Православие и экономика И будет жизнь с ее насущным хлебом
Православие и экономика
И будет жизнь с ее насущным хлебом
Вопросы труда, производственных отношений, материального благосостояния всегда имели большое значение в жизни любого человека — как верующего, так и неверующего. Существуют государственные законодательные акты, регулирующие трудовые отношения в обществе, но для христианина важна и церковная оценка разных сторон в этой сложной сфере человеческой деятельности. Например, можно ли быть богатым и христианином одновременно?
Церковь никогда не порицала богатство само по себе, наоборот, оно приветствовалось, если обращалось на пользу бедным людям. То есть богатство само по себе не является губительным, равно как и бедность спасительной, все дело в отношении человека к нему. История знает много примеров, когда богатые люди проявляли попечение о бедных. Благодаря их бескорыстию функционировали богоугодные заведения, бесплатные столовые, организовывались благотворительные мероприятия. Сегодня традиции православного меценатства (прерванные в годы атеизма) у нас только возрождаются. Появляются православные предприниматели, люди, накопившие капитал, обращаются к Богу. Новые трудовые отношения требуют их современного осмысления с позиций Православия. Прослойке предпринимателей-христиан, работодателей необходима «духовная инструкция». Она же необходима и наемному работнику.
Православная Церковь постоянно реагировала на процессы, происходящие в экономической сфере. В 1990-х, когда задержки и невыплаты зарплат стали настоящим бедствием для миллионов граждан, Священный Синод Украинской Православной Церкви выступил с жестким определением, в котором невыплаты заработанного приравнивались к смертному греху, покушением на достоинство и даже жизнь человеческую. Богословская оценка узловых моментов экономических отношений была дана в «Основах социальной концепции», принятых на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году. В них сказано, что Церковь не определяет прав людей на собственность, хотя материальная сторона человеческой жизни не остается вне ее поля зрения. Призывая искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), Церковь, тем не менее, помнит и о потребностях в «хлебе насущном» (Мф. 6, 11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк. 8, 14).
В начале 2004 года в этом направлении Церковью был сделан еще один значительный шаг — на проходящем в феврале в Троице-Сергиевой Лавре VIII Всемирном Русском народном Соборе был обнародован «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования», над которым трудились богословы и светские ученые православных стран. В этом документе делается попытка дать ответы на все животрепещущие вопросы, касающиеся аспектов современного делового мира, а вопросы экономических отношений рассматриваются через призму десяти Заповедей Господних.
Ниже мы публикуем «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования» и доклад игумена Луки (КОВАЛЕНКО) «ХРИСТИАНСКИЕ основы экономической этики», прочитанный на конференции «Профсоюзы и Церковь», состоявшейся в конце прошлого года в Донецке.
02.03.2004. ДНЕПРОПЕТРОВСК. Начата работа над справочным изданием «Днепропетровская епархия»