Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Блаженнейший Митрополит ВЛАДИМИР. «Украинская Православная Церковь — это Церковь Апостольская»

Блаженнейший Митрополит ВЛАДИМИР. «Украинская Православная Церковь — это Церковь Апостольская»

Со дня основания Киево-Печерской Лавры исполнилось 950 лет. Перед лицом вечности это немного, но в сравнении с земной человеческой жизнью — срок большой.

Первая тема, которой хотелось бы коснуться в беседе с Вами, Владыко, это юбилей 950-летия Киево-Печерской Лавры и пребывание в ней честных мощей Святого Апостола Андрея.
Со дня основания Киево-Печерской Лавры исполнилось 950 лет. Перед лицом вечности это немного, но в сравнении с земной человеческой жизнью — срок большой. Основанная по благословению Божией Матери Преподобными Антонием и Феодосием Печерскими и другими подвижниками благочестия, Киево-Печерская обитель стала колыбелью и школой монашества на Руси. Именно из Киево-Печерского монастыря отечественное монашество заимствовало устав, традиции, образ молитвы и подвижничества. Преподобный Антоний долгое время нес подвиги на Святой Горе Афон и получил благословение Божией Матери и благословение своего духовника на основание святой Печерской обители. Это — с церковной точки зрения. С точки же зрения общечеловеческой, Лавра положила начало всему тому, что составляет сегодня богатство нашей национальной истории и культуры. Монастыри всегда были центрами проповеди Слова Божия, помогали людям понять евангельскую истину и строить свою жизнь по принципам Евангелия. Монастыри были центрами благовестия, церковности и гражданственности, твердынями Православия и патриотизма. Монашество всегда было тесно связано с историей своего народа. Тот, кто приходил в монастырь, принимал эстафету истории не только общехристианской, но и своей национальной, входил в тесное общение со своими святыми соотечественниками. В монастырях они достигали вершин духовного совершенства, и, будучи Святыми Угодниками Православной Церкви, молятся о нас пред Отцом Небесным и помогают нам в деле духовного возрождения и спасения. Юбилей Лавры — великое событие. Свидетельство тому — приезд представителей всех Поместных Православных церквей, кроме Иерусалимской, в которой произошло избрание нового патриарха и идет подготовка к его интронизации. Великим событием стало и прибытие в Лавру главы Святого Апостола Андрея Первозванного, который на заре христианства освятил нашу землю своими стопами. Спустя две тысячи лет, вернулся, чтобы напомнить нам о том, что он проповедовал, стоя на месте нынешнего Киева. Народ пришел, чтобы помолиться Апостолу и получить духовную поддержку.

В 2000-м году на нашей земле побывали честные мощи Святого мученика и целителя Пантелеимона, в 2001-м — Святого Апостола Андрея Первозванного. Ожидается ли что-либо подобное в году 2002-м?
Год тому мы начали переговоры с патриархом Иерусалимским Диодором о том, чтобы привезти в Украину часть Животворящего Креста Господня и чудотворную икону Успения Божией Матери, именуемую Гефсиманской. Дав свое согласие, патриарх Диодор обещал поставить этот вопрос у себя на Синоде. Но патриарх cкончался. Избран новый. Думаю, в ближайшее время мы продолжим переговоры, и упомянутые святыни прибудут в Украину, чтобы освятить нашу землю и дать возможность нашему народу приложиться к этим святыням.

Вы возглавляете ту самую кафедру, от которой пошло на Руси Православие и под окормлением которой пребывают сегодня 90% наших православных верующих сограждан. И это — вопреки имевшим место давлению со стороны структур власти и средств массовой информации. Такое может быть только от Бога. В дни торжеств многие ожидали, словно чуда, объединения православных конфессий Украины. Этого не произошло. Но, быть может, ситуация все-таки как-то изменилась?
Украинская Православная Церковь — это Церковь Апостольская. Свидетельство тому — факт проповеди в нашей земле Христовой истины Святым Апостолом Андреем Первозванным. Он фактически благословил в нашей стране христианство. Основав Греческую Церковь, от которой мы приняли христианство, он как бы вторично благословил нас. Верим, что нынешнее прибытие честных мощей Апостола — третье благословение. Наша Церковь — это Церковь Святого Равноапостольнкого князя Владимира, который сам крестился в Херсонесе и окрестил свой народ. Эта Церковь существовала, существует и будет существовать несмотря на все невзгоды. Эта Церковь не изменяла ни Христу, ни Апостолу Андрею. Расколы терзали Церковь во все времена ее существования. Когда закончилась эпоха гонений на христиан первых трех веков по Рождестве Христовом, появились еретики и раскольники. Раскол — явление в истории и жизни Церкви не новое. Христиане пережили расколы. Первый произошел в 1054 году, когда Церковь поделилась на Восточную и Западную. В XVI веке от Западной Церкви отделилось множество протестантских течений. Помимо этих расколов было и много малых. Все они свидетельствуют, что люди, руководствовавшиеся одним Священным Писанием и одним Священным Преданием, одними традициями, не нашли в себе силы и мужества, чтобы сохранить единство. Раскол — это всегда горе. Это — грех, порождение гордыни человеческой. Богословие называет Церковь мистическим телом Христа. Расколы же наносят этому телу раны, раздирают одежды Христовы. Расколы — не от Бога. К сожалению, раскололось Православие и в Украине. Но я верю, что придет время, когда воцарится согласие, и мы сможем едиными устами и единым сердцем славить Бога.
Украина многоконфессиональная страна, хотя и традиционно православная. Как граждан одной страны, нас ничто не разделяет. Нас разделяют принципы веры и Церкви. Отношения между конфессиями разные. И если в других странах конфессии сосуществуют мирно, у нас такого мира подчас нет. После того, как коммунистический режим с его атеистической идеологией выколотили из душ человеческих все святое, образовавшаяся пустота требует заполнения. Природа не терпит пустоты. Вот и заполняют души людей. Кто чем попало. И самыми разными методами. Доходит до того, что души покупаются. Как-то ко мне подходят две женщины, которые исповедывались перед Пасхой и не получили разрешения священника на Причастие, ибо перешли в другую веру, «крестившись» в одном из кинотеатров. Будучи людьми православными и уже немолодыми, они искусились тем, что им дали по килограмму кофе. Теперь плачут: что делать? Так вот и наступают на нас другие конфессии. Каждый хочет владеть душами нашего украинского народа. Нужно иметь большое мужество, чтобы сберечь сегодня чистоту своих убеждений, верность Церкви, в которой нас крестили родители.
Чтобы излечить болезнь раскола, которая мешает всем, необходимы терпение, надежда, вера. Нужно сначала достичь мирного сосуществования, чтобы перейти к настоящему диалогу. Но есть одна обязательная для всего этого преамбула. Это — святые каноны, т.е. церковные правила, которые называются Апостольскими, и постановления Вселенских и Поместных соборов. Канонами нельзя пренебрегать. Они освящены веками. Церковь руководствуется ими уже две тысячи лет и будет руководствоваться в дальнейшем. Раскол ничем не лечится кроме покаяния и обращения к истинной церкви, где действуют таинства, просвещающие людей. Святые Отцы говорили, что грех раскола не смывается даже мученической кровью. Вопрос преодоления раскола в Украине — деликатный: речь идет о разделении или единении целого народа. Видя, что большинство православных остались верны канонической Церкви, сторонникам раскола следовало бы быть объективными и пожалеть людей, не толкать их к вражде. Ведь и церковный и гражданский закон призывает к мирному сосуществованию.

Как же случилось, что люди, облеченные высоким саном в канонической Поместной церкви, взяли на себя грех раскола, особо страшный для иерарха?
Патриотизм и национализм — не одно и то же. И там, где взяли верх людская гордость и националистические чувства, — там вышел вред. Бывшего предстоятеля Украинской Православной Церкви Денисенко, ныне именующего себя патриархом, можно обвинять и не обвинять. Но факты остаются фактами. И их никто не забыл. Когда на московском соборе Денисенко, тогда еще митрополиту Филарету, предлагали отойти от управления Церковью — на это имелись основания. Филарет дал согласие, обещал созвать собор в Киеве. Но приехал в Киев, и все резко изменилось. Он не сдержал клятвы. И Филарета неоднократно спрашивали, будет ли так, как он обещает. Он сказал: «Я тоже человек верующий и хочу спасения и сделаю это». Но как показало время, сделал совсем по-другому и фактически создал раскол. Вот почему последовавший затем собор в Харькове принял решение сместить Филарета с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви. В 1992 году он создал новую организацию, так называемый «Киевский Патриархат» — со всеми вытекающими отсюда бедами для Церкви, народа и государства. Московский и Константинопольский Патриархаты ведут теперь по этому поводу, при участии представителей УПЦ, переговоры. К участию в них приглашались и представители «Киевского Патриархата» и Украинской Автокефальной Православной Церкви. Переговоры идут очень трудно, но, слава Богу, они есть. И это вселяет надежду.

Что же движет лидерами раскола? Ведь у них действительно нет народной поддержки.
Они понимают это, но им хочется добиться признания любой ценой. И они штурмуют Константинопольского патриарха Варфоломея, который имеет первенство чести, но не первенство власти и, согласно канонам, не может вмешиваться в дела другой церкви. При вмешательстве в наши церковные дела какой-либо другой из церквей может возникнуть раскол уже не местный, но вселенский. Идеологи раскола должны понять, что нельзя переносить на Церковь политику, националистическую тенденцию. Православная Церковь в Украине — многонациональная. Когда же говорят о борьбе за национальную церковь и одновременно дают простор африканским проповедникам, — это что-то несовместимое. Своей родной Церковью нельзя пренебрегать.

Многие уверены, что Вы целиком зависимы от Москвы. Каково истинное положение вещей?
За год до того, как наша страна стала самостоятельной, на Поместном соборе Русской Православной Церкви, куда входит и епископат УПЦ, и епископат тех стран, где присутствует РПЦ, Украинскому экзархату было дано название Украинской Православной Церкви и автономия, т.е. независимость и самостоятельность в управлении. У нас есть свой Священный Синод, все вопросы решают наши Соборы. Позднее собор в Москве подтвердил, что автономия УПЦ — широкая, ибо автономные церкви не имеют своего Синода и не поставляют себе епископов и др., как это делаем мы. Мы духовно поддерживаем связь с РПЦ как Матерью-Церковью, без которой в будущем проблема автокефалии не может быть решена. Имея духовную связь с РПЦ, мы не подотчетны Патриархии, но молитвенно крепим наше единство. Через Русскую Церковь мы связаны со всеми другими Поместными Православными Церквами. Сегодня стоит вопрос о полной независимости УПЦ, т.е. автокефалии. Но самого слова «автокефалия» наши люди уже боятся. Так много принесли вреда расколы. Когда я приезжаю в епархии, мне люди говорят: «Вы хотите Патриархат? А мы хотим оставаться такими, какими были». Будем надеяться, что там, где люди не могут справиться, там все устроит Господь. И будет единая Церковь в Украине. Об этом мечтаем, об этом молимся.

Кажется, нет большего счастья, чем родиться в стране, которая сберегла Апостольское христианство. С этим не сравнится ни торжество государственной независимости, ни какие-либо земные блага. Но почему мы сегодня это сокровище так легко размениваем? Уже столько сектантов и сатанистов…
Люди сегодня мало думают о вечности, о временной земной жизни и о будущей бесконечной жизни. Если бы мы думали об этом, были бы более человечны. И все было бы по другому. Враг видимый и невидимый ополчается против нашей Церкви за то, что она наибольшая в Украине. И хочет разделить. Если Бог соединяет нас, то враг — разделяет. Думаю, все помнят неоднократные слова Бжезинского о том, что пока в Украине будет Русская Православная Церковь, Украина не будет независимой и самостоятельной. Враг боится единства Церкви. И связывает его с тем, с чем его нельзя связать. Увы, нас законно укоряют в том, что мы мало работаем с людьми, и нашу инициативу перехватывают другие проповедники. Но за долгие 70 с лишним лет, когда у нас были связаны руки и ноги, мы не имели права ни на что, кроме совершения богослужений, да и то лишь только в храме. И теперь не так просто наладить наше социальное служение, хотя мы стараемся прилагать все усилия и у нас есть некоторые успехи. Мы не имеем также навыка проповеди в больницах, тюрьмах, домах престарелых, хотя делаем сегодня и это. Этого далеко недостаточно. Проблема у нас и с кадрами. Открылось сразу много приходов, и необходимо было направить в них священников, недостаточно подготовленных. Люди просят возобновить богослужение в храме, и если не дать им священника, его место займут другие проповедники. Нас это, конечно, не оправдывает. У нас нет традиции прозелитизма — обращения человека из одной веры в другую — что так активно применяется другими конфессиями.

Хотелось бы дожить до того времени, когда государство выделит средства на содержание священников в армии, тюрьмах, больницах, православного телеканала… Ведь пожертвований простых людей на все это не хватит.
С Вашими пожеланиями нельзя не согласиться, ибо они отвечают потребностям дня. Что же касается помощи государства — Бог с ней с помощью — мы обойдемся и без нее. Лишь бы не мешали. Я благодарен Президенту и Правительству, что они понимают все проблемы Православия и других конфессий. Где возможно помогают. Многое зависит и от того, что в государстве до сих пор нет настоящего закона о религии, который коснулся бы и церковного имущества и церковных зданий, чтобы церковь могла использовать их по назначению. Церковь до сих пор не имеет юридического статуса. Но шаги к этому уже есть. Надеемся, что в будущем будет взаимопонимание государства с церковью. Особенно с Церковью традиционной, Андреевской, Владимирской, Церковью Поместной. Поместная церковь — та, которая существует в том или ином месте. Если она законная, она и является поместной. Существует на своем месте по Божией воле и эту волю исполняет, придерживаясь церковной дисциплины.

С западной цивилизацией к нам пришли не только жевательная резинка и пиво в жестяных банках, но и мораль, признающая за человеком право даже на содомский грех. Каковы же подлинные права человека?
Один из величайших даров Божиих, которые дал человеку Творец — это свобода воли. Бог никогда ее не нарушал. Господь призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая умиротворение. И приходящие к Богу могут на собственном опыте убедиться, что это Свое обещание Господь всегда исполняет. Заповеди Божии начинаются словами: «Если хочешь спастись, то…». Последние являются еще одним свидетельством того, что Господь не неволит человека. Но людские пороки попирают священный Божественный дар и уродуют самого человека, носящего в себе образ Божий. Отсюда и пословица: «Дай сердцу волю — заведет в неволю». Потому-то Церковь и старается разъяснить людям: что человек должен делать, а чего — нет. За что человек получает награду, за что несет наказание. Жизнь так устроена, что наказание дается человеку еще на земле — для вразумления и исправления самого же человека. А в жизни будущего века совершится полное и нелицемерное воздаяние человеку за все его дела на земле. Господь оградил житейское море законом, как обычное море — песком. И благо тому, кто этот закон познал и руководствуется им. Хуже тому, кто, зная этот закон, отвергает его.
Церковь прилагает все усилия, чтобы помочь делу воспитания людей в духе христианства. Церковь помогает человеку быть более человечным и достигать совершенства. Но искажение того, что есть в Церкви, часто подрывает авторитет церковных постановлений в отношении молитвы, богослужений, поста, почитания святых икон. Церковь поклоняется Богу в духе и истине. Но поскольку мы духовно-телесны, то призваны, по Апостолу Павлу, служить Богу и душой и телом. Таким образом, существует как внутреннее, так и внешнее поклонение Богу. Даже Моисей, давая заповедь о создании скинии, повелел устроить изображение Херувимов. Так положено было начало внешнему богопоклонению.

Как бы Вы могли прокомментировать происходящее сегодня в ряде стран узаконение самоубийства?
Самоубийство, эвтаназия (благосмертие), как и аборт, и клонирование — это вмешательство в дела Божии. Допущение и узаконение этих вещей — дело богопротивное. Получив душу от Бога, человек должен отдать ее тогда, когда этого потребует Господь. Каждый человек, хотел бы он того или нет, несет свой жизненный крест. Существует так называемая теория «страдания материи». Мучение материи есть необходимое свойство бытия, ибо оно знаменует собой переход материи в другое, просветленное состояние, как говорит об этом святой апостол Павел (см. 1 Кор. 15, 53-59). Маковка дает хорошее зерно лишь полностью высохнув. То же происходит и с человеком. Тело должно дозреть. Когда страдания очистят нашу оболочку — наш дух готов к переходу в вечность.

Наблюдая недавние события в Сербии, Македонии и Курдистане, задаешься вопросом: разве Господь поручал ООН или НАТО решать судьбу целых народов?
Человечество подвластно только Богу и так будет всегда. Но у некоторых есть искушение всех объединить, сделать одинаковыми и подчинить. Славянские же народы, по преимуществу православные, терпели, как показывает история, больше всех. Их Церковь стараются ослабить, разделить, а если возможно, и изгнать. Это не Божие дело. Жаль, что люди страдают. И не все понимают, что судьба каждого народа переплетается с судьбой Церкви.

Если мы ничего не изменим, не спасем веру, не выполним нашего предназначения, нам осталось всего несколько десятилетий… Не стоит ли сейчас всем об этом задуматься?
Об этом нужно думать постоянно. Ибо уклонение от Божественной истины, данной человеку четко, доступно, просто, ясно и на все века, приводит к негативным результатам. Политики должны осознавать, что и к чему может привести. Думаю, Господь вразумит нашу страну вернуться к истине Христовой. Расцвет без духовности — невозможен.

Интервью вел В.Цендровский