Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Советник Посольства России в Украине Сергей Кузнецов: «Константинопольский Патриархат мог бы занять в консолидации Мирового Православия подобающее ему место — первого среди равных»

Советник Посольства России в Украине Сергей Кузнецов: «Константинопольский Патриархат мог бы занять в консолидации Мирового Православия подобающее ему место — первого среди равных»

— Сергей Сергеевич, вы занимаетесь религиозной проблематикой в посольстве. Каким видится вам развитие религиозной ситуации в Украине в последние месяцы?
— Как сложное и способное при определенных условиях дестабилизировать общество. Порой складывается впечатление, что некоторые религиозные деятели сознательно раскачивают лодку. А для этого, наверное, сейчас не самый удачный момент.

— Давайте обсудим эту ситуацию подробнее, тем более что развитие событий напрямую затрагивает интересы Русской Православной Церкви, а соответственно, и политические интересы России.
— С чего начнем?

— Наверное, с нашумевшего заявления архиепископа Скопелоского Всеволода (Майданского) (США) о том, что Константинопольский Патриархат считает, что Московский Патриархат имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой Церкви до 1686 года. То есть не признает законности вхождения Киевской Митрополии в состав Русской Православной Церкви.
— Прежде всего хотел бы отметить, что Патриарх Варфоломей до сих пор никак не прореагировал на просьбу Москвы прокомментировать заявление архиепископа Всеволода (Майданского). Значит, думает. А это всегда полезно. Действительно, задуматься есть над чем.
Что из себя сегодня представляет Константинопольский Патриархат? Основным его «сокровищем» является факт признания всеми Поместными Православными Церквами за Патриархатом статуса «первого среди равных». Но после заявления архиепископа Всеволода (хотя Патриарх Варфоломей пока и не подтвердил его) этот статус уже пошатнулся. Я имею в виду недавнее высказывание одного из наиболее авторитетных православных лидеров Украины митрополита Одесского Агафангела.
Давайте проанализируем положение Фанара. В отношениях с основной Православной Церковью, поддерживающей его — Элладской, — имеются, мягко скажем, трудности. И в Америке проблемы. А тут такой соблазн. Предлагают огромный кусок Православной Церкви в Украине. Но на поверку он может оказаться не таким уж и огромным, а весьма, весьма проблемным. Однозначно о готовности перейти под омофор Константинополя высказывается пока лишь часть УАПЦ, о которой говорят, что ее уже почти не существует.
Устремления Филарета полностью противоположные: он желает быть признанным Константинополем в качестве канонической церкви, и в этом качестве хотел бы объединять вокруг себя все православные общины. Филарет уже подсчитал, что при таком раскладе к нему от УПЦ перешло бы 8 тысяч приходов(?!).
Иными словами, Филарет ждет от Патриарха Варфоломея, что тот станет таскать для него каштаны из огня. И неважно, что это приведет к расколу в мировом Православии и о статусе «первого среди равных» можно уже будет забыть навсегда. Нужно это Константинопольскому Патриарху? Очень сомневаюсь.
Теперь давайте представим ситуацию, когда Патриарх Варфоломей ради приходов УАПЦ на Украине пожертвовал бы своим очень почетным статусом первого по чести в мировом Православии.
Получив таким способом в Украине приходы раскольников, он потеряет в глазах большинства Поместных Православных Церквей не только свой статус, но и каноничность. Есть большие сомнения, как поведут себя в этой ситуации его приходы в Америке. Да и турки не станут дремать. Ясно одно: Второй Рим в истории человечества окончательно прекратит свое существование.

— А как при таком раскладе может развиваться ситуация в Украине?
— Нетрудно предсказать, что начнется новый передел церковной собственности. И отнюдь не за счет приходов УПЦ, хотя в какой-то мере она тоже может пострадать, особенно на Западной Украине. Но это же приведет к сильной консолидации приходов на Востоке, Центре и Юге, к значительному сближению их с Москвой. Не я один так считаю. Этой точки зрения придерживаются и украинские политики. Складывается впечатление, что кто-то в Украине хочет усилить линию раскола. И неважно, под какими лозунгами он это делает. Для нас ясно одно: России это не нужно. Она за единую, стабильную и дружественную Украину.
А в качестве основного «пострадавшего», в таком случае, выступит УПЦ-КП, чьи общины, вне всякого сомнения, начнут переходить под константинопольскую юрисдикцию. Филарет будет вынужден позиционироваться в качестве основного противника Патриарха Варфоломея. Ну а какими способами раскольники готовы защищать свои имущественные интересы, мы видим в последнее время, к сожалению, очень ясно. Это и призывы к насильственному захвату храмов УПЦ, и их фактические захваты. Все это на слуху, на виду… Кстати, по этому поводу Посольство России в Украине уже сделало представление МИД Украины, пока на рабочем уровне, и мы ждем ответа…Если его не последует или он нас не удовлетворит, будем выносить вопрос на более высокий уровень.

— А какова альтернатива столь негативному развитию ситуации?
— Ее обозначил Виктор Андреевич Ющенко в самом начале своей президентской карьеры: невмешательство государства в дела религиозных организаций, вывод Церквей из политики. И это правильно. Зачем слушать тех, кто толкает к дестабилизации внутриполитической обстановки, к обострению отношений с соседними государствами, тем более с участием религиозного фактора, усиливающего состояние конфликтности. И все это на пустом месте, а главное, ради чего?
В любой стране хватает проблем, способных нарушить социальный мир: не всегда блестящая экономика, социальные противоречия, неблагоприятные внешнеполитические факторы, да и просто деятельность оппозиции. Наши страны не являются исключением.

— Так что же все-таки, по вашему мнению, будет с Константинополем?
— Это решать Патриарху Варфоломею. Но не только. Я бы призвал Поместные Православные Церкви к большей консолидации. Все они в той или иной мере участвовали в экуменическом движении. Сейчас оно заглохло, потому что изначально было излишне амбициозным. В то же время куда более реальным и практичным представляется движение за единение Православных Церквей. Константинопольский Патриархат мог бы занять в этом движении подобающее ему место — первого среди равных.
Деятельность Патриархата должна быть направлена не на дальнейший раскол Православия, а на его сплочение во имя общих интересов и торжества Православной Церкви в мире. Разумеется, здесь нужна добрая воля всех Поместных Церквей. Они в свою очередь должны помочь Церкви Матери твердо встать на ноги и организационно, и материально и защитить ее от нападок и провокаций, каким она периодически подвергается в Турции.
Сейчас главное начать объединительный процесс, а к какой степени сплочения придут духовные лидеры православных стран, покажет время.
Думаю, что простые верующие не возражали бы и против создания Единой Вселенской Православной Церкви. Пока это звучит фантастично, но жизнь порой оказывается смелее самых смелых фантазий.

Подготовил В.Анисимов