Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

С. Герук. Сказка – ложь, да в ней намек?..

Сказка – ложь, да в ней намек?..

По поводу публикации газеты «Столица»

Как всегда, выражая журналистскую солидарность коллегам по перу в целом, не можем остановиться на расхождениях во взглядах и журналистских принципах в частности. В этом еще раз убедился, ознакомившись с публикацией престижного обще-украинского общественно-политического еженедельника «Столица» под заглавием «Храмовий комплекс завис між небом і землею”, (см. № 27, 4-10 июля 2003г.). Непроизвольно и буквально с первых слов этого послания возникло другое название: правда также зависла между небом и землей. А точнее сказать – в предложенном заявлении на имя городского головы Александра Омельченко от имени так называемой Свято-Михайловской общины УПЦ-КП и депутатов Киевсовета и Днепровского райсовета (всего 30 подписей) – правда отсутствует напрочь. И становится стыдно за «столичных» коллег, которые, подавая это заявление, не удосужились даже присмотреться к фактической стороне поднимаемого вопроса. Ведь именно три с половиной года тому назад, составители данного заявления подавали иск на учредителей газеты «Столица» и представителей Киевской городской администрации. В Киевском городском суде слушалось дело о новой попытке УПЦ-КП (январь 2000 г.) захватить Свято-Михайловский храмовый комплекс, находящийся в Дарницком (ныне Днепровском, после очередного передела Киева) районе.
Для тех, кто не знает о чем идет речь, напомним, что в январе 2000 г. группой мирян во главе со старостой Владимиром Макарчиковым была совершена попытка перейти в другую конфессию (из УПЦ в УПЦ-КП) вместе с храмовым комплексом и всеми прилегающими на 2,5 га территории бывшего парка советско-финской дружбы постройками. (Там же находится также обще-украинский чернобыльский мемориал с мемориальной могилой ликвидаторам и памятником воинам-чернобыльцам, которые ежегодно посещает Президент страны и городской голова, «и др. официальные лица»). И дело не в том, что г-н Макарчиков вдруг воспылал любовью к УКЦ-КП и ее предводителю г-ну М.Денисенко. Просто г-н Макарчиков не захотел садиться в тюрьму за кражу церковной собственности, и решил фальцифицировать этот самый переход под крышу такой одиозной фигуры, как г-н Денисенко, преданного анафеме за многие нарушения пред Богом и Церковью, в т.ч. и за воровство всей церковной казны УПЦ (тогда – Украинского экзархата РПЦ). Очевидно, по закону земного притяжения, не желая испытать на себе народную мудрость: «от сумы и от тюрьмы не зарекайся». И, как известно, все, кто не хочет сидеть в тюрьме за воровство, начинают юлить и выкручиваться под любым предлогом, вплоть до эмиграции в США или УПЦ киевского патриархата. И при этом не важно, что ты в течение 10 лет вел активную борьбу против США или г-на М. Денисенко, как это с успехом делал г-н Макарчиков, повергая в тихую ярость седобородого раскольника. Впрочем, до времени сменившего «праведный гнев» на милость, года Макарчиков с командой (в т.ч. и с женой-регентшей), с документами, печатью и деньгами решил «накивать пятами» под белый клобук лжепатриарха.
Автору этих строк прискорбно писать об этом хотя бы потому, что после моей публикации в 1989 году в газете «Вечерний Киев» решением тогда еще советского горисполкома парк советско-финской дружбы по пр. Мира, 16 был передан в собственность Киевской Митрополии Русской Православной Церкви Украинского экзархата. И никаких УПЦ-КП тогда в помине не было, и многие бабушки «с опухшими ногами», жертвовавшие последнее на строительство храма, уже давно умерли, как и второй настоятель протоиерей Иоанн Черниенко, доцент КДС, и академик архитектуры Д.Яблонский, и заслуженный архитектор Украины И.Иваненко, которые уже не встанут с могил, чтобы рассказать правду. Но остались живы многие другие, на кого ссылается г-н Макарчиков. Например, Владимир Гусаков, автор одного из храмов комплекса (бывший председателем Госкомстроя Украины), который святым духом не знает, о чем идет речь и почему г-да из Киевсовета вкупе с раскольниками на него ссылаются. И снова – ложь…
Ложь с первых строк публикации. Например: «В січні 2000-го на очах правоохоронних органів нашу громаду із застосуванням грубої сили буквально вибили “силовики” (козаки, монахи, кримінальні елементи) УПЦ Московського Патріархату із будівель і території збудованого нами за 9 років храмового комплексу. Це було вчинено через прийняте нашою громадою майже одностайне рішення вийти з УПЦ Московського Патріархату і перейти до УПЦ Київського Патріархату (рішення нашої громади про перехід викликане відмовою терпіти далі сваволю і побори з боку керівництва УПЦ МП в Лаврі, наростаючий тиск з метою зміни статуту громади і встановлення прямого контролю Лаври над коштами, що їх громада добувала для ведення цього великого будівництва”.
О каких монахах и криминальных элементах идет речь? Не тех ли местных бродягах-алкоголиках, у которых староста храма менял краденные дома золотые кольца на водку? И что это за « майже одностайное решение»? Так «майже» или «одностайне»? Одностайне не бывает «майже», как не бывает меньшей или большей половина. Заявление о переходе в УПЦ-КП не подписал ни один из пяти клириков во главе с настоятелем протоиереем Н. Макаром, в том числе ни один журналист, на которых ссылаются авторы послания в «Столицу». Этот факт, кстати говоря, послужил главным аргументом на суде в 2000 году, принявшим решение об отказе раскольникам владеть храмовым комплексом, т.к. в заявлении о переходе в «КП» не было ни одной подписи священника. Все было состряпано быстро и наспех, непродуманно и глупо, как всегда бывает при побеге из тонущего корабля. И, следует заметить, убежавшие с корабля не поумнели за это время. Ну скажите на милость, что это за «наростаючий тиск з метою зміни статуту громади і встановлення прямого контролю за коштами”? Статут громады г-н Макарчиков писал в 1989 году лично под себя, чтобы иметь персональную власть над церковными деньгами и не перед кем не отчитываться. В результате у него (инвалида 2-й группы) в гараже оказалось несколько иномарок, три или четыре квартиры, двухэтажная дача, множество ювелирных изделий, в т.ч. редких древних икон, книг и другого антиквариата. И когда возникла угроза все это потерять, а еще более – единоличную власть, в т.ч. и над священниками, он прямиком несется к лжепатриарху Филарету, в надежде все это спасти. Так что «громада” не дуже “успішно будувала цей величний храмовий комплекс на честь небесного покровителя нашого міста Архістратига Михаїла”, как заявляют г-ну Омельченко в первых строках свого послания г-да депутаты под диктовку г-на Макарчикова.
Нужно отдать должное, и автор этих строк тому свидетель, Владимир Макарчиков не всегда был таким. Он действительно ходил в церковь и не боялся говорить об этом в школе в советское время. Любил помогать людям (качества, которые, очевидно, он сохранил и поныне). Но при этом в нем развивался дух авантюризма и любви к звонкой монете. Мне приходилось наблюдать за этим процессом в течение 10 лет и даже советоваться неоднократно по этому поводу со старцами. Те говорили: порывать с Макарчиковым не нужно, т.к. он творит доброе дело – строит храм, а за сребролюбие и властолюбие сам ответит перед Богом. Что и произошло. И очень жаль. Ведь так хотелось, чтобы комплекс был достроен, чтобы не жгли костры бабушки «с опухшими ногами» на 30-градусном морозе, охраняя свои святыни от раскольников, чтобы у нас в Украине вообще не было раскола, чтобы все любили и прощали друг друга, не лгали, не прятали в чулок деньги, не меняли из-за них конфессии и страны, и не придумывали Церкви «под себя». В общем, чтобы все было, как у людей. Однако…

Сергей ГЕРУК

Ремарка. (Заключение суда).