Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Наместник Киево-Печерской Лавры, архиепископ Вышгородский Павел: «Плохой гражданин земной отчизны никогда не будет хорошим гражданином неба»

Наместник Киево-Печерской Лавры, архиепископ Вышгородский Павел: «ПЛОХОЙ ГРАЖДАНИН ЗЕМНОЙ ОТЧИЗНЫ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ХОРОШИМ ГРАЖДАНИНОМ НЕБА…»

— Владыка, наша с вами встреча проходит в преддверии великих, светлых праздников: православной Пасхи и 60-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Что бы вы могли пожелать нашим читателям?..
— Я хочу пожелать всего доброго всем людям: и христианам, и тем, кто еще не пришел к вере Христовой. Все мы должны помнить, что искуплены ценою крови Христовой. Если кого-то терпит Господь, то не за заслуги наши, а по Его величайшей милости. Так и мы должны терпеть друг друга. Самое главное в жизни человека, чтобы он увидел тот свет, который освящает и просвещает всякого человека, пришедшего в этот лукавый мир. И что бы ты ни сделал — хорошее или плохое, — придет время, и за все придется ответить. Это будет не просто экзамен какой-то, а большое испытание, в результате которого каждый получит воздаяние за дела свои. Пасха Христова разрушает смерть, упраздняет злобу и все плохое. Это великий праздник, когда воссиял свет, и небо настолько наклонилось к земле, что человек по его собственному желанию может спокойно подняться на небеса. В первую очередь он должен в себе увидеть Церковь и Человека. Пускай воскресший Христос дарует всем нам от своего животворного гроба благодатный огонь. Пусть всех Господь умудрит и просветит светом евангельского учения и своей благодатью.
Что касается Дня Победы и 60-летнего юбилея победы в Великой Отечественной войне, то Украинская Православная Церковь относится к этой дате и к ветеранам с глубоким почтением. Потому что именно наши соотечественники, кто бы они ни были по национальности и вероисповеданию защитили нашу землю и дали нам мирное небо. Они дали нам пример, как мы должны любить свою Отчизну земную. Ибо плохой гражданин земной Отчизны, никогда не будет хорошим гражданином неба. Этот праздник стоил многих человеческих жизней. Поэтому мы должны им дорожить и свято хранить память о большом Подвиге.
— В последнее время эта тема очень актуальна…
— К сожалению, сегодня есть некоторые деятели, это слово я бы поставил в очень большие кавычки, которые хотели бы бандеровцев и бандитов приравнять к Воинам, сложившим свою жизнь в жестокой войне за Веру и Отечество. Это настолько абсурдно и бестактно, что у меня даже язык не поворачивается, чтобы правильно оценить такие кощунственные действия. Когда говорят, что, мол, они воевали только против Советской власти — это неправда. Это ложь, которую пытаются привить людям, и в первую очередь молодежи. Ведь сколько мирных, простых людей были ими убиты в западных областях Украины. Это были самые настоящие бандиты, которые чинили, что им заблагорассудится: грабили, насиловали, убивали. Не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей. Я все это хорошо знаю, ибо была убита семья моего отца. Не дай Бог, чтобы наши Воины шли с ними в одной колонне. Идти рядом с нелюдем, который приходил ночью, забирал последнее, а потом насиловал и резал — это выше человеческого понимания. Нельзя к таким преступникам приравнивать настоящих защитников. Позор для тех, кто хотел бы такое святотатство сделать. Господь такого не простит. Это мое мнение.

— Средства массовой информации сообщают, что для Украинской Православной Церкви настали непростые времена: то захватывают храмы, то изгоняют из западных областей православных священников, то государственные чиновники, вмешиваясь во внутрицерковные отношения, пытаются придать официальный статус раскольникам — филаретовцам и т.п.
— К сожалению, это так и есть. Творят подобное горе — политики. Они уже разодрали, растоптали и разворовали в государстве все, что было. Теперь решили перекинуться на церковь. Кстати, Вселенский патриарх даже не захотел вместе сфотографироваться с нашими язычниками, которые вместе с государственными чиновниками поехали за поддержкой в Константинополь. Это фактически был поучительный ответ. Иначе, как язычниками, я их не могу назвать. Ведь Церковь одна. А все, что вне канонической Церкви, — это плевела, которые сеет дьявол. Конечно, тяжело, что на Украине — раскол. Но кто его породил? Те же самые политики. При желании сегодня этот раскол очень легко упразднить. Только снимите с регистрации незаконную, преданную анафеме так называемую церковь Филарета. Раз церковь запретила их, то она сама способна разобраться в своих внутренних делах. Не лезьте туда, куда не нужно. Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Историк — историей, биолог — биологией, специалист по сельскому хозяйству — сельским хозяйством и т.д.
Смотрите, как трепетно чиновник относится к своей должности, к своему креслу. Не дай Бог, чтобы кто-то посягнул на его место! Но почему-то они считают себя вправе лезть своими, зачастую «немытыми» руками в дела церковные. Это настолько низко и настолько бездуховно! Мы видели таких предыдущих политиков, видим и современных. Но ведь современные тоже не с Луны к нам упали. Они вышли из той сферы, которая была раньше. Привыкли уже хватать и, на мой взгляд, набрались достаточно. Конечно, я не говорю о всех поголовно. И сейчас есть люди очень порядочные, хотя придерживаются разных политических позиций.
Я мог бы назвать многих, с кем мы много общались, которые много для нас делали, которых я уважаю. Я не боюсь их назвать. Это, например, Петр Николаевич Симоненко, Петр Алексеевич Порошенко. Когда захватили храмы в Тараще и на Волыни, мы обратились к П. Порошенко и к президенту Виктору Андреевичу Ющенко. И я скажу, что на второй день возвратили храмы и прекратили захват. Мы обращались ко многим, но далеко не всегда оставались услышанными в том же Кабмине или Верховной Раде.
Я всегда очень уважал тех людей, которые отстаивают человеческое достоинство. Петру Николаевичу Симоненко я очень благодарен за помощь, которую он оказал, когда хотели закрыть Лавру. Он сам приходил, мы советовались. Нам очень помогло, что он отстаивал интересы монастыря в разных инстанциях.
По-всякому можно сегодня относиться к прошлому. Если бы Советская власть не разрушала храмов, она была бы только выше в глазах людей. Но ведь сейчас мы имеем дело с политическими партиями, которые творят еще более худшие дела — разрушают человеческие души, заставляют простых людей ходить на поклон к нехристям. Я вам скажу, что не могу обижаться на ту, прошлую власть. Я хотел быть верующим — я был им. Кто не хотел — он ни в какие времена настоящим верующим не стал бы. Сегодня, боюсь, я б уже нигде не выучился, не смог бы поехать туда, куда хотел. Тяжело видеть, что нынче делают с народом — многие доведены до черты бедности и нищеты.

— Очень многих в нашей стране обеспокоило недавнее сообщение, что Лавру хотят закрыть для паломников, для верующих и неверующих людей из-за каких-то строительных проблем.
— Да, на какое-то время Лавра была закрыта. Здесь работает и государственный музей, и действующий монастырь. Нам сегодня не запрещают, и мы проводим службы практически во всех храмах, кроме Успенского собора. Но на территории верхней (музейной) Лавры проблем существует множество. Облетает штукатурка и медленно разрушаются Успенский собор и Трапезная церковь, потому что ремонт был сделан некачественно. Забиты водосточные трубы. Постоянно появляются ямы в дорожном покрытии. Мне кажется, что музейные чиновники не спешат что-то исправлять. Беспокоит нас и то, что некоторые сторожа за пять, десять гривен самостоятельно заводят в храмы людей, позволяют заходить в алтарь, прикасаться к престолу. Прискорбно, что при этом в святом храме несут такую, простите за слово, ахинею и о братии монастыря, и о наместнике, и о митрополите.
У нас тоже не все так, как хотелось бы. Меня тревожит, что через монастырь из города проходит канализация. Хотелось бы, чтобы помогал Печерский район, но он практически не обращает на нас внимания. У нас не работают, реставрируются некоторые корпуса и церковь — два года уже не отапливаются. Я просил руководство теплосетей разобраться, переделать договора. Они же только выставляют нам баснословные цены. Что-то нужно делать и с водоканалом. Пока нашу воду нельзя использовать для приготовления пищи.
Но мы постоянно работаем, занимаемся реконструкцией, украшаем святыню, заботимся о ней. Братия монастыря не только молится и живет тут, но и трудится, чтобы сберечь памятники истории, сохранившиеся еще с одиннадцатого века. Немного нам помогает государство, но основное — это помощь людей. Мы, монахи, работаем безвозмездно, не получаем никаких денег. И возродим святыню, сколько бы сил и лет на это не ушло.

Беседу вели Александр ГОЛУБ, Виктор КОРНИЕНКО
Газета «Коммунист»