Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

11.08.2004. СИМФЕРОПОЛЬ. Митрополит Лазарь выступил на пресс-конференции по вопросам возрождения монастырей Мангупа.

В Симферополе прошла пресс-конференция, участниками которой стали Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, проф. Александр Герцен, зав. кафедрой истории древнего мира, исторического факультета ТНУ им. Вернадского, Евгений Петров, директор Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника, Вадим Мордашов зам. Председателя Республиканского комитета по охране культурного наследия.
Темой встречи с журналистами стали проблемы воссоздания средневековых пещерных монастырей в частности монастыря на горе Мангуп. У широкого круга крымской общественности давно вызывает тревогу как нынешнее, так и будущее духовное и историческое состояние этой выдающейся православной святыни. В настоящее время данный комплекс находится под угрозой уничтожения. После завершения археологических сезонных раскопок, проводимых официальными научно-исследовательскими экспедициями, имеющими допуск к работам, Мангуп подвергается несанкционированному разграблению со стороны т.н. черных археологов , деятельность которых имеет криминальный характер и приводит к вывозу историко-культурных ценностей за рубеж, препятствует дальнейшим научным исследованиям городища.
Вызывает обоснованную тревогу и посещение Мангупа многочисленными неорганизованными группами туристов , после которых остается большое количество мусора и следы пребывания в виде испещренных гвоздями средневековых фресок и проч. Участники пресс-конференции единодушно высказались за то, чтобы совместными усилиями Церкви, ученых-археологов, историков сделать все возможное для сохранения этого памятника духовности и христианской культуры.

Пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии УПЦ

Митрополит Симферопольским и Крымским Лазарем высказался по вопросу воссоздания православного монастыря на Мангупе:

«Говоря о православном монашестве, мы в первую очередь вспоминаем седую древность, когда еще в первых веках по Р.Х. появляются подвижники, избравшие свой особый духовный путь. Что такое монах? «Монос» — один. Человек, удалившийся от мира, посвятивший свою жизнь Господу. Слава Богу, и сегодня не оскудела земля наша теми, кто идет путем монашеского делания.
Что касается Мангупа и его древних обителей, то следует сказать, что это для нас – православных крымчан — особое место. Уже в VIII веке на святой мангупской земле, были во множестве созданы пещерные монастыри, многие из которых основаны теми, кто спасался от иконоборцев, бежал в Тавриду из Византии.
Я радуюсь, что находятся люди, которые хотят продолжить ту чреду монашеского жития, которое велось здесь в Крыму много веков назад. Храмы, которые строили славяне, чада Русской Церкви, есть в разных уголках мира. Сейчас это каноническая территория других Православных Патриархатов, но никто не пытается на них претендовать. В горных монастырях Крыма могли жить и трудиться готы, греки, славяне. Очень трудно разделить это все, да и не нужно. Ведь все это принадлежит единой Матери-Церкви, Вселенскому Православию, являющему сегодня и всегда единство православных народов, в котором нет места разделению. В истории был момент, когда появились канонические границы поместных церквей и те святыни, которые вошли в эти границы окормляются Поместной Церковью, на канонической территории которой они находятся. В нашем случае горные монастыри Крыма, в том числе и Мангуп, находятся на канонической территории Украинской Православной Церкви. Обратимся к истории. К примеру, после разрушения в начале 20-го века Российской империи многие приходы и монастыри остались на территории сегодняшней Польши. И сейчас они входят в состав Польской Православной Церкви, хотя изначально принадлежали Московскому Патриархату. Как в древние времена, так и сегодня между православными нет никакого разделения. Если наш православный человек приедет в Грецию, то он сможет молиться в любом православном храме, возьмет благословение у священника. Если я приеду, то любой греческий мирянин или священник также подойдет ко мне под благословение. Это же одна Церковь. Мы не делим ничего. Мне известно мнение греков по этому вопросу. Они не претендуют на древние монастыри Крыма. Ведь мы питаемся из одного духовного источника. Мы все – наследники апостола Андрея Первозванного, стопы которого ступили на крымскую землю в 1 веке по Р.Х. Будем помнить, что Православие это не квартира, где у каждого своя отдельная комната, а общий дом.
Возрождая Мангуп, мы неукоснительно будем учитывать пожелания и предписания ученых, археологов, историков. Уже сейчас ученые подсказывают нам свои рекомендации. Во-первых, необходимо создать научно обоснованный проект исторической реконструкции и духовного возрождения православных святынь Мангупа. Во-вторых, предусмотреть бюджетное финансирование завершения археологических исследований этих святынь с целью их последующего воссоздания в первозданном виде силами Симферопольская и Крымская епархия Украинской Православной Церкви и всей православной общественности АР Крым. Это послужит не только интересам науки, но и делу духовно-нравственного возрождения нашего Богоспасаемого края, позволит познакомиться с мангупскими древностями многочисленным паломникам и туристам. Нам необходимо сохранить Мангуп для нашей молодежи, дабы грядущие поколения могли почерпнуть из этой духовной сокровищницы».

Из истории Мангупа

Одним из главных центров развития христианской культуры Крыма было княжество Феодоро, образовавшееся в XII в. Его столицей был город Феодоро (второе название Мангуп), расположенное в юго-западной части Крыма. Так же именовалось и княжество, столицей которого стал Мангуп-Феодоро – центр Готской епархии.
До начала XV века главным средоточием христианской культуры в Крыму являлся Херсонес, в котором христианство появилось с первых веков своего существования. Сам апостол Андрей Первозванный, посетив Скифию, побывал и в Херсонесе. Ко времени угасания Херсонеса княжество Феодоро по сути стало его наследником.
Когда в VIII в. христианский мир раскололся на два лагеря – иконопочитателей и иконоборцев, сторонники почитания икон бежали в отдаленные районы Византийской империи, в частности, в горный Крым. Наибольшее сопротивление иконоборцам оказывали монастыри, поэтому большее число беженцев составили монахи из разоренных обителей. Ими были основаны многочисленные пещерные церкви и монастыри на территории Готской епархии, в том числе и на горе Мангуп. Православие укоренилось в этих местах задолго до разделения Церквей на Западную и Восточную. Этот факт (основание пещерных церквей и монастырей Мангупа православными иконопочитателями, бежавшими от иконоборцев) еще раз доказывает, что Мангуп является православной святыней и по праву духовно принадлежит православному люду.
Мангупская крепость представляла великолепное творение природы и человеческого мастерства. Сооружение ее началось еще в середине VI века. В центре Мангупа была возведена одна из крупнейших христианских базилик в Крыму. Наряду с базиликой существовало несколько небольших приходских квартальных церквей. Были также пещерные храмы, обычно входившие в состав монастырских комплексов, возникших в XIV – начале XV веков. Именно в пещерных церквах сохранились произведения монументальной духовной живописи, хотя и сильно пострадавшие, в особенности от варварства современных посетителей.
В Мангупе-Феодоро одним из наиболее впечатляющих является комплекс пещерного монастыря, расположенного в естественном гроте в вертикальном южном обрыве плато. В вырубном храме сохранились фрески, изображающие Господа Вседержителя, Христа-Младенца и Спаса Нерукотворного, Богоматерь.
Это высокоразвитое государство, имевшее несколько монастырей и множество храмов, в период своего расцвета насчитывавшее около 200 тысяч жителей, погибло в результате захвата турками в декабре 1475 г. Следует заметить, что феодориты мужественно и героически оборонялись. Только через шесть месяцев и пяти штурмов турки смогли взять Мангуп.
Этим событием завершилось турецкое завоевание Крыма, на три столетия превратившегося в территорию, подвластную Османской империи. Однако и после этого там продолжали функционировать христианские храмы и монастыри. Последних, правда, стало значительно меньше по сравнению с предшествующим периодом. Это относится, прежде всего, к пещерным обителям и храмам. В то же время наземные церкви поддерживались, а некоторые, разрушенные во время завоевания, были восстановлены. Можно вполне определенно считать время существования княжества Феодоро периодом высшего расцвета христианства у населения крымского нагорья.
Гора Мангуп с расположенными на ней средневековыми пещерными монастырями и остатками наземных храмов является неотъемлемой частью истории Православия нашего Отечества и местом, свидетельствующем о деяниях и подвигах прославившихся здесь святых, а потому привлекает к себе внимание множества верующих. Как княжество Феодоро являлось духовным наследником Херсонеса, так, в свою очередь, Симферопольская и Крымская епархия – преемница, духовная наследница Этой святыни, равно как и наследницей таких оплотов Православия как святой апостол Андрей Первозванный и святой равноапостольный князь Владимир. Епархия ратует за возрождение духовности. Как в других древних святых обителях – Инкермане, Херсонесе, возносятся молитвы, так они должны возноситься и в православном Мангупе. Но при этом исторический памятник должен бережно сохраняться.