Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Диакон Андрей Кураев. Может ли быть православной рок-музыка?

Может ли быть православной рок-музыка?

Совместим ли «Рок и православная культура»? Возможна ли проповедь среди увлеченной роком современной молодежи? Во все времена Православная Церковь как любящая мать старалась оградить своих чад от различного рода ересей и лживых учений. Ее догматические истины всегда ставили четкие границы, за которыми скрывалась опасность неправомыслия и чуждого ей вероучения. Церковь была, есть и будет неизменной в своих вечных Божественных истинах, однако должна ли она оставаться глухой к вызовам современности? Может ли она молчать, когда ее спрашивают? Если в советское время Церковь была сдавлена тисками атеистической идеологии, то, естественно, ни о каких социальных программах не могло быть речи. Теперь же, когда открылось широкое поле деятельности и многие потянулись к ней как к источнику правды и истины, как никогда важно быть открытой, невзирая на то, кто пришел — фанат рока или ученый. Для православного вероучения более всего значим человек, его личность. Именно она является той жемчужиной, ради которой и пострадал Христос Спаситель. Поэтому, любой человек, кто бы он ни был в социальном плане, открывший свое сердце Богу и пришедший под покров Матери Церкви, должен быть услышан. Сегодня очень важно каждому православному пастырю и мирянину научиться не бояться нести Слово Божие в мир. Страх следует побеждать любовью и терпением, повторяя чаще слова псалмопевца Давида: «Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных» (Пс. 13, 5).
Недавно на телеканале «Православная энциклопедия» прошла любопытная дискуссия между богословами и телезрителями о рок-музыке. Предлагаем ее текстовую версию, опубликованную в «Седмице. ру». Вел дискуссию священник Алексий Уминский, а свои вопросы задавал он Андрею Кураеву.

–– У нас в гостях известный миссионер, проповедник, автор многих книг, в том числе книги «Рок и миссионерство», диакон Андрей Кураев. … Чем обусловлен Ваш интерес к рок-музыке? Вы написали даже книгу с таким названием «Рок и миссионерство», откуда пришла эта идея? — Я прошу фанатов рок-музыки выключить звук, потому что сейчас я скажу правду: мне интересна не рок-музыка, мне интересны люди. Те люди, которые живут в этом мире. И я считаю, что там, где люди, должно быть в какой-то форме присутствие Церкви.

— А почему вы решили придти именно на рок-концерты, а не в концертный зал Чайковского, консерваторию или на Фабрику звезд? Там тоже много людей, молодежи, они тоже нуждаются в проповеди.
— Люди, которые ходят в консерватории, в Церкви есть. Среди них есть и епископы, достаточно вспомнить Патриарха Пимена, который был большим меломаном и ценителем классической музыки. Что касается попсы, вы знаете, мне однажды предложили выступить на одном мероприятии с Аленой Апиной. Я отказался. Дело в том, что рок и попса — разные вещи. Традиция рока — это традиция мысли и протеста. И в советские годы русский рок был протестом против идеологии «отцов», то есть чиновников, номенклатуры. Это был поиск смысла, веры, и рок отстаивал право человека на одиночество, на боль. В современном мире, когда общество стало превращаться в одну сплошную рекламную паузу, мне кажется, все то, что учит человека думать, будь то квантовая механика или даже хорошая рок-музыка, где есть добротная, качественная поэзия, — все это является стратегическим союзником в деле проповеди.

— Вы сказали, что рок-музыка — это музыка протеста, прежде всего. А против чего протестует русский рок сейчас и что он проповедует?
— Я думаю, рок протестует против пошлости. Вот если Христианство превращается во что-то пошлое, как оно и было в западном целлулоидном мире 1960-х годов, то этот протест, как у некоторых рок-групп западного мира, направляется против Христианства, это было, и это нельзя забывать. Но когда в Советском Союзе пошлостью стал атеизм, а сегодня пошлостью является культ потребления, безоблачности, романтики, «небо голубое и мы тоже» и так далее, в этом случае иголки рок-протеста — это иголки, которые колют пошлость.

— Отец Андрей, у нас есть звонок в студию от наших телезрителей. Доброе утро, мы слушаем Вас.

Телезрительница: «Доброе утро! Я считаю, что творчество Юрия Шевчука, Константина Кинчева — это в каком-то смысле тоже проповедь. Зачем на таких концертах священник? Вы уверены, что хотят слушать Вас, а не их?
— Конечно, я уверен, что меня не хотят слушать. Но думаю, что работа миссионера состоит в том, чтобы войти в аудиторию, которая отнюдь не готова его принять бурными аплодисментами. И апостолы тоже шли по Римской империи, понимая, что их ждут не только букеты роз. Я думаю, что присутствие, в частности мое, на такого рода концертах является неким посланием, смысл которого в следующем.
— Мы, люди Церкви, не видим в вас, ребята, которые увлекаются рок-музыкой, чужаков и врагов.
— Между Православием и средневековьем нет знака тождества. Мы очень любим и ценим средневековую культуру, но при этом понимаем, что рождены жить в современном мире.
— Церковь — пространство, открытое для всех, а не только собрание бабушек. Это и для молодых людей, и вы, такие, какие вы есть — колючие, думающие, ищущие, борющиеся, — очень важны для нас.

— Отец Андрей, но ведь существует, как вы упомянули, рок против Бога, сатанинский. А существует ли православный рок?
— Вы знаете, не существует православной философии. Есть философы, которые исповедуют Православие и пробуют Православие защитить тем средством, которое у них есть. Точно так же я считаю: не может быть православного рока. Но есть люди, живущие в мире рок-культуры, которые искренне выбрали Православие. Причем они ломают, иногда с болью, свою судьбу, в том числе и сценический имидж, для того чтобы приблизить себя к Православию, они себя ставят под суд Евангелия. И это много, это дорого.

— Проблема проповеди среди молодежи, взаимодействия Церкви и молодежной субкультуры настолько актуальна, что стала одной из тем недавних Рождественских чтений. Давайте послушаем, что по этому поводу говорят известные музыканты, их поклонники и православные священники.
Опрос: Может ли рок-концерт быть местом для православной проповеди?

— Я думаю, что для христианской проповеди должна быть более серьезная обстановка.
—Почему бы и нет? Как альтернатива вполне возможно.

— Я считаю, рок-музыка — это достойное культурное явление, которое должно направлять молодежь, в том числе и к Православию.
— Ни в коем случае!

— Разве это проповедь? До кого она дойдет? Дойдет ли? В Православии есть традиция не зазывать, никого не затягивать, и когда человек пришел — разговаривать с ним строго.

— Рок-площадка непосредственно для проповеди? Считаю, это не очень правильно. Но любой музыкант, любой художник живет с Богом в сердце.

— Вера — это становой хребет, удерживающий составные части как таковые, и если он есть, этот хребет, то неминуемо в творчестве это как-то выразится.

Михаил Дунаев, профессор МДА: «Если трезво поразмыслить, вряд ли те, которые пришли на рок-концерт, сразу дружно пойдут колоннами в храм Божий. Но если кто-то один задумается, то уже хорошо. Но не нужно обольщаться».

Протоиерей Максим Козлов: «Если человек, пришедший или идущий к вере, будь то Кинчев или Шевчук, как имена ставшие нарицательными, считают для себя возможным продолжить выступления с рок-концертами (а ведь не все так считают, иные рок-музыканты принципиально совсем отказывались от этой деятельности), вот пусть они её и стремятся соединить со своими христианскими убеждениями, а не наоборот, подогнать Христианство под мировосприятие рокера. Но присутствие священнослужителя как проповедника в подобного рода среде неуместно».

Иерей Олег Стеняев: «Господь сходил и в преисподнюю земли, он сходил в ад, и там проповедовал. И ад облистал сиянием Божества. Я думаю, что священник обязан идти и на рок-концерты, и на дискотеки, он должен идти и в тюрьмы, и в воинские части».

* * *

— Да, конечно, Христос сходил в глубины ада, чтобы спасти грешников. Но Христос же и сказал: не мечите бисер перед свиньями, не давайте святыни вашей псам. Это тоже призыв к миссионерам? Так где же границы для миссионерства?

— Я для того и иду на эти рок-концерты, чтобы объяснить ребятам, что они не свиньи и не псы в наших глазах. Я хотел бы поддержать Михаила Михайловича Дунаева, моего коллегу по Московской духовной академии: нельзя ожидать, что ребята толпами пойдут с концертов в храм. Этого не будет, и не надо на это надеяться, и пусть молодые батюшки об этом и не мечтают. Но, действительно, для нас каждая душа дорога, и я знаю такие случаи, когда именно после рок-концертов, в которых звучала проповедь, как, например, «Рок к небу», ребята обращались к Православию.
Был случай в Петербурге, пришел мальчишка 16-летний к отцу Василию Ермакову, петербургскому священнику, пришел в таком рокерском виде, всякие у него торчат металлические вещи. И на исповеди отец Василий теребит его за металлический шип, и тот отваливается. Отец Василий с некоторым испугом смотрит в глаза мальчику: тот спокоен. Отец Василий берется за следующий шип и начинает его теребить. Мальчик все равно спокойно продолжает свою речь. Отец Василий спрашивает: «Слушай, а если я у тебя и этот шип отломлю, ничего?» Тот говорит: «Нет, но если Вы считаете, что это лучше…» «А, тогда не надо!» Через месяц этот мальчик начал ходить в храм уже в джинсах, а на Пасху вообще пришел в неприличном виде — в костюме с галстуком! И вот тут отец Василий ему сказал: «Ты продолжай ходить в своем прежнем виде, чтобы твоих ребят привлекать сюда, в храм, показывать, что тут можно быть таким». То есть отец Василий, как духовник, проверил зацепленность человека за внешние «прибамбасы». И понял, что это не главное для парнишки, это не то, что для него является идолом, заслоняющим Евангелие, а раз так — хорошо, ты можешь одеть все, лишь бы ничто не владело тобою.

— Спасибо, у нас еще один звонок в студию…

Телезритель: … Скажите, а не является ли проповедь на рок-концертах кощунством и дискредитацией Церкви? Есть же печальный опыт миссионерства католиков и протестантов: рок-концерты в храме, мессы для животных и так далее. Что надо сделать, чтобы Церковь здесь не сдала своих позиций?
— Мое убеждение, которое я озвучиваю как преподаватель миссиологии Московской духовной академии, следующее: ни в коем случае нельзя модернизировать внутрицерковную жизнь, язык нашей молитвы, стиль нашей молитвы, они проникли в календарь и стиль нашей жизни церковной. Но есть храм, а есть прихрамовый дворик. И вот этот внебогослужебный прихрамовый дворик — это пространство для диалога с внешним миром, поиска ошибок, экспериментов и находок. Я хочу вам напомнить, на Архиерейском Соборе 2004 года было сказано, что надлежит активно использовать формы современной молодежной культуры в рамках внебогослужебной проповеди. Поэтому я являюсь категорическим противником того, чтобы любые инструменты, тем более электро- и бас-гитары, вносились в храм и звучали на нашем богослужении. Но когда речь идет о том, как мы общаемся с другими людьми, — другое дело. Например, мне не нравятся телекамеры в храме, но здесь, в студии, телекамера в порядке вещей.

— В прошлом году вы побывали на Урале с концертами рок-группы «Алиса», лидер которой, Константин Кинчев, тоже заявляет о себе как о православном. Вы выступали на этих концертах. Расскажите, какой была реакция молодежи на Ваши проповеди?
— Я хочу заметить, что Кинчев не заявляет о своем Православии, а исповедует Православие. Ситуация была следующей. Я не появлялся на тех концертах, просто Константин в конце каждого из концертов объявлял: «Завтра мой друг отец Андрей Кураев будет в нашем городе, в таком-то зале, будет лекция, приходите». И действительно, я на следующий день приезжал и в аудитории видел ребятишек необычной внешности, непривычной для церковных собраний. И причем они досиживали до конца.

—И это были именно те ребята, которые пришли на концерт «Алисы» и, поверив, если можно так сказать, слову своего кумира, пришли потом послушать Вас?
— Я просто спрашивал: поднимите руки, есть ли здесь те, кто пришел после приглашения Кинчева. И руки поднимались.

— … Может ли рок-концерт быть местом для православной проповеди?

***
Идет трансляция сюжета «Монахи греческого монастыря как звезды эстрады»
(Песнопения в храме). Голос за кадром: «Это — хор монастыря святого Августина и преподобного Серафима Саровского. Обитель была основана всего 15 лет назад в Греции, недалеко от города Навпакт. (Фрагмент видеоклипа). А это — один из монахов того же монастыря — архимандрит Пантелеимон — в клипе из альбома «Я научился жить свободным».
А началось все ровно пять лет назад. Тогда детям-воспитанникам летнего лагеря при монастыре настоятель предложил конкурс на лучшие стихи и мелодию. Тема — все, что волнует современную молодежь. Аранжировку и исполнение десяти лучших композиций поручили отцу Пантелеимону, в прошлом профессиональному музыканту.
Церковное начальство сперва с недоверием отнеслось к смелому монашескому проекту. Но когда альбом «Я научился жить свободным» был назван открытием года, а диск по итогам продаж получил звание платинового, то сам глава Греческой Церкви Архиепископ Христодул поддержал монахов. По его словам, «В наше время и стадион должен быть полем для миссионерства».
В монастырь преподобного Серафима потянулись звезды греческой эстрады: публика, которая до этого особой религиозностью не отличалась. И уже следующий альбом «Рядом с вами» отец Пантелеимон записал с популярными греческими исполнителями.
Песня «Микрочип» из последнего по времени альбома «SOS» была признана лучшей песней года. В ней говорится о том, как трудно сохранить образ Божий и не стать живым роботом, бездушным микрочипом, который послушно выполняет чужие команды.
Как и в предыдущих случаях, тексты и музыку для этого альбома сочинили дети. Сейчас отец Пантелеимон обкатывает с ними будущие рок-шедевры.
(Дети вместе поют песню на мотив «Катюши»). Как видите, не забыли и русскую песню. Только ребята придумали другие слова. О том, как хорошо человеку, который верит в Бога и соблюдает Его святые заповеди.

* * *

— Отец Андрей, каковы ваши впечатления и комментарии к тому, что мы сейчас увидели?
— Вы знаете, что и в Греции, и у нас эта акция вызвала разные мнения и дискуссии в церковной среде. Так вот, как упоминалось в этом сюжете, был период, когда священноначалие несколько скептически относилось к деятельности этой группы. И тогда имело место следующее: Синод в Афинах вынес некое порицание деятельности монахов, которые создали рок-группу. Не запретили, не было наказания, но неодобрение было высказано. И когда известие об этом пришло в монастырь, то братия отправила ответную телеграмму в Синод. Цитирую текст этой телеграммы полностью: «Радость моя, Христос воскресе!» Для меня это — образец внутрицерковной дискуссии.

— Спасибо большое, отец Андрей.
Думаю, что пришло время подвести итоги опроса и узнать, что думают наши зрители о том, может ли рок-концерт стать местом для православной проповеди? Эта тема практически разделила наших телезрителей на два лагеря, но тем не менее видно, что тема очень актуальна и никого не оставила равнодушным. Примерно 1500 телезрителей считают, что проповедь на рок-концерте возможна, и немногим менее, 1450 человек, с этим категорически не согласны… В течение передачи мнение наших телезрителей изменилось от крайнего неприятия до размышления и желания переосмыслить этот вопрос.

Новое время ставит перед Церковью, перед каждым из нас новые вопросы. Потому что Церковь — это мы с вами. Для Церкви нет проблем, на которые бы она не отзывалась, нет тем, которые были бы закрыты, нет дверей, в которые бы она не стучалась. Церковь несет каждому человеку слово спасения. Очень важно, чтобы это слово было правильно сказано и было услышано теми, к кому оно обращено.

Я очень благодарен вам, отец Андрей, за то, что … сегодня мы с вами говорили на столь важную и интересную для нашей Церкви тему.
— Всего вам доброго. Храни Вас Господь.