Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

01.08.2005. СУПРАСЛЬ (ПОЛЬША). Решением местных властей Супрасльскому Благовещенскому монастырю переданы древние катакомбы

В катакомбах похоронены монахи-основатели монастыря, входившего в состав Киевской митрополии. Супрасльский Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. воеводой новогрудским и маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем в своей резиденции в Грудке. В новосозданную обитель прибыло большое количество монахов из киевских монастырей.
Грудек в это время был довольно оживленным городом, к тому же близость к двору воеводы мешала монашеской жизни. Поэтому, получив разрешение на перенос монастыря, в 1500 г. братия переселилась на берег реки Супраслянки. Как повествует легенда, братия опустили крест с частицей Животворящего Креста Господня в реку. Крест остановился напротив урочища Сухой Хруд.
Этим было положено начало Супрасльской обители. Первым храмом, построенным в 1500 г. была деревянная церковь Св. ап. Иоанна Богослова, небесного покровителя отца Александра Ходкевича Ивана, погибшего в турецком плену. Недалеко от храма был выстроен монастырский корпус. С 1503 по 1511 гг. был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Здание храма сочетало в себе византийский и готический архитектурные стили. Новый храм был освящен митрополитом Иосифом, который привёз с собой для новосозданной церкви список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской. Привезенная им икона в последствии получила название Супральской. В Благовещенском соборе находились два предела — св. Феодосия Печерского и свв. Бориса и Глеба. Третий храм — Воскресения Христова – построен в период расцвета монастыря, а именно в середине XVI века. Приблизительно в это же время, в 1557 г. мастера иконописцы во главе с сербом Нектарием расписали соборный храм Благовещения замечательными фресками, выполненными в традиции балканской школы.
Монастырь так же, как и родовое имение Ходкевича входил в состав Киевской митрополии. Близкая связь ктиторов монастыря с митрополией повлияла на почитание в Супрасле традиций святых Киевской Руси.
Во второй полвине XVI в. Супрасльский монастырь становится одним из центров славянской культуры. Он поддерживал контакты с другими центрами монашеской жизни на Афоне, в Киеве Слуцке, Москве, в Сербии и Болгарии.
Одним из известнейших настоятелей Супрасльского монастыря был архимандрит Илларион (Масальский), активно боровшийся с насаждением Брестской унии. В 1609 г., по смерти архимандрит Илариона, новым настоятелем монастыря становиться архимандрит Герасим, который еще в 1603 г. сложил с себя присягу униатскому митрополиту. При арх. Герасиме в монастыре сохраняется православная традиция, но следующий наместник архим. Самуил (Сеченко) согласился пойти на уступки униатам. В 1631 г. монастырь перешел в подчинение униатскому митрополиту, а в марте 1635 г. в нем был принят новый устав. В 1824 г. Супрасльские монахи выразили добровольное желание вернуться в лоно православия, что и произошло после Полоцкого собора в 1839 г.
В 1915 г., после начала Первой мировой войны, был издан специальный указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. После Первой мировой войны образовалось самостоятельное Польское государство. В 1919 г. местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 г. монастырские здания были переданы школе и братию изгнали из монастыря. Вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать.
После окончания второй мировой войны в монастырских зданиях было устроено ремесленное училище. После многих прошений в 1958 г. власти вернули храм храм св. Иоанна Богослова православным, и приходская жизнь возобновилась.
В начале 90-х годов Православная Церковь обратилась с просьбой о возвращении ей всего комплекса монастыря. Решением Совета Министров Польши с 1993 г. монастырю были возвращены его здания, но по причине многочисленных протестов со стороны Католической Церкви реализация этого решения затянулась до 1996 г.
Просьба о передаче Православной Церкви древних катакомб рассматривалась с 1997года.