Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Государство не может брать на себя функции примирять человека с Богом»

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: «Государство не может брать на себя функции примирять человека с Богом»

- Ваше Блаженство! В последнее время произошло много событий, и во внутренней и в международной жизни, которые оказали влияния и на церковно-государственные и на межконфессиональные отношения в Украине…
- Главное событие – это Светлое Христово Воскресенье, праздник праздников и торжество торжеств. Если Христос не воскрес, то напрасны вера и труды наши, бессмыслены все прочие события и отношения и в Украине, и за ее пределами. Мы прошли долгий период великого поста, время покаяния, молитвы, духовного взрастания, общения с Господом и встретили Пасху Господню. Отрадно, что в этом году, только по официальным данным, в пасхальных богослужениях приняли участие более 11 миллионов. Значит, все большее количество людей находят дорогу к храму. В пасхальную ночь в Лавре молились более 50 тысяч верующих, был Президент, руководители государства. Они участвовали в крестном ходе, некоторые приняли Святое Причастие.

- Однако многие отметили странную особенность. В последнее время Вы часто встречались и с Виктором Ющенко, и с Владимиром Литвином, другими руководителями государства на открытии чернобыльских поминальных дней, в Вербную неделю, на Пасху. Десятки телекамер снимали ваши встречи, а в репортажах, показанных по ТВ, многие телеканалы старательно вырезали из кадра Предстоятеля Церкви, или показывали мельком, не упоминая о нем…
- На церковные праздники мы специально не приглашаем ни представителей власти, ни телевидение. То, что руководители страны публично приходят на богослужения – это свидетельство уважения к Церкви своего народа. Если телеканалы подают недостоверную или искаженную информацию – то вопросы следует задавать им. Никто не отнимал у нашего народа права на достоверную информацию, и политическая цензура — та же фальсификация реальности. Впрочем, мы переживали и более мрачные времена, когда я давал по десять интервью в день, но ни одного слова ни в печатных, ни в электронных СМИ не появлялось.

- Как Вы оцениваете первые «сто дней» новой власти?
- Те 17 направлений работы, о которых объявила Юлия Владимировна в своем отчете на заседании правительства, свидетельствует о том, что новая власть ставит перед собой очень напряженные социальные задачи. Их выполнение потребует огромных усилий не только руководителей всех уровней, но и общества. Для этого, конечно, нужна консолидация, вовлечение в дело государственного домостроительсва всех слоев и общественных групп. Сегодня более-менее улажена проблема с пенсиями, чрезвычайно важным было решение о значительном увеличении помощи матерям при рождении ребенка. Прозвучала очень свовременная инициатива о борьбе с беспризорностью.

- Но ведь исторически эта проблема решалась благодаря Церкви?
- Как и многие другие. И просвещение, и медицина, и искусство, и культура земледелия, садоводства, пчеловодства вышли из монастырей. Однако именно в опеке сирот, бездомных, больных, немощных, заключенных состояла главная социальная миссия Православной Церкви. Сегодня каждый из 11 тысяч православных приходов опекает близлежащие больницы, дома престарелых, детские дома, воинские части, школы, помогает одиноким и немощным села или микрорайона. У нас 170 монастырей, и мы ставим задачу, чтобы они были не только очагами молитвы, но и социального служения. Ныне приводится цифра в 200 тысяч беспризорных детей. Они — жертвы экономического и социального кризиса, который разрушил, деморализовал многие семьи. Восстановление учрежденного Богом института семьи, семьи многодетной, христианской, ее престижа – это глобальная государственная и общественная задача. Мы ежегодно проводим международные конференции с участием богословов, ученых, социальных работников по вопросам семьи, знаем, насколько сложны эти проблемы, но отступать некуда. К сожалению, государственный аппарат продолжает действовать ни как помогающая, а как запретительная система. Попробуйте открыть при приходе или монастыре благотворительную столовую или тот же приют, и вы столкнетесь с таким количеством всевозможных препонов от хозяйственных до юридических, которые вообще можно решить лишь в законодательном порядке.
Или возьмем проблемы молодежи. Это одна из самых уязвимых частей нашего общества. Безработица, отсутствие социальной перспективы сеют апатию, толкают в сети наркомании и алкоголизма. Очевидно, что нынешняя атеистическая система воспитания не в силах дать того духовного корня, который бы помог молодому человеку выстоять, обрести правильные жизненные ориентиры. Однако не только «Закон Божий», но и «Основы православной культуры» не могут попасть в вузы и школы. Это те социальные проблемы, в разрешении которых государство и Церковь должны сотрудничать.

- Какие вопросы обсуждались во время встреч с Президентом Украины?
- Виктор Андреевич был приятно удивлен преобразованиями, которые увидел в монастыре, интересовался нашими проблемами. Я высказал ему наше беспокойство по поводу того, что в некоторых областях представители властей подталкивают раскольников на захваты православных храмов. Два таких случая произошло в Черновицкой епархии, один – в Луцке, Тернополе, Херсоне. Президент заявил, что возьмет эти дела под свой контроль.

- Однако в интерне появились множество самых невероятных версий отношений власти и Церкви, пишут даже о неком заговоре против Православной Церкви в Украине. Мол, супруга Президента Екатерина Чумаченко принадлежит к американским автокефалам, поэтому решено вытянуть в Украину кого-нибудь из американских епископов и поставить во главе Православной Церкви.
- Не стоит комментировать всякие досужие домыслы. Страной руководят ответственные люди, и я не думаю, что они пойдут на какие-то антицерковные авантюры, как это было при Леониде Кравчуке, организовавшем раскол.

- Но ведь приезжал в Украину архиепископ Всеволод (Майданский), чьи высказывания о «канонических территориях» наделало много шума в религиозных СМИ. Кто он такой, и как относится к его словам?
- Он принадлежит к бывшей «автокефальной церкви» нашей диаспоры в США. Она не признавалась мировым православием, поскольку истоками своими имела революционных самосвятов из УАПЦ 1922 года. У них три епископа , которыми руководит митрополит Константин (Баган). 15 лет назад она насчитывала несколько десятков приходов, сегодня архиепископ Всеволод говорит, что у него шесть приходов. Нет верующих, не на что содержать храмы и священнослужителей. Поэтому лет десять назад она перешла на английский язык богослужений, приходы ее вошли в юрисдикцию Константинопольской Церкви, что вызвало в них новые недовольства и расколы. Когда они были в расколе, то служили с нашими раскольниками, теперь каноны Церкви запрещают им это делать, поэтому вот ведут разговоры о «канонических территориях», чтобы иметь доступ к православной пастве Украины. Как к этому относиться? Есть древняя каноническая территория Русской Православной Церкви, соответственно есть каноническая территория Митрополита Киевского и всея Украины. Его юрисдикция распространяется на все епархии и приходы Украинской Православной Церкви, которая является благодатной, выполняющей свою спасительную миссию, что признавалось и признается, как Западной, так и Восточными Церквами. Триста лет это не подвергалось сомнению, теперь кто-то решил подвергнуть. Если бы кто-то заявил, что признает Украину лишь в границах 1654-го или 1918-го, как бы вы к этому отнеслись? Как к провокации. Так же расценили высказывание архиепископа Всеволода православные. Кстати, когда он у меня был на приеме, такие мысли ему в голову не приходили.

- Но ведь известно, что наши чиновники за государственный счет возили раскольников в Константинополь, пытаясь их как-то пристроить. Консультант Президента А. Саган, заявил, что администрацию очень беспокоит то, что часть православных Украины «носят приставку неканоничности», чувствуют себя изгоями в христианском мире, и держава «должна им помочь».
- Светское государство не может брать на себя функции примирять человека с Церковью и Богом. Верующий человек сам должен это делать, а не искать адвокатов и кривые пути. Бог не оставляет никого. За тысячелетия своего существования Святая Церковь выработала правила, по которым всякий оступившийся может вернуться в лоно Матери-Церкви. Чтобы их узнать, не обязательно ехать в Константинополь, достаточно обратиться к любому приходскому священнику.

- Ваше Блаженство! Вы не единожды говорили, что молитесь за то, чтобы к власти пришли в Украине, если не православные, то склонные к Православию лидеры. Болгарскую Православную Церковь 15 лет терзал раскол, который инициировали власти, создав «параллельную», «истинно-болгарскую», демократическую «Церковь», передав ей храмы канонического Православия. Когда же несколько лет назад к власти пришли действительно верующие люди (партия царя Симеона), раскол бы преодолен: все храмы были возращены законному владельцу, а неканоническим «церквям» запрещено именоваться православными. Приемлем ли для нас болгарский путь преодоления раскола?
- Это не болгарский, а законный, демократический путь. Церковь у нас отделена от государства, все Президенты говорили о партнерских отношениях и сотрудничестве Церкви и государства. Однако лишь в Украине государство не хочет давать Церкви статус юридического лица. Этого статуса мы были лишены еще ленинским репрессивным правительством. За свою тысячелетнюю истории УПЦ не разрушила ни одного государственного здания, ни притесняла ни одного чиновника, в то время, как государство разрушило десятки тысяч православных храмов, экспроприировало практически все имущество, казнило и погубило в лагерях более 100 тысяч православных священнослужителей из Украины. Сегодня оно распоряжается нашими храмами и имуществом, отдает их в аренду и пользование сторонним организациям, хотя Украина взяла на себя обязательства перед Советом Европы вернуть всю собственность Церкви. Можно ли назвать такое партнерство честным и равноправным? В Луцке и Ровно еще в начале 1990-х были захвачены наши кафедральные соборы. Высшие судебные инстанции Украину постановили вернуть их законным владельцам, но исполнительная власть не выполняет эти решения. Невыполнения законов именуется беззаконием. В Болгарии просто решили с ним, как с наследием тоталитарного прошлого, покончить. Нынешнее наше правительство заявило, что для него прежде всего – вера. Будем молиться о том, чтобы законные права Православной Церкви в Украине наконец-то были восстановлены.

- Ваше Блаженство! Избран новый Папа Римский Бенедикт XVI. Как это отразиться на православно-католических отношениях в Украине. Говорят, Вы с ним давно знакомы?
- Это было в 1970-е годы, когда я был ректором Московской Духовной Академии и Семинарии. Кардинал Ратцингер пригласил меня в Мюнхен, где был ректором богословского института. Я гостил у него 12 дней, он очень глубокий богослов и неутомимый организатор. Он знакомил меня не только с методикой преподавания, богословскими исследованиями, издательской деятельностью в его учебном заведении, но и с социальной работой в епархии: мы посещали катехизаторские курсы для молодежи, богадельни и т.д. Тогда в Союзе вообще была запрещена не только миссионерская, но и благотворительная деятельность вне храма, и то, что я увидел у кардинала Йозефа Ратцингера, произвело на меня большое впечатление. Он очень интересовался православной догматикой, хотел ознакомиться с нашими учебными заведениями. Я пригласил его посетить Московскую и Ленинградскую Духовные академии. Но бывший тогда Совет по делам религий при Совете Министров СССР уперся, и визит кардинала не состоялся. У меня остались очень добрые воспоминания, я привез его богословские работы, одну из них по катехизации молодежи мы даже тогда перевили на русский язык.
Я думаю, что отношения между нашими Церквями улучшаться. Новый папа сделал ряд важных заявлений. Прежде всего, о том, что наша Православная Церковь в полном объеме осуществляет свою спасительную миссию среди окормляемого Ею народа. Поэтому, думаю, напор католического прозелетизма, в чем православные в последние годы постоянно обвиняли Апостольскую столицу, будет ослаблен. Он напомнил знаменитую формулу Второго Ватиканского собора, о Православии и Католицизме, как «двух легких» единой Христовой Церкви, заявил о необходимости убрать все препятствия на пути к диалогу и сотрудничеству. В любом случае, в католическо-православных отношениях будет меньше политического, а больше церковного.

- Как Вы относитесь к дискуссии, разгоревшейся у нас по поводу празднования юбилея Дня Победы?
- Наша точка зрения известна: Победа — одно из самых выдающихся событий за всю историю нашего народа. Недаром фронт, который брал Берлин носил название «Украинский». Мы воевали со злом, злом всемирным, и жертвенным, поистине христианским, подвигом нескольких поколений наших людей, победили. Сегодня, во время нравственного упадка и апатии среди молодежи, его надо всячески пропагандировать, как пример для подражания. Победителям было многократно труднее, но они превозмогли себя, осиротевшие, покалеченные, не теряли смысл жизни, в братском труде восстановили страну, вырастили детей. Свет их подвига – на века. И, думаю, не надо отказываться от того, чтобы раз в году, в назидание потомкам, и салютом, и парадом чествовать и павших воинов и живых. Что касается примирения представителей разных сторон, участвовавших в войне, то Христос Спаситель призывал быть в мире со всеми. Однако не стоит требовать братания между ветеранами Отечественной Войны и теми, кто воевал в УПА. Освободителям Киева трудно примириться со смертью генерала Ватутина, погибшего от рук УПА. Можно вспомнить и о митрополите Алексии Громадском, других жертвах, которые никакого отношения ни к до, ни к послевоенным репрессиям на Западной Украине не имели. И воинам УПА надо примириться сначала с этими жертвами, по крайней мере, не героизировать то, что героизации не подлежит. Прощать и примиряться необходимо – это основа Евангельского закона. Однако прощение всегда следует после покаяния и осознания сделанных ошибок.

Интервью вел В. Анисимов