В. Анисимов. Научный подвиг монаха Андроника
Научный подвиг монаха Андроника
К 110-летию со дня рождения А.Ф. Лосева
Василий Анисимов.
В нынешнем году исполняется 110 лет со дня рождения (и15 лет со дня кончины) последнего выдающегося отечественного философа ХХ века Алексея Федоровича Лосева. Не одно поколение студентов-гуманитариев выросло на его книгах по философии и эстетике. Знать труды Лосева, обладать его книгами — считалось показателем высокого интеллекта и профессиональной подготовки.
Известен подвиг ученого. Он окончил Московский университет, участвовал в знаменитом Религиозно-философском обществе имени Владимира Соловьева, в котором собрался цвет философской мысли «серебряного века» — Вяч. Иванов, о.Павел Флоренский, Е. Трубецкой, Н. Бердяев, С. Булгаков. В 1920-е годы выходят книги, принесшие ему мировую славу: «Философия имени», «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика художественной формы», «Диалектика мифа» и др. В 1930 году на ХVI съезде ВКПб А.Ф. Лосев объявлен «философом–мракобесом», «черносотенцем» и «наглейшим классовым врагом». Затем последовал арест, Беломорканал, работа на лесосплаве. В 1933 году после тяжелого заболевания (кровоизлияния в центр зрения и цинги) его освобождают, а через несколько лет разрешают преподавать классическую филологию сначала в периферийных, а с 1942 года в московских вузах. Однако более 20 лет ему запрещено публиковаться. Несмотря на почти потерянное зрение, угрозу арестов, фактическую творческую изоляцию, ученый продолжал очень напряженно работать: переводить древних философов и богословов, писать философские, богословские, исторические и филологические труды. Но и здесь его ожидали новые испытания: один архив философа пропал после ареста в недрах ОГПУ, второй вместе с библиотекой сгорел в 1941 году во время бомбежки. Так дважды погиб переведенный с греческого Ареопагитский корпус. Тем не менее с 1950-х годов начинают выходить его труды, в том числе и фундаментальная восьмитомная «История античной эстетики», последний том которой он закончил за несколько месяцев до смерти. В этот период ученый опубликовал более четырехсот работ, среди которых 30 монографий. Он по праву считается выдающимся философом-энциклопедистом ХХ века.
Феномен Алексея Лосева, то, что он сумел в крайне враждебных и его творчеству, и его жизни условиях реализовать свой огромной творческий потенциал, мало кто мог объяснить. Его в шутку называли «арбатским затворником» (он жил в Москве, на Арбате), и лишь немногие знали, что он затворником и являлся. В 1929 году, во время жесточайших преследований Православной Церкви, тотального закрытия монастырей и храмов, он тайно принял монашеский постриг с именем Андроника, и вера православная помогла ему не только с достоинством вынести более чем полувековое лихолетье, но и осуществиться как ученому.
Одна из основных богословских проблем для А.Ф. Лосева заключалась в применении принципов Православия для выработки цельной концепции христианской культуры, которая включала в себя и науку, и искусство. Он стремился реконструировать православный тип исторического и социологического мышления, показать его отличие от католического и протестантского, которые легли в основы большинства исторических и социо-культурных европейских концепций (эволюционистских, экономико-материалистических, правовых). Он доказывал губительность для религиозного сознания вероучительных догматов католицизма (в частности Filioque)и протестантизма, считал их еретическими, историко-культурные последствия которых легли в основу многих негативных секулярных устремлений человечества.
Надо отметить, что мыслитель жил во времена, когда в печати было запрещено положительное упоминание Бога и религии. Поэтому приходилось искать философские «научные» понятия: например, вместо слова «Бог» Лосев употребляет слово «Абсолют». Ныне эти вынужденные терминологические «подмены» создают определенные трудности в освоение философского и богословского наследия мыслителя. Смущают и ритуальные ссылки в предисловиях к монографиям на классиков марксизма-ленинизма. Но без них бы они не увидели свет.
Сегодня вообще трудно представить, что исследования философа еще 20 лет назад были малодоступны (массово издавать их начали лишь при перестройке), а довоенные труды упрятаны в спецфонды. Чтобы прочитать их, как и любую религиозно-философскую литературу, отвергаемую марксизмом, приходилось идти на различные уловки. В Киевском госуниверситете, опираясь на наследие богослова, учил знаменитый ныне покойный профессор Андрей Александрович Белецкий. Дело в том, что статьи религиозных философов публиковались в журналах, где печатались также и социал-демократы. Поэтому студент для курсовой или дипломной заказывал статьи Богданова, Луначарского и т.д., а читал Шпета, Шестова, Бердяева, Франка, Лосева. Именно они пробуждали интерес к философской, религиозной, эстетической и филологической мысли. Они оставляли неизгладимое впечатление, поскольку в корне ломали заидеологизированные представления о слове, литературе, философии и художественном творчестве.
Ныне труды А.Ф. Лосева многократно переизданы, но, увы, не стали более доступными. Общество потребления и выживания диктует свои законы. Нет журналов, потерян престиж гуманитарного образования. Государственная идеология классовой борьбы сменилась не менее убогой идеологией борьбы национальной, причем опять же внутри собственного государства. В этих условиях высокая мысль является не только недосягаемой, но и ненужной. Зато есть книги, а значит, есть надежда, что они найдут своего читателя.
Публикуемые ниже материалы взяты из журнала «Свет свыше», издаваемого Ташкентской епархией Русской Православной Церкви. Их любезно предоставил пресс-службе митрополит Ташкентский Владимир, посетивший Киев во время торжеств по случаю пребывания мощей Андрея Первозванного в Киево-Печерской Лавре.
Епископ Мукачевский и Ужгородский Агапит: «Ад хотя царствует, но не вечнует»