивает апостол (ст. 25-27). А это повлекло за собой водворения в языческом обществе множество страшных пороков и беззаконий. Апостол Павел начиная перечислять их, говорит: «Они были исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия» (Рим. 2:29), и многих многих других грехов и зла. А пишучи к ефесским христианам, апостол показывает, как глубоко эти пороки внедрились в души язычников: «Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего. Будучи помрачены в разуме, отчуждены от истины Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф.4:17-19). Этот порочный языческий мир не только был
труден для апостольской проповеди, но он представлял и опасность — для Христовой Церкви, в которой под его влиянием появлялись лжепророки, лжеучителя, обольстители. Особенно об этой опасности предостерегает апостол Петр, характеризуя их: «Они, как бессловесные животные, водимые природою, они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия это безводные источники, облака мглы, гонимые бурею, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении» (2 Петр. 2:12-14, 17-18).
Не меньше растленный грехами и пороками был и Иудейский мир. Апостол Павел, обличая иудеев, которые хвалятся, что имеют Богооткровенный закон, знают волю Божию, являются светом для находящихся во тьме, наставниками невежд, прямо говорит: «Проповедуя не красть, крадешь? Говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? » (Рим. 2: 22-23). И это до такой степени было глубоко, что апостол указав на нравственные преступления иудеев, даже сравнивает их в этом с язычниками: «Как иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратили с пути, до одного негодны (…), уста их полны злословия и горечи, ноги их быстры на пролитие крови, разрушение и пагуба на путях их, они не знают пути мира, нет страха Божия пред глазами их» (Рим. 3:9-12, 14-18; ср. Пс. 13:1-3; 52:2-4; 9:28; Ис. 59:7-8).
Апостолы, указав на крайнюю степень духовно-нравственного падения современного им человечества, детей мира сего, еще с большей яркостью отображают кардинально противоположное этому величественное и возвышенное внутренне состояние чад Божиих, «которые не от крови, не от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:13). В чем состоит это таинственное рождение человека от Бога ап.Павел объясняет в своем обращении к колоссянам, которым он прямо напоминает, что они были в Господе «обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). И далее апостол излагает учение об этом небесном рождении конкретнее: «Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресните верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и необрезании плоти вашей, оживил, вместе с Ним, простив вам все грехи» (ст. 12-13). На этом же спогребении и совоскресенни со Христом для обновленной жизни ап.Павел акцентирует внимание и в послании к римлянам, излагая учение о крещении, которое мы принимаем для того, «чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6). А отсюда он делает вывод:
«мы умерли для греха» (Рим. 6:2), и затем добавляет: «Умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (ст. 7-8). И тут же апостол взывает к христианам: «Почитайте себя мертвыми, для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (ст. 11). Этому учению ап.Павла вторит св.Евангелист Иоанн Богослов, который прямо говорит: «Мы знаем, что всякий рожденный от Бога, не грешит: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин. 5:18). А какой силой он хранит себя, апостол объясняет: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его прибывает в Нем» (1Ин. 3:9). Более того, ап.Иоанн, уча о духовной силе возрожденного человека, говорит: «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5:4).
Показав контраст между жизнью человека мира сего и чада Божиего, апостолы всесторонне рассматривают эти два противоположные друг другу жизненные пути, постоянно указывая не только на существенную их разность, но и прежде всего на их полярность и противостояние между ними
наделяя их разными образами и символами. Еще большая контрастность этих двух жизней /всякий раз апостолами подчеркивается тогда, когда они напоминают христианам, что они до обращения на христианский путь, тоже были чадами этого мира. Прежде всего, как мы уже видели, апостолы указывают на святость или праведность с одной стороны, и грех, с другой как на достояние этих двух противостоящих друг другу миров. Эти два пути с особенной силой и акцентом противоставятся между собой ап.Иоанном Богословом, который прямо говорит, что праведный путь есть Божий, а греховный — диавольский: «Дети! Да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он [Бог] праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин. 3:7-8). А ап.Павел называет эти два жизненных пути рабствами или греху или праведности. Он прямо напоминает римским христианам: «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти или послушания к праведности?» (Рим. 6:16). И тут же апостол им напоминает, что они прежде тоже были рабами греха, но, отвергнув этот путь, стали рабами праведности (ст. 17-18). Поэтому ап.Павел призывает римлян: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (ст. 19). А каждое из этих рабств имеет свой плод и итог. По этому поводу апостол снова напоминает римским верующим: «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их -смерть» (ст. 21). И в противовес этому он указывает на их новый путь: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (ст. 22). Ап.Иоанн Богослов тоже, напоминая христианам, кем они были в язычестве, и какой контраст между этими двумя состояниями, говорит прямо: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь» (1Ин. 3:14), ибо имеем любовь к ближнему, продолжает апостол, а не имеющий ее пребывает в смерти.
Апостол Павел, продолжая указывать римлянам на эти два противоположных пути, ведущих к жизни или смерти, прибегает еще к одному контрасту присущему этим двум путям: плоти и духа. Он прямо говорит: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном» (Рим. 8:5). Об этом же апостол напоминает и галатам: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти (Гал. 5:16-17). А отсюда и плоды разные; дела плоти: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, вражда, ссоры, гнев, ереси, распри, ненависть, убийства, пьянство; а плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (ст. 19-23). Эти дела и плоды соответственно приводят к двум противоположным концам, творящих их. Поэтому апостол подчеркивает: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (ст. 6). Но кроме этого апостол напоминает римским христианам: «Когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» (Рим. 7:5), а ныне, умерши для греха, служим Богу в обновлении духа (ст. 6). Об этом же ап.Павел напоминает и ефессянам: Вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего» (Еф.2:1-2), по плотским похотям, исполняя желания плоти, были оживотворены и воскрешены со Христом для новой жизни (ст. 3-6).
А призывая христиан к обновленной жизни, ап.Павел излагает еще одно учение о контрастности двух состояний — это образы ветхого и нового человека. Напомнив ефесским христианам о гнусной греховной жизни язычников, среди которых они раньше жили, апостол прямо их призывает:
«Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24). Соответственно этому формированию в себе нового человека, ап.Павел требует от ефессян: отвергнув ложь, говорите истину, кто крал, впредь не кради, никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас, живите в любви, а блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам (Еф. 4:25-5:5). С такой же строгостью ап.Павел обращается к колоссянам, которых тоже призывает стать настоящими христианами; «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9-10). А как это совершается конкретно, апостол сначала указывает: умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие, что было в прежней жизни. А затем апостол призывает их облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, а более всего облечься в любовь, которая есть совокупность совершенства, и да владычествует в сердцах их мир Божий и дружелюбство (Кол. 3:5-15). Апостол Павел, перечисляя грехи старого человека и добродетели нового, показывает галатам, как христиане должны бороться со грехами и обретать добродетели, ибо они «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). К римлянам же апостол прямо говорит: «Ветхий наш человек распят с Ним [Христом]» (Рим. 6:6). А с другой стороны ап. Павел акцентирует внимание на особенном существе
христианина и определяет его говоря: «Кто во Христе, тот новая тварь»; ибо для последователя Христова — подчеркивает апостол — древне прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). И до такой степени все новое для христианина после совершившейся жертвы Спасителя, что ап.Павел восклицает: «Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6:15).
Определив христианина как новую тварь, новое творение, по существу отличающееся от других людей, апостолы употребляют еще один образ для подчеркивания этого контраста, между двумя человеческими состояниями -это символы света и тьмы. Они настолько были значительны для апостольской проповеди Евангелия, что ап.Павел, говоря о своем призвании Христом Господом к благовествованию, свидетельствует: он был послан, чтобы иудеи и язычники «обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18; ср. 13:47, 2Кор. 4:6). Еще больше внимания на этих образах в своей проповеди Евангелия акцентирует ап.Иоанн Богослов, он прямо говорит: «Вот благовестие, которое мы слышали от Него [Христа Спасителя] и возвещает вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1Ин. 1:5-6). И дальше апостол любви объясняет, что есть свет в человеке, а что — тьма: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин. 2:9-11).С особенной силой об этом же проповедует и ап.Павел. Он к римским христианам прямо взывает: «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света. Как днем будем вести себя благочинно, не придаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13:12-13). На этом же апостол акцентирует внимание, обращаясь и к фессалоникийцам: «Вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас как тать. Ибо все вы сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы» (1Фес. 5:4-5). И затем апостол добавляет: «Будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (ст.8). С таким же воззванием ап.Павел обращается и к ефесским христианам, напоминая им: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте как чада света. Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличаете» (Еф. 5:8,11). И объясняет, какими есть скрытыми дела тьмы, и какими должны быть открытыми дела света: «Ибо о том, что они [язычники] делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть» (ст. 12-13). На эти же символы света и тьмы указывает и ап.Петр, когда напоминает христианам, что они народ избранный и святой. Поэтому он взывает к ним: вы должны «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет» (Шетр. 2:9). А для того, чтобы христиане могли возвещать об этом Божественном даре, они должны «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать
добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидев добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (ст. 1,1:12), — напоминает ап.Петр. И он же свидетельствует о том, что христиане, пребывая в Божьем свете, живут жизнью небесной и радостной. Апостол им прямо говорит: «(Вы) радуетесь радостью неизреченною и преславною (I Петр 1:8).
В этом же свидетельстве и посещении нуждается и современный мир, так глубоко секулярный и бездуховный, так сильно удалившийся от Бога, веры и Церкви. Ибо сегодняшнее человечество, живущее вне истин Христова Евангелия, такое же неверное и развращенное, как и древний дохристианский мир, а может быть и худший, ибо он более изощренный в своем богоотступничестве и эгоизме, эгоцентризме, несмотря на почти 2000-летнее христианское наследие, сокровище небесное, нетленное, вечное духовно-нравственной жизни во Христе Господе. Поэтому современные люди снова нуждаются в апостольской проповеди Евангелия, в Христовой Благой вести о высоком призвании и предначертании человека, о его спасении, о его бессмертии, о его богоуподоблении. Но для этого современному человеку надо помочь понять истину о его падшем состоянии, о грехе, царствующем в нем и всем мире, извращающем души человеческие, и представляющем человеку все в превратном, ложном свете. Другими словами сегодняшнему человеку нужна та же проповедь о двух противостоящих друг другу человеческих состояниях: жизнь с Богом и жизнь без Бога. Ему надо снова ясно изобразить два диаметрально противоположных жизненных пути плоти и духа и их конца смерти и жизни. Человек сегодняшнего дня должен услышать правду о своем ветхом состоянии и возможность» облечься в новое, чтобы стать новым творением. Он должен увидеть, что такое тьма и что есть истинный Божий свет, исполненный любви и радости бесконечной.