03.08.2004.ВИННИЦА. Писаревская икона Божией Матери вернулась в родной храм
Сотрудниками епархиального исторического отдела священником Алексием Иродовым и руководителем иконописной мастерской Ростиславом Моцпаном во время одной из поездок по храмам епархии, была найдена Писаревская икона Божией Матери, которая в начале ХХ столетия входила в список 32 местночтимых святынь.
Реставрация иконы проводилась в иконописной мастерской общины священномученика Владимира, митрополита Киевского г. Винницы, где с древнего образа сняли слой краски, нанесенный местным “богомазом” в середине прошлого века, что сделало саму икону совершенно неузнаваемой.
В с. Писаревка Калиновского района святыню, вернувшуюся после реставрации, встречали благочинный протоиерей Владимир Розман, настоятель местного храма священник Владимир Самойлюк, духовенство благочиния. Возле колодца, где 200 лет назад явилась икона, соборно был отслужен молебен. После этого образ Божией Матери крестным ходом был перенесен в местный храм, где был прочитан акафист Владимирской иконе Божией Матери. Перед возвращением в с. Писаревку, почитаемый образ посетил епархиальное управление, где перед ним молился митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий.
Пресс-служба Винницкой епархии.
ИСТОРИЯ ПИСАРЕВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В начале ХХ века церковно-археологическим епархиальным обществом были собраны сведения о местночтимых иконах Подолья. В своём отчете исследователи упоминают, что в нашем крае до революции было 32 чудотворные иконы Божией Матери. Среди них чудотворный образ села Писаревки Винницкого уезда. Селение Писаревка, расположенное на берегу реки Постоловой, издревле населено было православными верующими. Здесь в ХVІІІ веке Божиим Промыслом произошло чудесное явление иконы, о котором из поколения в поколение передавалось предание.
Двести лет назад в день празднования Рождества Иоанна Предтечи произошло это чудо. На рассвете жительница села пришла к колодцу и увидела плавающую на воде икону. Весть об этом невиданном событии разошлась по всему селу, но никто из местных жителей не мог вынуть святыню из колодца. Проезжавшие через Писаревку странники, которых местные жители называли «чумаками», после всеобщей молитвы подняли икону и с пением перенесли в дом. В этот же день стало известно о первом чуде — во время поднятия иконы житель села, у которого была повреждена рука, прикоснувшись к иконе, почувствовал себя здоровым.
Молва о чудном обретении иконы обошла все окрестные селения, многие болящие, жаждущие исцеления, стали приходить к колодцу за водой, которая стала почитаться чудотворной. Хозяин колодца очень раздражался этим и засыпал колодец. Вскоре после этого он полностью ослеп и только через 40 лет, перед самой смертью он осознал свой грех и принес покаяние.
Первое время икона находилась в доме женщины, которая первая увидела икону. Через несколько дней после обретения в доме заметили, что на Лике появилась влага. Поверхность иконы тщательно вытерли, но влага появлялась вновь и вновь. В народе стали говорить, что икона плачет.
В это время Писаревка не имела своего приходского храма и селяне посещали службу в деревянной церкви с. Гулевцы, возведённой в честь Рождества Божией Матери в 1742 году. По благословению священника храма образ торжественно перенесли в церковь. Следуя традиции Подольского края, было установлено совершать отпуст иконе на Рождество Иоанна Предтечи.
В память о чудесном обретении иконы в колодце прихожане Писаревки придали доске круглую форму и, выражая свою любовь к Царице Небесной, изготовили для неё специальный круглый киот с резной рамой.
В 1885 году в с. Писаревке тщанием прихода была построена деревянная Свято-Покровская церковь. Икона Крестным ходом была перенесена в новопостроенный храм, и поставлена в иконостас, где для неё было отведено особое место над Царскими Вратами. Во время молебнов икона торжественно спускалась для поклонения верующих.
Приходившие на молитву в храм получали исцеление и поэтому икона почиталась в народе чудотворной. Старожилы рассказывают о таком случае. Девица села Пикова, узнав о чудесных исцелениях, происходящих по молитвам перед иконой, надеясь на выздоровление от тяжкого недуга, попросила людей помочь ей добраться до церкви. После вечерней службы ей разрешили остаться в храме. Проведя ночь в молитве перед иконой, наутро девушка почувствовала себя здоровой и самостоятельно вернулась домой.
Перед Октябрьским переворотом в храме служили свящ. Василий Сенкевич и псаломщик Федор Качинский. Возможно, в это же время был сделан медный чеканный оклад, украсивший образ Богоматери.
Из событий начала ХХ века селяне вспоминают Крестный ход с чудотворным образом к Калиновскому кресту. Комсомольцы, препятствующие верующим поклоняться Кресту, прельщённые блеском медного оклада приняли его за золотой, и попытались отобрать икону, но селяне спрятали свою святыню и тайно вернули обратно в храм.
В 20-х годах ХХ столетия власть начала повсеместную поддержку автокефального раскола. Люди, воспитанные в православной традиции и привыкшие к богослужению на церковно-славянском языке, не посещали храмы, захваченные украинскими автокефалистами. В связи с этим, по просьбе верующих, староста Покровского храма пригласил в Писаревку для служения иеромонахов Владимира и Пафста из братии закрытой в то время Киево-Печерской лавры. Отец Пафст остался окормлять верующих окрестных сел и в годы лихолетья не оставлял своего служения до глубокой старости. Иеромонах Владимир стал настоятелем Писаревского храма.
Отец Владимир, узнав о решении сельсовета закрыть храм, всячески препятствовал этому, чем вызвал недовольство властей. Укрываясь от ареста, священник сначала жил в заброшенной колокольне, а потом в с. Калиновка, где в скором времени был арестован. Жительница села Пелагия рассказывает, что селяне долго пытались узнать судьбу своего священника, но тщетно. Женщина вспоминает, что привезя передачу для батюшки в течение суток ждала приема. Однако ее не приняли и на все вопросы слышала один ответ: «Выслан в Сибирь». Уже в период фашистской оккупации люди узнали, что отец Владимир был расстрелян вместе с другими арестантами в г. Виннице.
В 1936 году местные активисты-безбожники разрушили храм и свалили все иконы во дворе для сожжения. Когда выбросили чудотворную икону Божией Матери, она скатилась вниз с холма к одному из домов. Безбожники об иконе забыли, а верующие сокрыли её в специально сделанном отдельном помещении с нишей, в которую поместили образ. Здесь прихожане Писаревки и жители окрестных сел поклонялись Царице Небесной и в молитвах просили Её заступничества о прекращении гонений на Церковь и верующих.
Перед войной из материалов разрушенного храма в центре Писаревки сельсоветом был сооружён клуб. Во время фашистской оккупации, желая получить поддержку населения, в село приехал уполномоченный немецких властей и потребовал у сельского старосты показать ему местную церковь. Узнав о том, что здание церкви уничтожено, приказал в течение суток возвести «кирху» для проведения богослужений. За ночь на клубе были установлены новые кресты и собраны сохранившиеся у селян иконы. Туда же была принесена местночтимая святыня. В этот период в храме служил о. Григорий, который прежде в сане диакона сослужил иеромонаху Владимиру.
С освобождением Писаревки от захватчиков храм был закрыт и переустроен под магазин. Из страха перед властями никто из верующих не решался забрать икону в свой дом, поэтому она сильно пострадала от сырости.
Но это забвение продолжалось недолго. Икона стала являться в сонном видении одному из местных жителей и он, из страха Божия, решил забрать образ в дом своей матери — Матроны. В этом доме, в отдельной молельной комнате, икона пребывала до конца 60-х годов. По просьбе хозяйки монахиня, проживавшая в соседнем селе после закрытия Браиловского монастыря, сделала для иконы бархатный оклад с вышитой надписью.
В послевоенные годы чудеса от иконы не прекращались. Особенно запомнилось жителям села исцеление женщины, которая после родовой горячки не признавала ребёнка и вела себя как безумная. Врачи не знали как помочь ей и отчаявшиеся родители привезли её к дому, где хранилась икона. С большим трудом удалось подвести больную к образу. Приложившись к иконе женщина успокоилась, к ней вернулось сознание. После этого случая она много раз прибегала с молитвой к Божией Матери перед Её чудотворным образом.
Верующие селяне, приходившие к своей иконе, были очень огорчены, что Лик Богородицы и Младенца едва видны. Местный художник-самоучка, желая придать иконе благообразный вид, написал поверх образа новое изображение. Поскольку оно получилось грубым и далеким от первоначального образа, новая хранительница иконы — раба Божия Марфа — предпринимала попытки очистить икону от записи, но не имея навыков не смогла этого сделать.
В начале 80-х годов по просьбе священника о. Владимира Розмана икона была передана в храм села Корделивки. Через несколько лет общиной села Писаревки был возведён новый каменный Покровский храм. В день празднования Казанской иконы Божией Матери жители Корделивки Крестным ходом принесли икону в Писаревку, где она с почестями была встречена верующими и установлена в храме возле иконостаса.
Стараниями настоятеля храма о. Владимира Самойлюка на месте старой сельской церкви был установлен памятный Крест. Сам колодец, где была обретена икона не сохранился, но люди не забывали место обретения чудотворного образа. Рядом с ним теперь установлен поклонный Крест и выкопан новый колодец, вода которого почитается местными жителями целебной и благодатной. Ежегодно в день обретения иконы возле колодца священником совершается водосвятный молебен, на который собираются все благочестивые жители села. Этот день в Писаревке считают местным праздником.
В 2003 году по просьбе настоятеля Свято-Покровского храма с. Писаревка о. Владимира икона была привезена в Винницу и отреставрирована в иконописной мастерской при храме сщмч. Владимира по благословению настоятеля храма о. Алексия Иродова.
Подготовлено историческим отделом Винницкой епархии.