17.10.2005 — 17.11.2005
17.10.2005. КИЕВ. Раскольники из так называемого Киевского патриархата подталкивают Константинопольский патриархат к созданию подворий в Украине
Пресс-секретарь так называемого Киевского патриархата игумен Евстратий (Иван Зоря) заявил, что «позитивно» относится к идее учреждения подворий Константинопольского патриархата на Украине, отметив, однако, что с реализацией этого замысла «существуют большие сложности».
Несмотря на сомнения в том, что идею удастся осуществить «в ближайшее время», представитель неканонической церковной группы выразил уверенность в том, что «рано или поздно такие подворья должны появиться в Украине», поскольку «Украина всегда была исторически связана с Константинопольской церковью». Игумен признает, что «в соответствии с православными традициями вопрос подворий должен быть решен с той Церковью, на территории которой эти подворья будут открыты». Однако, по его мнению, Константинопольский патриархат, «скорее всего, не собирается» решать такие вопросы с Московским патриархатом, поскольку ранее заявлял, что «он не признает претензий на каноническую власть над Украиной Московского патриархата». В случае же, если решение об открытии Константинопольского представительства будет принято «самостоятельно», это вызовет «резкий и сильный конфликт с Московским патриархатом», который, по мнению игумена Евстратия, «будет реагировать довольно жестко». А это станет «еще одной дополнительной проблемой во взаимоотношениях между Москвой и Константинополем».
Ссылаясь на «соответствующие контакты с Константинопольским патриархатом», клирик самопровозглашенного патриархата утверждает, что Константинополь, несмотря на проявляемую осторожность, «занимает твердую позицию, что на Украине должна быть автокефальная церковь, признанная всеми другими поместными Церквами». Представитель Киевского патриархата подтвердил готовность своей организации выделить храм для подворья Константинополя и выразил надежду, что с открытием такого представительства имеющиеся контакты между непризнанной церковью и Константинопольским патриархатом «будут расширяться», в результате чего церковное руководство из Стамбула «будет более активно влиять на ситуацию в Украине».
ИНТЕРФАКС-Религия
19.10.2005. КИЕВ. Три шестерки анафематствованному Филарету не помеха
Отлученный от Церкви Михаил Денисенко (Филарет), возглавляющий лжецерковную организацию УПЦ-Киевский патриархат, оказалось, ходит с тремя шестерками, которые, как известно, являются числом антихриста. Именно с них начинается номер заграничного паспорта Михаила Антоновича. Это обстоятельство немало смущало и самих раскольников. По свидетельству одного из них, он предлагал Филарету немедленно поменять паспорт, чтобы не шокировать «единоверцев», но получил ответ, что три шестерки ему, отступнику, «не мешают».
21.10.2005. КИЕВ. Столицу посетил самозванный «бог» Сон Мюн Мун и пообещал для всеобщего счастья построить БАМ-2
В столице Украины состоялась так называемая инаугурация всемирной федерации мира. Основал эту организацию в сентябре нынешнего года известный сектант Мун. Сейчас он осуществляет мировое турне с целью популяризации этой новой структуры, но, собственно, главной целью всей этой затеи является привлечение новых адептов в секту «нашего истинного отца» — именно так назвал Муна юноша, проводивший эту самую инаугурацию всемирной федерации мира в Украинском доме. То есть нам, украинцам, популярно объяснили: зря вы, православные, Господа Отцом своим Небесным считаете, заблуждаетесь, доктор Мун давно уже себя высшей инстанцией на земле и на небе объявил. Ну а созданием новой миротворческой организации Мун не зря занялся, он понимает, как можно сыграть на человеческих чувствах, используя такую злободневную тему, как борьба за мир. А чтобы в зале еще больше прониклись мыслью о величии Муна, в видеоролике, посвященном корейскому «миротворцу», было сказано без изысков: было в двадцатом веке два великих борца за мир и права человека — Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг, теперь вот один остался — доктор Мун.
То, что воспринимать всерьез муновскую всемирную федерацию мира могут лишь три категории людей: с нарушениями психики, зомбированные идеями «истинного отца» или начисто лишенные чувства юмора, можно заключить, прочитав, какую же главную цель ставит сейчас перед собой эта структура. Цитирую по документам федерации: «Доктор Сон Мюн Мун, засновник Міжрелігійної міжнародної федерації за мир у всьому світі та інших міжнародних миротворчих організацій,… запропонував революційний проект досягнення миру та покращення умов життя людей. Цей проект полягає в побудові через Берингову протоку тунелю, який поєднає Америку та Азію”. Конечно, старик Мун тут не очень оригинален: коммунисты уже строили нечто подобно-эпохальное — Байкало-Амурскую магистраль (БАМ). Впрочем, Мун мог бы назвать свой проект БАМ-2 — Берингово-Аляскинская магистраль.
В Украинском доме Мун спекулировал на еще одной насущной проблеме — укреплении семейных ценностей. Всем присутствующим в зале предложили выпить по стаканчику вина, причем половину должен был отпить муж, а половину жена, тогда в семье у них никаких проблем не будет. Если же кто-то пришел на встречу с Муном в одиночестве, надо было выпить самому и подумать о своей половине — и все будет лучше некуда. Чувствительные барышни плакали в зале…
Вообще посиделки с Муном отвечали всем сектантским канонам: вход был лишь для приглашенных кандидатов в «миротворцы», везде кучковалась какая-то охрана, на входе всех ждали металлодетекторы. В конце мероприятия всем раздали подарки — по бисквитному торту. Что еще нужно людям в бедной стране, сочли муновцы.
Хотя не все так весело… За этими кажущимися нормальному человеку забавными деталями и подробностями скрывается напор и агрессия, умение манипулировать человеческой психикой и большие деньги. А еще просто стыдно было смотреть, что на это действо пришли в качестве гостей Леонид Кравчук, Юрий Богуцкий, Юрий Щербак, ректоры вузов, академики из НАНУ. То ли на премии они польстились (Кравчуку тут же вручили муновскую награду за миротворческую деятельность, Богуцкого и Щербака объявили «послами мира), то ли уже попривыкли везде выступать в роли свадебных генералов.
В прошлом веке русский поэт Саша Черный написал об обывательской психологии: «Все сбежались. Я тоже сбежался. Все кричали. Я тоже кричал».
Вот только потом разбежаться и не кричать бывает трудно.
Ну а для тех, кто позабыл, кто такой Мун, в том числе и для господ Кравчука, Богуцкого и Щербака, напомним.
Сон Мюн Мун родился в Корее в 1920 году в семье сектантов-пресвитериан. Мун рассказывал, что, когда ему исполнилось 16 лет, ему явился Христос и попросил «продолжить работу, начатую 2000 лет назад, и установить на земле Царство Божие. После раздела Кореи на Северную и Южную Мун перебрался на Юг. В городе Пусан он создает «Церковь объединения», объявляет себя «преподобным» и одновременно разворачивает коммерческую деятельность, начав со сбора металлолома и макулатуры, в чем ему, разумеется, активно и бескорыстно помогают «прихожане». Деньги, вырученные из этого «бизнеса», послужили неплохим начальным капиталом для дальнейшего коммерческого процветания сектанта. Впоследствии его экономическая деятельность стала буквально грандиозной. Компьютерная технология, крупные программы в машиностроении, пищевой промышленности и других отраслях позволили Муну открыть «Академию искусств», «Институт по исследованию марксизма», создать балетную труппу. При этом «мессия» успел шестнадцать раз(!) отбыть тюремные наказания за разные преступления: от развращения малолетних до сокрытия налогов. В 1955 году был осужден за то, что имел интимные связи со всеми без исключения женщинами секты.
Мун создал свою трактовку Библии — «принцип». Он объявил себя и свою жену «истинными прародителями нового человечества, свободного от власти сатаны». В секте практиковались коллективные бракосочетания одновременно нескольких десятков тысяч пар. Почти всегда «молодые» впервые видели друг друга во время этого странного ритуала. Женихов и невест «благословлял» сам Мун. Обладая немалыми средствами, Мун использует их для вербовки новых членов секты.
Секта имеет влияние в 130 странах мира, в том числе и в Украине. Милости просим?
21.10.2005. КИЕВ. Генеральная прокуратура поручила Службе безопасности Украины поиск зарубежных счетов М. Денисенко (Филарета) в США и Гонконге и определить наличие на них финансов Компартии
Об этом говорится в официальном письме Генеральной прокуратуры народному депутату Украины Леониду Грачу. Как известно, Леонид Грач направил официальное обращение на имя Генерального прокурора Украины в связи с информацией из США о размещении руководителем УПЦ-КП анафематствованным Денисенко-Филаретом на своих счетах в США и Гонконге 350 миллионов долларов США. Скандал случился из-за того, что американский адвокат из Флориды, занимавшийся этим делом, не получил обещанного вознаграждения в 9 млн. долларов и подал в суд. Параллельно всплыло дело и с попыткой размещения филаретовцами 500 млн. долларов, но уже в Европе. Спецслужбы США заподозрили, что это отмывание средств, полученных от наркоторговли. Последним делом занимались Интерпол и СБУ, они определили, что разместить эту сумму в европейских банках филаретовцам не удалось. Однако коммунисты-депутаты Верховной Рады заподозрили, что в международных финансовых «противозаконных мафиозных схемах» филаретовского лжецерковного спрута задействованы и миллионы Компартии, которые после ее запрещения в 1991 году были переведены Леонидом Кравчуком на счета Филарета (Денисенко). Об этом Леонид Грач и сделал запрос в Генеральную прокуратуру Украины.
18.10.2005. КИЕВ. Газета «Грани» воюет с Православием
На 7-й странице политического еженедельника «Грани» №35 за 5-11 октября был помещен материал Дмитрия Бондаренко «Православие между Москвой и Киевом». Автор взялся доказать, что священноначалие УПЦ не отстаивает интересы верующих граждан Украины, но преследует единственную цель: поддержать политические амбиции Москвы, сохраняя «влияние Кремля» путем манипулирования украинским православием в составе Русской Православной Церкви и Московского патриархата. Песня старая и набившая оскомину в бесконечно однообразных и примитивных инсинуациях лжепатриарха УПЦ-КП Филарета, который, как заученную восточную мантру, неутомимо повторяет ее вот уже пятнадцать лет подряд под аккомпанемент своих идеологических подпевал. И неудивительно. Ведь так называемая «Церковна рада» при КП Филарета на Пушкинской, 36 вобрала в себя группу крайне радикально настроенных политиков, бывших захватчиков храмов и организаторов церковных погромов, хронически страдающих русофобией и националистической маниакальностью. Однако фамилия Бондаренко в отличие от господ Червония, Поровского, Гудымы, профессора Степовика и прочих радетелей раскола в составе этой выдуманной Филаретом политической ячейки не значится, видимо, чтобы не компрометировать имидж Виктора Бондаренко, однофамильца или родственника, много лет возглавлявшего Госкомрелигий Украины, недавно сложившего свои полномочия. Не значится в «раде» и имя Владимира Бондаренко (брата Виктора Бондаренко), нардепа из блока «Наша Украина», известного своими крайне правыми националистическими взглядами и ненавистническим отношением к «северному соседу» и, естественно, к Украинской Православной Церкви, находящейся в канонической связи с Московским патриархатом. Кто же выступает в газете «Грани» под именем Дмитрия Бондаренко, можно лишь догадываться.
С первых строк публикации автор выражает свою политическую позицию: «Российская Федерация хочет сохранения УПЦ в составе Московского патриархата», «Разделение украинских православных верующих на несколько враждующих между собой деноминаций не является для Москвы ни проблемой, ни собственной болью. Напротив, преодоление такого разделения, даже в рамках УПЦ (?), неминуемо усилило бы в объединенной церкви проукраинские настроения, что рассматривается Россией как угроза ее церковному присутствию на Украине», поскольку «Путин заявил, что связь украинской церкви с российской — это то малое, что осталось единым, и это единство следует сохранять для будущих поколений».
В этой цитате иллюстрируется вся политическая злость автора на духовную связь Украины и России, ослепление которой не дает ему объективно мыслить. Символично, что эти, мягко говоря, необоснованные постулаты, являющиеся одновременно концепцией предвыборной программы «наших украинцев» в отношении к религиозной ситуации в Украине, совпадает с 15-летием исторического события в религиозной жизни страны. А именно: 27 октября 1990 года в киевском Софийском соборе Патриарх Алексий ІІ вручил тогда еще не разжалованному митрополиту Филарету, Патриаршему экзарху РПЦ, так называемый томос (грамоту) о независимости Украинской Православной Церкви. Кстати, это был последний визит Патриарха в Киев, хотя православные верующие встречали бы его с большим воодушевлением, нежели покойного Папу Римского Павла Иоанна ІІ. Как раз российско-ненавистнические тенденции отдельных политических партий, будоражащих общественное сознание своего электората, не позволяют Патриарху Алексию ІІ, Предстоятелю самой крупной Православной Церкви в мире, посетить Украину.
В Томосе, дарованному украинскому Православию, в частности, говорится: «Быть отныне Украинской Православной Церкви независимой и самостоятельной в управлении». То есть УПЦ предоставлен статус автономии, что по законам церковного управления соответствует правам автокефалии с сохранением лишь церковно-богослужебной подчиненности Патриарху Московскому. С 1990 года украинский экзархат РПЦ переименован в Украинскую Православную Церковь, а ее Предстоятель носит титул «Блаженнейшего Митрополита», что равнозначно титулу патриарха. К примеру, Предстоятель Польской Православной Церкви также является Блаженнейшим Митрополитом, как и предстоятели ряда автокефальных православных церквей мира. УПЦ предоставлено право избирать свой Священный Синод и самостоятельно хиротонизировать (рукополагать) новых епископов, утверждать новые кафедры и монастыри, духовные семинарии и академии. Попутно заметим, что с 1990 года епископат УПЦ увеличился с 18 до 42 архиереев, причем пополнился преимущественно молодым духовенством, гражданами Украины, воспитанниками Киевских духовных школ, чье становление проходило в годы украинской независимости. В финансово-административном управлении УПЦ также никому не подотчетна.
Касательно же предоставления УПЦ статуса автокефалии, что логично бы произошло как следующий шаг к самостоятельности украинского Православия, то главным препятствием этому стал все тот же раскол, учиненный Филаретом в 1992 году при поддержке власти и политических сил. Церковный вопрос был политизирован настолько, что многомиллионная православная паства ужаснулась грубому вмешательству властей предержащих в церковную жизнь. Понятие «автокефалия», которым принялись манипулировать политики всех мастей и рангов, было дискредитировано в глазах верующих и приобрело ярко выраженный негативный характер. Достаточно вспомнить заявления экс-президента Кравчука о непризнании законности Харьковского Архиерейского Собора УПЦ 1992 года, избравшего своего нового Предстоятеля — Митрополита Владимира. Как раз с легкой руки украинского политикума церковные вопросы приобрели политический окрас и стали слагаемым не столько религиозной, сколько политической жизни. При этом Украинская Православная Церковь и выверенная деятельность ее Предстоятеля на протяжении указанного периода подтвердила свою полную аполитичность, культуру и толерантность в церковно-государственных отношениях. Не случайно в юбилейном 2000-м году Международный Биографический Центр (Кембридж, Англия) «за выдающийся вклад в дело служения высоким идеалам христианства» признал Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) «выдающимся человеком ХХ столетия».
Это произошло через восемь лет, когда Украина находилась на грани повторения «сербского варианта» — тогда в пылу религиозных пожарищ уже лежала православная земля маленькой Сербии, а по всей Западной Украине при полном попустительстве местных органов власти творился настоящий террор. Раскольники захватывали тысячи православных храмов, а люди, исповедующие Православие и поминавшие в молитвах Патриарха Московского, приравнивались к врагам народа, семьи духовенства УПЦ лишались крова, их дети были обречены на роль изгоев. Кстати говоря, ни один зачинщик раскола, ни один захватчик храмов, ни один чиновник из целой армии администрации всех уровней и регионов не был наказан, хотя Сергею Головатому, нынешнему министру юстиции, удалось доказать в 90-х годах противозаконность создания УПЦ-КП, что было подтверждено Генеральным прокурором Украины Шишкиным. Однако тот же раскололюбивый парламент и экс-президент Кравчук сумели замять судебное разбирательство, которое позволило бы раскрыть уголовно-преступную деятельность Филарета, похитившего у своего же православного народа двухмиллиардную сумму церковной казны в долларовом эквиваленте.
Надо полагать, возвращаясь в Киев в 1992 году на старейшую православную кафедру, Митрополит Владимир отдавал себе отчет, что происходит в стране и в мире. Почему времена многолетних гонений на веру и Церковь вдруг сменились хаосом расколов и лжерелигий, анархией взглядов и пустотой мировоззрений? Что позволило, например, устроить в 1995 году побоище на Софийской площади с похоронами главы «альтернативной» Церкви Владимира Романюка и разыграть на его могиле у софийской стены крупное политическое шоу? Или какая сила, скажем, породила в Киеве такое явление, как «Бело братство»? Тогда толпы зомбированных юношей и девушек впадали в сомнамбулический транс от созерцания своей «богини» Марии Девы Христос, умудрились пролезть в ту же древнюю Софию и усадить свое сумасшедшее божество (простите) мягким местом на святой престол древнего алтаря, куда не входили в древности даже великие князья киевские. Украина была объявлена многоконфессиональным государством, в котором, по выражению бывшего главы Комитета по делам религий Виктора Бондаренко, «нет доминирующей церкви», следовательно, все скоропалительно зарегистрированные течения с новоявленными «христами», «богами» и «богинями» равны.
Автор газетной статьи подтянул под свою идеологему и «фактаж» якобы о том, что УПЦ действительно является «рукою Кремля та імперським агентом на теренах незалежної України». В частности, он ссылается на «агрессивный» Союз православных граждан, который «поведет в парламент своих представителей в блоке Н. Витренко, Г. Васильева и Д. Корчинского». Дмитрий Бондаренко, хорошо ориентирующийся в церковных вопросах, наверняка знает о том, что Союз православных граждан действует без благословения Митрополита Владимира (т.е. самопроизвольно), хотя все акции этого движения проходят под православной символикой. Кстати, одиозная фигура Дмитрия Корчинского, погромщика Киево-Печерской Лавры в 1992 году и предводителя унсовцев, участника боевых действий в Грузии и на Северном Кавказе, также появляется на политических тусовках под флагами с изображением лика Христа. Но это вовсе не значит, что Корчинский является православным, а его деятельность благословлена Церковью. В комментариях викарного архиепископа Митрофана, помощника Митрополита Владимира, ясно было сказано, что для вхождения в Православную Церковь Дмитрию Корчинскому необходимо как минимум принести публичное покаяние и лишь затем испрашивать благословение на какую-либо богоугодную деятельность. Ведь были в истории Церкви раскаявшиеся разбойники, искупившие свою вину многолетним богоугодным трудом. Однако по сей день Корчинский не сказал ни слова о своем боевом прошлом.
Невзирая на однообразные пасквили в адрес Украинской Православной Церкви и неприязнь к ней представителей определенных политических сил, авторитет УПЦ неуклонно растет. Сегодня она насчитывает более 12 тыс. приходов, 150 монастырей. Она имеет духовные семинарии, академию, более 50 периодических изданий, телевизионные и электронные редакции. Между УПЦ и рядом ведущих министерств заключены договора о взаимодействии. Украинская Православная Церковь по праву может называться доминирующей Церковью в украинском государстве, возрождающей традиции исторической духовности. Хотя это приводит ее недругов в ярость, часто лишая их здравого рассудка. Иначе чем объяснить новые предвыборные информационные взрывы радетелей «національної церкви» под стать автору газеты «Грани», который заканчивает свои «духовные» излияния такой эмоциональной инсинуацией: «Остается только мечтать о том, что когда-нибудь наступит такое время, когда основанная Христом Церковь не позволит себя унижать и делать из себя вторичный инструмент геополитики, а в Киево-Печерской Лавре посетителей не будет встречать монахиня в обклеенной иконами строительной каске»?
Видимо, не случайно один Почаевский схимник, ныне почивший, оценивая поведение раскольников и их политических единомышленников, с печалью в голосе сказал: «Не знают они, бедные, какого они духа и кого проповедуют своей жизнью. Узнали бы — ужаснулись, ибо готовят себе страшную загробную участь… Нужно о них молиться, дабы просветил Христос их ум и сердце».
Сергей Герук
24.10.2005. ВАШИНГТОН. Филарет Денисенко «добивает» приходы Константинопольского патриархата в США
Глава самопровозглашенного Киевского патриархата Филарет Денисенко намерен совершить 6 ноября богослужение в украинской церкви Вознесения в городе Клифтоне (США, штат Нью-Джерси). Контроль над имуществом Вознесенского прихода является предметом многолетнего судебного спора между приходской администрацией и консисторией Украинской православной церкви в США, находящейся под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Летом этого года председатель консистории архиепископ Антоний Щерба заявил, что тяжба приближается к успешному для УПЦ в США завершению. Однако, как сообщает сайт «Спасите нашу Украинскую православную церковь», Верховный суд Нью-Джерси отверг иск консистории УПЦ в США, пытавшейся завладеть приходским имуществом. Согласно данным того же сетевого ресурса, за последние годы 11 приходов УПЦ в США покинули ее юрисдикцию и присоединились к Киевскому патриархату, а из оставшихся ста приходов менее половины согласны финансировать содержание консистории. За десять лет бесконечных судебных процессов издержки составляют сотни тысяч долларов. По утверждениям противников зависимости Украинской церкви в Америке от Константинополя, пишет сайт, состоявшийся переход под юрисдикцию патриархата в Стамбуле привел лишь к тому, что церковь «лишена руководства, расколота, доведена до финансового банкротства и страдает от скрытого морального упадка».
ИНТЕРФАКС-Религия
24.10.2005. ІВАНО-ФРАНКІВСЬК. Івано-Франківська єпархія УАПЦ не братиме участі в так званому об’єднавчому соборі через тиск, який чинить на неї Київський патріархат
Про це 20 жовтня заявили учасники розширеного засідання єпархіальної ради Івано-Франківської єпархії УАПЦ після слухання інформації митрополита Галицького Андрія (Абрамчука), керуючого єпархією УАПЦ, та члена передсоборової комісії прот. Богдана Челядина про спільне засідання архієрейського собору і патріаршої ради УАПЦ, що відбулося 11 жовтня. Івано-Франківська єпархія УАПЦ виступає за об’єднання Всеукраїнського Православ’я, але за благословенням Константинополя. Учасники засідання відзначили: “Зважаючи на те, що наші пропозиції по об’єднанню були відкинуті зі сторони УПЦ КП, вважаємо, що Об’єднавчий собор 19 листопада цього року не підготовлений і передчасний, тому Івано-Франківська єпархія УАПЦ в ньому участі брати не буде”.
24.10.2005. РІВНЕ. Розкольники погрожують захопити Воскресенський храм у Острозі
Колишній настоятель Воскресенського храму Острога Ярослав Хаврук, зрадивши священицькій присязі та знехтувавши церковними канонами, таємно вирішив перейти до розкольницького угруповання УПЦ-КП і перевести до нього церковну громаду. 17 жовтня він підробив протоколи парафіяльних зборів про перехід в УПЦ КП і подав на затвердження в Рівненську обладміністрацію. Облдержадміністрація в особі губернатора Василя Червонія, який є старостою Покровського храму УПЦ КП у Рівному та членом Вищої церковної ради УПЦ КП, тут же зареєструвала зміни до парафіяльного статуту.
Дізнавшись про зраду, церковна громада Воскресенського храму не допустила 23 жовтня Ярослава Хаврука та його прибічників до храму.
Архієпископ Варфоломій своїм указом звільнив Ярослава Хаврука від настоятельства у Воскресенському храмі і, згідно рішення Священного Синоду УПЦ від 29 грудня 2003 року, позбавив його священного сану.
Парафіяни Воскресенського храму стурбовані тим, що прихильники розколу погрожують захопити храм, а місцева влада на чолі з губернатором Василем Червонієм та головою Острозької райдержадміністрації Юрієм Чумаком, замість того щоб вирішувати питання згідно чинного законодавства, зайняли позицію підтримки дій розкольників.
25.10.2005. КИЕВ. Филарет Денисенко отметил юбилей своей раскольнической деятельности. Руководство страны не разделило его «радость»
21 октября в Киеве начались заранее анонсированные торжества по случаю 10-летия деятельности Филарета Денисенко в качестве «патриарха Киевского и всея Руси-Украины». В зале Национальной филармонии по этому случаю состоялись торжественное заседание и концерт.
Как отмечает интернет-газета «Оглядач», на мероприятии, «к удивлению присутствующих, не было первых лиц государства, как следовало бы, исходя из статуса юбиляра», а также «той поддержки, какую оказала УПЦ КП оранжевой революции». Приветствие Президента Украины Виктора Ющенко зачитал зампред его секретариата Иван Васюнык. Подарком от главы государства стал букет цветов, хотя «верующие церкви ожидали, что глава государства оценит деятельность главы церкви государственной наградой», сообщил тот же источник. Премьер-министр Украины на заседание также не пришел. Денисенко в своем выступлении с горечью отметил, что «прежняя власть не поддерживала Киевский патриархат, а новая — лишь немного поддерживает». При этом с особым нажимом было произнесено слово «трохи», сообщает «Оглядач». Далее глава УПЦ КП объявил, что после неизбежного объединения с Украинской автокефальной церковью на Украине будет создана единая поместная церковь, которой и станет возглавляемый им Киевский патриархат. При этом Украинская Православная Церковь «вскоре прекратит свою деятельность на территории Украины» — эти слова непризнанного патриарха Филарета приводит газета «Коммерсант-Украина». Лидер неканонической церкви заявил, что Московский патриархат умышленно старается расколоть православие на Украине и оказывает давление на Константинопольского патриарха Варфоломея. При этом Денисенко выразил уверенность, что возглавляемая им организация «будет признана Вселенским патриархом в тот самый час, который укажет Господь Бог» («Оглядач»).
В субботу празднование было продолжено двухчасовым приемом в одном из зданий украинского правительства. Наблюдатели обратили внимание на отсутствие представителей иных религиозных организаций, в частности УАПЦ, которая, по заявлениям Филарета, вскоре должна объединиться с Киевским патриархатом. Завершились мероприятия в воскресенье Литургией во Владимирском соборе. Большинство СМИ не отреагировало на «юбилейное празднование».
ИНТЕРФАКС-Религия
27.10.2005. РОВНО. Раскольники из «Киевского патриархата» намеревались взять штурмом Свято-Воскресенский храм
27 октября в Остроге произошло столкновение между православными и активистами непризнанного «Киевского патриархата». Об этом сообщил глава Союза православных граждан Украины Валерий Кауров. Раскольники намеревались штурмом захватить Свято-Воскресенский храм, настоятель которого накануне перешел из УПЦ в УПЦ КП. Однако верующие не поддержали решение священника и отказались передавать здание церкви Киевскому патриархату.
Не допустить кровопролития удалось лишь благодаря вмешательству «Беркута», утверждает Кауров. Православные из юго-восточных областей Украины готовятся выехать в Ровенскую область на помощь защитникам храма. «Мы готовы собрать наши силы и выехать в Ровенскую область», — заявил Кауров. Напомним, что на минувшей неделе раскольники при поддержке местного губернатора Василия Червония силой заняли молитвенный дом общины УПЦ. Ранее Ровенская епархия неоднократно направляла обращения Президенту и Генеральному прокурору Украины, в которых указывала на злоупотребления местной власти, приводящие к нарушению прав верующих. Ровенский губернатор Василий Червоний в годы правления президента Леонида Кравчука принимал активнейшее участие в создании Киевского патриархата, членом которого является до сих пор.
Новый Регион — Киев
27.10.2005. РОВНО. Раскольники жестоко избили защитников православного храма в Остроге
Православные жители города Острога продолжают защищать Свято-Воскресенский храм, на который претендуют филаретовцы. В течение дня православные были три раза избиты боевиками, прибывшими из города Ровно и окрестностей. Первое нападение, по свидетельству активиста православного прихода Михаила Близняка, произошло в семь часов утра, когда на верующих канонической церкви, молящихся на погосте, напали «молодыки» из Киевского патриархата. Они силой сбрасывали пожилых людей с паперти. К обеду нападения повторились дважды. Несколько прихожан получили травмы, трое из них, пожилые женщины, с вывихами рук, поломанными ребрами и сотрясением мозга оказались в больнице. Избит начальник райотдела милиции. Группа ОМОНа отделила защитников храма от захватчиков.
На место происшествия прибыл глава местной районной администрации Юрий Чумак. Чиновник, по мнению прихожан, привез боевиков, а также собрал приверженцев раскола из окрестностей, выполняя приказание губернатора Василия Червония, без ведома верующих утвердившего «новый устав общины». Недавно Червоний издал указ о немедленной передаче церкви общине УПЦ КП. Раскольники в ближайшее время ожидают прибытия в Острог расстриги-Филарета, до встречи которого они и хотят захватить Свято-Воскресенский храм.
“Как мы можем надеяться на объективность органов власти, если глава Ровенской администрации Василий Червоний, занимая высокий государственный пост, исполняет обязанности старосты кафедрального Покровского собора филаретовской епархии. Кстати, этот храм им же и был в свое время насильственно отобран у других раскольников — автокефалистов, — рассуждают верующие. — Однозначно, Червоний разжигает и будет разжигать межрелигиозную рознь в регионе и ущемлять права верующих так, как он это делал в бытность комсомольцем-активистом. Многие помнят, как в советские времена выбрасывали из храмов пожилых людей и молодежь”.
Приверженцев канонической Церкви — защитников святыни — намного больше прибывших раскольников. Несмотря на это, представители местной власти намерены выполнить указ главы областной администрации.
28.10.2005. РОВНО. Боевики-филаретовцы сделали очередную попытку захватить Воскресенский храм и Богоявленский собор князей Острожских
Конфликт вокруг Свято-Воскресенского собора продолжается. Около 6 часов утра к Воскресенскому храму начали подтягиваться группы филаретовцев. Вначале из Ровно прибыло более полусотни сотни семинаристов раскольничьей семинарии и два десятка боевиков, которых местные жители иначе, как «червонийские бандиты» (по фамилии главного зачинщика острожского конфликта губернатора Василия Червония), не называют. Была совершена очередная попытка захвата храма, пострадали сотрудники милиции. Ныне на месте находится оперативная группа ОМОНа, предотвращающая провокации.
Как стало известно, семинаристы КП переместились от Воскресенского храма к главной святыне города — Свято-Богоявленскому собору князей Острожских — и сделали неудачную попытку захватить храм-усыпальницу славных защитников Православия на Украине. Верующие возмущены действиями главы Ровенской облгосадминистрации, который утвердил устав мифической общины УПЦ-КП и на этом же основании своим решением хочет подарить их православную святыню расстриге-Филарету, визит которого намечается в ближайшее время. Неудивительно, что первое в истории Острога ожидаемое прибытие Денисенко сопровождается избиениями верующих и накалом межконфессионального конфликта. Видимо, глава раскольников не может вынести мирного сосуществования многих христианских и иноверных общин в древнем городе.
28.10.2005. РОВНО. Православная общественность Украины поднялась на защиту храма в Остроге
Около 300 активистов Союза православных граждан Украины крымской организации «Прорыв», а также Прогрессивной социалистической партии прибудут завтра в Острог, где третьи сутки продолжается оборона Свято-Воскресенского храма от активистов Киевского патриархата. Об этом заявил заместитель председателя Союза православных граждан Украины Алексей Добычин. «Рядом с храмом дежурит милиция, однако правоохранителей явно недостаточно, чтобы контролировать ситуацию. Некоторые из защитников церкви уже получили травмы, есть переломы», — утверждает Добычин. «Если у нас в стране не выполняют свои функции силовые структуры, мы вынуждены заниматься этим сами. Завтра с утра мы будем на месте. Даже если раскольники захватят храм, мы выбьем их оттуда. Все последствия за возможные столкновения будут нести чиновники и непосредственно сам Президент Виктор Ющенко, который перед выборами обещал не допускать захватов наших храмов», — подчеркнул Добычин.
«Новый Регион — Киев»
25.10.2005. ХАРЬКОВ. Среди раскольников — мода на захваты храмов
Харьковско-Полтавская епархия Украинской автокефальной православной церкви находится на осадном положении. По информации священников, неизвестные угрожают захватить храмы в Харькове — Свято-Дмитриевский на Полтавском шляхе и Иоанна Богослова на Ивановке. По словам настоятеля Свято-Дмитриевского храма отца Виталия, осадное положение произошло из-за раскола в Украинской автокефальной православной церкви. Харьковская епархия УАПЦ отказалась признать главой автокефальной церкви митрополита Мефодия, который теперь, по информации местных священников, угрожает захватить епархию силой.
Медиа-группа «Объектив»
27.10.2005. КИЕВ. Сектанту Муну отказали во въездных визах Россия, Болгария, Великобритания и Германия. Зато Украина приветила афериста
Как уже сообщала пресс-служба Украинской Православной Церкви, на прошлой неделе сектант Мун побывал в Киеве на церемонии инаугурации так называемой «Всемирной федерации мира». Под этим названием с 12 сентября нынешнего года действует секта Муна (ранее известная как «Церковь объединения»), которая теперь, по замыслу основателя, должна стать новой ООН, основанной на принципах «богоцентризма».
Власти нашей страны разрешили этому одиозному сектанту посетить Украину, а первый президент Украины Леонид Кравчук не только присутствовал на муновском сборище в Украинском доме, но и принял от него какую-то известную одному Муну награду. Между тем Россия, Болгария, Великобритания и Германия уже отказали сектанту во въездных визах, и, думается, список стран, не желающих пускать к себе Муна, вскоре пополнится.
01.11.2005. ЛЬВОВ. Автокефалы не хотят объединяться в единую церковь с Киевским патриархатом
Приходы Львовской епархии УАПЦ направляют Президенту Украины Виктору Ющенко и членам правительства письма, в которых просят «защитить УАПЦ от новых политических экспериментов с объединением в единую поместную Церковь». Об этом священнослужители непризнанной УАПЦ заявили на встрече руководителей братства апостола Андрея Первозванного, прошедшей на днях во Львове, сообщает Религиозно-информационная служба Украины. Во встрече участвовал также архиепископ Харьковский Игорь Исиченко, который ранее в этом году был исключен синодом УАПЦ из состава ее епископата в результате конфликта с главой церкви митрополитом Мефодием Кудряковым. Проведение «объединительного собора» УАПЦ и Киевского патриархата, возглавляемого Филаретом Денисенко, назначено на 19 ноября. Однако по мере приближения этой даты становится очевидным, что крупнейшие епархии УАПЦ — Львовская и Ивано-Франковская — не примут участия в объединительном процессе на условиях Киевского патриархата, поддержанных представителями государственной власти.
ИНТЕРФАКС-Религия
02.11.2005. ЧЕРНІГІВ. Не перевелися самозванці в Україні — розкольник з “Київського патріархату” оголосив себе благочинним Ічнянського округу
Користуючись відсутністю священика в селах Крупичполі та Сваричівка, (він був переведений з цих парафій), в Крупичполе приїхав на похорони одного з мешканців „священик” Київського патріархату Микола Вакулинський. Після похорону він прийшов до старости церкви і представився благочинним Ічнянського округу. На запитання старости: „Де наш благочинний отець Іван Ясенівка?”, — самозванець сказав, що тепер він займає його місце. Ввівши в оману старосту церкви, лжесвященик запропонував служити служби. Відслуживши одну службу, авансом взяв півмісячну зарплату собі і кліросу і оголосив службу на наступну неділю. Самозванцю зателефонував протоієрей Іван Ясенівка і запитав: „Як можна чинити такий обман, скориставшись моєю недугою?” (Отець Іван переніс операцію на серці). Та розмова виявилась безплідною — розкольник був п’яний.
04.11.2005. КИЇВ. УАПЦ не буде об’єднуватись з “Київським патріархатом”
Таку заяву зробив у інтерв’ю для Інтернет-видання RISU Предстоятель УАПЦ митрополит Мефодій (Кудряков). Пояснюючи причини такої “зміни курсу”, Мефодій, зокрема, сказав: “Поєднання розійшлося, ще навіть не зійшовшись. Чому? Відповідь зрозуміла. Не було ніякої підготовки. Наше священство і ієрархія УАПЦ ще не готові єднатися з Київським патріархатом. Я, наприклад, запропонував, щоб ми зійшлися, разом співслужили, але свою структуру кожен зберіг. Так роблять два, три, чотири роки, скільки потрібно, щоб сприйняти один одного. Остаточним кроком могло би бути об’єднання. Патріарх Філарет не побажав піти таким шляхом. Як наслідок, домовленості не досягли. Він хотів нашого приєднання, а не прагнув справжнього об’єднання”.
04.11.2005. КИЕВ. Для первого Президента Украины Леонида Кравчука церковные каноны — пустой звук, а раскольник Филарет — страдалец и бессребреник
В интервью газете «День» первый Президент Украины, а ныне народный депутат Леонид Кравчук рассказал о своем видении религиозной ситуации в нашей стране. Надо сказать, что «видение» это продемонстрировало, насколько велико желание политиков такого склада, как Кравчук, «рулить» всеми и всем, в том числе и откровенно вмешиваться в церковные дела (что он с нескрываемой агрессией и делал во времена своего президентства). Чего стоит только его пассаж в интервью о каноничности филаретовского «Киевского патриархата»: «Не следует учитывать то, например, что Москва объявила Киевский патриархат неканоническим. Для нас, украинцев, — это наша церковь, там молятся наши люди, там они обращаются к Богу, что и является признаком каноничности. Это право верующих — выбирать, где молиться. А политики, власть должны искать такие реальные шаги, которые бы не обостряли религиозной ситуации в стране, а не ожидать, что Москва даст нам автокефалию или хотя бы автономию. Это даже как-то неприлично — искать или ожидать чьего-то разрешения; меня как политика это унижает. Тем более что у нас есть действительная Украинская церковь — так захотел Бог. А относительно тех знаменитых канонов — кто может сказать, что их создал Бог? Это же не так! Каноны созданы для того, чтобы держать верующих в повиновении — это понятно всем». Подобное богохульство и комментировать не хочется…
А вот ответ Леонида Кравчука на вопрос о том, как он оценивает обвинения патриарха Филарета в вывозе за границу больших сумм денег, хотелось бы прокомментировать. Вначале Кравчук вышибает слезу у доверчивых читателей рассказом о том, насколько беден Филарет: «Вспоминаю, например, что когда в резиденции патриарха делали небольшой ремонт, то возникли серьезные финансовые проблемы, — пришлось искать деньги и помогать. Откуда могли взяться те миллионы, о которых пишут?» Ну а затем наш велеречивый политик выдает на-гора такой пассаж в защиту Филарета: «Зачем их (миллионы – Ред.) вывозить? Что, его КРУ проверяет? Ведь в церковные финансы сегодня никто не вмешивается». Так что все у Кравчука и Филарета по-нашенски, по-младокапиталистически, то есть следуя принципу: «Беден не тот, у кого денег нет, а тот, кто не умеет их надежно спрятать».
08.11.2005. КЛИФТОН (США). Во время поездки в Америку раскольничий «патриарх» Филарет заявил, что объединение УАПЦ и Киевского патриархата все-таки состоится
Выступая в церкви Святого Вознесения перед настоятелями и руководителями церковных общин «Киевского патриархата в США и Канаде», самозванный «патриарх» заявил, что « верующие и духовенство УАПЦ стремятся к объединению с Киевским патриархатом, однако иерархия УАПЦ к объединению не спешит и все делает, чтобы оно не состоялось». Напомним, что сейчас в УАПЦ царит настоящий переполох в связи с тем, что Филарет на самом деле стремится присоединить УАПЦ к Киевскому патриархату, чтобы самому и возглавить эту так называемую «поместную церковь».
08.11.2005. ХАРЬКОВ. Украинскую автокефальную православную церковь сотрясают расколы
Архиепископ Харьковский и Полтавский УАПЦ Игорь Исиченко заявил, что уже три недели харьковские храмы находятся под угрозой захвата, а сам он фактически смещён с должности администратора Харьковской епархии. Речь идёт о расколе в Украинской автокефальной православной церкви.
В сентябре в Киеве прошел поместный собор, на котором администратором Харьковской епархии фактически был назначен Илларион Дамаскин. Однако харьковские прихожане это решение называют нелегитимным и считают, что епархию по-прежнему возглавляет Игорь Исиченко. В связи с расколом соборы, принадлежащие автокефальной церкви, уже почти месяц усиленно охраняют казаки и военизированная охрана. Верующие опасаются событий, аналогичных столичным, когда автокефальный храм был захвачен сторонниками митрополита Мефодия. Что же касается планируемого объединения УАПЦ и Киевского патриархата, то в ближайшее время этого не произойдет, так как среди священнослужителей слишком много разногласий по ходу этого процесса, заявил Игорь Исиченко.
ATN-Харьков
09.11.2005. ДНЕПРОПЕТРОВСК. В городе орудуют сатанисты
В ночь на 1 ноября неизвестные вандалы закрасили черной краской икону святого страстотерпца царя Николая, расположенную на куполе Свято-Владимирского храма. По словам настоятеля храма протоиерея Георгия Вольховского, за несколько дней до происшествия в храм поступил анонимный звонок, предупреждающий о том, что именно в этот день произойдет какая-нибудь провокация. В ту ночь дежурили очень тщательно. Инцидент произошел после того, как была снята охрана. С внешней стороны храма постоянно ведутся работы — декоративно украшаются и обновляются стены. Новые иконы только недавно поставили, и святотатцы воспользовались тем, что леса еще оставались на месте, ночью взобрались и совершили этот кощунственный акт. «Это яркий пример того, — сказал протоиерей Георгий, — что общество наше является больным в духовном плане и много предстоит потрудиться духовенству и верующим для его исцеления. Все это — плоды воспитания людей, строящих свои жизненные планы без Бога и Его Святой Церкви».
По словам о. Георгия, это уже не первый случай надругательства над святыней. В середине июня в храме кощунники изувечили удивительную икону Божьей Матери «Воспитание». Лик Богородицы пересекали два глубоких ножевых шрама. Нож, впившись в дерево, на котором написана икона, крест-накрест прочертил по прекрасному лицу страшные раны. Выплеснув всю злобу на Богородицу, преступник еще хлестнул ножом по ногам Спасителя с детьми, чье изображение находиться неподалеку. Досталось и нескольким другим иконам.
«Это была провокация, — заметил настоятель храма, — и эти вандалы, на мой взгляд, сделали это сознательно для того, чтобы вызвать в обществе определенную напряженность и неадекватную реакцию. Православным не следует принимать каких-либо действий, которые бы компрометировали их. Нам надо быть на страже и не поддаваться на подобные провокаторские действия. Икона уже очищается, и причт решил специально поставить образ царя мученика на лицевую сторону, чтобы засвидетельствовать беспомощность сознательных богоборцев».
По мнению причта Владимирского храма, в районе, где расположен храм, функционирует секта сатанистов. В прошлом году, во время так называемого «хеллоуина», на территорию церкви зашла группа людей в масках и побила окна храма. Также ранее были зафиксированы попытки поджога церкви.
Юрий Скубак
17.11.2005. КИЕВ. Украинская автокефальная православная церковь будет уничтожена филаретовцами
Самопровозглашенный патриарх УПЦ КП Филарет провел пресс-конференцию, на которой, как было заявлено в пресс-релизе, хотел поделиться с журналистами «сердечной грустью» по поводу того, что намеченный на 19 ноября объединительный собор УАПЦ и «Киевского патриархата» не состоится, так как иерархи УАПЦ не согласились на условия объединения, предложенные «Киевским патриархатом». Однако задекларированной грусти по этому поводу на лице Филарета не было заметно. И журналистам скоро стало ясно почему. «Патриарх» призвал парафии УАПЦ самостоятельно, без воли иерархов церкви, переходить в «Киевский патриархат». Таким образом, Украину ожидает еще одна волна церковных расколов и силового захвата храмов автокефалистов филаретовцами. О том, что это неизбежно произойдет, можно было заключить из слов Филарета, который так и не назвал журналистам, какие же приходы УАПЦ уже изъявили желание добровольно удариться в бега. Как говорится, не знают — научим, не хотят — заставим. Ну а захватывать храмы Филарету опыта не занимать, стоит вспомнить недавние события в Остроге Ровенской области, где губернатор Василий Червоний, непоколебимый раскольник-филаретовец, пытался отобрать храм у канонической Украинской Православной Церкви. Интересно, что на пресс-конференции Филарет встал грудью на защиту Червония, заявив, что информация в СМИ о его разбойных действиях — всего-навсего попытки врагов лишить его, бедного, губернаторского кресла.
Вообще поиск врагов — любимое занятие Филарета. Вот и сегодня он обвинил в срыве объединения УАПЦ и «Киевского патриархата» … ну, конечно же, «руку Москвы». Какое счастье, что есть у нас по соседству государство, на которое можно вешать всех собак, чтобы прослыть патриотом Украины!
Велеречивость Филарета на пресс-конференции закончилась тогда, когда руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Василий Анисимов задал ему вопрос о том, встречался ли он во время своей недавней поездки в США с адвокатом, который подал на него в суд из-за того, что Филарет не выплатил ему вознаграждение за размещение в банках США и Гонконга нескольких сотен миллионов долларов. (Информация о миллионах Филарета была распространена два месяца назад агентством ИНТЕРФАКС со ссылкой на Украинскую православную церковь США в юрисдикции Константинопольского патриархата, а народный депутат Леонид Грач недавно направил запрос Генеральному прокурору Украины по поводу финансовых махинаций Филарета). Филарет ничего не стал говорить о том, что таких денег у него не было. Он лишь ответил, что с адвокатом не встречался, а еще посоветовал журналистам прочитать интервью Леонида Кравчука газете «День». Оно и понятно почему, ведь Кравчук, его давний друг, рассказывает в интервью, как беден Филарет. И Леониду Макаровичу даже пришлось помочь несчастному патриарху сделать ремонт в резиденции на Пушкинской, 36.
17.11.205. КИЕВ. Украинский Межцерковный Совет призывает общественность выступить против строительства языческого капища
Как сообщает интернет-издание RISU, в открытом письме Украинского Межцерковного Совета к духовенству, пасторам, Президенту и всему украинскому народу выражается беспокойство по поводу решения Винницкого городского совета о выделении земли для строения капища «Единому богу вселенной — Дажбогу». «Наличие идольского капища — это не просто построение какого-то сооружения, это не просто дом разврата, это место духовного разврата. Призываем все Церкви воспользоваться той духовной властью, которой наделена Церковь, молитвенно объединиться, чтобы не допустить того проклятия, которое может обрушиться на нас за духовный разврат народа», — сказано в обращении.