Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

В. Полищук. Город труда и молитвы

Город труда и молитвы

К 225-летию города Девы Марии

Когда-то Достоевский назвал Санкт-Петербург самым «умышленным» городом в мире, имея ввиду умысел Петра I, поставившего Северную Пальмиру на топких берегах Невы. На самом деле, на все воля Божья. Она руководила и Петром.
Мариуполь тоже может показаться городом умышленным, ибо возник фактически с нуля благодаря настойчивости и дерзновению митрополита Игнатия, который, полагаясь на милость и поддержку Господню, подобно Моисею, привел в приазовские степи крымских греков, страдавших под игом мусульман. Со временем Мариуполь стал оплотом Православия в Приазовье. Город украсили многочисленные храмы, рос его экономический потенциал, основой которого стала сталелитейная промышленность, со временем ставшая его экономической визитной карточкой.
В годы богоборческой власти все храмы Мариуполя были разрушены. Город приобрел унылый вид: вместо куполов — частокол заводских труб. В последние годы лицо города изменилось — строятся и восстанавливаются храмы. Мариупольцы обрели небесного покровителя — пять лет назад митрополит Игнатий был прославлен в лике святых. Город святой Марии, расцветая, постепенно приобретает прежний духовный облик — города труда и молитвы.

Юбилей города ознаменовался радостным событием: с архипастырским визитом Мариуполь посетил Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир.
Он прибыл сюда из Донецка, где днем раньше встретился с духовенством епархии и имел беседу с головой Донецкой облгосадминистрации Анатолием Близнюком.
На границе города, где возвышается грандиозная фигура сталевара, олицетворяющая основное направление местной индустрии, Блаженнейшего Владыку с хлебом-солью встретили городской голова Юрий Хотлубей, благочинный Мариупольского округа протоиерей Николай Марковский, духовенство округа. Блаженнейшего Митрополита сопровождали митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион, архиепископ Ровненский и Острожский Варфоломей, настоятель Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел и секретарь Киевской митрополии благочинный храмов города Киева протоиерей Виталий Косовский.
«Мы с радостью приехали сюда, — сказал Блаженнейший Митрополит по прибытии, — чтобы вместе с вами отметить юбилей богоспасаемого города Святой Марии и пятилетие канонизации Митрополита Игнатия, помолиться и попросить у Бога благословения на будущее, пообщаться по-человечески и по-церковному. Сердечно поздравляем жителей города и его руководство с юбилейным праздником, желаем по молитве святителя Игнатия процветания городу и всем, кто живет в этом прекрасном историческом месте».
После короткой остановки, обмена приветственными речами и фотографирования на память на фоне нового въездного указательного знака, сооруженного стараниями комбината «Азовсталь» специально к юбилею города, кортеж с высокими гостями последовал в Свято-Михайловский собор, расположенный на живописном высоком морском побережье. К храму ведет широкая аллея, украшенная цветочными клумбами. Сам храм на фоне моря и неба словно парит в воздухе. У храма Блаженнейшего Митрополита Владимира встретили сотни мариупольцев.

После молебна гости направились к памятнику основателю города митрополиту Игнатию, который воздвигнут на церковном подворье накануне его канонизации. Блаженнейший Владыка возложил цветы к подножию памятника. Затем гости вышли на смотровую площадку полюбоваться морским простором. Гостям был представлен отец Василий — один из старейших мариупольских священников, который в военные годы сумел уберечь мощи святителя Игнатия.
Затем в городском драматическом театре Блаженнейший Митрополит встретился с общественностью города. На площади у здания театра Предстоятеля Церкви ждал «живой коридор» верующих.

Торжественное заседание началось приветственным словом городского головы Юрия Хотлубея.
«Уважаемые высокие гости нашего города, уважаемые мариупольцы! — сказал он. — Позвольте мне от имени городского совета и его исполнительного комитета приветствовать вас на торжественной церемонии города Мариуполя от всей души поздравить вас с 225-летием нашего города. Сегодня мы собрались, чтобы коснуться основ духовности нашего города. Датой основания нашего города принято считать год 1778, когда после присоединения Приазовья к России здесь был заложен город Павловск, через год получивший название Мариуполь. В 1880 году в Мариуполе и его окрестностях поселились вышедшие из Крыма переселенцы. Более 30 тысяч греков под предводительством духовного наставника православных христиан митрополита Игнатия после почти двухлетних странствий остановились на территории нынешнего Мариуполя, и одним из первых строений, которое здесь были возведены, стал собор святого Николая, ставший культурно-просветительским и духовным центром. Православие стало духовной основой первых переселенцев Мариуполя. Подтверждением этому стали построенные на протяжении XIX века семь православных храмов. К сожалению, в середине тридцатых годов все они были разрушены. Восстановление утраченных святынь началось с обретения Украиной независимости. Сегодня благодаря совместным усилиям многие церкви возрождены с их историческими названиями. От имени всех мариупольцев я хочу поблагодарить трудовые коллективы всех металлургических предприятий города и лично председателя правления комбината имени Ильича народного депутата Украины Владимира Бойко, генерального директора комбината «Азовсталь» Алексея Белого, трудовой коллектив завода «Азовмаш» во главе с Александром Савчуком за участие в строительстве и реставрации мариупольских храмов. Отрадно отметить, что половина всех религиозных общин Мариуполя принадлежит Украинской Православной Церкви.
Мы высоко ценим вклад духовенства донецкого региона в дело укрепления мира, спокойствия, согласия и стабильности. Огромный вклад в возрождение духовного и культурного наследия города вносит благочинный Мариупольского округа протоиерей Николай Марковский. За последние два года в Мариуполе вырос новый Свято-Николаевский храм по проспекту Нахимова, решен вопрос по строительству Свято-Георгиевского храма в поселке Сартана. Хочется поблагодарить генерального консула Греции господина Анастасиса Петроваса, федерацию греческих обществ Украины за оказание помощи в строительстве сартанской церкви. Земля наша многонациональна. Только в городе Мариуполе проживает более ста национальностей. В нашем городе присутствуют все мировые религии и задача нашего города в том, чтобы духовное благополучие города возрастало, множилось и укреплялось. Об этом говорил Блаженнейший Митрополит Владимир на проповеди в день святого равноапостольного князя Владимира: «Именно вера внесла в жизнь нашего народа, в общество гуманные принципы, вера, которую Господь даровал нам через князя Владимира, которая была достойным сеянием, которое дало достойные плоды духа». Мы являемся свидетелями гармоничного расцвета нашего города, как единого экономического, социального и духовного организма. В Мариуполе сложился плодотворный союз светской и духовной властей. Этот союз направлен на возрождение духовных и культурных традиций. Строя новые храмы, мариупольцы строят новое будущее для себя и своих детей. Уважаемые гости, уважаемый Блаженнейший Владыка Владимир, мы рады встречать юбилей Мариуполя вместе с вами. Желаем вам здоровья и многая лета».

Со словами приветствия выступил также митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. От имени духовенства епархии он поблагодарил Блаженнейшего Митрополита Владимира за то, что он пожелал посетить Мариуполь с архипастырским визитом, разделить всеобщую радость и преподать жителям города свое первосвятительское благословение. Особо владыка Илларион поблагодарил администрацию Мариуполя и руководителей его предприятий, всемерно содействующим духовному воспитанию православного народа и процветанию святой Православной веры как на Донбассе, так и в Украине.
«Сегодня город ликует, — сказал далее владыка. — Исполнилось 225 лет со дня его основания и 5 лет канонизации Игнатия Мариупольского Священным Синодом во главе с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Святитель Игнатий стал тем Моисеем, который отвел угрозу уничтожения православного населения Крыма от рук мусульманских правителей. Он проявил себя как мудрый и добрый пастырь и снискал глубокое уважение потомков. До сегодняшнего дня мы являемся свидетелями видимого заступничества Матери Божьей, покровительницы славного града Мариуполя и митрополита Игнатия перед престолом Всевышнего. Сегодня Мариуполь украшен золотыми куполами, ведется большая духовная работа среди его жителей, налажены контакты между православной общественностью и предприятиями, вузами и школами города. С каждым годом в храмы приходит все большее количество прихожан, особенно молодежи.
Сегодня высококачественная продукция металлургических предприятий города экспортируется во многие регионы нашего государства и за его пределы. Морской порт является важной транспортной артерией, а новый аэропорт приобрел международное значение». В заключение речи владыка Илларион пожелал присутствующим помощи Божьей во всех добрых делах и начинаниях, крепкого здоровья, душевного спасения, многая и благая лета.

С докладом об истории города и его основателе митрополите Игнатии выступил
Благочинный Мариупольского округа протоиерей Николай Марковский:
« Сегодня мы торжественно отмечаем 225 лет со дня основания славного города Мариуполя. Это небольшой период времени, отделяющий нас от того исторического прошлого, которое было живо в воспоминаниях наших предков, передающих из поколения в поколение историю православного греческого народа, эмигрировавшего из Крыма в Приазовье. Каждая эпоха или столетие характерна своими особенностями и оставляют неизгладимый след в человеческой истории. XVIII век в России прославлен выдающимися личностями в России, такими как: Потемкин, Суворов, Румянцев, императрица Екатерина II, а в духовной жизни греков — митрополит Готфейский и Кефайский. Игнатий. Он сыграл особую роль в избавлении своего народа от мусульманского ига.
О личности митрополита Игнатия сохранились скудные сведения. Известно, что он родился в Греции на острове Фермия, в знатном роде в начале XVIII столетия. С детских лет он воспитывался на Афоне и принял монашеский постриг с именем Игнатий. Строгий монашеский устав и несение послушания на Афоне оставили глубокий след в душе на долгие годы. Жизнеописания свидетельствуют о том, что он был прилежным служителем Церкви Христовой во всех степенях иерархического служения вплоть до принятия епископского сана. Он проявил себя как достойный служитель Божий, пользующийся любовью и уважением окружающих. Сохранились отзывы современников, характеризующие святителя Игнатия, как «мужа честного и богобоязненного, монаха целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, обладавшего достаточной деловитостью и опытностью в ведении церковных дел, отличавшегося богатыми природными способностями». Константинопольский Патриарх заметил все эти добрые качества и хиротонисал его в епископский сан, одновременно определив ему быть членом патриаршего синклита. В 1770 году святитель Игнатий был назначен на служение в Крым, как наместник патриарха в чине митрополита Готфейского и Кефайского. Тогда Крым находился под юрисдикцией Константинопольского Патриарха. Христианство появилось в Крыму в конце I-го века и связано с именем святого апостола Андрея Первозванного, который с проповедью о Христе прошел от Днестра, дошел до Дуная, прошел по Черному морю, затем направился к Южному берегу Крыма и, посетив Феодосию и Херсонес, отправился на север – к Киеву. В Крыму святитель Игнатий жил в скиту неподалеку от Бахчисарая, где находилась резиденция крымский ханов. Втечение семи лет он управлял вверенной ему паствой, вознося свои молитвы к Богу.
Автор ряда очерков об истории Мариуполя Тимошевский пишет: «Это был человек энергичный, самостоятельный, хорошо понимавший дела Крыма и России. Как истинный патриот, он хотел спасти свою паству, считая, что это была основная идея его жизни. Очевидно, Промысел Божий определил ему быть вторым Моисеем, как именует его сейчас Церковь Божья, чтобы он возглавил переселение греков в Приазовье». А причиной тому были следующие обстоятельства: под гнетом мусульман паства святителя Игнатия, замечает церковный историк Серафимов, утратила употребление греческого языка. Татары враждебно смотрели на христиан не только как на иноверцев и на иноплеменников, но и как на политически неблагонадежных людей. Протоиерей Трифилий, ближайший помощник митрополита Игнатия, писал: «Митрополит скрывался в потаенных местах, а татары искали нас, и если бы нашли, на куски изрезали. Грекам запрещалось строить храмы, ставить кресты. Бывали случаи, когда татары жгли и разрушали христианские храмы, монастыри, истребляли греческие книги и убивали православных священников». Однажды, как об этом пишет священник Павел Щербина, по приказу хана семидесяти священникам и церковным учителям отрезали языки, а их самих отправили на веревках к турецкому султану. Положение крымских греков, начиная с XV-го века и до самого переселения в Приазовье было крайне тяжелым. Тяжелый труд и постоянное давление со стороны мусульман не могли не вызывать негодования у беззащитных греков.
Но среди ханов были и такие, которые терпимо относились к своим подданным. Хотя весь физический труд ложился на плечи греков. Они занимались ремеслами, скотоводством, виноделием и многим другим. Все это обогащало казну хана, а в целом экономически укрепляло экономическую сторону всего Крымского ханства. В это время митрополит Игнатий вынашивал идею о вывозе греков в пределы России. Русское правительство также было заинтересовано в присоединении Крыма, чтобы получить выход в южные моря. В ходе Русско-Турецкой войны 1668-1674 г.г. религиозная неприязнь между христианами и мусульманами еще более усилилась. Вскоре между Россией и Турцией был подписан мирный договор, согласно которому Крымская территория становилась независимой от Турции. Но эта независимость нисколько не облегчила судьбы простых греков. Жестокая тирания со стороны деспотичных мусульман по-прежнему жестоко угнетала христиан. Некоторые командующие русской армией, прекрасно знающие обстановку в Крыму, неоднократно высказывали мысль о переселении крымских греков в Россию. Это решение было одобрено правительством и самой императрицей Екатериной II. Благодаря этому планировалось за счет заселения полупустынных степей Приазовья укрепить южные границы России. А с другой стороны – ослабить могущество Крымского ханства. Пользуясь удобным случаем, русское правительство приступило к осуществлению этих планов. Видными политическими фигурами в это время были князь Потемкин, фельдмаршал генерал Румянцев и начальник Крымского отряда Александр Суворов. Митрополит Игнатия неоднократно обращался к Русской Православной Церкви и лично к Екатерине II с просьбой принять крымских греков в вечное подданство России.
С течением времени обстоятельства сложилось так, что желание греков покинуть Крым совпало с политическими интересами России, стремившейся к расширению своего статуса. Эта просьба святителя, духовный авторитет которого был достаточно высок, не осталась пустым звуком. За этим процессом внимательно следила императрица Екатерина, которая рада была принять под свой кров ищущих убежища православных христиан. 23 апреля 1778 года митрополит Игнатий после Божественной Литургии в Свято-Успенской церкви нынешнего Бахчисарайского скита объявил пастве о разрешении русского правительства на переселении христиан в приазовские степи. Эта весть быстро разнеслась по всему Крыму. Татарское население и сам хан приняли эту новость недружелюбно. Но после некоторого вознаграждения все-таки была выдана ханская грамота на беспрепятственное переселение греков. Но не все греки соглашались оставлять свои родные места. Много пришлось потрудиться святителю Игнатию для того, чтобы убедить своих соотечественников оставить Крым. Священники по благословению своего архипастыря призывали народ к сплоченности и единомыслию. После выхода греков из Крыма святитель Игнатий отслужил благодарственный молебен Господу и Его Пречистой Матери. Затем в сопровождении духовенства и паствы отправился в неведомые просторы России.
Таким образом, переселение было начато в 1777 году, а завершилось в 1779 году. Греки взяли с собой икону Божьей Матери, явившейся на отвесной скале в XV-м веке вблизи Бахчисарая и образ святого великомученика Георгия Победоносца с его житием. Условия, на которых греки переселялись в Российские просторы, предварительно были согласованы с правительством России. Этими условиями были: гарантирование оплаты расходов, которые пошли на переселение; выделение средств на строительство города, его наименование, строительство жилых домов, церквей, торгового флота, мастерских, изложенные в грамоте за подписью Екатерины II. Вся ответственность за переселение греков возлагалась на полководца Суворова, ставшего к тому времени главнокомандующим русскими войсками в Крыму. Во время переселения греки испытали много трудностей, подвергаясь болезням и эпидемиям. Среди них были такие, которые не выдерживали трудного пути и умирали, не дойдя до указанного места. Другие роптали на митрополита Игнатия за то, что он сорвал их с родных мест и завел не известно куда. Но святитель всей душей был со своим народом, разделяя все трудности, которые выпадали на их долю. Во время эпидемии он молился Господу и святому священномученику Харлампию за своих духовных чад. Он глубоко верил, что если Господь помог им освободиться от плена агарянского, то поможет им достичь и желаемой цели.
Следует заметить, что сам митрополит опередил события, связанные с выходом греков из Крыма. Так как устная договоренность с Русским правительством о переселении еще не была подкреплена соответствующими документами, согласно которым можно было начать переселение. Соответствующая грамота Екатерины II была выдана митрополиту Игнатию 21 мая 1779 года. Переселение же началось в 1778 году. Это объясняется, прежде всего, темпераментно-волевым характером и настойчивостью самого святителя, который решил как можно скорее спасти своих духовных чад от мусульманского ига. После долгих и томительных скитаний греки, наконец, достигли указанного им места и у побережья Азовского моря основали город Мариуполь. Этимология этого слова греческая и состоит из двух слов: Мария – имя Божьей Матери, и «полис» – город. Таким образом — это город Божьей Матери, к Которой греки прибегали за помощью во все трудные минуты своей жизни.
Успешно завершив операцию по переселению греков, полководец Суворов доложил Румянцеву следующее: «Вывод крымских христиан окончен. Итого отправлено в Азовскую губернию тридцать одна тысяча девяносто душ. В переселении греков в Приазовье принимал участие митрополит Игнатий. Все они были расселены на плодородных землях». Каждое село носило греческое название. Они сохранились и по сей день.
Излагая в историческом ракурсе события переселения греческих христиан, необходимо обратить внимание на один спорный и немаловажный вопрос: существовало ли какой-нибудь город здесь до переселения греков? Прежде всего следует уяснить, что такое город. Городом считается густонаселенный пункт. Академик Греков предавал принципиальное значение определению города с учетом его населения и родом их занятий: «Статус города всегда закреплялся законодательными актами. Не каждый населенный пункт может считаться городом». В Японии, например, городом может быть назван населенный пункт с населением более тридцати тысяч человек. Первое упоминание о городе относится к IV-III-му тысячелетию до нашей эры. Современное законодательство говорит о том, что город должен иметь население не менее двенадцати тысяч человек. Такого населения в Приазовье до прибытия греков не было. И упоминаемый город Павловск существовал только в проекте, его нужно было еще построить, хотя название его фиктивно существовало. К тому же, никаких правительственных указов о переименовании города Павловск в Мариуполь не было. Губернатора Черткова, по свидетельству епископа Феодосия, как громом поразила весть о представлении земель на территории Приазовья крымским грекам. Многие историки отмечают, что до прибытия греков в Приазовье не было никаких селений, отсутствовало земледелие. Это сторожевой приграничный пост запорожских казаков, которые занимались рыбной ловлей и охотой. Одним словом, историки, которые занимались исследованием этих регионов, не сомневаются в том, что город Мариуполь основан крымскими греками. Название же Мариуполь впервые упоминается в грамоте императрицы Екатерины II о переселении греков в Приазовье. Войдя под омофор Русской Православной Церкви, митрополит Игнатий учредит здесь свою кафедру, которая была утверждена Священным Синодом РПЦ. А вот в ордере князя Потемкина говорится не только об отходе греков из Крыма, но и о построении города на берегу Азовского моря. Причем строительство города началось с возведения храмов в честь Успения Божьей Матери, святой Марии Магдалины и святого Харлампия. Эти святыни были не только приходскими храмами, но и центрами духовного возрождения.
225 лет — это не так много. Поэтому многие наши предки прекрасно знают, какую выдающуюся роль сыграл митрополит Игнатий в их жизни. Долгие годы своего архипастырского служения он посвятил простому народу. 16 февраля 1786 года на семидесятом году жизни святитель Игнатий скончался и был погребен в соборе святого Харлампия по греческому обычаю, то есть в сидячем положении. Архивные данные свидетельствуют о том, что до октябрьского переворота в Мариуполе насчитывалось семь храмов. Все они были разрушены в советское время. В 1936 году был разрушен главный собор Мариуполя, где находились честные останки митрополита Игнатия. В связи с этим они были переданы в краеведческий музей, где находились до 1942 года. В том же году, при большом стечении народа, они были перенесены в только что открывшийся Спасо-Преображенский храм. В 1943 году немцы, отступая, сожгли все большие здания города. Пострадал и Спасо-Преображенский храм, а с ним и честные мощи. Люди собрали и сохранили уцелевшие останки, над которыми постоянно служились панихиды.
15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе Мариуполя состоялась канонизация святителя Игнатия, митрополита Готфейского и Кефайского, которая еще раз засвидетельствовала святость жизни этого подвижника. С этого момента жители Мариуполя обрели себе покровителя, заступника и молитвенника».

Затем слово было предоставлено Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. Зал стоя приветствовал Владыку. Он поздравил мариупольцев с юбилеем и призвал их хранить верность заповедям Господним. Затем за заслуги перед православной Церковью он вручил высокие церковные награды городскому голове Юрию Хотлубею (орден преподобного Сергия Радонежского), благочинному Мариупольского округа протоиерею Николаю Марковскому (орден преподобного Сергия Радонежского), а также руководителям мариупольских предприятий, оказывающих спонсорскую поддержку восстановлению и строительству соборов Мариуполя и Мариупольского благочиния: председатель правления Металлургического комбината им. Ильича Владимиру Бойко (орден преподобного Сергия Радонежского), председателю правления завода «Азовмаш» Александру Савчуку (орден преподобного Сергия Радонежского), генеральному директору металлургического комбината «Азовсталь» Алексею Белому (орден святого равноапостольного князя Владимира). Награды были вручены также руководителям частных предприятий, общественных организаций, вложивших свою лепту в утверждение православной веры в Мариуполе.
Благодаря спонсорской поддержке здесь построены Свято-Николаевский кафедральный собор, Свято-Михайловский на левом берегу, Свято-Николаевский в Приморском районе, Свято-Успенский, Свято-Амвросиевский, Свято-Преображенский, Всехсвятский на Староклымском кладбище. В стадии проектирования и строительства — Свято-Харлампиевский собор, собор благоверных Бориса и Глеба. Поднимаются новые храмы в населенных пунктах Мариупольского Благочиния: собор Марии Магдалины на Агробазе, Свято-Николаевский в селе Володарском, в честь рождества Пресвятой Богородицы в селе Толоковка. Близится к завершению строительство храма в честь святого великомученика Георгия в поселке Сартана.

В заключение встречи Юрий Хотлубей преподнес гостям в память о визите хрустальные кубки и иконы Почаевской Божией Матери.
После просмотра документального фильма о старых храмах Мариуполя состоялся праздничный концерт, открывшийся литературно-музыкальной композицией, посвященной основателю города святителю Игнатию.

На следующий день пребывания в Мариуполе Блаженнейший Митрополит Владимир в сослужении митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона, архиепископа Ровненского и Острожского Варфоломея, епископа Вышгородского Павла, секретаря Киевской митрополии протоиерея Виталия Косовского, благочинного Мариупольского округа протоиерея Николая Марковского и духовенства епархии возглавил божественную литургию в Свято-Николаевском кафедральном соборе. По окончании литургии Блаженнейший Владыка еще раз поздравил мариупольцев с юбилеем города, а митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион поблагодарил Предстоятеля за визит, за заботу о богохранимом городе Святой Марии и выразил надежду на то, что он вновь посетит его.
После торжественного приема в связи с юбилеем города Блаженнейший Митрополит Владимир отбыл в аэропорт г. Мариуполя, откуда вылетел в Киев. Блаженнейшего Владыку провожали губернатор Донецкой области Анатолий Близнюк, городской голова Юрий Хотлубей, митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион, священство епархии, руководители мариупольских предприятий и общественных организаций.

Подготовил Валерий Полищук