Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Виктор Бондаренко: «Мы все являемся гробовщиками Православия»

Виктор Бондаренко: «Мы все являемся гробовщиками Православия»

(Пресс-конференция председателя Госкомрелигий на первом Всеукраинском миссионерском съезде)

Очень часто в средствах массовой информации можно встретить такие мнения, что среди трех украинских православных структур Госкомрелигий отдает предпочтение нелегитимному с православной точки зрения Киевскому патриархату. Это действительно государственная политика, или какой–то домысел?

Я думаю, что бредни средств массовой информации — хорошее свидетельство наличие свободы слова в Украине. Они могут говорить о нас все, что угодно.
Государство более всего озадачено проблемой единства православных церквей. Отсутствие единства — самая большая угроза Православию.

Есть очень большая проблема в объединении Православия. Поскольку верующие должны поступать по словам Христа, то объединиться возможно только при условии покаяния тех, кто отпал от Церкви.

Чтобы иметь то, чего мы никогда не имели, нужно сделать что-то такое, чего мы никогда не делали. Есть великий православный народ, который стоит на меже восточной и западной христианской традиции. И уже в течение почти пятнадцати лет Православие тратит свои внутренние силы не на обучение, не на воспитание, а на конфликты. И в этом — беда, и за это лежит моральная ответственность и на священноначалии Украинской Православной Церкви, и на священстве всех церковных групп (филаретовцев и автокефалистов), и, конечно, на государственной власти. Мы все можем становиться в позу и быть бескомпромиссными, но факт остается фактом: мы все вместе являемся гробовщиками Православия в Украине. Очевидно, нужно искать какую-то другую позицию. Президент Украины, который олицетворяет собой государство, является гарантом Конституции, неоднократно, четко и недвусмысленно формулировал свою позицию. Она является и моей позицией. Украине нужна единая Православная Церковь. А как это сделать — это внутреннее дело самой Церкви, и государство не будет вмешиваться в этот процесс. Украина — непростое государство. Это пятидесятимиллионный народ, часть которого уже ушла из Православия. Сегодня и Московский Патриарх, и Вселенский Патриарх должны помочь Украинской Православной Церкви.

Вы говорите о создании единой поместной Церкви как идее украинского государства. Но налицо другой факт: субъекты этого предполагаемого процесса идею единения не приемлют и не поддерживают.

Я говорил о том, что о необходимости единой Православной Церкви говорил Президент Украины. Это то, к чему нужно стремиться. Государство убеждено в том, что такой процесс крайне необходим. И мы будем способствовать тем добрым начинаниям, которые будут исходить из церковной среды. Но пока их нет. И мы этим обеспокоены.

Я все-таки хочу спросить: существует ли какая-то концепция содействия государства этому процессу?

Я повторяю, что эта идея сформулирована Президентом. Государство готово поддержать все добрые начинания. Но оно не будет насаждать модель объединения — через покаяние или какую-то другую.

Когда наша родная держава скажет, наконец, что Православие в Украине — доминирующая религия? Все понимают, что это так, но никто не хочет сказать об этом официально.

Это серьезный вопрос. Этот вопрос дискутировался, когда мы обсуждали новую редакцию «Закона о свободе совести…». Я не сторонник такой формулы, ибо она не несет никакой юридической нагрузки. Если депутаты Верховной Рады с вашей подачи или кого-то другого введут эту формулу, посчитают ее необходимой, то особый статус будет зафиксирован в законе. Я думаю, что сегодня это сделать сложно. Ведь нельзя сказать, что вот здесь, скажем, собрались православные, а где-то в другом месте — люди, которые назвали себя православными явочным порядком. Повторяю: я не вижу здесь юридической формулы, которая бы на что-либо работала. Главная сложность в том, что нет единства.

Что говорит статистика о действительном положении дел в украинском Православии? Насколько правомерно ставить на одну доску по степени влияния в Украине каноническое Православие и прочие самозванные группировки? И еще один вопрос: как вы, будучи представителем государства, относитесь к фактам, которые приводятся в книге Василия Анисимова «К истории автокефального и филаретовского расколов», в частности о вербовке Киевским патриархатом боевиков в горячие точки?

Сегодняшняя статистика говорит о том, что, безусловно, самые сильные позиции имеет Украинская Православная Церковь. Она имеет около 11 тысяч приходов, тогда как УПЦ КП и УАПЦ вместе взятые — приблизительно 4,7 тысяч. Но я думаю, что всякий православный верующий должен прийти в ужас от того, что их аж 4,7 тысяч (данные Госкомрелигий о количестве раскольничьих приходов завышены, по УАПЦ, например, они преувеличены в два раза, что подтверждено самой УАПЦ. — Ред.). Я думаю, что сейчас идет внутренняя украинизация Церкви. Украину можно пропагандировать и по-русски, и по-немецки, но — пропагандировать. По второму вопросу. Я, конечно, уважаю работы Анисимова, хотя считаю, что в некоторых из них он ставит вопросы излишне остро. Думаю, ни одна церковная структура не занималась вербовкой боевиков. Я не имею об этом данных служб госбезопасности и думаю, что господин Анисимов их тоже не имеет. (Городской суд Киева приговорил организаторов наемничества, которые оказались руководителями структурного подразделения УПЦ-КП под названием «Чин Святителя Илариона» к длительным срокам заключения.— Ред.) Я бы больше беспокоился об объединении православных, залечиванием раны, которая так долго кровоточит и неизвестно, сколько еще будет кровоточить. Ее можно расковыривать, а можно заживлять. В этом состоит вопрос.

Вокруг кого, по-вашему, должно объединяться Православие: вокруг государства или вокруг Христа?

Мне больно, что вы так ставите вопрос. Вы что, не знаете сами? Или хотите, чтобы я выступил в роли клоуна?

Вы говорите: Президент сказал вот так. Мы помним, что говорил президент Кравчук и как Госкомрелигий, выполняя его волю, регистрировал параллельные раскольничьи общины и епархии. Пришел Президент Кучма — стал говорить одно, после «черного вторника» — другое, сейчас он говорит третье. Через год будет следующий президент. Разве сотрудничество Церкви и государства заключается в том, чтобы смотреть, какой президент что говорит, и соответственно вести себя в зависимости от ситуации? Ведь получается, что Церковь мучается одними проблемами, а комитет, который вы возглавляете, совершенно иными.

Нужно говорить так, как оно было. Мы не считаем Зинченко своим предшественником. Первый реформаторский шаг Президента Кучмы, действительно, состоял в том, что та структура Совета по делам религии была упразднена. Но если Украинскую Православную Церковь устраивает ситуация, которая сегодня существует, когда треть православных оказалась в непонятном положении, если такая ситуация устраивает священноначалие УПЦ — это странная позиция. Об этом я говорю как физическое лицо. Что такое разорванная семья, что такое поссорившиеся между собою дети? А отец горделиво поглядывает на все это — вот я дал! Я хочу напомнить расхожий пример — о хворостине и метле. Насколько проще поломать одну хворостину, чем метлу!
Я думаю, эти разговоры и подобные вопросы на миссионерском съезде алогичны и противоречат сути того, о чем здесь должна идти речь! Речь должна идти о создании силы, разума, интеллекта, духовности, кулака, который бы мог в нынешнем мире делать свою работу. А мы говорим: государство, отойди и не напоминай нам о том, что мы разорваны. У Василя Симоненко есть очень хорошие строки: «ми винні, що міліють ріки і лисинами світять береги, плодяться десь духовнії каліки і виростають наші вороги». Вот эти слова возьмите для себя девизом (я обращаюсь не к Церкви, а к тому, кто задает вопрос). И тогда поставите себе вопрос: нужно государству что-то делать или не нужно, правильно оно что-то делает или неправильно, расходится его позиция с позицией Церкви или не расходится. Конечно, было бы лучше, если бы православные были едиными.
Президент в своем отношении к этим проблемам прошел определенную эволюцию, эволюцию познания этих проблем. Это естественно, потому что он всю жизнь на достаточно высоком уровне занимался техническими вопросами, вопросами организации производства. Я думаю, что сегодняшний Президент (даже не сегодняшний, а уже достаточно длительное время) очень хорошо ориентируется в этих проблемах. И позиции его с 94-го года практически ничем не отличаются от сегодняшних. Ваше дело — ориентироваться или не ориентироваться на Президента. Но мы часть своего народа и должны ориентироваться на собственного Президента. Все народы на президентов ориентируются, они их выбирают и стараются не делать из них посмешище, потому что президент — это честь нации, ее лицо.