Архимандрит Иоанн (Экономцев). Значение православной культуры для семьи и школы
Значение православной культуры для семьи и школы
Архимандрит Иоанн (Экономцев),
председатель Отдела катехизации и религиозного образования РПЦ,
ректор Российского Православного Университета св. ап. Иоанна Богослова
Ваше Святейшество! Дорогие архипастыри и пастыри, уважаемые гости и участники Международных Рождественских чтений!
Далеко не случайно чтения наши получили свое название в честь светлого праздника Рождества Христова. Из всех праздников, которые торжественно отмечаются нами, Рождество Христово, несомненно, — самый детский и самый семейный праздник. Принося свою любовь Богомладенцу Христу, родившемуся ради нашего спасения, невольно вспоминаем мы и обо всех других детях, которым так не хватает сегодня любви и ласки, внимания и радости. И Дева Мария, удостоившаяся высочайшего жребия из всех смертных стать Божией Матерью, недаром называется Заступницей усердной всего рода христианского, в особенности детей. В Ней сосредоточилась неизреченная высота материнской любви и жалости, недосягаемый идеал материнства. Народная пословица говорит, что у каждого из нас три матери: первая — Богородица, вторая — та, что приняла муку рождения, а третья — мать сыра земля, всех принимающая в свое лоно после кончины, чтобы в конце времен мы пробудились к жизни будущего века, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание».
Мы иногда слишком отвлеченно понимаем православную культуру или рассматриваем ее только как несколько упрощенное и отчасти обмирщенное изложение учения Церкви, не осознавая подлинного ее значения и места в жизни нашего народа на протяжении целого тысячелетия. А между тем без осознания духовного вклада христианства, чему и должно способствовать настоящее усвоение православной культуры, мы ничего не сможем понять в глубинном существе отечественной культуры и в духовных особенностях народного быта и бытия.
Тщетно будем мы взывать к материнству и милосердию, если забудем о том высоком первообразе Матери, навсегда поселившемся в нашей душе, соединившем в себе теплую человечность материнства и неиссякаемую божественность милосердия. Воистину без помощи Ее «не может ничто на земле вживе родиться», тем более выжить. Не выстояла бы страна в трудные годы без милосердной женской святости в миру, безоглядно принявшей на себя непосильную ношу, жалея и согревая каждого обездоленного человека как свое родное, хотя и заблудшее, дитя.
Сегодня, когда мы переживаем невиданный прежде в истории демографический кризис, когда чудовищной эрозии подвергся сам институт семьи, когда люди в значительной части сбиты с толку и духовно дезориентированы, мы не должны продолжать делать вид, что ничего особенного не происходит и все продолжает идти своим чередом.
Кризис нашего общества носит не столько экономический, сколько культурный и духовный характер. Среди экономического хаоса, повсеместной коррумпированности чиновников, беспредела средств массовой информации, роста преступности, бездействия властных структур и закона, аморфности общественной жизни именно культурная проблема приобрела наиболее острый характер. Тем более что в немалой степени и другие проблемы часто порождены утратой людьми своей культурной идентичности и сопряженных с ней высоких идеалов. Стоит ли удивляться тому, что так распространились пьянство, разврат и наркомания, что в душах людей воцаряется духовная опустошенность, а во чревах матерей убивают миллионы детей.
XX век был ознаменован фашистскими и коммунистическими прожектами формирования «нового человека». Слава Богу, они не удались, и люди остались людьми, хотя и претерпели немалый нравственный и духовный ущерб. К сожалению, современная массовая культура пошла дальше. Она откровенно, без всякого стеснения навязывает всем в качестве образца недочеловека — самодовольное полуживотное, движимое одними низменными инстинктами, интересы которого сводятся к ничем неограниченному потреблению.
Несомненно, что общество, где могут возобладать люди подобного типа, бесперспективно и исторически обречено. На одну только нейтрализацию таких индивидуумов потребуются непомерные, титанические усилия со стороны семьи, школы, милиции, системы исполнения наказаний и психиатрии. Неизбежно грядет духовная катастрофа, которая способна увлечь в пропасть не только одну отдельную страну, но и весь мир. И это необходимо осознать со всей ясностью и определенностью. Путь тактического извлечения локальных выгод и постоянных уступок злу может привести только в никуда. Нельзя поддаваться стихии и ждать, что она сама собою вынесет нас к берегу спасения. Нужна внятная стратегия, способная сплотить всех людей, дорожащих человеческим достоинством, помнящих о прошлом, не забывающих о настоящем и будущем. Если мы хотим остановить культурную и духовную деградацию, которой не в состоянии сам по себе воспрепятствовать никакой технический прогресс, следует обратиться к созидательным, а не разрушительным началам жизни. Нам может помочь только подлинное обращение к тем ценностям, коими на протяжении тысячелетия жили люди, благодаря которым они побеждали все трудности исторического пути и построили крепкую государственность, объединившую в своем доме сотни разных народов, мирно и плодотворно уживавшихся друг с другом, создавших всемирно признанное великое культурное наследие. И если мы хотим сохранить свое Отечество, человеческую цивилизацию в целом, нельзя дать разрушить ее животворящее ядро — культурную связь поколений. Это никак не отменяет современного культурного творчества, но для того, чтобы оно могло обрести настоящую глубину, ему следует неразрывно быть связанным с прежним и будущим, вступить во всемирную цепь культурного преемства. Именно в синтезе эпох и духовной преемственности состоит глубочайшая суть человеческой культуры, которая и на Востоке, и на Западе всегда означала прежде всего высокое и должное — идеальное и совершенное, в том числе и в качестве норм и образцов поведения людей. Преображение мира в качестве творческой задачи ради торжества в нем Красоты, Истины и Добра — эта высочайшая идея, порожденная античным миром, восходящая к Платону и Аристотелю, — нашло в христианстве свое осуществление и исполнение. Европейская и отечественная культура не могут быть полноценно рассмотрены вне этого основополагающего контекста. Первые христиане, столь непреклонные в своем стремлении порвать с языческим миром, пороки и изъяны которого они постоянно обличали, тем не менее отдавали должное высоким устремлениям античной культуры. Будущие святители Василий Великий и Григорий Богослов в юности посещали наряду с храмом Божиим и Афинскую школу, и это гармонично сочеталось у них в сознании и в жизни. То, что мы называем «культурой», древние греки называли «пайдейей». Слово это означало также и «воспитание», в том числе и в смысле обучения элементарному благонравию. Они прекрасно понимали, что ненависть, злоба или равнодушие способны потрясать наше существо, но лишены подлинного творческого духа, бессильны породить высокое художественное творение. Впрочем, и у нас слово «культура» рождает представление об образованном, утонченном, воспитанном человеке. Человеку, которого принято называть «культурным», благодаря образованию и хорошему воспитанию, подобает отличаться не только обширностью знаний и вкусом к литературе и изящным искусствам, но прежде всего отзывчивостью души, внимательным и благожелательным отношением ко всем людям. Истинная культура — вовсе не какое-то особенное украшение нашей личности, а непосредственное выражение ее глубинной сущности.
Тот, кто первый раз переступает порог православного храма, часто поражается его благолепию. Но столь же благоустроенным, благоукрашенным должно быть и внутреннее содержание человека, храм души человека. И хорошо, когда основания этого храма закладываются с раннего возраста. Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. И с помощью Божией, при поддержке взрослых построил храм своей души. Вера в Бога теснейшим образом связана с творческим началом в душе человека. Все истинно-культурное, все высокохудожественное всегда заключает в себе и просвет в иную, чистую, светлую область бытия, прикосновение мира горнего. Оно рождает призыв к прекрасному и истинному, то есть к Божественному. В душе человека, преданного творчеству, непроизвольно пробуждаются новые чудные душевные состояния, поначалу смутно ощущаемые. Впоследствии они, все более и более проясняясь, слагаются в дивный гимн творению. В такие минуты человек поистине как бы беседует с Богом и молится Ему.
Вместе с православной верой Русь восприняла образ христианской государственности, христианскую нравственность. Невозможно дух и смысл русской, да и европейской истории отделить от высоких идеалов, рожденных христианской верой. Гуманитарные дисциплины — филологию, философию, археологию, литературу, искусство, только исказив и искалечив, можно отстранить от христианского наследия. Церковь вовсе не имеет намерения растворяться в культуре, но, напротив, хочет внести в нее семена возрождения к жизни. Нужно ли напоминать, что именно классическая отечественная литература на протяжении безбожного двадцатого века для многих людей была путеводительницей ко Христу. В ней слышался призыв к человеку быть человеком, оставить зло и грязь жизни, просветиться подлинным светом истины, добра и правды.
У странника Макара Ивановича, человека из народа, подслушал герой «Подростка» Достоевского глубоко уязвившее его душу старинное слово «благообразие», выражающее идею красоты как святости и нравственной чистоты как красоты. Красота неотделима от доброты и тесно связана в русской народной психологии с подвигом самоотречения. «Хороший» в русском языке — прежде всего «добрый». «Пришли мне чтения доброго», — читаем уже в новгородской берестяной грамоте. И товар добрый — хороший товар, добротный. Доброта — качество человеческое, важнейшее. А превыше всего — любовь.
«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает», — говорит апостол Павел (1 Кор. 13, 3-8).
Только исходя из высоты народного мирочувствия, рожденного усвоением христианских идеалов, можно стремиться к восстановлению истинного смысла понятия о семье. Именно семья в человеческом обществе призвана задавать отправную точку каждой человеческой личности. Сущность подлинной семейной жизни в том и состоит, чтобы детские души, расправившись в обстановке душевного тепла и благожелательства, духовно напитавшись любовью, чувствами преданности и долга, окрепнув душевно и физически, смогли освободиться из-под власти греха и главенства эгоистических начал и стали способны для полноценной творческой жизни на благо Церкви и Отечества.
Семья — малая церковь, и она увядает и опустошается без связи с церковной жизнью. Именно Церковь Божия дает людям прикосновение горнему, поселяет у них в сердце высокий идеал, одухотворяющий жизнь. Когда же не стало благодатной укорененности в вышнем и вечном взаимной любви мужа и жены, родителей и детей, в семейных взаимоотношениях возобладали эгоистические мотивы — стремление к главенству, материальному достатку и удовольствию. Брак, лишенный высоких идеалов и благодатной помощи свыше, неотвратимо обрекается на малодетность и непрочность, семейная жизнь наталкивается на мертвенность и пустоту, порожденные взаимным отчуждением людей, теряющих не только любовь, но и уважение, и доверие друг к другу на тернистом жизненном пути.
Супружеская неверность дурна потому же, почему дурно всякое вероломство по отношению к доверившемуся. Нельзя лгать, предавать, нельзя самоутверждаться за счет ближнего, нельзя увлекаться эгоцентрическим самоуслаждением, все равно, собственно плотским или душевным, — в этих отношениях, как и в любых других.
Гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть фундамент, на котором закладывается будущее всего общества, откуда берет начало общественное благополучие. Испокон веков на Руси, будучи нравственно здоровыми и духовно укрепленными, люди видели в семье безусловную ценность и, несмотря на трудности, рождали много детей и ответственно подходили к их воспитанию.
Убежден, что только через созидание новой, обновленной в соответствии с заповедями Христовыми, жизни, на основе милосердия, справедливости, уважения и бережного отношения к институту семьи и брака возможно подлинное возрождение наших стран.
Подвиг создания домашней малой церкви является сейчас одним из важнейших, возможно, и самым главным для православных мирян. Никакие внешние громкие дела не заменят этого тихого, самого насущного для современной России делания.
Не надо забывать, что именно семья на протяжении столетий хранила и передавала те качества и достоинства — правдивость, мужество, храбрость, милосердие, верность, честь, благородство, жертвенность, душевную открытость, которыми отличались наши предки и благодаря которым мы стали великой страной. Таков путь передачи от поколения к поколению сокровищ культуры, в том числе и культуры духовной.
Как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Со школьной скамьи мы должны направить совместные усилия на воспитание и сохранение целомудрия молодых, чтобы они могли создать крепкую семью, чтобы дети были в ней счастливы, чему в немалой степени могло бы способствовать введение в школьную программу «Основ православной культуры». Нужно торопиться напитать ребенка добрыми впечатлениями, пока его душа и тело еще чисты, чтобы создать в его душе нравственный и духовный фундамент, основу противостояния окружающему нас мареву греха и растления.
Мы знаем, сколько соблазнов и пороков врываются сегодня в молодежную среду. Сегодняшний мир, если не противостоять этим разлагающим устремлениям, может не выстоять. Нужно ли говорить, куда могут привести низменные страсти, человеческий эгоизм, тоталитарная обработка человеческого сознания, власть денег, циничное стремление к личному обогащению. Поэтому школа должна быть для ребенка не только домом учебы, но и местом усвоения и закрепления в душе высоких ценностей, тех самых, с которыми он первоначально встретился в семье. Нельзя всесторонне сформировать человека, не учитывая его духовного склада и нравственного настроения, религиозных убеждений его семьи. В противном случае душа его не сможет получить цельного воспитания и настоящего культурного развития. Образование, направленное исключительно на знание, сосредоточенное прежде всего на нуждах экономики, подвергается реальной опасности упустить из виду подлинную природу человека, не заметить его основные нужды, ибо не хлебом единым жив человек (Мф. 4, 4).
В стране с тысячелетней православной культурой, где, несмотря на жесточайшие гонения на веру на протяжении почти всего XX века, большая часть населения заявляет себя православными верующими, нет никаких серьезных оснований для того, чтобы по-прежнему предоставлять атеизму господствующее положение в образовании и воспитании. Нужно только преодолеть агрессивную привычку идеологов насильственно отделять нравственность, историю, культуру, науку, искусство от религиозных оснований жизни человека, то есть от его самых глубоких и вечных устремлений. Преступно в стране, гибнущей от безнравственности, продолжать воспроизводить заскорузлые атеистические клише. Пора покончить с постсоветским господством антирелигиозного направления в школе.
По авторитетному мнению академика Сергея Сергеевича Аверинцева, человека подлинно европейской культуры: «Секуляризм — это уже идеология». Сегодня во всем мире, не только в нашем постсоветском пространстве, «передача в семье и школе религиозных и культурных традиций наталкивается на небывалые трудности. Таких острых противоречий между юношеской субкультурой и культурным наследием мир еще не видел. В Австрии подсказ средств массовой информации требует ради окончательного разрыва с нацизмом не чего иного, как всенародно предпочесть Моцарту и Бетховену — тяжелый рок. Все остальное будто бы авторитарно, тоталитарно, репрессивно»…, — развивал свою мысль С.С. Аверинцев
Образование, заквашенное на атеизме, есть внушение определенного мировоззрения — взгляда на мир как на возникший сам по себе и на человека как на продукт обстоятельств. Безбожие есть вполне конкретное верование, как и всякое другое.
Именно христианство открыло перед человеком духовную свободу, предоставляя ему возможность сделать осознанный выбор перед лицом своей совести. Даже креститель Руси святой первоапостольный князь Владимир, как повествуют исторические источники, избирал веру и не принуждал к ней народ, убеждая словами, а не бичами. Нам, высвобождающимся сегодня от тоталитарного наследия прошлого века, еще очень далеко до духовной свободы, естественной для людей дореволюционной России.
Настоящая любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей. В каждом человеке существует общая настроенность на ненависть или на любовь, на отъединение себя от других или на признание чужого — не всякого чужого, конечно, а лучшего в чужом, — неотделимая от умения заметить это лучшее.
Впрочем, у нас нет никаких возражений против введения в школьном образовании разумных альтернатив. Родители, желающие воспитывать своих детей атеистами, могут избрать, например, «основы нравственности» вместо религиозно-нравственных уроков. Именно так поступают в Англии, Италии и ряде других стран, отчасти сходных с нашей страной по обстоятельствам исторического существования.
Во многих регионах России уже накоплен удачный опыт преподавания православной культуры детям и молодежи в школах и вузах, в частности в Курской, Смоленской, Нижегородской, Вологодской, Белгородской, Московской областях, в Москве и Петербурге, Новосибирске, Минске, Твери, Омске, Орле. Думается, что этот положительный опыт нуждается в более широком распространении.
Ныне наступило «время собирать камни…» (Еккл. 3, 5). Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании. Важнейшей нашей заботой должно быть образование и воспитание молодых поколений — наших наследников, тех, кто из наших рук должен получить еще сохраненные вековые ценности народной жизни.
Забота о духовном состоянии юношества является одной из важнейших задач Русской Православной Церкви. Она неизменно поддерживает инициативы государства и общества, направленные на патриотическое и нравственное воспитание молодежи, на поддержку семьи, материнства и детства.
Все мы должны в полной мере осознать свою ответственность за воспитание будущего поколения, воспитание тех, кто идет нам на смену. В трудных исторических обстоятельствах, когда не умолкает пропаганда ненависти и насилия, когда общество не может справиться с бедностью, безнадзорностью детей и нищетой, когда все еще беспрепятственно ведется нравственное разложение и растление молодежи, мы должны самой жизнью своей, словом и делом свидетельствовать о высоких идеалах, о непреходящих духовных ценностях.
Надо бережно сохранять свою культуру, свои традиции. Но вместе с тем не стоит стремиться всех причесать под одну гребенку. В том, что у разных народов есть собственное лицо, заключается великое благо для человечества. Каждый народ имеет свою культуру, свою бесценную самобытность, и ее надо всемерно поддерживать, развивать и укреплять. Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Церковь и государство призваны к соработничеству на ниве образования и культуры во имя будущего.