Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Избрание нового Папы Римского: мнения, комментарии

Избрание нового Папы Римского: мнения, комментарии

22.04.2005. КИЕВ. Блаженнейший Митрополит Владимир поздравил с интронизацией нового Римского папу Бенедикта XVI
В своем послании Предстоятель Украинской Православной Церкви пожелал понтифику здоровья и помощи Божией в служении Богу и ближнему. Как известно, Блаженнейший Митрополит Владимир неоднократно встречался с кардиналом Йозефом Ратцингером, будущим папой, во время своих поездок в Германию, поэтому в послании с теплотой вспоминает эти встречи. «Мне особенно приятно вспоминать те далекие 1970-е, когда по Вашему приглашению я посещал Германию, был Вашим гостем и имел возможность общаться с Вами, духовенством и молодежью, которой Вы посвятили не один богословский труд. И сегодня поражает тот высокий уровень воспитательной, образовательной и социальной работы, которую Вы проводили с паствой и особенно с молодежью», — говорится в послании

22.04.2005. РИМ. Папа Римский Бенедикт XVI пригласил Блаженнейшего Митрополита Владимира на свою интронизацию
В послании на имя Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира новоизбранный глава Римско-католической церкви выражает глубокое уважение Блаженнейшему Митрополиту Владимиру и приглашает на церемонию своего официального возведения в должность, которая состоится 24 апреля в Ватикане. По благословению Блаженнейшего Владимира для участия в ватиканских торжествах отправляется делегация во главе с управляющим делами УПЦ архиепископом Переяслав-Хмельницким Митрофаном.

25.04.2005. ВАТИКАН. Архиепископ Митрофан принял участие в торжествах по поводу интронизации Папы Римского Бенедикта ХVI
По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан принял участие в торжествах по поводу интронизации нового Папы Римского. Церемония официального вступления в должность нового Папы Римского Бенедикта ХVI прошла в соборе Святого Петра 24 апреля. Впервые за последние тысячу лет истории Римско-католической Церкви перед началом мессы Папа Римский, собрав всех кардиналов у главного алтаря в соборе Святого Петра, спустился в крипту к могиле святого Петра — основателю христианской общины Рима, вышел на площадь, полностью заполненную людьми, и начал мессу. Таким образом Бенедикт ХVI подчеркнул, что намерен вернуться к древним ритуалам и что его папское служение начинается с того места, где принял мученическую смерть апостол-рыбак.
По случаю торжеств в Ватикан прибыло 140 иностранных правительственных, государственных и религиозных делегаций, среди которых 36 высших руководителей — президентов, премьер-министров и королей. На мессе были президент Италии Карло Адзелио Чампи, премьер-министр Сильвио Берлускони, другие руководители страны. Украину представлял государственный секретарь Александр Зинченко, а Украинскую Православную Церковь — управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан. Впервые в истории на церемонии вступления в должность главы Римско-католической Церкви присутствовал глава Англиканской церкви — архиепископ Кентерберийский. С родины нового папы прибыли канцлер Герхард Шредер с супругой и президент Хорст Келер. Из Испании приехали король Хуан Карлос с королевой Софией.
Папа Римский Бенедикт XVI в ходе церемонии интронизации призвал к единству христиан. «Сделаем все возможное, чтобы идти по пути к единству», — сказал понтифик. Он с прискорбием отметил, что сеть, которой Господь ловит человеческие души, сейчас разорвана. «Не позволяй, чтобы твоя сеть была разорвана, и помоги нам быть служителями единства», — воззвал Папа к Богу.
В ходе торжественной мессы понтифик обратился к верующим с проповедью. «Не бойтесь Христа! Он ничего не отбирает, а дарует все. Тот, кто дарует себя ему, получает во сто крат больше. Да, откройте, распахните двери Христу — и вы обретете настоящую жизнь», — этими словами, обращенными к молодежи, Бенедикт ХVI завершил проповедь.
После завершения мессы и поездки на открытом «папамобиле» по площади Святого Петра в Ватикане Папа Римский Бенедикт ХVI вернулся в собор Святого Петра. Здесь он принял поздравления от глав иностранных государственных делегаций и представителей дипломатического корпуса.
Первыми были его соотечественники канцлер Германии Герхард Шредер с супругой и президент Германии Хорст Келер. Потом к папе подошел президент Италии Карло Адзелио Чампи. За ним — король Испании Хуан Карлос и королева София. Затем Папу поздравили главы 140 иностранных делегаций.
РИА «Новости»/Седмица.Ru

26.04.2005. КИЇВ. Папа Бенедикт XVI прийняв архієпископа Переяслав-Хмельницького Митрофана
Наступного дня після інавгурації Папа Римський Бенедикт XVI прийняв у апостольському палаці Ватикану представників Руської та Української Православних Церков. Митрополит Смоленський та Калінінградський Кирил передав Папі вітання Святішого Патріарха Московського і всієї Русі Алексія II, а архієпископ Переяслав-Хмельницький Митрофан привітав Бенедикта XVI від імені Предстоятеля Української Православної Церкви Блаженнішого Митрополита Володимира. Голова Римо-Католицької Церкви передав вітання у відповідь і висловив згоду, що існує необхідність розвивати співробітництво, відстоюючи спільні цінності в житті сучасної Європи. У зв’язку з цим була підкреслена можливість подолання труднощів, які існують між Католицькою та Православною Церквами.
У той же день увечері Бенедикт XVI при великій кількості віруючих звершив богослужіння в базиліці святого апостола Павла „поза межами стін”, вклонився мощам апостола і промовив проповідь. За богослужінням були присутні делегації Помісних Православних Церков і інших християнських конфесій.

Биография Папы Римского Бенедикта XVI

Папа Римский Бенедикт XVI (до вступления на папский трон — Йозеф Ратцингер) родился 16 апреля 1927 г. в селении Марктль-ам-Инн в Баварии, в семье полицейского. В двухлетнем возрасте его семья переехала на австрийскую границу, а в 1932 г. — в альпийский городок Аушау. Отец Ратцингера, отрицательно относившийся к национал-социализму, отдал сына в классическую гимназию в Траунштайне в 1937 г. Есть сведения о том, что Йозеф некоторое время являлся членом юношеской фашистской организации «Гитлерюгенд».
В 1941 году в эту организацию вступил его брат, а Йозеф, учившийся в семинарии, был вынужден поступить аналогичным образом. Сам он ранее
рассказывал, что вскоре перестал посещать собрания этой
организации, хотя это решение далось ему непросто: он был лишен значительных льгот при оплате своего обучения.
В 1939 г. будущий кардинал становится учеником предсеминарии, начав тем самым церковную карьеру. Во время войны юный Йозеф был членом молодежных частей противовоздушной обороны, одновременно посещая занятия в Максимилианс-гимназии в Мюнхене. Достигнув призывного возраста в 1944 году, он был призван в Австрийский легион. Об этом времени сам Ратцингер говорил с отвращением как об «идеологической муштре». В ноябре 1944 года он был призван в армию пехотинцем и направлен на обучение, однако из-за проблем со здоровьем новобранец почти не участвовал в занятиях по военной подготовке.
В 1945 году, дезертировав из вермахта при приближении армии союзников, будущий кардинал возвращается домой в Траунштайн. Когда американские войска расквартировались в его родной деревне, их штаб расположился в доме Ратцингеров. В Йозефе разгадали немецкого солдата, арестовали и поместили в лагерь для военнопленных. Но уже в июне Ратцингер возвращается домой, а в ноябре вновь поступает в семинарию. В 1947 году Ратцингер поступает в Георгианум, Богословский институт при Мюнхенском университете. В 1951 году 29 июня, в день праздника Петра и Павла, Йозеф Ратцингер и его брат Георг были рукоположены в священники кардиналом Фаульхабером во Фрайзинге.
В 1953 г. Ратцингер защищает диссертацию по богословию в Мюнхенском университете. Тема его работы —«Народ и дом Божий в экклезиологии Августина». Докторскую диссертацию он посвящает уже богословию истории у святого Бонавентуры. В 1972 г. Йозеф Ратцингер вместе с Г.У. фон Бальтазаром, Анри де Любаком и другими основывает богословский католический журнал «Коммунио» («Причастие»), посвященный вопросам богословия и культуры.
24 марта 1977 г. Ратцингер был поставлен архиепископом Мюнхенским и Фрайзингским. 27 июня того же года Папа Павел VI возвел его в кардинальское достоинство. В 1980 г. Папа Иоанн Павел II назначает кардинала Ратцингера главой специального Совета по делам мирян, а затем предлагает ему пост главы Конгрегации по католическому образованию. Это назначение требовало оставления Мюнхенской кафедры и переезда в Ватикан. Первоначально Ратцингер отклоняет предложение Папы, но 25 ноября 1981 г. он принимает решение стать префектом Конгрегации по делам вероучения (идеологическое ведомство Ватикана, которое унаследовало от Священной инквизиции некоторые функции и задачи по защите церковной доктрины). Тогда же он отказывается от пастырских обязанностей в Германии и переезжает в Ватикан. Здесь он становится постоянным участником епископских Синодов, а в 1993 г. принимает титул епископа римского пригорода Веллетри-Сеньи.
В 2000 г. Ратцингер стал деканом Коллегии кардиналов с титулом «епископ Остии и Веллетри-Сеньи».
Перу Ратцингера принадлежат многочисленные работы, такие, как «Конец времени?», «Истина и веротерпимость», «Бог подле нас», «Призванный к причастию», «Бог и мир» и др. В богословских дискуссиях кардинал Ратцингер занимает консервативные позиции, он выступал главным советником по богословским вопросам Папы Иоанна Павла II. Кардинал Ратцингер является членом комиссии «Экклезия Деи» и фактически главным богословом в Ватикане. Его позиция по ряду вопросов стала официальной позицией Ватикана. Так, например, он выступил в защиту ценности жизни и недопустимости абортов, высказывался по ряду других богословских вопросов. В 1986 году он сурово осудил гомосексуализм и однополые браки. В 2004 году заклеймил «радикальный феминизм» как идеологию, которая подрывает основы семьи и данные Богом различия между мужчиной и женщиной. Ратцингер резко выступает против разводов, браков гомосексуалистов, клонирования.
Интересно, что в недавнем интервью немецкой газете «Die Welt» Ратцингер впервые высказал предположение, что следующим главой Римско-католической церкви может быть избран чернокожий африканский кардинал. Он также сообщил, что, будучи на пенсии, желает написать большой теологический труд, посвященный Иисусу Христу.
Незадолго до своего избрания главой Ватикана в Германии вышла в свет книга Ратцингера, в которой он рассказал о своем видении будущего католицизма. Из нее следует, что Ратцингер предлагает консервативный путь развития Церкви — «возращение к истокам». Новый понтифик, в частности, недоволен так называемым «мультикультурализмом» — смешением разных культур, которое наблюдается сейчас в разных странах Европы. В своем обзоре книги Й. Ратцингера газета «Suddeutsche Zeitung» пишет, что кардинал считает европейское христианство спасением для цивилизации на континенте.
В интервью итальянской газете «Repubblica» Ратцингер не отнес себя ни к оптимистам, ни к пессимистам. «Я, — сказал он, — реалист, убежденный во внутренней силе веры. Убеждаюсь в этом все больше, по мере того, что католичество становится все более «католическим», то есть вселенским. В то время как другие континенты открывают свой способ быть христианами и католиками, Европа — колыбель и опора католицизма — утрачивает свой христианский дух. Для Церкви Рима это решающий вызов.
Культура, которая распространилась в Европе, абсолютно и радикально противоречит не только христианству, но и религиозным и моральным традициям всего человечества».
Это — лишь малая толика из того, что написано и провозглашено Ратцингером, автором нескольких книг и многочисленных документов Конгрегации.
Ратцингера также называют «войтыланом», то есть продолжателем помыслов и деяний Папы Войтылы — Иоанна Павла II. Их взгляды на теологию и этику мало чем отличаются. На взгляд специалистов по Ватикану, Ратцингер — это «более твердое издание, чем только что ушедший понтифик».
Он не обладает харизмой Иоанна Павла II. Но его ум, логика, широта взглядов подкреплены истинно немецким упорством, работоспособностью, пунктуальностью и педантизмом. Из-за своей резкой и непримиримой позиции по отношению к либеральной части Католической церкви Ратцингер получил среди немецких католиков прозвище Panzerkardinal (кардинал-броненосец).
Как утверждают наблюдатели, 78-летний Бенедикт XVI — это Папа «переходного периода». Такие понтификаты, как правило, недолги и на великие свершения и перемены не претендуют.

27.04.2005. КИЕВ. Апостольский нунций на Украине архиепископ Иван Юркович считает неотложным диалог Католической церкви с Православием
«Диалог с православием сохраняет характер неотложности для Католической церкви. В то время как с другими христианскими Церквами теологические различия настолько значительны, что предвидеть их доктринальное сближение в недалеком будущем очень сложно, наследие, связывающее католиков с православием, очень велико», — сказал архиепископ в интервью агентству «Новости-Украина». Он подчеркнул, что диалог с православием занимает особое место в контексте межцерковного диалога Католической церкви.
«Это не означает, что диалог с Православием — дело легкое, — сказал вместе с тем Юркович. — Всем нам хорошо известно о существующих трудностях и о последствиях влияния исторической памяти на развитие взаимоотношений между двумя традициями». Архиепископ объяснил это тем, что «часто люди просто вспоминают о прошлых несправедливостях и страданиях, которые имели место прежде всего из-за агрессивной политики государств, сопровождавшейся стремлением к подчинению других народов». Юркович отмечает, что важно продолжать диалог Католической и Православной церквей. «Этим мы не только достигнем понимания различий между тем, что есть частью политики государства, и тем, что такое жизнь Церкви», — приводит его слова РИА «Новости».
По словам архиепископа, можно также лучше понять, с одной стороны, необходимость защищать законные права каждого человека, а с другой — специфическую роль, которую играли и продолжают играть определенные религиозные конфессии в жизни тех или иных наций. Говоря о смене руководства Католической церкви, Юревич заявил, что изменения в руководстве не меняют сути служения, меняются лишь акценты и стиль. «Новый Папа хорошо знаком с европейским Востоком и уже говорил о своем внимании к диалогу с православием», — отметил представитель Ватикана

27.04.2005. РИМ — КИЕВ. Архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан: «Новый Папа — человек, который старается сохранить в Церкви то, что делает Церковь Церковью»
— Ваше Высокопреосвященство, за короткий промежуток времени Вы дважды побывали в Ватикане. Первый визит был связан с печальным обстоятельством — смертью предыдущего Папы, нынешний — с торжествами по случаю инаугурации новоизбранного…
— Мы получили сообщение о том, что 24 апреля будет проведена инаугурация новоизбранного Папы Бенедикта ХVI. Это сообщение было официальным приглашением Блаженнейшего Митрополита Владимира как Предстоятеля Украинской Православной Церкви. По благословению Блаженнейшего Владыки я представлял Церковь на инаугурации нового Папы. Отправился в Рим в пятницу. Я был очень тепло встречен сотрудниками Папской комиссии по содействию христианскому единству. Эта комиссия занималась встречей и опекой делегаций.
Инаугурация нового папы состоялась в воскресенье. В этот день Папа отслужил первую торжественную Литургию в качестве понтифика. На Папу был накинут палиум, своеобразный омофор, который свидетельствует о том, что на него возложено управление Римской церковью, что он является первосвященником.

— Нового Папу называют консерватором, подтверждается ли это во внешних действиях?
— Важно заметить, что в этот раз палиум отличался от тех омофоров, которыми накрывали пап в последнее время. Он имел вид палиума, которым накрывали глав Римской церкви в первые века Христианства. Таким образом, было подчеркнуто стремление Папы вернуться к древнехристианским традициям. Так было продемонстрировано, что Папа будет уделять внимание тем христианским ценностям, которые проповедовала древняя, еще не разделенная Церковь. На мой взгляд, это человек, который будет стараться сохранить то, что делает Церковь именно Церковью. Он остается верным тому христианскому преданию, которое Церковь унаследовала от Господа нашего Иисуса Христа через апостолов, через епископов Церкви.

— Владыка, поделитесь своим впечатлением от проповеди Папы на первой Литургии.
— В проповеди он как раз подчеркивал очень важное значение христианских ценностей. Он говорил о том, что христианские ценности сегодня проходят испытание секуляризмом, нивелируются, несмотря на то, что в Европейской конституции говорится о христианских корнях Европы. Папа говорил о том, что драгоценное наследие Церкви должно быть востребовано современным обществом. Кроме того, он очень хорошо говорил о свободе. В этом контексте он сделал акцент на том, что никакая идеология не способна дать человеку настоящей свободы. Настоящую свободу человек может обрести только во Христе. Учение Христово, Евангелие дает возможность человеку ощутить себя действительно свободным. Общее впечатление от проповеди и внешних проявлений создало очень выгодное впечатление о новом Папе.
На следующий день все делегации, которые принимали участие в торжествах, были приняты Папой в Апостольском дворце. На четырех языках Папа поблагодарил всех за участие в торжествах. Затем он подходил к каждой делегации, все имели возможность пообщаться с понтификом и передать поздравления. От имени Святейшего Патриарха Алексия Папу приветствовал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Потом возможность пообщаться с понтификом была у меня. Я передал поздравление Блаженнейшего Митрополита Владимира. Папа принял его с воодушевлением. Когда Блаженнейший Владыка был Экзархом Западной Европы, он имел общение с кардиналом Ратцингером, и у них сложились добрые отношения. Когда я сказал, что приехал из Киева, из Украины, он сказал, что Киев — это святая земля, это великая христианская святыня, и в свою очередь передал приветствие Блаженнейшему Митрополиту Владимиру.
Атмосфера встречи была теплой, проходила в духе взаимопонимания и христианской любви. Позитивные жесты в сторону нашей Церкви вселяют оптимизм. Это касается налаживания будущих отношений наших Церквей и решения проблем, которые существуют. Очень хорошо, что главою Католической церкви стал не просто замечательный религиозный деятель, но и известный богослов, который не только будет проводить некую политику, но и сможет аргументировать ее с богословской точки зрения.
Важно также отметить, что на торжества не была приглашена ни одна раскольничья религиозная организация. Это говорит о том, что христианский мир признает только канонические Церкви, в том числе Украинскую Православную Церковь, которую я имел честь представлять.
Надеюсь, что при новом Папе наши отношения значительно улучшатся.

— Какой, по-вашему, будет политика нового Папы по отношению к Греко-католической церкви?
— Об этом сложно говорить сейчас. Хотелось бы, чтобы Рим не попустительствовал униатам и чтобы не омрачались наши отношения с Греко-католической церковью. Очевидно одно: униаты сегодня являются проблемой не только нашей, но и Римско-католической церкви.

Записал В.Полищук