Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит: «Православие — это созидающая, возрождающая и спасающая сила»

50-летие епископа Ипполита

10.05.2005. ТУЛЬЧИН. Єпископу Іполиту — 50!
Сьогодні єпископу Тульчинському і Брацлавському Іполиту виповнилось 50 років.
Єпископ Тульчинський і Брацлавський Іполит (Олексій Олексійович Хилько) народився 10 травня 1955 року в місті Краматорську Донецької області.
Закінчив школу, потім Слов’янський енергобудівний технікум. Працював у Харкові, викладав у Політехнічному інституті.
У 1979 році вступив до Московської духовної семінарії, по закінченні якої продовжив навчання в Московській духовній академії. Захистив кандидатську дисертацію з літургіки, кандидат богослов’я.
Протягом 1984-1987 років — насельник Троїце-Сергієвої Лаври у Москві. Затим ніс послух у Свято-Даниловому монастирі Москви.
У 1988 році рішенням Священного Синоду відряджений до Російської духовної місії в Єрусалимі. Після повернення був благочинним Свято-Данилова монастиря, згодом його намісником.
16 серпня 1992 року архімандрит Іполит стає єпископом Білоцерківським, вікарієм Київської Митрополії. З 8 грудня 1992 року — єпископ Донецький і Слов’янський, а з 1994 року — єпископ Донецький і Маріупольський. Від 30 березня 1999 року Преосвященний Іполит керує Тульчинською і Брацлавською єпархією.
Прес-служба Української Православної Церкви вітає єпископа Іполита, бажає йому допомоги Божої в архіпастирському служінні та міцного здоров’я.

13.05.2005. КИЕВ. Епископ Ипполит удостоен ордена Святого равноапостольного князя Владимира
За заслуги перед Украинской Православной Церковью и в связи с 50-летием со дня рождения указом Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира II степени.

13.05.2005. КИЕВ. Виктор Черномырдин поздравил епископа Тульчинского и Брацлавского Ипполита с юбилеем
В своей телеграмме посол Российский Федерации в Украине отметил труды владыки Ипполита по укреплению дружбы между братскими странами и народами и пожелал успехов в архипастырском служении.

ЕПИСКОП ТУЛЬЧИНСКИЙ И БРАЦЛАВСКИЙ ИППОЛИТ: «Православие — это созидающая, возрождающая и спасающая сила»

— Владыка, поздравляем Вас с юбилеем! Хотелось бы в нашей беседе поговорить о главном. Что для Вас как православного христианина, монаха, архиерея означает понятие «церковь»?
— Прежде всего Церковь — это не понятие, а живой организм. Когда мы говорим о Церкви, речь идет о Христовой Церкви Новозаветной. Но при этом не исключается, безусловно, и история Ветхого Завета. Церковь, как определяет катехизис, — это общество верующих, объединенное одной верой, одним образом жизни, одной целью, а именно: Жизнью Вечной. Вопрос Жизни Вечной в современном мире у многих вызывает глубокое сомнение, так как для рационального мировоззрения это непостижимая истина. Как свидетельствует Святая Библия, Господь дал человеку Свой Божественный образ, вдохнул в созданного из земли человека Дух. Бог — это Вечность. Поэтому и человек — это носитель частички Вечности. Душа бессмертна. Как бы сложно и трудно ни было разуму с этим согласиться, понять этого человеческий разум не может. Это основа метафизического мировоззрения. Поэтому как бы трудно и сложно ни было человеческому разуму это принять, но единственный путь к Богу — поверить Библии.
Очень многие великие люди, деятели культуры, науки прекрасно знали Библию, и вся их деятельность пронизана библейским духом. В этом несложно убедиться, прочитав Библию. Библия — это есть Книга книг, которая писалась под действием Святаго Духа свыше из того духовного мира, откуда и дан образ Божий человеческой душе.
Сразу это понять сложно: истинные знания приходят всегда после веры. Вера первична, знания вторичны. Вера — это большая сила, это движущая сила. Вера — это подвиг для разума. Разум — одна из составляющих сил души. Разум нейтрален. Это большая сила, а потому необходимо его направлять во служение благу. А единственное правильное русло — это путь Православной веры. Душа обязана трудиться, совершать подвиг веры, чтобы дойти до этой простой истины.
Вернемся к вопросу Жизни Вечной. Церковь — это есть путь к Жизни Вечной. Церковь — не только общество верующих на Земле. Единая Христова Церковь включает в себя две Церкви: Небесную, торжествующую там, где имеют место святые угодники, и Церковь земную воинствующую, где не прекращается борьба злой силы за людские души. Зло борется с Богом, а полем боя является сердце человека. Поэтому вся жизнь человеческая на земле проходит в постоянной борьбе. Путь христианской жизни, путь церковной жизни — это путь, отличающийся от жизни мира, мира развращенного, погрязшего во зле. Святое Евангелие свидетельствует об этом ясно.
Поэтому Церковь — это не абстрактное философское понятие или идея. Церковь — это сама жизнь. Ведь были атеистические времена, когда пытались доказать, что Христос — это миф. И ни о каком Воскресении Христовом не могло идти речи. Об этом искусственно замалчивалось. Но прошли времена — истина осталась таковой, какой она есть. Истина Воскресения Христова подтверждается ежегодным схождением Благодатного огня в Иерусалиме на Гроб Господень. Это факт.
Церковь — это есть путь к Жизни Вечной, жизни настоящей. Сегодня единственная Церковь — Православная — сохраняет учение Христово в том виде, в котором Христос его дал человеческому роду. В 1054 году от Вселенской Христовой Церкви откололась Римская епархия. От раскола до ереси полшага. Там, где нарушена каноническая дисциплина, там начинаются извращения в области догматической, в области вероучительной. Секты же пошли от протестантов, которые в XVІ веке в свою очередь откололись от католиков. И сегодня все секты — это плод протестантского раскола. Очень далеко ушли сектанты от Истины. Сектантство есть отклонение от догматики Христовой Церкви, отклонение и извращение церковных истин вероучения. Многие сектанты именуют себя христианами и называют себя Церковью. Но Церковь — это путь правильный, путь Христов, а секты — это извращения.
Сектантство и ересь в каком-то смысле синонимы. Ересь от нарушения догматики и вероучительных истин. А раскол включает в себя и нарушение канонической дисциплины, и нарушение истин вероучения. Это присуще практически всем современным отступникам и раскольникам. Раскол все углубляется и порождает ересь. Католики откололись по политическим мотивам, но раскол не может не породить ересь. У них возникло множество догматов, которых не существовало в христианстве. Отколовшись от католиков, протестанты ушли от истин еще дальше. А от протестантов образовалось множество сект, которые и вовсе не могут именоваться Церковью.

— Значит ли это, что в полном смысле именоваться Церковью Христовой может только Церковь Православная?
— Действительно, только Православная Церковь, которая сохранила истины веры Христовой искони, то есть от Самого Христа через Апостолов и Святых отцов, и об этом свидетельствует Книга Правил. Все остальные именующие себя «церквами» — это суть раскольники, еретики и сектанты.

— Однако православными называют себя и приверженцы филаретовского Киевского патриархата, и сторонники УАПЦ? Кстати, в последнее время участились призывы объединить данные юрисдикции с Украинской Православной Церковью и создать единую «поместную украинскую национальную церковь».
— В этом направлении идет очень сильное давление. Определенным кругам выгодно ослабить духовные силы Православия. Можно с полным основанием предположить, что такая Церковь не в состоянии уже будет противостоять, препятствовать агрессии униатства и католиков. Трагедия состоит в том, что пока силы канонического Православия в Украине, возглавляемого Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, тратятся на оборону от посягательств раскольников и самосвятов, наступление на каноническое Православие ведут греко-католики, униаты.
Они используют политическую ситуацию. Политика — это всегда нечто земное. А злостное, грубое нарушение канонов лишает Церковь благодатных сил. Объединение не принесет мира. Это ложь! Самообман! Смятение душ! Это очередной раскол! Но там, где в Церкви начинаются политика, национализм, там кончается вера, там кончается Церковь. Нет во Христе ни эллина, ни иудея — все едины, как сказано в Евангелии. Не решит ни одной проблемы такое объединение, напротив — породит десятки новых проблем в Церкви, лишенной канонической чистоты.

— Вы неоднократно весьма аргументировано анализировали политизированное движение к автокефалии УПЦ.
— Совершенно надуманным является политизированное стремление к автокефалии в Украине. Среди верующего православного народа ничего подобного нет. Искусственное подталкивание к пропасти, каковою является автокефалия, — это происки недругов Церкви. Разделяй и властвуй — это принцип зла. Его цель оторвать сейчас Православие в Украине от Святой Руси, это значит забыть, что Киев всегда изначально был и остается матерью Православной Святой Руси. Сегодня Православие на Западной Украине практически повсеместно пытаются вытеснить административными методами.

— Какой же путь должны избрать те, кто искренне желает мира и благоденствия для нашего народа?
— Путь один: вернуться к вере своих отцов. К вере святого князя Владимира. Вернуться к этой вере без лукавства, без лицемерия, как верили наши предки, и они этой верой были сильны, и эту силу нам передали. Наша задача, — приняв святую веру чистую, в чистоте ее сохранить, пронести и в чистоте передать потомкам. Это обеспечит дальнейшую жизнь на земле, а ничто другое, никакая другая сила. Вот в чем наша миссия.
История доказала, что Православие — это единственная созидающая, укрепляющая, возрождающая, спасающая сила. В течение всех двадцати веков человек такой же. И душа его, и внутреннее устройство как было по образу и подобию Божию, так и есть. И смысл человеческой жизни остается. Бог не создал жизнь, чтобы ее губить. Бог создал жизнь по Своей Любви. Кто будет плод своей любви губить? Губят жизнь люди, к сожалению. И познать то, как Господь любит человека, величие Божественной Любви нам непостижимо. Мы одно думаем, другое говорим, третье делаем, четвертое предполагаем… Грех разделил силы души человека. А если их соединить? Соединяет лишь Православный Дух.

— В духовной литературе много говорится о молитве. А чем является молитва для Вас?
— Молитва — это беседа с Богом. Общаясь с Богом, ты получаешь духовный заряд большой силы. Молиться о ком-то, значит, переживать о нем, желать ему исправления, болеть за этого человека сердцем, душой. Без этого сердечного болезнования и молитвы не будет, и есть такое выражение: поминают многие, а молятся единицы. Поминать человека — это просто вспомнить о нем. А молитва — это просьба, это ходатайство, это ручательство перед Богом за этого человека. Поэтому молитва очень ответственное действие. Молящийся о ближнем берет на себя полностью ответственность за состояние души того, за кого просит. Это тяжело. Поэтому молитва — один из самых больших трудов. Как говорят в народе: труднее всего молиться и родителей до смерти досмотреть. Священнослужитель предстоит от народа. И кто бы в народе ни стоял, с какими бы пороками, слабостями, грехами — священнослужитель ходатайствует обо всех.
Самые прочные отношения между людьми устанавливаются тогда, когда они через Христа, через Бога. Характер остальных любых отношений гораздо слабее, ибо остальное подвержено земным веяниям.

— Владыка, отмечая юбилей, что Вы скажете о пройденном жизненном пути?
— Прежде всего слава Богу за все! С Божией помощью старался жить по совести, не допускать в жизни двойственности мыслей, слов и дел. Как у меня это получалось, судить не мне. За все благодарю Бога, поскольку все принадлежит Его Благому Промыслу и Его милости. Желаю только одного — быть послушным орудием в руках спасительного Промысла Божия, быть верным послушником Главы нашей Святой Православной Церкви — Христа Спасителя. Об этом молю Господа. Молюсь также о том, чтобы Он защитил чистоту святой Православной веры и единство нашей Православной Церкви, а всех нас, своих чад, уберег от антихристовой глобализации.

Материал подготовил Василий Анисимов