Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир: «Приучать ребенка к церковной жизни следует постепенно»

Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир:«Приучать ребенка к церковной жизни следует постепенно»

(Ответы Предстоятеля УПЦ на вопросы читателей газеты «Начало» по проблемам материнства и детства)

— Ваше Блаженство! Моя соседка, сектантка, говорит, что ребенка нужно крестить уже взрослым, чтобы он все понимал. Я знаю, что она не права, но не знаю, как ее переубедить, знаний не хватает.
— Расхождение Православия и сектантства по вопросу о крещении детей — это не просто проблема обряда. Православие понимает это как жизнь Бога внутри человека, как всецелое исцеление. Сектанты говорят, что поскольку младенцы юридически недееспособны и неразумны, они не могут исповедовать Евангельскую доктрину и, стало быть, не могут быть членами народа Божьего.
Православные, однако, исходят из того, что знать, что такое воздух, — это одно, а дышать им — совершенно другое. Младенец не знает свойств молока, но жить без него не может. Крещение — это дверь, вводящая в Церковь Христову, и перед детьми эта дверь у нас не закрывается. В Ветхом Завете содержится несколько прообразов новозаветного крещения, которые включали в себя и детей (прохождение через воды Красного моря, обрезание младенцев на восьмой день).
Например, обрезание было знаком вхождения в Божий народ, знаком Завета. Однако Завет Бог составляет с праотцем Авраамом, который находился в зрелом возрасте и принял это сознательно, но тем не менее под этот Завет подпадали все новорожденные младенцы, которым надлежало на восьмой день совершить обряд обрезания.
В Ветхом Завете есть еще обряд посвящения Богу первенцев на сороковой день. Могли ли дети в этом возрасте давать обет Богу, что будут служить Ему? Разумеется, нет. Но родители давали обещание Богу за своих детей, и Бог благословлял их. Поэтому в Православной Церкви существует институт восприемников — крестных отца и матери, которые поручаются перед Богом за крещаемое чадо и, по сути, становятся родственниками этой семьи.
Крещение спасает не тем, что мы в нем «что-то обещаем Богу» а тем, что Спаситель дарует нам плод Своего Воскресения.

— Батюшка говорит, что беременным нужно причащаться как можно чаще, что это полезно и для мамы, и для будущего ребенка. Хотелось бы понять сам «механизм» такого воздействия на плод, если это, конечно, можно как-то объяснить.
— В Таинстве Причащения верующий принимает в себя Тело и Кровь Христовы для вечной жизни. Поскольку у младенца, находящегося в утробе матери, самая прямая и тесная связь с материнским организмом, то, следовательно, духовное состояние матери влияет на состояние будущего ребенка.

— У нас в храме есть две прихожанки, которые кормят грудью младенцев. Начался пост, но отношение к нему у них совершенно разное. Одна выполняет строгие рекомендации, по-моему, даже слишком. И в обычном положении выдержать подобное нелегко, а у нее же ребенок. Вторая считает, что ей сейчас можно абсолютно все, и никаких ограничений не придерживается. Наверное, права и та, и другая, а истина где-то посередине. Но как же ее найти эту середину. Конечно, можно спросить у священника, но ведь не всегда есть такая возможность, да и не каждый батюшка даст правильный совет. Я не осуждаю, просто знаю из практики: у двух спросить — получить два противоположных ответа. Один слишком строг, другой почти все разрешает. А вопрос серьезный. Расскажите поподробней.
— Каждая мать, исходя из своего собственного физического и духовного состояния, вправе решить для себя сама, как ей поступить в конкретном случае. Однако не стоит брать на себя чрезмерные подвиги, памятуя о том, что это может отразиться на здоровье ребенка, и поэтому во всем должен присутствовать здравый смысл. Все зависит от особенностей организма матери: одна может быть очень крепкой, и то, что она постится, не отразиться на здоровье младенца, тогда как другая по своему складу может быть болезненной, и такой женщине, конечно, нельзя поститься. Следует соизмерять свои посты со своими физическими силами.

— В соседнем роддоме почему-то всех подряд «кесарят». Для женщин это не очень хорошо, но почти все соглашаются. Заснула-проснулась, а ребенок уже есть. А как же муки, в которых нужно рожать детей? Правильно ли это с духовной стороны.
— Кесарево сечение производится тогда, когда по медицинским показаниям существует угроза жизни либо матери, либо ребенка, и с точки зрения Церкви такое оправдано. Медицина в таком случае производит спасительные действия, направленные на сохранение жизни. Во-вторых, женщины, которым делают кесарево сечение, страдают не менее тех, которые рожают естественным путем, так как любое оперативное медицинское вмешательство сопровождается болью. В данном случае женщина испытывает боль после операции, и говорить о том, что она «лишена мук рождения», несправедливо.

— В последнее время стало модным рожать в воде. Женщине легче, не так больно, и ребенок сразу попадает в естественную для него среду, не так болезненно переносит «смену обстановки». Дети, рождаемые таким способом, быстро развиваются, потом, правда, обычные дети их догоняют. Но, говорят, что «водные» дети, хотя и крепче, и шустрее, но менее душевные, что ли, более эгоистичны. Возможно ли это? Если да, то почему с точки зрения Церкви.
— Рождение в воде — это научный эксперимент, и если результаты его не наносят вреда ни матери, ни родившемуся ребенку, то, возможно, это допустимо.
О положительных или отрицательных его сторонах должны рассуждать специалисты, однако следует заметить: Бог устроил так, что женщина рожает естественным путем, и не такое уж большое количество детей было рождено в воде. Статистических данных, свидетельствующих о том, что какие-то из этих детей более эгоистичные, чем рожденные естественным путем, тоже не существует. Все это, очевидно, уровень фантазии и домыслов.

— Мне всего 18 лет. Так получилось, что я жду ребенка, а отца у него, скорее всего, не будет. Мои родные не хотят этого малыша, замучили уже меня. Я понимаю, что избавляться от этого нельзя, это грех, но не знаю, что мне делать, не знаю, как эта ситуация отразится на здоровье ребенка, на его душе.
— Вы сделали совершенно правильно, что решили родить этого ребенка, потому что детоубийство (аборт) — тяжелый грех. Если вы сейчас уже любите ребенка, которого носите под сердцем, то эта любовь компенсирует все недостатки и трудности, с которыми вам придется столкнуться в жизни. А Бог во всем будет помогать, видя искренность и желание, направленные на воспитание первенца.

— У меня двое детей, я их очень люблю. Они у меня хорошие, но часто капризничают, вредничают. Бывает, терплю-терплю, а потом сорвусь и нашлепаю. Наказывать, конечно, надо, но как? Можно ли ремнем или как-то по-другому, может, ставить на колени? И до какого возраста имеет смысл это делать?
— Самый верный путь воспитания ребенка — это собственный пример. До определенного возраста дети не осмысляют многих своих действий, и в таком случае физические наказания могут принести только вред, а не пользу. Прежде чем наказать ребенка, следует выяснить причину его неправильного поведения. Причем наказание должно быть адекватно совершенному проступку. Унижать человеческое достоинство ребенка через наказание тоже нельзя. Следует воспитывать в нем, прежде всего, чувство христианской совести и долга. Ребенка следует наставлять всегда, до любого возраста. А в старшем возрасте следует тактично подсказывать, так как у молодежи нет еще глубокого жизненного опыта во многих вопросах.

— Я учусь в шестом классе. У нас учится Ваня, который меня все время дразнит и даже дерется со мной. Отвечать тем же, наверное, плохо, а что делать, если он по-хорошему не понимает? Может, все-таки стоит его проучить? Я где-то читал, что добро должно быть с кулаками.
— Добро не может быть с кулаками. Христос показал своим примером, как относиться к личным врагам, когда сказал: «Ударили тебя по одной щеке, подставь другую» (Лк. 6, 29). Однако, если в ответ на ваше доброе к нему отношение человек все время проявляет агрессию, не стоит подобным образом отвечать ему. Попробуйте выяснить причину такого отношения к вам. Попытайтесь наладить словесный контакт, возможно, ваш товарищ хочет привлечь ваше внимание к своей личности, но не знает, как это сделать. Попробуйте предложить ему сначала свою дружбу, но если и дальше этот человек будет вести себя агрессивно, обходите его стороной. Это не провозглашаемый, как иногда думают, толстовский принцип «непротивления злу насилием», так как имеет отношение исключительно к личным врагам. Следует помнить, что зло никогда нельзя останавливять злом, как бы ни было велико искушение это сделать, ибо зло на зло породит только новое зло. Однако следует заметить, что мы живем в мире, где, к сожалению, зло и несправедливость сегодня доминируют. И хотя мы стремимся к симфонии Церкви и власти, власть вынуждена бороться со злом (например, с преступностью в государстве) более радикальными средствами, в частности через силовые структуры. И Церковь в этом на стороне закона и государства, поскольку мы, христиане, понимаем под насилием всякое незаконное принуждение. Но если под насилием понимать просто всякое принуждение, как это трактуют многие сектанты, тогда логически придется исключить все принудительные меры и из области воспитания, вплоть до того, что, скажем, даже закрытие дверей на ключ в целом ряде случаев будет мерой подлинного физического принуждения, поскольку устанавливается насилие над желанием, пусть и порочным.
Нечего и говорить, что евангельский пример изгнания торгующих из храма показывает, что сектантское понимание непротивления злу никаких корней в масштабе государства и защиты Отечества не имеет.

— Детей нужно приводит в храм. Это несомненно. Но они ведь долго не выдерживают, начинают шуметь, играться. Заводить их только на причастие тоже неправильно. А как быть, чтобы и польза была, и окружающим не мешать? Что толку, если дети три часа будут находиться в храме и заниматься непонятно чем?
— Приучать ребенка к церковной жизни следует постепенно и ни в коем случае не следует проявлять чрезмерную настойчивость, чтобы не вызвать обратной реакции.
Дети часто утомляются в храме, бывает, что шумят. Поэтому маленького ребенка не следует сразу приводить к началу службы, если ему трудно стоять. Лучше привести его непосредственно к причастию, следующий раз уже чуть раньше, постепенно увеличивая время пребывания на службе.

— У нас четверо детей. У всех одни родители, всех одинаково воспитываем, всех крестили, стараемся душу свою в них вложить, но они почему-то разные, не у всех проявляется то лучшее, что мы пытаемся им привить. Неужели изначально в ребенке могут быть заложены отрицательные качества, ведь каждый человек — создание Божие?
— Наша грешная природа передается по наследству, а воспитание должно исправлять нашу природу. Но изначально каждый ребенок рождается со своими задатками, потому что рождаются они в разный период времени, в разных условиях, в зависимости от состояния здоровья матери или отца. Дети всегда разные по характеру, нет одинаковых, у каждого своя врожденная индивидуальная предрасположенность к чему-то, которая предопределяет характер и поведение на всю жизнь. Задача родителей сглаживать по возможности отрицательные стороны характера и, заметив положительное в характере, развивать и стимулировать его.

— По моим наблюдениям, часто в хороших православных семьях вырастают дети гораздо хуже, чем в обычных, где родители неверующие. Парадокс, на который я не нахожу ответа.
— Если семья является действительно православной по духу, а не номинальной, если в такой семье ребенка с младенчества воспитывают в вере, любви и страхе Божием и родители действительно преподают детям достойный пример для подражания, то в таких семьях не могут вырасти плохие дети. Если же семья только считает себя православной и занимается лишь обрядоверием, то вполне может быть, что в ней ребенок вырастет неискренний и неверующий.

— Заметила, что моя дочь любит модничать. Ей всего пять лет, а она то мои туфли наденет, то кофточку или косынку. Родственники умиляются, а мне кажется, что это нехорошо и с этим надо как-то бороться. Не знаю только как.
— Возможно, вы сами подает пример дочери. Надо попытаться переключить внимание ребенка на другое, что-то более интересное — рисовать, шить, вязать, чтобы ее энергия, творческий вкус были реализованы. Не следует заострять внимание на таком поведении девочки. И родных попросить, чтобы они не поощряли, не хвалили и не восторгались ребенком, потому что это качество будет закрепляться. Она будет понимать, что раз она так нарядилась, это красиво и что это вызывает восторг окружающих. Да и сама мама должна одеваться скромно, неярко, неброско, чтобы это никаким образом не воздействовало на окружающих и, тем самым, являлось достойным примером для дочери.

Материал подготовили Ю.Кулибаба и В.Чернышов