Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «Христианская забота о ближнем поможет превозмочь собственные трудности»

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины: «Христианская забота о ближнем поможет превозмочь собственные трудности»
(Интервью еженедельнику «Дейли-Киев»)

— Ваше Блаженство, как относится Православная Церковь к политике?
— Политика, как известно, является неотъемлемой частью любого государства. И в связи с этим оказывает сильное влияние на все сферы существования общества. Церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, от народа. Поэтому прямо или косвенно она ощущает на себе политическую деятельность государства. Тысячелетняя история нашей Церкви и государства свидетельствует, что их сотрудничество всегда благотворно сказывалось на жизни общества и народа. Когда политики понимают важность миссии Православной Церкви, которая ведет человека к спасению, пробуждая в нем высокие человеческие качества, помогают ей в ее социальном служении, — это цивилизованное отношение к Церкви. Когда же в ней видят некий многомиллионный «электорат», который можно использовать в выборных баталиях, — это говорит о незрелости нашей демократии. В течение многих лет я напоминаю нашим политикам, что миссия Церкви вести любого человека, в том числе и политических лидеров, ко Христу, а не к власти.

— А как Вы относитесь к созданию православной или христианской партии, которая бы выражала интересы Церкви?
— Отрицательно. Церковь — это то, что объединяет людей, независимо от их политических взглядов, а поддерживать одних и оппонировать другим — это уже разделение. Как граждане своей страны верующие могут поддерживать любую политическую партию, это их конституционное право.

— В политическом сообществе существует деление на правые и левые партии. Считается, что Церковь обычно поддерживает консервативные политические взгляды. Так ли это?
— «Правый-левый» — термины политического лексикона. Церковь же оперирует категориями добра и зла. Она поддерживает не консервативные или левые партии, но прежде всего те программы, которые направлены на сохранение и утверждение христианских ценностей, которые по-настоящему способствуют объединительным процессам на основе подлинной духовности.

— Что, с точки зрения Православия, предпочтительней: президентско-парламентская или парламентско-президентская форма правления в Украине. Обсуждается ли в Церкви грядущая политреформа?
— Как я уже сказал, Церковь не вмешивается в государственную политику, и принцип государственного устройства интересует её лишь постольку, поскольку оно может влиять на церковное сообщество. Церковь гораздо больше волнует не политическое устройство государства, а то, в какой степени оно будет способствовать или влиять на духовное развитие и состояние общества. Ни президентская, ни парламентская республики сами по себе не несут каких-то угроз или какого-то блага для Православия в Украине.

— Как Вы относитесь к идее административной реформы, ведь это может затронуть передел епархий и благочиний?
— Если она приведет к возрождению или хотя бы остановит процесс исчезновения наших сел, то ее можно приветствовать. В селах давно закрылись детские сады, теперь закрываются школы, больницы. На лучших в мире черноземах невыгодно ни работать, ни жить. В этом настоящая трагедия, а не в переделе границ епархий и благочиний, в котором пока нет необходимости.

— Экономические проблемы сегодня преследуют человека одна за другой, дорожают то мясо, то бензин, то сахар? Как человеку противостоять этому?
— Думаю, за долгие годы экономического и социального кризиса мы научились преодолевать невзгоды. Были и худшие времена. Христианин не должен терять социальный оптимизм, опускать руки, отчаиваться. Напротив, он должен подавать пример и помогать тем, кому гораздо труднее. А труднее всего молодежи. Окрыленная надеждами, она вступает во взрослую жизнь и сталкивается с реальностью — безработицей, социальной незащищенностью, равнодушием. Ощущение бесперспективности труда и жизни надламывает юную душу, толкает молодых в сети наркомании, алкоголизма. И мы должны поддержать молодых людей в трудный момент их жизни. Настоящая христианская забота о ближнем поможет превозмочь собственные трудности.

— Украина находится в круговороте интеграционных процессов. Что для нее предпочтительнее: Запад или Восток?
— В данном вопросе следует исходить, как мне видится, из тех положительных или отрицательных последствий, которые будет иметь государство наше в результате интеграции на Запад или ориентации на Восток, под которым подразумевается Россия. Но можно ли так резко противопоставлять их? Сегодня «Европы» в Москве или в Петербурге не меньше, чем в самой Европе. Здесь важно не забывать и о факте уже существующих и давно сложившихся духовных, культурных, социально-политических и экономических связях и традициях, объединяющих нас с Востоком. Неразумно, не приобретя ещё нового, отказываться от старого. Не зря есть поговорка: «Старый друг лучше новых двух». Да и наступающая на общество глобализация несёт в себе опасность размывания уже существующих и веками сложившихся духовных ценностей, внедрение в сознание людей нигилизма, сектантства и множества других пороков.

— Какие глобальные проблемы волнуют сегодня православных?
— Обмервщление христианства, падение духовного уровня нашего общества, подмена духовных ценностей политическими насаждениями чуждых религиозных традиций, широкое распространение на Украине деструктивных сект и культов, рост исламского экстремизма в ваххабитской упаковке, падение экономического и жизненного уровня жизни нашего народа, отчуждение и ожесточение в обществе. Можно ещё перечислять…

— Мировое сообщество сегодня борется с терроризмом, какие перспективы этой борьбы?
— Терроризм — это нарушение из одной из основных Божьих заповедей: не убий, утверждающей уникальную ценность любой человеческой жизни. Человек, берущий на себя право распоряжаться чужой жизнью, является в основе своей открытым богоборцем, поскольку единственным хозяином человеческой жизни является Бог. Только Он имеет право забрать или дать эту жизнь. Террористический акт в Беслане против детей — преступление, которое не имеет права на оправдание. Люди, несущие смерть невинным, должны быть изолированы от общества. Необходимо и религиозное воспитание, которое бы закладывало христианский нравственный императив: во имя самых возвышенных целей человек может жертвовать своей жизнью, но не жизнями невинных людей. Счастье всего человечества не стоит слезинки ребенка, говорил Федор Михайлович Достоевский.
Терроризм, зверский, бесчеловечный, был побежден даже в ужасе бесланской бойни. Побежден стареньким учителем физкультуры, которого боевики отпустили, но он остался с детьми, направлял себе в грудь стволы автоматов и, изрешеченной пулями, погиб, и хрупкими девушками-учительницами, и здоровыми ребятами-омоновцами, просто закрывшими детей своими телами и погибшими. Это был жертвенный подвиг той самой любви, которая побеждает страх и которую принес нам Сын Божий Христос Спаситель.

— Спасибо, Ваше Блаженство! Что бы Вы пожелали нашему изданию и его читателям?
— Ваша газета предназначена для деловых людей, от которых сегодня очень многое зависит в нашей стране. Я желаю журналистскому коллективу ответственной работы, творческих удач, чтобы труды ваши побуждали читателей к деланию добра.
Да хранит вас Господь!

Подготовил В.М. Чернышев
Фото: Александра Данилевского