Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

18.10.2005. КИЕВ. Газета «Грани» воюет с Православием

На 7-й странице политического еженедельника «Грани» №35 за 5-11 октября был размещен материал Дмитрия Бондаренко «Православие между Москвой и Киевом». Автор поставил целью доказать, что священноначалие УПЦ не отстаивает интересы верующих граждан Украины, но преследует единственную цель: поддержать политические амбиции Москвы, сохраняя «влияние Кремля» путем манипулирования украинским православием в составе Русской Православной Церкви и Московского патриархата. Песня старая и набившая оскомину в бесконечно однообразных и примитивных инсинуациях лжепатриарха УПЦ-КП Филарета, который, как заученную восточную мантру, неутомимо повторяет вот уже 15 лет подряд под аккомпанемент своих идеологических подпевал. И не удивительно. Ведь так называемая «Церковна рада» при КП Филарета на Пушкинской,36 вобрала в себя группу крайне радикально настроенных политиков, бывших захватчиков храмов и организаторов церковных погромов, хронически страдающих русофобией и националистической маниакальностью. Хотя, в отличие от господ Червония, Поровского, Гудымы, профессора Степовика и прочих радетелей раскола, фамилия Бондаренко в составе этой выдуманной Филаретом политической ячейки не значится. Видимо, чтобы не компрометировать имидж Виктора Бондаренко, своего однофамильца или родственника, много лет возглавлявшего Госкомрелигий Украины, прикровенно, но целенаправленно поддерживавшего раскольников и всячески развивавшего в Украине сектантское движение. За что, наконец, к радости миллионов верующих, недавно сложившего свои полномочия главного «религиоведа» страны. Не значится в «Раде» и имя Владимира Бондаренко (брата Виктора), нардепа из блока «Наша Украина», известного своими крайне правыми националистическими взглядами и ненавистническим отношением к «северному соседу», и, естественно, к Украинской Православной Церкви, находящейся в канонической связи с Московским патриархатом. Кто же выступает в газете «Грани» под именем Дмитрия Бондаренко, можно лишь догадываться.
С первых строк публикации автор выражает свою политическую позицию: «Российская федерация хочет сохранения УПЦ в составе Московского патриархата», «Разделение украинских православных верующих на несколько враждующих между собой деноминаций, не является для Москвы ни проблемой, ни собственной болью. Напротив, преодоление такого разделения, даже в рамках УПЦ (?), неминуемо усилило бы в объединенной церкви проукраинские настроения, что рассматривается Россией как угроза ее церковному присутствию на Украине», поскольку «Путин заявил, что связь украинской церкви с российской – это то малое, что осталось единым, и это единство следует сохранять для будущих поколений».
В этой цитате иллюстрируется вся политическая злость автора на духовную связь Украины и России, ослепление которой не дает ему объективно мыслить. Символично, что эти, мягко говоря, необоснованные постулаты, являющиеся одновременно концепцией предвыборной программы «наших украинцев» в отношении к религиозной ситуации в Украине, совпадает с 15-летием исторического события в религиозной жизни страны. А именно: 27 октября 1990 года в киевском Софиевском соборе Патриарх Алексий ІІ вручил тогда еще не разжалованному митрополиту Филарету, патриаршему экзарху РПЦ так называемый Томос (грамоту) о независимости Украинской Православной Церкви. Кстати, это был последний визит Патриарха в Киев, хотя православные верующие встречали бы его с большим воодушевлением, нежели покойного Папу Римского Павла Иоанна ІІ. Как раз российско-ненависнические тенденции отдельных политических партий, будоражащих общественное сознание своего электората, не позволяют Патриарху Алексию ІІ, предстоятелю самой крупной православной Церкви в мире, посетить Украину.
В Томосе, дарованному украинскому Православию, в частности, говорится: «Быть отныне Украинской Православной Церкви независимой и самостоятельной в управлении». То есть УПЦ предоставлен статус автономии, что по законам церковного управления соответствует правам автокефалии, с сохранением лишь церковно-богослужебной подчиненности Патриарху Московскому. С 1990 года украинский экзархат РПЦ переименован в Украинскую Православную Церковь, а ее Предстоятель носит титул «Блаженнейшего Митрополита», что равнозначно титулу патриарха. Для примера, Предстоятель Польской Православной Церкви также является Блаженнейшим Митрополитом, как и предстоятели ряда автокефальных православных церквей мира. УПЦ предоставлено право избирать свой Священный Синод и самостоятельно хиротонизировать (рукополагать) новых епископов, утверждать новые кафедры и монастыри, духовные семинарии и академии. Попутно заметим, что с 1990 года епископат УПЦ увеличился с 18 до 42 архиереев, причем пополнился преимущественно молодым духовенством, гражданами Украины, воспитанниками Киевских духовных школ, чье становление проходило в годы украинской независимости. В финансово-административном управлении УПЦ также никому не подотчетна.
Касательно же предоставления УПЦ статуса автокефалии, что логично бы произошло как следующий шаг к самостоятельности украинского Православия, то главным препятствием этому стал все тот же раскол, учиненный Филаретом в 1992 году, при поддержке власти и политических сил. Церковный вопрос был политизирован настолько, что многомиллионная православная паства ужаснулась грубому вмешательству властьпридержащих в церковную жизнь. Понятие «автокефалия», которым принялись манипулировать политики всех мастей и рангов, было дискредитировано в глазах верующих и приобрело ярко выраженный негативный характер. Достаточно вспомнить заявления экс-президента Кравчука о непризнании законности Харьковского архиерейского собора УПЦ 1992 года, избравшего своего нового предстоятеля – Митрополита Владимира. Как раз с легкой руки украинского политикума церковные вопросы приобрели политический окрас и стали слагаемым не столько религиозной, сколько политической жизни. При этом Украинская Православная Церковь и выверенная деятельность ее Предстоятеля на протяжении указанного периода подтвердила свою полную аполитичность, культуру и толерантность в церковно-государственных отношениях. Не случайно в юбилейном 2000-м году Международный Биографический Центр (Кембридж, Англия) «За выдающийся вклад в дело служения высоким идеалам христианства» признал Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) «выдающимся человеком ХХ столетия».
Это произошло через 8 лет, когда Украина находилась на грани повторения «сербского варианта» – тогда в пылу религиозных пожарищ уже лежала православная земля маленькой Сербии, а по всей Западной Украине при полном попустительстве местных органов власти творился настоящий террор. Раскольниками захватывались тысячи православных храмов, люди, исповедующие Православие и поминавшие в молитвах Патриарха Московского, приравнивались к врагам народа, семьи духовенства УПЦ лишались крова, их дети были обречены на роль изгоев. Кстати говоря, ни один зачинщик раскола, ни один захватчик храмов, ни один чиновник из целой армии администрации всех уровней и регионов не был наказан. Хотя Сергею Головатому, нынешнему министру юстиции, удалось доказать в 90-х годах противозаконность создания УПЦ-КП, что было подтверждено Генеральным прокурором Украины Шишкиным. Однако тот же раскололюбивый парламент и экс-президент Кравчук сумели замять судебное разбирательство, которое позволило бы раскрыть уголовно-преступную деятельность Филарета, похитившего у своего же православного народа двухмиллиардную сумму церковной казны в долларном эквиваленте.
Надо полагать, возвращаясь в Киев в 1992 году на старейшую православную кафедру, Митрополит Владимир отдавал себе отчет, что происходит в стране и в мире. Почему времена многолетних гонений на веру и Церковь вдруг сменились хаосом расколов и лжерелигий, анархией взглядов и пустотой мировоззрений. Что позволило, например, устроить в 1995 году побоище на Софиевской площади с похоронами главы «альтернативной» Церкви Владимира Романюка и разыграть на его могиле у софиевской стены крупное политическое шоу? Или какая сила, скажем, породила в Киеве такое явление, как «Бело братство»? Тогда толпы зомбированных мальчиков и девочек впадали в сомнамбулический транс от созерцания своей «богини» Марии Девы Христос, умудрились пролезть в ту же древнюю Софию (свято место пусто не бывает) и усадить свое сумасшедшее божество (простите) мягким местом на святой престол древнего алтаря, куда не входили в древности даже великие князья киевские. Украина была объявлена многоконфессиональным государством, в котором по выражению бывшего главы Комитета по делам религий Виктора Бондаренко, «нет доминирующей церкви», следовательно, все скоропалительно зарегистрированные течения с новоявленными «христами», «богами» и «богинями» равны.
Подтянул автор под свою идеологему и «фактаж», якобы о том, что УПЦ действительно является «рукою Кремля та імперським агентом на теренах незалежної України». В частности, он ссылается на «агрессивный» Союз Православных Граждан, который «поведет в парламент своих представителей в блоке Н.Витренко, Г.Васильева и Д.Корчинского». Автор, хорошо ориентирующийся в церковных вопросах, наверняка знает о том, что Союз Православных Граждан действует без благословения Митрополита Владимира (т.е. самопроизвольно), хотя все акции этого движения проходят под православной символикой. Кстати, одиозная фигура Дмитрия Корчинского, бывшего погромщика Киево-Печерской Лавры в 1992 году и предводителя унсовцев, участника боевых действий в Грузии и на Северном Кавказе, также появляется на политических тусовках под флагами с изображением лика Христа. Но это не значит вовсе, что Корчинский является православным, а его деятельность благословлена Церковью. В комментариях викарного архиепископа Митрофана, помощника Митрополита Владимира, ясно было сказано, что для вхождения в Православную Церковь Дмитрию Корчинскому необходимо как минимум принести публичное покаяние. А затем лишь испрашивать благословение на какую-либо богоугодную деятельность. Ведь были в истории Церкви раскаявшиеся разбойники, искупившие свою вину многолетним богоугодным трудом. Однако по сей день из уст Корчинского не было услышано ни слова о своем боевом прошлом.
Не взирая на однообразные пасквили в адрес Украинской Православной Церкви и неприязнь к ней представителей определенных политических сил, авторитет УПЦ неуклонно растет. Сегодня она насчитывает более 12 тыс. приходов, 150 монастырей, духовные семинарии, академию, более 50 периодических изданий, телевизионные и электронные редакции. Между УПЦ и рядом ведущих министерств заключены договора о взаимодействии. И она по праву может называться доминирующей Церковью в украинском государстве, возрождающей традиции исторической духовности. Хотя это приводит ее недругов в ярость, часто лишая их здравого рассудка. Иначе чем объяснить новые предвыборные информационные взрывы радетелей «національної церкви», под стать автору газеты «Грани», который заканчивает свои «духовные» излияния такой эмоциональной инсинуацией: «Остается только мечтать о том, что когда-нибудь наступит такое время, когда основанная Христом Церковь не позволит себя унижать и делать из себя вторичный инструмент геополитики, а в Киево-Печерской Лавре посетителей не будет встречать монахиня в обклеенной иконами строительной каске»?
Не случайно один Почаевский схимник, ныне почивший, оценивая поведение раскольников и их политических единомышленников, с печалью в голосе сказал: «Не знают они, бедные, какого они духа и кого проповедуют своей жизнью. Узнали бы – ужаснулись, ибо готовят себе страшную загробную участь… Нужно о них молиться, дабы просветил Христос их ум и сердце».

Сергей ГЕРУК