Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Игумен Гавриил (Рыбальченко). О духовном и телесном

О духовном и телесном
(Размышления накануне Олимпиады)

Игумен Гавриил (Рыбальченко)
С давних времен спорт прочно вошел в жизнь человека. Спортивные состязания стали неотъемлемой частью общественной и культурной ее сторон. Издавна не чуждыми спорту были также политическая и экономическая подоплеки. Так, например, еще в Древней Греции в период проведения самых известных истории состязаний — Олимпийских игр — объявлялся «священный мир», что означало прекращение всех военных действий, а атлеты за свою победу получали весьма солидное вознаграждение. К слову, по закону афинского архонта Солона (между 640 и 635 – ок. 559 до н.э.), победитель игр получал в награду 500 драхм, что соответствовало стоимости 100 волов или 500 овец. Безусловно, где присутствуют большие деньги, там есть место и проявлению человеческих пороков. Уже Элиан Клавдий (II-III вв.) в своих «Пестрых рассказах» недвусмысленно намекает на взяточничество судей, присудивших во время девяносто первой Олимпиады победу явно ее не заслужившему. И в наши дни, как и любое другое явление, мир спорта имеет множество граней. В нем есть и положительные, и отрицательные моменты, привнесенные либо человеческой порядочностью, либо ее отсутствием.
Православная Церковь всегда помогала и помогает человеку разобраться в сложных порой для составления собственного оценочного суждения вопросах. В «Социальной концепции» — документе, регулирующем взаимоотношения Церкви и общества, — о месте спорта в жизни человека, его «светлой» и «темной» сторонах говорится буквально следующее: «Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».
Исходя из настоящих положений, в преддверии Олимпийских игр есть повод еще раз задуматься, как относится православному христианину к этим соревнованиям в частности и к спорту вообще.
В самом начале скажем, что нынешние Олимпиады, как и другие современные спортивные состязания, уже не имеют налета религиозности, свойственного им во времена седой античности. Известно, что спортивные игры древности, колыбелью которых была Греция, устраивались в честь некоторых богов. Например, сами Олимпийские игры (кроме них, были еще Пифийские, Истмийские и др.) посвящались Зевсу. Христиане, почти 4 века бывшие свидетелями их проведения до запрета императором Феодосием I в 394 г., вслед за свт. Киприаном Карфагенским могли небезосновательно утверждать, что «идолослужение — мать этих игрищ». Но со времен возрождения традиций олимпийского движения в 1894 г. религиозный аспект утратил свое значение, уступив первенство главному — спортивному. И сейчас, конечно, ни одно крупное соревнование уже не заслуживает упрека в прямой связи с язычеством.
Однако элементы его пережитков наблюдаются в спорте и в наши дни. Так, с точки зрения христианства, неприемлем принцип агонистики, ставящий целью превзойти остальных, а средством — полную отдачу физических и духовных сил воспитанию в себе качеств победителя. Церковь, как мы читали в «Социальной концепции», признает в спорте присущую ему соревновательность, но никак не может согласиться с тем, чтобы ради достижения цели стать лучше других человек забывал о том, что прежде всего он должен стать, по мысли св. Максима Исповедника, «лучше себя самого».
То, что спорт и победа в соревнованиях не должны становиться предметом культа, понимали еще в дохристианскую эпоху. Каждый христианин подпишется под словами Архилоха (650-? до н.э.): «Победишь — своей победы напоказ не выставляй, победят — не огорчайся». Гордость, тщеславие, эгоизм, самолюбование — плохие союзники, не говоря уже о том, что эти качества расцениваются Православием как грех.
Грехом является также и сребролюбие, составляющее сущность некоторых людей, связанных с миром спорта. И если большинство спортсменов профессионально занимается спортом в первую очередь из любви к нему, то многие околоспортивные круги связывают свою деятельность со спортом из желания легко и быстро обогатиться. Здесь вспоминаются часто находящие отражение в масс-медиа финансовые махинации спортивных функционеров, нечестность спортивных агентов по отношению к своим подопечным, спекуляции на тотализаторе и др. Именно из-за таких нечистоплотных в нравственном плане людей случаются подкупы, договорные победы и проигрыши, а порой и прямое нанесение вреда сопернику.
Обратной и позитивной стороной этих явлений может быть (и есть) благотворительность, меценатство. К радости, нередки случаи, когда успешные спортсмены бескорыстно помогают детям, больным, инвалидам, строят храмы.
Чаще всего так поступают люди верующие, отдающие себе отчет в том, что их достижения не состоялись бы без участия Всемогущего Промысла. Безусловно, такие благородные поступки совершают и нерелигиозные люди, но стоит признать, исходя из наблюдений, что исключения чаще всего лишь подтверждают правила. Обыденными же для общества стали новости о хулиганских поступках спортсменов, пьянстве, наркомании, других пороках. Стоит ли говорить, что большей частью во всем этом замешаны спортсмены, не имеющие веры в Бога?
А ведь спортсмен как публичный человек находится на виду у других. И его взгляды, поведение могут быть обусловливающими для тех, кто подвержен чужому влиянию. Вопреки божественному повелению о несотворении себе кумира некоторые, преимущественно молодежь, определяют свою самоидентичность, глядя на тех, кто, по их мнению, служит примером для подражания. И спортсмен, хотя и косвенно, но в ответе за тех, кто ему симпатизирует.
Одной из граней нерассудительного отношения к физкультуре и спорту является преувеличение значения здорового и красивого тела, развитию которого подчинены устремления человека. Склонность к внешнему совершенству, которое иногда сопряжено с пагубным для организма употреблением допинга, не может найти одобрения верующего человека, понимающего, что, выражаясь словами известного молитвословия, человеку надлежит «презирать» плоть и больше «пещись» о душе — «вещи бессмертной». Чеховская фраза о том, что в человеке все должно быть прекрасным, не противоречит православному вероучению, но и не должна служить императивным призывом к действию, поскольку личность человека определяется не внешней формой, а внутренним содержанием. Не каждый может похвалиться отменным здоровьем, поклонению которому учит, к примеру, валеология, но каждому Церковь напоминает, что недостатки физические сполна покрываются достоинствами духовными.
Спорт в состоянии обогатить духовную сокровищницу человека. Здоровый образ жизни, несовместимый с дурными привычками, авторитет страны, на который работает успешный спортсмен, доброе имя, побуждающее других к изменению себя и многое другое, что в совокупности составляет позитивный имидж спорта, окрашивает человеческую жизнь в теплые тона. Священное Писание, воспитывающее в человеке нужные качества и ведущее его мимо губительных соблазнов, напоминает: «…едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). И любой человек, будь-то спортсмен или увлеченный спортом болельщик, помнящий эти слова, понимает, что олимпийский девиз «Быстрее. Выше. Сильнее» приложим не только к спортивной, но и к духовной жизни.