Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

«Безопасность со свободой». Доклад президента МАП Сергея Попова

Выступление президента МАП Сергея Попова на генеральной ассамблее
«Безопасность со свободой»

Ваши Высокопреосвященства!
Уважаемый г-н генеральный секретарь!
Уважаемые коллеги!

Уже на протяжении 11 лет Межпарламентская Ассамблея Православия активно и последовательно осуществляет работу по защите интересов восточно-христианской традиции в европейских странах, являясь международной структурой, обладающей безусловным авторитетом среди других международных организаций.
Контакты парламентариев разных стран на основе православной духовной культуры и традиций — это новое, уникальное явление для законодательной власти, и такой формат позволяет решать многие вопросы и укреплять традиционные связи.
Кроме того, взаимодействие с такими крупными европейскими организациями, как Парламентская Ассамблея Совета Европы, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и многими другими, позволяет выстраивать процесс принятия европейскими структурами решений по проблемам православных народов на основе принятых МАП деклараций и резолюций по различным аспектам жизнедеятельности православного сообщества и вопросам европейской интеграции и безопасности.
Наряду с политической составляющей Межпарламентская Ассамблея Православия призвана сыграть роль в сохранении и защите православных традиций как в странах-участниках, так и во всём мире в целом.
Наша ассамблея плодотворно содействует не только межцерковному общению, но и усилению законодательных мер в деле защиты духовных ценностей Православия, помогает странам и народам восточно-христианской духовной традиции гармонично существовать в новом европейском сообществе, не теряя самобытной истории, языка, православной культуры.
В этой работе и в организации нашей сессии значительная роль принадлежит секретариату Межпарламентской Ассамблеи Православия и организаторам нашей конференции, посвященной такой актуальной и важной теме, как «Безопасность со свободой», поэтому разрешите от имени российской делегации выразить признательность украинским и греческим коллегам и лично г-же Катерине Самойлик и г-ну Стилианосу Ангелосу Папатемелиусу за подготовку этого форума.
В своем выступлении мне хотелось бы затронуть также отдельные моменты по обсуждаемой проблематике, связанной с работой парламентов. Соотношение безопасности и свободы понимается в широком и узком смысле слова. Эта очень важная проблема. В заявке темы нынешней Генеральной Ассамблеи указывается, что ограничение и устранение террора диктует необходимость принятия определенных мер, которые, в свою очередь, также могут привести к ограничению прав, завоеванных гражданами и свобод, которые до настоящего момента считались раз и навсегда данными.
И мы зачастую оказываемся вынужденными принимать непопулярные законы, чтобы противостоять новым вызовам терроризма. Угроза настолько реальна, что у нас просто нет права на промедление. Но в какой мере мы можем вести борьбу с террором, ограничивая естественные права людей?
Все мы стали свидетелями активизации попыток террористов не только в Афганистане и Ираке, но и в России, Испании, Франции, Сербии и многих других странах мира. На сегодняшний день безопасность испытывается на прочность.
Угроза терроризма — самая страшная угроза современности — приобретает транснациональный характер, от нее не застрахована ни одна страна в мире. И только совместными действиями мировое сообщество может победить это зло.
Террористические организации обладают значительными финансовыми ресурсами, которые пополняются сепаратистскими и экстремистскими группировками во всем мире, а также во все большей мере из источников организованной преступности, в некоторых случаях — при прямой или косвенной поддержке тех или иных государств. Россия одна из первых фронтально столкнулась с современным терроризмом в его опаснейших насильственных проявлениях.
Поэтому наша страна также одна из первых поддержала предложение по замораживанию счетов финансовых структур, поддерживающих террористов. После 11 сентября 2001 года мы ратифицировали 10 международных актов, направленных на борьбу с терроризмом и профилактику экстремизма.
Структура современного терроризма, терроризма новой, более опасной мутации, заставляет говорить о нем, как о настоящем террористическом интернационале, разбросившим свои «щупальца» по всему миру и преследующем действительно глобальные преступные цели, а именно — дестабилизации ситуации, устрашения обществ и деморализация правительств.
Каждый террористический акт — где бы он ни происходил, какими бы лозунгами и мотивами ни прикрывался — есть прямой и серьезный вызов всему мировому сообществу, каждому государству.
Нельзя не отметить тот факт, что наибольшему террористическому давлению подвергаются именно страны православного ареала. Исходя из этого, страны, входящие в МАП, имеют неоспоримое и приоритетное право на изложение своего видения
современной ситуации.
Но не только терроризм явился опасностью для сегодняшнего мира. Как отмечается в Европейской стратегии в области безопасности, принятой 12 декабря 2003 года в Брюсселе, прямой угрозой открытому демократическому обществу, тем общим ценностям, на основе которых и должна создаваться Большая Европа, являются также организованная преступность, распространение оружия массового поражения, региональные конфликты, кризис системы государственного управления.
Безусловно, что эти угрозы значительно влияют на ограничение прав и свобод человека, и в то же время создание определенных мер безопасности против этих угроз также ограничивает права личности. Поэтому для законодателя важен баланс между свободой и безопасностью.
Вчера генеральный секретарь точно оценил соотношение между этими понятиями. Да, действительно проблема нахождения равновесия между безопасностью и свободой столь же стара, сколь и само государство, и политика. Алогично противопоставление безопасности свободе. Мы все понимаем, что безопасность — это только некоторая гарантия свободы, поскольку примат свободы, данной человеку от рождения, никто не может опровергнуть. Компромисс необходим, ведь равноправную возможность этих понятий отвергает даже тот факт, что контроль — один из элементов безопасности — уже есть мера ограничения личной свободы.
Меры безопасности диктуют и особый порядок поведения, ограничивая свободу выбора человека. В ситуации, когда общество испытывает страх и неуверенность из-за отсутствия чувства безопасности, его большая часть может даже приветствует контроль и готова предпочесть свободе спокойствие неволи ради ощущения стабильности и безопасности.
Вполне понятно, что идея обеспечения национальной безопасности, чтобы приобрести вид системы конкретных практических мер, конкретных законов, должна пройти через национальное самосознание. Она должна быть осознана как практическая необходимость, как императив национальной жизни. И поэтому нужно найти такое воплощение в национальных нормативных актах и, на их основе, в международных нормативных актах.
Неслучайно парламентарии России после захвата заложников «Норд-Оста» приняли целый ряд законов по обеспечению безопасности, в том числе: «О противодействии экстремистской деятельности», поправки в Уголовный кодекс РФ, «О ратификации международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма», «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О ратификации европейской конвенции о пресечении терроризма» и многие другие. Мы дали дополнительные права силовым структурам. Но самое главное — наши усилия были с пониманием восприняты Русской Православной Церковью и лично ее Предстоятелем Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Видение своего принципиального подхода Россия подробно сформулировала на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, предложив разработать Кодекс защиты прав человека от терроризма. Основные элементы российской инициативы с тех пор входят в посвященные проблематики прав человека и терроризма резолюции и решения ООН и ее Комиссии по правам человека.
Мы считаем незыблемым и фундаментальным право личности на свободу мысли, совести и религии, но кроме прав личности есть еще и право общества. И в эту сферу права входят как интересы религиозных меньшинств, так и интересы 300-милионной православной общины
Европы.
Что принято понимать под свободой? В православном мироощущении, постоянно задавая себе вопрос «для чего свобода?», человек прежде всего ищет нравственный ориентир для использования свободной дарованной божественной воли.
Для православного свобода во Христе, это свобода как внутренняя творческая сила человека, через которую он может создавать совершенно новую жизнь общества и мира. «И делом правды будет мир, и плодом правосудия — спокойствие и безопасность вовеки!» сказано в Книге пророка Исайи.
Для того чтобы принять и использовать свободу как данность, необходим опыт осмысленного и конструктивного отношения к ней. Наш личный выбор в пользу свободы или безопасности или конкретного их соотношения есть наш личный выбор, пока он не начинает влиять на наше окружение. Христианский принцип «не делай другому того, чего не желал бы себе» определяет, что личная свобода заканчивается там, где начинается чужая свобода.
В Православии свобода органически сочетается с соборностью, то есть с действием Духа Святого на жизнь церковного народа. Она не имеет внешних юридических признаков, ее характеризуют внутренние, духовные признаки. Свобода — это ценность, данная Богом.
Православная Церковь, памятуя о свободной воле людей, способной к исправлению, может и должна призвать современный мир к принципиальному отказу от апостасийной, секулярной цивилизации и возвращению к цивилизации моральных императивов.
Двухтысячелетняя святоотеческая традиция, дух и установления Православия являются для общества не экзотическим элементом, но его сущностью, основанием его бытия. Права и роль традиции, а именно православного образа мира, образа жизни, образа человека — не каприз истории, хранящей ее 20 веков, а сохранение самой истории, безопасность ее прошлого и ее будущего.
Углубление проблем в экономической и социальной сферах, в международных отношениях обусловлено в первую очередь духовно-нравственным кризисом современного общества. Если у общества утрачено понятие греха и стыда, то в нем порядок может поддерживать только полицейский. Однако страшный логический итог нравственного падения наступает тогда, когда и сам полицейский оказывается прямым порождением общества, утратившего понятие греха и совести.
Известный российской философ Николай Трубецкой писал, что «Всякое позитивное право может требовать от людей повиновения не иначе, как во имя нравственного права того или другого общественного авторитета, той или другой власти; поскольку существующий порядок действительно является благом для данного общества, естественное право дает ему санкцию и служит ему опорою».
Эта мысль очень характерно подчеркивает главный мотив православного сознания — легитимна лишь нравственная власть. Поэтому вызывает недоумение высказывания ряда европейских политиков, которые заявляют о необходимости отказа от традиционных религиозных, моральных и социальных ценностей ради интенсификации интеграционных процессов и роста экономического потенциала общества. Ведь для наших православных народов отказ от традиции — это отказ от легитимной власти.
Поэтому мы как европейцы обязаны признать духовно-культурные, национально-религиозные и общехристианские истоки своего исторического бытия и лишь после этого вольны действовать в соответствии с собственным представлением о лучшем будущем.
Россия поддерживает идею, что сегодняшней Европе, движущейся по пути единства, а не единообразия, необходим возвышенный духовный импульс.
В течение последнего десятилетия в России, Украине, Белоруссии, Болгарии, Румынии и других странах постсоветского пространства произошло православное пробуждение наций: значительно возросло число верующих, появились православные передачи на телевидении, открыты тысячи приходов и монастырей в России, общественностью поддерживается «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании», принятый на VIII Всемирном Русском Народном Соборе.
Не случайно в наших странах растет доверие к Церкви. По последним социологическим опросам, в Украине и России традиционным религиозным институтам доверяют 47% и 51% респондентов соответственно.
Россия также являет пример межконфессионального сотрудничества — как мне кажется, одной из эффективных форм противодействия террористической деятельности. 2-4 марта 2004 года в Москве прошел II Межрелигиозный миротворческий форум, на котором было заявлено, что пространство СНГ является местом уникального межрелигиозного диалога. В итоговом документе этого форума говорится: «Участники форума убеждены: религия может и будет играть объединяющую и примиряющую роль на пространстве Содружества, содействовать сотрудничеству и общению наших стран и народов. Верим, что наши совместные труды помогут преодолеть межнациональную вражду, отвести от наших сограждан угрозы терроризма, экстремизма, потери свободы и независимости».
Практической реализацией форума стало создание Межрелигиозного Совета СНГ — постоянно действующей межрелигиозной структуры, призванной координировать совместную деятельность традиционных религиозных организаций стран СНГ в деле укрепления межнационального и межрелигиозного мира, достижения согласия и стабильности в обществе, развития диалога между духовными лидерами, объединения усилий в борьбе с общими вызовами, утверждения в обществе традиционных духовных основ.
Россия сделала выбор в пользу общих для европейской цивилизации ценностей. Этот выбор необратим. Поэтому одним из главных направлений российской внешней политики является строительство Большой Европы — единой и процветающей, свободной от негативного груза прошлого и бессмысленных, избыточных разделительных барьеров.
Сотрудничество России и Европы действительно может дать обеим мощный и столь необходимый импульс в будущем. Это будет плодотворное и конструктивное взаимодействие и соединенные осознанные духовные усилия всех этнических, конфессиональных и культурных составляющих Европы.
Среди стратегических задач сближения России и Евросоюза в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ Владимир Путин назвал создание общих пространств — в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, науке и культуре. Он отметил, что «нужно, чтобы расширение Евросоюза сближало нас не только географически, но и экономически, и духовно».
Мы ощущаем позитивный настрой наших европейских партнёров по этой проблематике. Но одного ощущения, разумеется, мало, нужны конкретные шаги, приближающие нас к заявленной долгосрочной цели. Это, по нашему мнению, отвечало бы интересам безопасности и стабильности как на Европейском континенте, так и в общем контексте формирующегося многополюсного мира.
Расширение Евросоюза — это отражение объективного процесса европейской интеграции, который, как нам говорят, призван служить интересам всех европейцев, стабилизации континента в целом и укрепления уровня жизни его жителей. Единство мира и объединение Европы сегодня стали неоспоримыми идеалами и ценностями исторического развития.
Однако эти цели можно ставить в совершенно разных плоскостях мышления. От того, какую идею единения в грядущем периоде истории выберут Европа и Россия, во многом будет зависеть судьба тех идеалов, которые сделали нашу национальную историю и культуру явлением мировой истории, и дальнейшая судьба и роль в этой истории нас самих.
Исходя из многополярного, демократического видения будущего мироустройства, мы считаем, что ни одна страна, ни одна организация не в состоянии сегодня дать полноформатный ответ на весь комплекс рисков и вызовов безопасности XXI века и ни одна из организаций — будь-то Евросоюз, НАТО или даже столь универсальная по составу, как ОБСЕ, — не сможет взять на себя всю полноту ответственности и претендовать на монополию в деле обеспечения безопасности в Европе. Только объединенными усилиями всех европейских организаций, среди которых роль МПА должна все более возрастать, мы сможем решать стоящие перед нами задачи.
Полагаю необходимым для придания веса резолюции, которую мы примем по итогам нашей работы, рекомендовать депутатам национальных парламентов проинформировать свои высшие органы законодательной власти о наших решениях, которые подготовит ассамблея. Наши коллективные позиции должны не просто стать достоянием широкой международной общественности, но получить поддержку европейских законодателей и международных организаций.
В заключение хотелось бы отметить, что международные действия могут быть эффективными лишь в том случае, если они пользуются максимальной помощью парламентов государств, а меры по обеспечению безопасности и борьбе с терроризмом соответствуют требованиям демократии, верховенства закона и соблюдению прав человека и основных свобод.