Архиепископ Тихвинский Константин: «Страх Божий — начало премудрости»
Ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии, архиепископ Тихвинский Константин: «Страх Божий — начало премудрости»
— Ваше Высокопреосвященство! Какова роль и значение врача ХХІ веке?
— Та же, что оставалась и всегда с момента появления врачебного искусства. То, о чем написано в Библии: лечить тело и душу. Человек, помнящий это, и будет настоящим врачом.
— Воцерковляющийся человек со временем подходит к такой черте, переступив которую, понимает, что его душа серьезно больна. Насколько это естественно?
— Душа у каждого человека поражена грехом. Это совершенно очевидный, объективный факт. Есть первородный грех, есть грехи приобретенные. Но дело в том, что когда человек обнаруживает грех, он сразу обнаруживает и способ борьбы. Не замечать грех и не бороться с ним означает избрать политику зарывания головы в песок, как это делает страус. То есть при виде опасности куда-то уходить, а здесь этого нет. Вы же врач. Знаете высказывание: «Половина лечения – правильно поставленный диагноз». Так и здесь, когда человек видит поврежденность своей души, греховность, это уже означает, что диагноз известен, половина доброго дела, излечения, сделана. Поэтому этого не надо бояться.
— Тертуллиан говорил, что «душа по природе своей христианка». Если этим пренебрегать, то будет ли страдать наша психика и как?
— Речь Тертуллиана шла о той природе души, которая была создана Богом изначально. Да, душа, действительно, христианка, которая, тем не менее, сейчас подвержена определенному греховному воздействию. Одним из проявлений греховного воздействия может являться и нарушение психической деятельности.
— Сейчас часто основой и психических, и физических заболеваний называют страх. В то же время у христианина должен присутствовать страх Божий. Как эти страхи соотнести?
— Страх Божий — это совсем не то, что имеется в виду под обычным страхом. Под одним и тем же словом скрывается двоякий смысл. Приведу пример: вы идете по улице, из подворотни внезапно выскакивает собака — вы испытываете страх.
Вы идете по улице, на вас нападают бандиты — вы от неожиданности цепенеете, вас охватывает страх. Вы боитесь получать какие-то прививки и вообще обращаться за медицинской помощью. Все эти виды страха, так или иначе, парализуют человека на какое-то время: у человека становятся ватными ноги, он теряется, дезориентируется. Собственно, на это рассчитывают все преступники — на эффект внезапности, страха.
Тогда как в Библии написано: «Страх Господний — начало премудрости». Это совершенно другое. Когда человек начинает бояться Бога, тогда у него начинает проясняться ум, рождается премудрость. То есть происходит диаметрально противоположное той ситуации, когда выскочила и напала собака.
Когда вы стараетесь выполнить Заповеди Божьи, а окружающая ситуация мешает этому, начинается интенсивная интеллектуальная деятельность, духовная деятельность, просыпается совесть, человек начинает задаваться вопросами: «когда и каким образом я могу сделать это? Стыдно будет так поступать или не стыдно?..»
Таким образом, страх Божий — начало премудрости. Он помогает бороться со всеми остальными страхами: физическим, биологическим и социальными.
Интервью брал Владимир Сорока
28.02.2005. ТЕРНОПІЛЬ. Розкольники намагаються захопити храми Української Православної Церкви