Сергей Герук. Времена новые, приемы старые
Времена новые, приемы старые
(По поводу захвата храма раскольниками «КП» в с. Рахманив Тернопольской епархии)
Сергей Герук
Поездка в село Рахманив Шумского района Тернопольской епархии, где сторонниками филаретовского «Киевского патриархата» была произведена попытка захвата старинного Свято-Троицкого храма, выпала на среду недели о Страшном суде, за несколько дней до Прощеного воскресенья. Было известно, что в храме четвертый день находится священник, объявивший голодовку.
Сто километров по заснеженной трассе от Тернополя в восточном направлении в сторону старинного Кременца давали возможность рассмотреть живописные западно-украинские села, украшенные, как правило, изящными силуэтами храмов. Увы, большинство из них уже более десяти лет были отняты либо униатами, либо раскольниками-филаретовцами. Вспомнилось, как в начале 90-х прошлого века, еще до провозглашения Украиной независимости, греко-католики пытались захватить кафедральный собор в Ивано-Франковске. Тогда управляющий епархией архиепископ Макарий (Свистун), ныне митрополит Винницкий и Могилев-Подольский, также вынужден был затвориться в храме и в знак протеста объявить голодовку, чтобы обратить на факт вопиющего беззакония внимание общественности, в том числе и зарубежной.
Как известно, этот инцидент положил начало массовым захватам православных храмов и гонений на православных верующих. Только в одной Тернопольской епархии их было отнято более 600.
В то тяжелое время, сравнимое разве что со средневековым пребыванием Украины под католической Речью Посполитой, тогда еще законный Киевский митрополит Филарет (Денисенко) представлял посягательства униатов как несомненный факт вопиющего нарушения свободы совести и прав верующих.
Прошло не так уж много времени, и на смену утихающей греко-католической экспансии приходит новая. Возглавленная уже бывшим иерархом, бывшим Предстоятелем УПЦ, новообразованная в 1992 году «Церковь», назвавшая себя Киевским патриархатом, начинает с новой силой и рвением терзать и без того изъязвленное тело Украинской Православной Церкви.
Первые шаги на этом поприще, при беспардонном вмешательстве и активной поддержке политической конъюнктуры, связаны с «приватизацией» в Киеве Свято-Владимирского храма — кафедрального собора Предстоятеля Украинской Православной Церкви, зданий бывшей митрополии на Пушкинской, 36, канцелярии и архива, а также всех финансовых сбережений УПЦ, которыми она располагала до весны 1992 года.
Когда раскольникам не удалось захватить силовым способом при помощи хулиганов УНА-УНСО Киево-Печерскую Лавру в 1992 году, одним из излюбленных приемов новоявленной «патриархии» стала регистрация в Комитете по делам религий параллельных общин, или общин-двойников, дубликатов по адресу существующих и действующих общин канонической Украинской Православной Церкви.
За последнее время в СМИ прозвучало немало упреков в адрес экс-президента и бывших правительств в отдании прерогатив УПЦ в ущерб УПЦ-КП. Однако необходимо отметить, что эта «поддержка» выразилась в хроническом игнорировании требований верующих канонической УПЦ. Задекларированная реституция церковной собственности, как и принятие нового Закона «О свободе совести» с предоставлением Церкви статуса юридического лица и множество других положений, обеспечивающих права верующих, так и остались гласом вопиющих в пустыне.
Еще один пример «помощи и лояльности к УПЦ»: возрожденные Златоверхий Михайловский монастырь, древний храм Богородицы на Пирогощи на Контрактовой площади, Рождественский храм на Почтовой площади — далеко не полный перечень переданных филаретовскому патриархату киевских святынь с легкой руки городской мэрии. Список можно продолжить: древний Выдубицкий монастырь отдан «КП» экс-премьер-министром Лазаренко; Андреевская церковь, древние храмы на Подоле отданы УАПЦ. Вырисовывается картина, похожая на ту, которую пытаются представить общественности. Место под строительство кафедрального собора УПЦ «главный церковный строитель», как его называют в СМИ, г-н Омельченко так и не смог предоставить Киевской митрополии УПЦ. Зато получила земельный участок печально известная тоталитарная секта «Посольство Божье» нигерийского пастора Сандея Аделаджи, высокопоставленное «духовное чадо» которого стало консультантом новоизбранного Президента. В стиле кричащего постмодернизма вырос униатский монастырь Василия Великого в древней части Киева рядом с Львовской площадью, напротив Национальной академии искусств — бывшего здания Киевской духовной семинарии. Кафедральный собор с архитектурным комплексом разместится на предоставленной греко-католикам территории в 6 гектаров в левобережной части Киева недалеко от станции метро «Левобережная». На бульваре Перова построен огромный комплекс Римо-Католической Церкви.
Предстоятель наибольшей конфессии в Украине по-прежнему молится с городской паствой в храмах музея-заповедника Киево-Печерской Лавры, но уже сегодня вновь зазвучали профиларетовские голоса о том, что, дескать, Лавру нужно поделить между конфессиями. Не означает ли это начала «политики реприватизации» на церковной почве?
Тактика захвата храмов раскольниками проста до примитивизма, но и коварна, так как построена на лжи и манипуляциях в отношении доверчивых людей. Регистрируется очередная община-дубликат, а дальше действие по принципу паука — выжидание ситуации. В данном случае накал политических страстей в период последней президентской выборной кампании стал прекрасной почвой для разжигания ненависти. По селам Западной Украины пошли агитаторы с известным раскольническим приемом: «Ви за який патріархат — Московський чи Київський? Ставте підпис». Причем, что характерно, в числе инициативных групп мирян-раскольников, как правило, бывшие партийные и комсомольские активисты — в прошлом такие же активные борцы с религиозными предрассудками. В высших эшелонах власти это бывшая партноменклатура, в низших, в том числе и сельских советах, — часто учителя, читавшие детям основы марксизма-ленинизма, бывшие комсомольские ватажки.
В селе Рахманив, куда мы направились, главным зазывалой стал некий Петр Волос, местный предприниматель, промышляющий закупкой и продажей сельскохозяйственных продуктов. Причем, что удивительно, многие жители села работают в его структуре, и при этом шеф внимательно отслеживает, кто в какую церковь ходит. Если в «московську»— «з роботи звільнений». Об этот со слезами на глазах рассказывали люди, окружившие, как овцы, своего пастыря о. Олега Сирка, 16 лет их окормлявшего и решившегося на крайний шаг — объявить бессрочную голодовку.
Несколько лет назад общественность Украины была потрясена беспрецедентным голоданием протоиерея Стефана в г. Червонограде Львовской области в протест захвата храма сторонниками УПЦ-КП. Священник голодал более 40 дней, в предкомовом состоянии был забран в больницу, предварительно простившись с семьей и паствой. Молитвы на улице у отобранного храма не принесли результатов — власти города «не замечали» проблемы, и тогда священник принял решение голодать. Он понимал, что может умереть, об этом предупреждали врачи, но о. Стефан сказал, что если умрет, то умрет со Христом и за Христа. Такое исповедничество напоминало гонения во времена Нерона, когда свою веру христиане запечатлевали добровольной смертью. Тогда главврач городской больницы позвонил меру города и спросил, кто будет отвечать за жизнь священника. Лишь только после этого чиновник вынужден был дать обещание выделить верующим УПЦ земельный участок. Вот приблизительно с такими очертаниями свободы совести предстоит Украине претендовать на членство в Европейском Союзе.
Сколько времени потребуется Тернопольским чиновникам, чтобы решить конфликт в с. Рахманив Шумского района, неизвестно. Пока о. Олег в полном облачении с антиминсом на груди ночует в храме. Истекает вторая неделя голодания.
Общаясь с верующими, слушая их печальные рассказы о притеснениях и откровенных надругательствах филаретовских поборников, понимаешь, что трагедия раскола дает о себе знать с новой силой.
Когда работал диктофон, звучали исповеди людей со слезами на глазах, когда камера фотоаппарата фиксировала происходящее, я заметил в углу у печурки маленького мальчика в стихаре, подкладывавшего дрова. Это о нем издевательски кричали: «Он, йде до храму іще один москаль». Мальчик остался ночевать со своим батюшкой в холодном храме и не уходил домой в протяжении всей Литургии до нашего приезда. Он слушал взволнованные рассказы взрослых людей, перед этим был свидетелем криков разъяренной толпы односельчан, пытавшихся захватить храм. И подумалось тогда: ведь эти детские воспоминания, когда он делал первые шаги к Богу, останутся в его памяти на всю жизнь. И дай Бог, чтобы эти впечатления не внесли в его душу разочарований в вере и в людях, проповедующих христианскую любовь.
Коментар архієпископа Тернопільського і Кременецького Сергія: „Як бачимо, ігнорується наша Церква, наші права практично у всіх районах єпархії. Наприклад, у районному центрі Чорткові ми з „боєм” зареєстрували громаду, просили в мерії ділянку під будівництво храму. Питання довго не розглядали, ігнорували. А потім запропонували як насмішку десь на смітнику на виїзді з міста. Ми відмовились. Сьогодні чиновники нам кажуть: ми ж вам пропонували, ви не захотіли… Проте у центрі міста будуються бари, розважальні заклади — те, що руйнує суспільство.
Така ж драматична картина в м. Бережани, люди там 14 років не можуть отримати місце під храм. Просять люди уклінно, їм не дають…Одна прихожанка подарувала місце свого городу, вирішили там будувати невеликий храм. Міська рада заперечила — це не входить у архітектурний план міста.
В інших районах області така ж картина: навіть не дають можливість реєструвати наші громади. А там, де є наші храми і нема інших претендентів на ці споруди, ми не можемо добитись передачі цих земельних ділянок у власність. Ідуть відмови. Іншим конфесіям — без проблем. Греко-католикам Київському патріархату, УАПЦ — будь ласка і де завгодно. А нашій Церкві — ні.
Механізм такий: реєструється інша громада розкольників або уніатів, починають збурювати населення, як це ви бачили у Шумському районі, виникає конфлікт, і влада вирішує його на користь розкольників чи уніатів. Так було, приміром, у селищі Гнидове Збаразького району. Там стародавній храм завжди був православним, паломники зупинялися у ньому, люди йшли з різних областей. А влада прийняла відповідне рішення, і храм був відданий іншій конфесії. А все через те, що не дали вчасно зареєструвати як церковну власність. Це пряме порушення прав віруючих, що, на жаль, є нормою в західних регіонах України.
Випадок у Рахманові — нова ілюстрація такої політики місцевих органів влади. Це свідомо створений конфлікт, який планувався завчасно. Ще задовго до конфлікту ми просили районну раду дати необхідні висновки для передачі земельної ділянки у власність. Коли ми почали клопотання, раптом з’являється громада УПЦ-КП, якийсь бізнесмен, який в церкву не ходив, ініціатор конфлікту (інші представники новоутвореної громади КП також до храму не ходили). Тепер вони стали борцями за «незалежну» церкву.
Сучасна влада, новий уряд і Президент заявили, що вони представляють прозору владу, яка оберігає закони України. Тому ми у своїх зверненнях просимо владу виконати ці закони. І треба зважити на той факт, що новоутворена громада КП дала юридичне зобов’язання на папері, який зберігається в обласній адміністрації, про те, що вона не буде претендувати на храм.
З обласної адміністрації туди негайно має виїхати комісія з відповідним розпорядженням і заборонити розкольникам претендувати на цей храм, як це вимагає законодавство. Декларація нашого нового Президента, що ніхто не буди забороняти ходити людям у храми, які їм належать, має бути впровадженою у життя. Тож необхідно, щоб ці слова не були порожнім звуком і щоб наші органи влади не підривали програмні установи нового уряду і Президента України. Адже ми прагнемо до Євросоюзу. З такою «демократією» нас просто не зрозуміють. Треба, щоб влада показала, що вона справедлива, прозора, чесна.
Ми є народ своєї держави, ми є українці. Ми всі сини і дочки України. То ж навіщо нас нині, у роки незалежності, штучно розділяти і сіяти ворожнечу? Адже якщо нам забороняють молитися, то цим наноситься шкода, в першу чергу, нашій державі. Якщо ми не молимось за наш народ, то він страждає. Це духовний закон, і це треба розуміти”.
Олександр Яровий. Наша перемога
Владимир Свистун. Обзор международных событий за март-апрель