Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

17.10.2005 — 17.11.2005

17.10.2005. РИМ. Бенедикт XVI считает правомерным перенесение резиденции греко-католиков из Львова в Киев
Об этом сообщил в письме на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира государственный секретарь Ватикана Анжело Содано. В послании, в частности, говорится: «Ваше Блаженство, я уполномочен Его Святейшеством Папой Бенедиктом ХVI поблагодарить Вас за ваше письмо, датируемое от 16 августа 2005 года, в котором Ваше Блаженство сделал некоторые наблюдения, касающиеся отношений между Украинской Православной Церковью и Украинской Греко-Католической Церковью. Я заверяю Вас в том, что святой отец отметил с особым вниманием волнение пастырей Вашей Церкви за верующих, в обществе которых все еще отмечена глубокая рана, нанесенная украинскому народу продолжительным притеснением режимом, основанным на атеистической идеологии. Он также рассмотрел Ваше замечание по поводу перенесения кафедры верховного архиепископа Украинской Греко-Католической Церкви.
Как Ваше Блаженство знает, Украинская Греко-Католическая Церковь состоит в общении с Главой Рима со времени, когда часть церковной территории Киева восстановила полное общение с Епископом Рима. Её жизнь, в гармонии с восточной традицией и дисциплинами, регулируется Сводом Канонов Восточных Церквей. В соответствии с данным каноническим указом, решение о переносе кафедры Верховного Архиепископа и изменения титула было принято Синодом Украинской Греко-Католической Церкви. Предыдущий Папа Иоанн Павел II дал свое согласие на это решение, уважая правила и каноны, которые Свод приписывает Синодам Восточных церквей.
Вышеупомянутое решение Украинской Греко-Католической Церкви было мотивировано желанием выполнять более эффективно пасторское служение среди её членов. Христианская надежда учит нас, что диалог – это лучший путь для того, чтобы узнать друг друга. С таким духовным настроем особенно в это время трудностей, но также великих перемен для Украины, все христиане могут предложить неоценимый духовный и человеческий ответ для пользы национального этнического прогресса.
Ваше Блаженство, Его Святейшество Папа Бенедикт XVI также любезно вспоминает встречу с Вами. Он попросил меня заверить Вас в том, что Его уважительные и братские чувства остаются неизменными, и Он молится Господу о даровании нашим Церквам мудрости в продолжении пути нашего диалога и взаимного уважения. В таком случае мы будем нести свидетельство той любви, которой нас учит Христос, и поможем миру поверить в Иисуса Христа, Единого Сына, посланного Отцом. С братской любовью во Христе Анжело Содано, Государственный Секретарь».
Хотелось бы отметить, что ответ Ватикана на послание Блаженнейшего Митрополита Владимира, в котором выражалась глубокая обеспокоенность перенесением резиденции греко-католиков из Львова в Киев, иначе, чем казенной отпиской, не назовешь. Звучащий в письме государственного секретаря Ватикана призыв к диалогу Церквей трудно оценить, так как звучит он из уст людей, не желающих слышать противоположную сторону и явно проводящих политику прозелитизма.

20.10.2005. ОДЕССА. Митрополит Агафангел возмущен планами открытия константинопольских подворий в Украине
Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел выразил протест в связи с планами Константинопольского патриархата открыть на Украине свои подворья. «Антиканонические действия патриарха Варфоломея вызывают удивление, возмущение и соблазн среди прихожан христиан канонической Украинской Православной Церкви», — сказал митрополит на встрече с новым генеральным консулом Греции в Одессе Димитриосом Мосхопулосом.
По мнению митрополита, такие шаги Константинополя приводят к эскалации конфликта между Православными Церквами. «Учреждение подворий — дело глав Церквей», — заметил владыка Агафангел. В свою очередь Димитриос Мосхопулос сказал, что передаст озабоченность Украинской Православной Церкви в министерство иностранных дел Греции.
ИНТЕРФАКС-Религия

20.10.2005. МОСКВА. Союз православных граждан Украины считает, что в Украине идет насильственное внедрение католицизма
В Украине происходят массовые захваты храмов Украинской Православной Церкви и процесс насильственного насаждения католицизма. Об этом заявил на пресс-конференции в “РИА-Новости” председатель Союза православных граждан (СПГ) Украины Валерий Кауров.
«В Украине происходит процесс насильственного «окатоличивания» и массовые захваты православных храмов со стороны филаретовцев-раскольников», — сказал Валерий Кауров. Он также напомнил, что 21 августа этого года состоялось перенесение кафедры греко-католиков из Львова в Киев. «Львовская епархия, которая насчитывала более тысячи храмов Русской Православной Церкви, сегодня владеет всего сорока храмами. На многие храмы, находящиеся в ведении канонической Православной Церкви, у раскольников оформлены параллельные общины. Это позволяет при удобном случае оперативно захватить помещение Православной Церкви», — сказал Кауров.
По словам Каурова, «власти Украины вовлечены в проект создания единой поместной Православной Церкви Украины, которая будет подчинена светским властям и оторвана от Московского Патриархата». «Связь Украинской Православной Церкви и Русской Православной Церкви в настоящее время является единственной духовной пуповиной между нашими странами, и эту связь хотят разрушить», — считает председатель СПГ.
Помогает этому, по его мнению, Патриарх Константинопольский Варфоломей, «который в диалоге с украинскими властями грубо вмешивается в дела Украинской Православной Церкви, посылая на Украину своих епископов украинского происхождения и стремясь открыть в республике подворья Константинопольского Патриархата». Кауров также сообщил, что СПГ Украины обратился с призывом к турецким властям пресечь действия Константинопольского Патриарха на территории Московского Патриархата. «Вспомнив о том, что Патриарх Варфоломей является турецким гражданином, мы передали ноту протеста в посольство Турции на Украине о том, что «вмешательство Патриарха Варфоломея во внутренние дела Украины дестабилизирует религиозную и межнациональную обстановку в стране». «В ноте мы указали, что действия Константинопольской Церкви вступают в резкое противоречие с интересами Турецкого государства, а потому оно прямо заинтересовано в том, чтобы остановить «канонические притязания» Патриарха. В противном случае мы пообещали призвать православных жителей Украины, Белоруссии, России, Сербии и Грузии бойкотировать турецкие курорты и товары», — заключил Кауров.
Седмица.Ru

21.10.2005. ВАТИКАН. Католицькими святими стануть двоє львів’ян
Папа Римський Бенедикт XVI проголосить святими Католицької Церкви двох львів’ян — римо-католицького архієпископа Йосипа Більчевського (1860-1923) та латинського священика Зигмунда Гораздовського (1845-1920). На урочистості з цієї нагоди до Риму уже відбула делегація зі Львова на чолі з архієпископом Львівським Римо-Католицької Церкви Мар’яном Яворським.
Обох блаженних беатифікував Іван Павло ІІ 26 червня 2001 року під час папської Літургії на львівському іподромі.

24.10.2005. АНКАРА. Турция вновь оспаривает титул Константинопольского патриарха, напоминая, что он представляет лишь православных, проживающих в Стамбуле
Зампред правящей турецкой Партии справедливости и развития (АКП) Шабан Дишли заявил, что Варфоломей I не должен именовать «вселенским» свой «фанарский греко-православный патриархат». По словам политика, являющегося советником турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана, законы Турции «очерчивают статус этой единицы», которая, будучи «турецкой институцией», не может выходить «за пределы республики». Шабан Дишли напомнил, что Лозаннский договор 1923 года ограничивает роль патриарха религиозным представительством «граждан греко-православного происхождения, проживающих в Стамбуле». Это высказывание, приводимое изданием «Turkish Daily News», прозвучало в конце минувшей недели в ходе проходившей в Стамбуле встречи представителей православных Церквей и группы христианских демократов из Европарламента. Представитель Турции отреагировал таким образом на призывы патриарха Варфоломея и ряда европейских политиков открыть православную семинарию на острове Халки (Хейбелиада), деятельность которой была прекращена властями 34 года назад. В этой семинарии получил богословское образование и нынешний предстоятель Константинопольского патриархата.
ИНТЕРФАКС-Религия

24.10.2005. ВАТИКАН. Кардинал Гузар продолжает развивать идею о совместных богослужениях с православными и считает униатов одной из «четырех ветвей Киевской церкви»
Предстоятель украинских греко-католиков Любомир Гузар заявил, что его недавнее предложение пересмотреть канон, запрещающий католикам совершать евхаристию совместно с представителями некатолических Церквей, участники Синода епископов в Ватикане восприняли «спокойно и без особых эмоций». Кроме того, как сообщает пресс-служба УГКЦ, Л. Гузар призвал к «широкой дискуссии» между православными и католиками по этому вопросу. Такая дискуссия, по мнению кардинала, должна пройти «в среде Киевской церкви, в ее четырех разделенных ветвях». Вероятно, кроме УГКЦ, имеются в виду Украинская Православная Церковь, а также непризнанные Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Киевский патриархат (УПЦ КП). Ранее официальные представители Ватикана неоднократно заявляли, что Святой Престол признает только каноническую Украинскую Православную Церковь и не поддерживает отношений с неканоническими группами Филарета Денисенко (Киевский патриархат) и Мефодия Кудрякова (УАПЦ). Между тем совместные богослужения с клириками Киевского патриархата давно уже стали практикой УГКЦ. Так, на православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей УГКЦ Алексий Петрив совершил молебен близ звонницы собора Святой Софии Киевской совместно с игуменом Евстратием Зорей из УПЦ КП.

24.10.2005. ВАШИНГТОН. Украинская церковь в США, насчитывающая всего 100 приходов, призывает своих иерархов к вмешательству в церковные дела на Украине
В резолюции, принятой митрополичьим Советом Украинской православной церкви в США, находящейся в юрисдикции Константинополя, говорится, что «объединенная церковь на Украине», над созданием которой призваны трудиться «наши иерархи», должна строиться «под водительством Вселенского патриархата». Кроме того, иерархов Украинской православной церкви в США призывают повлиять в соответствующем духе на «правительство Украины и ее президента Виктора Ющенко».
ИНТЕРФАКС-Религия

26.10.2005. КИЕВ. Православное братство Александра Невского выражает обеспокоенность в связи с планами римо-католиков открыть свою семинарию в Одессе
В заявлении Православного братства Александра Невского, подписанном его председателем Юрием Егоровым, в частности, говорится: «Римо-католики собираются открыть свою семинарию в Одессе. В регионе практически отсутствуют католические общины, зато в нем находится одна из самых больших православных епархий Украинской Православной Церкви. Считаем, что это делается преднамеренно с целью создания католического очага противодействия «бастиону Православия», каковым является Одесская епархия Украинской Православной Церкви.
Сообщение о планах римо-католиков открыть семинарию в Одессе вскоре после перебазирования греко-католической кафедры из Львова в Киев говорит о том, что Ватикан собирается осуществлять свою прозелитическую экспансию на Украину как через униатов (католиков восточного обряда), так и через католиков латинского обряда. Причем происходит это на фоне грубого антиконституционного вмешательства украинских властей в дела канонической Православной Церкви, а также захватов или попыток захватов православных храмов раскольниками, происходящих при бездействии или, более того, содействии местных госадминистраций.
Православное братство Александра Невского заявляет решительный протест по поводу эскалации католической экспансии на Украине, которая способна обострить межрелигиозную и социальную ситуацию в украинском обществе».

02.11.2005. МОСКВА. Униаты — козырная карта Ватикана. Заявления Святого Престола о необходимости примирения с православием все чаще расходятся с делом
Находясь на Синоде католических епископов в Ватикане, митрополит Тадеуш Кондрусевич сообщил журналистам, что Папа Римский Бенедикт XVI «хочет встретиться с Патриархом Алексием II». «Сейчас время не бросать камни, время их собирать», — сказал Кондрусевич, указывая на необходимость преодоления разногласий между Московским Патриархатом и Святым Престолом. Такого рода заявления все чаще звучат из уст католических иерархов. В то время как в Риме митрополит Кондрусевич призывал верующих молиться за скорую встречу Бенедикта XVI и Алексия II, в Украинской Православной Церкви, наконец, получили официальный ответ Ватикана на открытое письмо Митрополита Киевского Владимира Папе Римскому. Предстоятель УПЦ просил понтифика воспрепятствовать переносу кафедры главы украинских греко-католиков (униатов) из Львова в Киев. Кстати, и сам Патриарх Алексий II заявил, что до тех пор, пока «униатский вопрос» не будет решен, встреча его с Бенедиктом XVI невозможна! В официальном послании госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано лаконично и безапелляционно ответил Митрополиту Владимиру, что Папа перенос униатской кафедры одобрил. Святой Престол банально умыл руки, сославшись на то, что инициатива украинских униатов находится в согласии с канонами Восточных Католических Церквей и получила поддержку со стороны Иоанна Павла II. В связи с этим совершенно неясно, как Ватикан намерен претворять в жизнь курс на сближение с Московским Патриархатом, объявленный Бенедиктом XVI приоритетным, если сам понтифик, наделенный для этого всеми полномочиями, не может пересмотреть решения своего предшественника. Тем более когда речь идет о решениях, которые в Москве и в Киеве считают основными преградами для нормализации диалога. Синод Украинской Греко-Католической Церкви принял решение о переносе кафедры митрополита «на основании 57-го канона Кодекса Канонов». Но в этом каноне речь идет о местонахождении патриаршей кафедры, в то время как глава украинских униатов кардинал Любомир Гузар при нескрываемом желании стать патриархом на настоящий момент им не является. Святой Престол закрывает на это глаза и потворствует амбициям Гузара, вместо того чтобы совершенно резонно, основываясь на том же каноническом праве, объяснить Митрополиту Львовскому и Галицкому, что его действия препятствуют развитию православно-католических отношений. Украинские греко-католики мотивировали перенос кафедры желанием сделать управление Церковью более эффективным, и Ватикан в лице Анджело Содано это объяснение подхватил. Но как возможно эффективное управление Церковью, если ее центр находится на Восточной Украине, а 95% приходов, монастырей, издательств, учебных заведений — на Западной? Неужели кардинал Содано и здесь не видит противоречия?
Опытный политик Анджело Содано, безусловно, осознает всю конфликтность складывающейся ситуации, поэтому все его действия носят демонстративный характер. Демонстративен уже сам факт, что спустя два месяца (!) после обращения Митрополита Владимира к Папе Римскому Ватикан отвечает Киеву небрежной бюрократической отпиской без внятной аргументации. Судя по всему, кардинал Содано считает официальный ответ Ватикана на вполне обоснованное возмущение «партнеров по межконфессиональному диалогу» чем-то вроде дипломатической формальности. Судя по всему, Содано полагает, что Московский Патриархат «обречен» на диалог с Ватиканом и вынужден будет смириться с любыми шагами Святого Престола. Можно предположить, что Анджело Содано, наделенный широкими полномочиями, проводит собственную политику. В июне 2001 года, во время визита Папы Иоанна Павла II в Киев, Содано демонстративно обнимался с самопровозглашенным патриархом Киевским Филаретом, и некоторые аналитики заговорили о демарше госсекретаря Ватикана, ведущем к серьезным осложнениям в отношениях Святого Престола и Московского Патриархата. Но если Анджело Содано сознательно действует вразрез с «генеральной линией» Ватикана по приоритетному вопросу, то остается лишь удивляться, что он по-прежнему сохраняет за собой высокий пост. В итальянских СМИ высказывались предположения, что Бенедикт XVI отправит Содано в отставку по завершении Синода епископов, но этого не произошло. Возможно, именно «линия Содано» является генеральной, а все заявления Папы о необходимости преодоления многовекового раскола между православием и католицизмом — не более чем дежурные фразы.
Глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер заявил, что встреча Бенедикта XVI и Алексия II в ближайшее время вряд ли возможна. Причина остается неизменной: обвинения в прозелитизме в адрес Ватикана, обоснованность которых «следует рассмотреть». Ватикан хотел, чтобы в Московском Патриархате решение о переносе кафедры митрополита украинских униатов не воспринималось как акт католического прозелитизма. В то же время, как показало письмо Анджело Содано, Святой Престол ничего не делает для того, чтобы Москва изменила свою позицию, предлагая ставшие банальными и давно отвергнутые противоположной стороной аргументы. В этой ситуации о встрече Патриарха и Папы католики могут лишь молиться, к чему их активно призывает митрополит Кондрусевич. Подобная встреча была бы просто чудом. Или, как когда-то сказал кардинал Рамполо, имея в виду проект Владимира Соловьева о воссоединении Церквей, «прекрасная, но неосуществимая идея».
Станислав Минин, «НГ-Религии»

14.11.2005. КИЕВ. Униаты утверждают, что Русь крещена в католицизм и требуют передать им Софийский собор в Киеве
В воскресенье, 13 ноября, около 150 представителей униатской церкви собрались на Софийской площади в Киеве на молебен «за объединение украинских христиан». Акцию провела общественная организация «Христианская Украина». Одно из главных требований организаторов — передача собора Святой Софии “христианам Украины». При этом греко-католики — организаторы акции — сообщили, что их претензии на православный храм являются обоснованными: «С чего взяли, что Софию строили православные? Они вообще все путают, когда говорят, что князь Владимир крестил Русь как Православную. На самом деле, тогда была Единая Соборная Апостольская Церковь, которая подчинялась престолу папы Римского. То есть исконно мы крещены как католическая держава, а не как Православная», — сказала в интервью «Новому Региону» представитель «Христианской Украины» Оксана Мосий.
Православные восприняли заявление греко-католиков с недоумением:
«Претензии униатов на Софийский собор совершенно необоснованны, — пояснил настоятель киевского храма Прп. Романа Сладкопевца священник Димитрий Познанский. — Князь Владимир принял крещение от Византии, а никак не от Рима. И до 1054 года никакого примата папы Римского над остальными Церквами не существовало».
Куда резче на заявление униатов отреагировал глава Союза православных граждан Украины Валерий Кауров. По его словам, верующие Украинской Православной Церкви намерены препятствовать передаче Софийского собора греко-католикам.
«Мы не допустим передачи Святой Софии униатам. Притязания греко-католиков вызывают бурю возмущения у верующих. Забрать у православных самое святое — Софийский собор — это предел наглости», — заявил Кауров.
Собор Святой Софии был построен в первой половине XI века в период княжения Ярослава Мудрого. Собор имеет статус памятника архитектуры национального и всемирного значения, в настоящий момент богослужения в нем не проводятся.
Новый Регион — Киев

16.11.2005. КИЕВ. Притязания греко-католиков на Софию Киевскую: кардинал Гузар в июне 2005 года обратился с письмом к Виктору Ющенко с просьбой о предоставлении здания Консистории для размещения там своей патриаршей курии
«В Киеве может опять обостриться противостояние между православной и греко-католической общинами. Последняя проявляет интерес к национальному заповеднику «София Киевская». Не прошло и трех месяцев после конфликта, который возник в связи с перенесением кафедры и резиденции кардинала Любомира Гузара в Киев, как уже в прошлое воскресенье на Софийской площади в Киеве некая структура «Христианская Украина», объединяющая прихожан греко-католической церкви из Западной Украины, провела молебен. Главное требование участников этого мероприятия — передача собора Святой Софии верующим греко-католикам. Отец Игорь Яцив, пресс-секретарь УГКЦ, комментируя эти заявления, сообщил, что ни он, ни глава греко-католиков кардинал Любомир Гузар ничего не знают о такой организации. Также он пояснил нам официальную позицию УГКЦ по этому вопросу, которая, по его словам, обозначена в письме ее главы кардинала Любомира Гузара Президенту Украины Леониду Кучме (направлено в 2002 году). «Мы тогда заявили: до тех пор, пока в Украине не будет создана Единая Киевская церковь из четырех украинских церквей — УПЦ КП, УПЦ МП, УАПЦ и, собственно, УГКЦ, этот храм должен находиться в ведении государства», — сказал Яцив. Он также сообщил, что УГКЦ против попеременных служений в Софии представителей христианских конфессий, однако в ней возможны совместные богослужения во время больших государственных праздников.
Но означает ли это, что у УГКЦ нет никакого интереса к Софии Киевской? Нет. Как стало известно газете «Сегодня», кардинал Гузар в июне 2005 года обратился с письмом к Виктору Ющенко с просьбой оказать содействие в предоставлении здания Консистории (памятник ХVІІІ века), находящейся на территории Софии Киевской, для размещения там своей патриаршей курии. Хотя отец Игорь Яцив ничего не знает о нем, Ирина Марголина, замдиректора заповедника «София Киевская», подтвердила нам факт существования такого письма…
Газета «Сегодня»

17.11.2005. ЛЬВОВ. Униатская церковь простила своих гонителей; о тех, кого гонят сами униаты, не сообщается
Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) намерена отметить в марте 2006 года 60-ю годовщину Львовского собора 1946 г., который объявил об упразднении УГКЦ и воссоединении с Православной Церковью.
Как заявил во время пресс-конференции во Львове глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар, «это трагического для церкви событие, когда она была ликвидирована советской властью. Сейчас представители УГКЦ выступают за то, чтобы отметить эту дату как сугубо исторический момент, а также как акт прощения тех, кто приложил руку к ликвидации церкви».
”Мы хотим простить тех, кто в течение сорока лет преследовал и запрещал церковь и ее деятелей. Мы хотим поставить точку, хотя и не можем забыть этой даты, но она не должна быть причиной негативных результатов сегодня. Также мы хотим поблагодарить всех, кто в течение всего этого периода оставался верным Католической церкви, несмотря на физические, моральные и другие преследования; мы хотим помянуть всех тех, кто был провозглашен исповедниками и мучениками веры. Мы надеемся использовать этот момент для того, чтобы открыться для сотрудничества и объединения нашей церкви с православными собратьями», — заявил кардинал Гузар.
Собор, который УКГЦ планирует открыть в 2006 году, будет посвящен молодежи в церкви XXI века. Собор состоится в несколько этапов: в 2006 году состоятся съезды и конференции в епархиях и экзархатах, а в августе 2007 года начнется недельная соборная сессия. По словам Любомира Гузара, УГКЦ намерена пригласить для участия в соборе как можно больше молодежи для того, чтобы поговорить с ней. «Мы хотим предоставить молодым людям возможность высказать то, что им болит, что приносит радость, чего она ожидает от Церкви», — сообщил глава УКГЦ.
Любомир Гузар также сообщил, что через полтора-два года будет завершено строительство храма Воскресения Христова и резиденции главы УГКЦ в Киеве. Сейчас УГКЦ готовит в столице Украины акцию сбора средств для строительства храма.
Однако при всем возвышенно-примирительном характере заявления кардинала Гузара в нем ничего не сказано о тех, кого сама Униатская церковь преследует и гонит в последние годы — православных верующих Западной Украины, чьи епархии в процессе возрождения УГКЦ были полностью разгромлены.
Седмица.Ru