Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

13.08.2004. ДНЕПРОДЗЕРЖИНСК. Газета «Комсомольская Правда» откопала еще одного самозванца, правда не «патриарха» как Филарет-Денисенко, а пока еще «епископа»

Нехитрый бизнес епископа Дзержинского
Житель Донецкой области решил зарабатывать деньги на православии

Чего только люди ни придумывают, чтобы подзаработать! А оказывается, все просто. Получать деньги можно не напрягаясь. Например, объявить себя священником, проводить ритуалы — крестины, венчания, отпевания, получать с прихожан пожертвования и прекрасно себя чувствовать.
Как показал опыт, лучше всего прикинуться служителем наиболее популярной церкви. Можно и собственный культ придумать, но это же сколько времени уйдет на раскрутку, пока народ поймет, что именно сюда надо жертвовать?

Пастырь-многостаночник
Житель города Дзержинска Донецкой области Виталий Гуменюк выбрал беспроигрышный вариант, прикинувшись православным батюшкой. Даже сразу епископом!
Мало ли, что до этого судьбоносного решения он работал в малом предприятии неизвестно кем. Решил стать лицом духовным и стал. Без соответствуюшего образования и вообще какого-либо повода.
В поле зрения властей он попал в 2002 году. Прибыл в Управление по делам религий Донецкой облгосадминистрации, предъявил грамоту некой Украинской реформаторской православной церкви Христа Спасителя за подписью архиепископа Сергея Журавлева. Из документа следовало, что господин Гуменюк получает титул — епископ Дзержинский.
В Управлении засомневались, что есть такая церковь, предложили предоставить заявление, устав, основы вероучения. Гуменюк принес религиозные тексты, скачанные с Интернета, — общие положения из Библии, но ни слова о церкви, которую он якобы представляет. Одним словом, сходу легализоваться не получилось.
Тогда Гуменюк начал создавать в Дзержинске ячейку Российской истинно-православной церкви. И уже предоставил властям документы от этой организации за подписью Стефана Линицкого, предстоятеля РИПЦ, митрополита Московского. Между двумя этими событиями прошло чуть больше месяца.

Отдайте вокзал!
Чиновники поудивлялись фантазии новоявленного религиозного деятеля. Особенно в той части, что теперь он претендовал уже не просто на признание организации, а еще и на здание бывшего автовокзала в Дзержинске. Из него он намеревался сделать храм. И что вы думаете? Мэр Дзержинска чуть было не отдал здание! Оно городу — только балласт, а тут пришел православный батюшка, вроде бы доброе дело предложил. Городскому руководству объяснили, что Виталий Гуменюк самозванец, личность весьма подозрительная.
Но «епископ» не унывал. Успел подать документы еще от двух церквей — Русской апостольской православной и Украинской реформаторской православной. Разумеется, опять ничего не получилось. Зато по ходу дела сам персонаж разительно изменился. Если в начале по властным коридорам ходил обычный дядечка, то впоследствии его уже сложно было отличить от православного священника — благостен, в рясе, с крестом.
Гуменюк решил больше не размениваться на бюрократическую волокиту и приступить к проповедям без формальностей. Подобрал частный домик, переоборудовал его в храм, купола достроил. Активно и с выдумкой прихожан заманивали в строение. Отец Виталий то афишами город обклеит, мол, приходите по такому-то адресу по случаю Пасхи. То пристроится поблизости от настоящего православного храма и давай прихожанам свое сооружение рекламировать.

Благодать с доставкой на базар
Получалось кое-кого заманить, но не очень массово. Тогда епископ Дзержинский шагнул в массы — на базар. Пошел по рядам, якобы освящая торговые места. Народ особо не разбирался, кто это к ним с кропилом нагрянул, жертвовали щедро. Потом на кладбище пошел — не надо ли отпеть кого? По сути дела — самое натуральное жульничество. Но как мастерски обставленное! К тому же оказалось, что самозванец практически ничем не рискует.
Дзержинск — город небольшой, народ стал шушукаться, что это за «левый» батюшка объявился? Когда разобрались, очень расстроились. Особенно те, кто принял человека в рясе за священника и позволил над собой или своими близкими обряды совершать. Думали, к Божьей благодати приобщаются, а получилось — одно кощунство. Возмущенные горожане стали бомбардировать письмами власти, прокуратуру. Только одно из посланий, датированное текущим годом, насчитывало 219 подписей.
Но компетентные органы только руками развели. Формально наказать епископа Дзержинского не за что! Денег он ни у кого не отнимал, добровольно отдавали. Мошенничество еще доказать надо. А религиозные вопросы — тонкая материя, попробуй разберись. Так что епископ Дзержинский и сейчас на свободе, делает свой нехитрый бизнес. Закон против него бессилен!
Руслан МАРМАЗОВ.
Донецкая обл.

ОФИЦИАЛЬНО
Корреспондент «КП» встретился с начальником управления по делам религий Донецкой облгосадминистрации Геннадием КОСТЕНКО.
- Геннадий Владимирович, что скажете о Виталии Гуменюке?
- Уникальная личность. Собрал вокруг себя человек 15 — семья и приближенные — вместе дурят народ. Как по мне, самое натуральное мошенничество с использованием церковной атрибутики.
- Гуменюк утверждает, что он представляет интересы от неких церковных организаций. Скажите, они действительно существуют в Киеве и Москве?
- Мы связывались с Киевом. Ничего подобного там нет. Так что имеем дело с уникальным явлением местного происхождения.
- Часто появляются религиозные самозванцы?
- Не редко. Одни используют православную символику, другие работают под протестантов. Несовершенство законодательной базы дает им возможность действовать безнаказанно.

МНЕНИЕ ЦЕРКВИ
Отец РОМАН, клирик Александро-Невского Храма, Донецк:
- Люди должны сами отличать, где настоящий святой отец, а где самозванец. Сейчас можно в любом ателье пошить рясу и надеть на себя крест. Однако уважающий себя священник никогда не будет заниматься деятельностью, которая ему не подобает. Настоящий святой отец не будет ходить по базару и собирать пожертвования на храм, тем более не будет предлагать свои услуги через газету. Если человеку нужен святой отец, искать его надо в церкви, а не где-то в другом месте.

На фотоВиталий Гуменюк не одинок — у него есть своя «группа поддержки». Особенно колоритный типаж — кореец (на фото справа), по-русски почти не говорит, зато рясу носит. Все они создают видимость церкви.

Руслан Мармазов

Фото Валерия ИВАНИШЕВИЧА.