Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

А. Андрущенко, Лариса Поплавская. Одесский дом милосердия

Одесский дом милосердия

Александр АНДРУЩЕНКО, Лариса ПОПЛАВСКАЯ

Домами милосердия называют богоугодные заведения, в которых находятся люди, страдающие от тяжелых телесных недугов. Стариков, проживающих в приюте при Одесском Свято-Михайловском женском монастыре, объединяет одно — безысходность: кто-то лишился квартиры, от кого-то отказались родные, кого-то одолела неизлечимая болезнь. Одним словом, у каждого свой крест. Здесь всем трудно по-своему: обездоленным нелегко от осознания своей беспомощности, а насельницам монастыря тяжело видеть боль и страдания. Но как бы там ни было, и старики, и те, кто находит в себе силы ухаживать за ними, — это большая дружная семья. И более всего это чувствуется во время Рождественских праздников, когда вместе с вестью о славном рождении Спасителя в сердце каждого человека входит неописуемая радость, способная поддержать в трудную минуту.

Еще до революции Одесский Свято-Михайловский женский монастырь славился благотворительной деятельностью. Здесь всегда был приют, в котором находили утешение в скорбях престарелые люди. Но даже несмотря на это, обитель неоднократно закрывалась в годы атеистического произвола. Когда же в 1992 году монастырь снова был открыт, оказалось, что на десять монахинь приходится двадцать стариков. Так что волей-неволей актуальными стали вопросы: «Где их разместить?» и «Как их накормить?», хотя у самих-то насельниц жилищные условия были далеко не ахти. Но, по милости Божией, городские власти разрешили построить дом милосердия вместо стадиона, устроенного в застойные времена прямо на монастырской территории. По словам настоятельницы обители игуменьи Серафимы, в этом деле приняли участие около трехсот общественных организаций Одессы и других городов. Со многими из них монастырь тесно сотрудничает до сих пор. Вряд ли удалось бы создать приют без помощи со стороны. Так что теперь насельницы стараются приютить всех, кто обращается за помощью. Единственная причина, по которой может быть отказано в гостеприимстве, — наличие родственников, которые только и думают, как бы избавиться от обузы — болезненного старика.
Вспоминая о том, как начиналось возрождение благотворительного заведения, монахини рассказывают такой замечательный случай.
Матушка Серафима часто посещала дом милосердия. И вот однажды, подойдя к тяжело больной монахине, она спросила:
– Как Вы себя чувствуете?
– Да плохо, матушка, что-то Бог не дает мне здоровья.
– Неужели? Значит так, даю вам несколько дней, чтобы отдохнуть и набраться сил. А потом вы должны встать с постели и больше не думать о болезни.
Речь идет о матушке Руфиме — насельнице Одесской Свято-Михайловской обители, которая мало того, что после такого указания матушки Серафимы окончательно поправилась, но еще и несет послушание смотрительницы монастырского дома милосердия.
Она с радостью согласилась провести нам небольшую экскурсию по приюту, который стал убежищем для бездомных стариков. На вопрос, как удается сохранить домашнюю атмосферу в таком, казалось бы, мрачном месте, матушка Руфима ответила: «Это легко, если каждому уделять внимание и регулярно интересоваться их самочувствием. Пожалуй, единственное, что может доставить радость старикам, это, когда они видят, что кому-то нужны».
Поэтому здесь очень внимательно смотрят на людей (особенно молодых — А. А.), которые приходят и изъявляют желание посвятить себя уходу за больными.
Сегодня в монастырском доме милосердия трудится сорок шесть человек, рабочий режим здесь достаточно сложный: люди работают посменно. По мнению матушки Руфимы, не каждый способен ухаживать за стариками, для этого нужно созреть. Поэтому к послушанию не привлекаются воспитанницы регентской школы при Одесской духовной семинарии, хотя живут и учатся они этажом выше.
В помещении, рассчитанном на двадцать пять человек, находится более восьмидесяти страждущих. Чтобы хоть как-то решить проблему с площадью, монахини стали приспосабливать под жилье подвальные помещения, которые предназначались для подсобного хозяйства. Здесь в небольших комнатках находятся люди, оставшиеся без ног, и психически больные. Совсем недавно на территории обители стали открываться новые корпуса для стариков.
Очень важно, что дом милосердия находится на территории монастыря, потому что многие только здесь воцерковляются и принимают Святое Крещение. Несколько женщин пострижено в монашество.
Тот, кто здесь причастился впервые, теперь делает это постоянно. Приют регулярно посещают священники. Старики любят, когда их внимательно слушают, поэтому исповеди, порой, продолжаются в течение нескольких часов. В день памяти святителя Николая они получают подарки. Радостные впечатления оставляют у них спектакли, концерты и утренники, которые устраивают дети — воспитанники приходских воскресных школ.
Некоторые признаются, что не могут лежать просто так. Поэтому они не только регулярно посещают храм, но и пытаются выполнять какую-то работу в приюте: убирать в комнате, подметать двор и т. д. Многим труд необходим, как воздух, он помогает забыть о трагическом прошлом. А судьбы у этих людей действительно не из легких.
Так, в одной из палат находится женщина, которая более тридцати лет проработала судебным исполнителем. Когда-то у нее было многое: деньги, влияние и, главное, желание что-то делать. Но тяжелая болезнь подорвала в ней «души прекрасные порывы». В какой-то момент она оказалась никому не нужной, так что приют для престарелых при Свято-Михайловском монастыре стал ее домом.
Проходя по коридору, мы встретили психически больную женщину, расхаживающую в белом халате и с аптечной сумочкой в руках. Она заглядывала в каждую палату, громко спрашивая: «Больных нет?» или «Никому помощь не нужна?». Оказывается, в прошлом она была выдающимся терапевтом, а потом тяжело заболела и оказалась «выброшенной на улицу».
Многие из этих людей страдают от старческого склероза. Они живут в своем мире и говорят на языке, понятном только им. Кто-то спрашивает у медсестер, когда же, наконец, придет поезд, кто-то «подписывает» какие-то бумаги, кто-то «принимает» гостей.
Жалко было смотреть на двадцатилетнюю девушку, которая лишилась обеих ног в результате автокатастрофы. К тому же в аварии погибли ее родители. Она враждебно относится к санитарам, не хочет ни с кем разговаривать, а только без конца повторяет: «Я не могу здесь находиться. И вообще, позовите мою маму!»
Конечно, люди без ног здесь тяжелее всех. А ведь еще совсем недавно многие из них ходили. Причины увечья у всех разные: один отморозил их, просиживая студеные дни на холодных тротуарах с мыслью: «Ну, хоть бы кто копеечку дал», кто-то наступил на что-то острое, «путешествуя» по городским свалкам в поисках пропитания, от чего получилось заражение крови, кто-то попал под трамвай… На лицах у этих людей отложился тяжелый отпечаток горести и страданий. Одних это смирило, а другие до сих пор не могут побороть отчаяние. Уже немолодой человек был настолько рад новым людям в палате, что даже попытался встать с постели… Но не смог, хотя, в отличие от других, ноги у него были. Как пояснила медсестра, он получил производственную травму, в результате которой повредил какие-то очень важные нервы.
Посетили мы и палату с табличкой «Безнадежные» на двери. Там находились две женщины: одна, уже при смерти, лежала с закрытыми глазами, тяжело дыша; другая была в сознании, но только то и делала, что учащенно махала руками, пытаясь произнести нечто. Казалось, то, что она хочет сказать, для нее важнее всего на свете. «Долгие годы, — сказала медсестра, — она мучалась от болезни Паркинсона.
Работа с этими людьми усложняется тем, что многие из них, страдая от тяжких болезней, ропщут, а некоторые даже, можно сказать, «сгоняют зло» на санитарках и медсестрах.
В здании дома милосердия устроена домовая церковь, где почти каждый день отпевают умерших стариков. Человека пришлого удивляет, что о смерти здесь говорят совершенно спокойно. Для многих стариков она — спасение от страшной боли и избавление от мучений.
«Но не все приходят сюда, чтобы умереть, — говорит матушка Руфима. — Неоднократно доводилось видеть, как люди боролись за жизнь!» К примеру, матушка Августа. Сколько энергии у нее! Кто бы мог подумать, что каких-то два года назад она умирала от цирроза печени.
К сожалению, в дом милосердия попадает немало алкоголезависимых. Как правило, вначале они слезно просят, чтобы их приютили. Но в связи с тем, что в обители категорически запрещено пить и курить, многие уходят. Зимой же в поисках тепла снова возвращаются. «Сейчас под нашей опекой находится женщина, — говорит игуменья Серафима, — которая создает нам немало проблем тем, что слезно просит людей втайне приносить ей выпивку. Мы постоянно препятствуем этому. Будучи не в силах долго продержаться, она убегает. Но затем снова просится назад, и мы от нее не отворачиваемся. Таких примеров немало».
Многие люди стало жертвами обмана и, лишившись квартир, оказались на улице. «Жили мы на одной из центральных улиц Одессы, — говорит уже немолодая женщина с покрасневшими от слез глазами. — После смерти мужа мне самой пришлось воспитывать сына. Он рос послушным мальчиком, но с возрастом становился другим. В конце концов, я для него перестала существовать. Появились нехорошие друзья, с которыми он проводил время. Бары, дискотеки, девушки, спиртное — все это требовало больших расходов. Стоило мне сказать, что я не смогу давать ему такие деньги, как он выносил из дому ценные вещи. А однажды поставил меня перед фактом, что взял в долг большую сумму, а в залог отдал квартиру. Спустя несколько месяцев я оказалась на улице, а мой сын — в тюрьме за кражу и хулиганство».
— Как вы попали дом милосердия?
— В народе говорят: «Як тривога, то до Бога». Блуждая по городским улицам, я зашла в православный храм. Первые два дня переночевала у церковной ограды, а потом добрые люди посоветовали обратиться в Свято-Михайловский монастырь.
Уникальность этого приюта состоит в том, что здесь не только одевают, кормят и лечат (именно на этом акцентируется внимание в светских благотворительных заведениях), но и стараются выслушать, понять, успокоить. Стоит одинокому человеку почувствовать доброе отношение к себе, как его сердце переполняется чувством благодарности. Именно доброта спасла многих из этих людей от отчаяния. Как бы в подтверждение этой мысли одна пожилая женщина сказала: «Если бы я не попала сюда, меня бы уже не было».
Кстати, старики очень внимательно всматриваются в посетителей. Удивительно, что в нескольких палатах на наше приветствие отвечали фразой: «Спасибо за посещение».
Причем необязательно приносить сюда пакеты с продуктами или какие-то сувениры. Достаточно просто войти со словами: «Добрый день!», и этот вежливый жест какое-то время будет поддерживать в немощном человеке радостное настроение.
Бывает и по-другому. Иногда оставленные родственниками старики при виде незнакомых людей обозляются: «Зачем я вообще дала жизнь своему сыну и вывела его в люди? Неужели для того, чтобы он сам уехал за границу, а меня оставил умирать в приюте? А ведь он тоже состарится и, скорее всего, от него все откажутся. Тогда он и обо мне вспомнит».
Примечательно, что Свято-Михайловская община занимается благотворительностью и за пределами обители. Так, насельницы ежедневно кормят около четырехсот малоимущих горожан в своей благотворительной столовой. А на кухне дома милосердия каждый день готовят четыреста сорок обедов для пациентов Одесской городской психиатрической больницы. Уровень жизни пациентов этого лечебного заведения настолько низкий (больничный бюджет выделяет на пропитание одного человека в день по двадцать пять копеек — А. А.), что главный врач обратился за помощью к матушке Серафиме. В ответ на щедрость Украинской Православной Церкви доктора помогли дому милосердия решить вопрос с мебелью.
Таким образом, несмотря на экономические трудности, которые больно ударили по украинскому народу, насельницы Одесского Свято-Михайловского монастыря продолжают древнюю традицию — заботятся о немощных и обездоленных.
Ежедневно с раннего утра до позднего вечера в приемной игуменьи Серафимы многолюдно: одни приходят, чтобы хоть чем-то помочь нуждающимся, а кого-то «нелегкая» вынуждает войти в монастырские ворота с протянутой рукой. И каждого здесь стараются выслушать, понять, принять таким, каким он есть, и по возможности оказать помощь. Так исполняется наибольшая из заповедей: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Лк. 10; 27).