Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

21.06.2005. ХАРЬКОВ. В Трехсвятительском храме продолжается восстановление росписей

В харьковском Свято-Трехсвятительском храме продолжается восстановление уникальных росписей, выполненных в начале XX века петербургским живописцем Алексеем Соколовым. Реставрацию проводят харьковские мастера, сообщает медиа-группа «Объектив».
Виктор Верховод и Василий Мушик расписывают храмы уже более 10 лет. Все эти годы работают вместе. Они расписывали первую построенную после десятилетий гонений церковь на Слобожанщине — в Богодухове, храм в Валках, харьковские церкви Елены и Константина на Сортировке и Казанской Божьей Матери на Лысой Горе. Уже два года восстанавливают или, как они говорят, обновляют роспись в Трехсвятительском храме, который в народе именуют Гольберговским в честь инициатора строительства церкви Григория Гольберга.
Мастера настаивают: то, что они делают — это не реставрация, а именно обновление. Художники, по их словам, возвращают работам Соколова их первоначальный вид, если необходимо — немного подкрашивая разрушенные места.
В церкви агрессивная для красочного слоя среда: копоть, перепады температуры, влага, — рассказывает Виктор Верховод, — За девяносто лет стены храма стали черными, когда мы их стали отмывать, лики святых буквально светлели.
Виктор признается, что он с товарищами был поражен качеством красок того времени, тем, насколько хорошо они сохранились. «Некоторые изображения не пришлось даже обновлять, — говорит художник. — Например, лик Господа Вседержителя на куполе просто помыли, и все».
Некоторые иконы были, как говорят мастера, записаны при очередном обновлении несколько лет назад. Вот с такие образа пришлось не только помыть, но и постараться привести в соответствие со стилем Соколова, сделать их такими, как они выглядели в 1915 году.
Василий Мушик говорит, что росписи Алексея Соколова обновлять вдвойне интересно, потому что они уникальны. Соколов расписал Трехсвятительский храм в новом для тех лет модерновом стиле, при этом ему удалось полностью соблюсти все церковные каноны. В начале прошлого века это было практически революцией в религиозной живописи. Да и до сих пор роспись храма поражает своей необычностью, нетрадиционностью. Светлые лики святых с большими печальными глазами кажутся близнецами васнецовских и врубелевских ангелов.
Мы поднимаемся с мастерами под купол храма. Вблизи четко видна техника Соколова: широкий, экспрессивный мазок. Так писал Репин, говорят художники, сразу видно манеру. Затем, спустившись, подходим к иконостасу. «Здесь рваная линия такая, стилизованная, условная,» — показывает на иконы Мушик. — В чем замечателен этот автор, он нашел и использовал очень тонкую меру и грань между новаторством и традиционным церковным искусством. Жаль только, говорят Василий и Виктор, даже самая лучшая отмывка не может передать всей сочности, насыщенности красок, как это было изначально.
Работы в Гольберговской церкви идут уже около двух лет. Это первый храм, в котором Мушик и Верховод обновляют роспись, а не расписывают его. До этого они начинали работу, как говорится, с нуля. Первым был Покровский храм в Богодухове в 1992 году. Сам собой напрашивается вопрос: неужели художникам, которые обновляют росписи других, знаменитых мастеров, не хочется, чтобы и их имена остались в памяти потомков?
«Конечно, приятно, если тебя будут помнить, — признается Виктор Верховод, — Но на самом деле это не важно. Христианство учит, что добро должно быть бескорыстным. Когда люди творят Божье дело, милосердие, авторство не ставят».

Православие/Ru