Протоирей Мефодий Финкевич: «Демиевка — это духовная свеча, которая никогда не угасала»
120 летие Демиевской Свято-Вознесенской церкви
Протоиерей
Мефодий Финкевич,
настоятель Свято-Вознесенской Демиевской церкви
В нынешнем году Свято-Вознесенской Демиевской церкви г. Киева исполняется ровно 120 лет после ее освящения, которое было совершено в 1883 г. После отмены крепостного права в 1861 г. начался новый период в истории Киева. С ростом населения появилась необходимость в строительстве церквей и школ. На плане Киева в 1880 г. уже было обозначено место для строительства новой церкви, рядом с канатным заводом. Тогда в окрестностях Демиевки были и другие промышленные предприятия: пивоваренный завод Шульца, кондитерская фабрика Ефимова, стекольный завод и др., но особенную роль в строительстве церкви сыграл сахарорафинадный завод.
Место было определено над дорогой в Васильков, причем по другую сторону дороги, и строящаяся церковь оказалась совсем на окраине Демиевки.
Тщанием прихожан и пожертвованием директора сахарорафинадного завода господина Раузера церковь была построена и в 1883г. освящена в честь Вознесения Господня.
С ростом числа жителей росла необходимость в открытии школ и библиотек. Так по данным Киевской уездной Земской управы в 1911 г. в пределах Демиевки действовало шесть школ (училищ).
В 1900 г. церковь значительно расширяется и её западный предел перестраивается. Переносится колокольня вперед, и вся постройка обкладывается кирпичом. Внутри делаются хоры и производится капитальный ремонт. Однако добиться разрешения на это было очень трудно. Церковному старосте Симеону Травкину от имени причта церковного пришлось обратиться к самому императору. И вот в «1900 г. марта 6 дня. По указу Его Императорского Величества, Киевская Духовная Консистория слушала рапорт от 20 января 1900 г. за № 22″ Демиевского церковного старосты Симеона Травкина, в котором он просит разрешения на перестройку церкви и все расходы берет на себя… Так и хочется молитвенно сказать: «Пошли ему, Господи, Царствие Небесное за его усердие и тщание к Демиевской церкви». Много трудов положил в строительство и расширение этой обители ее староста, отставной фельдфебель Симеон Травкин (фонд 127, оп. 875, Д. 2217). Может быть, усердием и молитвами людей-подвижников Господь и сохранил Свято-Вознесенскую церковь, что она выстояла и никогда не закрывалась со времени ее освящения в 1883 г.
Близлежащие районы Киева начали интенсивно застраиваться и заселяться. Подобное произошло и с Демиевкой, которая из подгороднего села очень быстро превращается в обширное предместье Киева. Так что нынешний железнодорожный вокзал «Киев-Московский» именовался тогда Демиевским.
В 1900 г. Демиевка присоединена к Киеву (ф. 1260, Д.345, л.1-10). На карте 1905 г. обозначено, что церковь одной стороной выходила на ул. Большую Васильковскую.
Дорога шла вокруг церкви, огибая её со стороны нынешнего института, на территории теперешнего детсада. Дорогу пересекала ул. Наливайко, примерно там, где сейчас стоит библиотека им. В. Вернадского. Справа от церкви, в сторону Голосеевской площади, стоял памятник Александру III, за ним кондитерская фабрика Ефимова, а далее трамвайное депо.
В документах отчетности церковно-приходских школ того времени встречается упоминание о церковно-приходской школе на Демиевке, находящейся при сахарорафинадном заводе (арендуемое помещение). Однако в «Клировых ведомостях» за 1910 г. при перечислении домов, принадлежащих церкви, значится и церковно-приходская школа на Демиевке, а в «Ведомостях» за 1915 г. записано, что построена новая церковно-приходская школа в 1915 г. Она-то и стоит поныне, деревянная, обложенная кирпичом, как и сама церковь.
В церковной библиотеке имелось тогда уже 1200 томов книг.
В разделе: «Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле» упоминается, что на Демиевке построено два здания — «священникам в 1907 г., псаломщикам в 1914 г. и составляют они собственность церковную».
В 1883 г„ вероятно, первым «священником был Иорофей Иосифов Шмигельский, а церковным старостой отставной фельдфебель Симеон Травкин».
В 1889г. «священником был Никанор Леонтиев Данкевич», при котором обучалось 135 мальчиков и 60 девочек, вероятно, в арендуемом помещении.
В 1900 г. благочинным Старокиевских церквей был протоиерей Павел Троицкий, который и представил рапорт Киевской Духовной Консистории о расширении Демиевской церкви по Указу Его Императорского Величества.
Согласно «Клировым ведомостям» за 1917 г. «Церковь имеет два престола: 1) во имя Вознесения Господня и 2) во имя свят. Василия Великого. Земля при церкви вместе с погостом составляет 1 десят. 600 квадр. саж.» Количество прихожан более 4 тысяч человек.
В настоящее время в 1990 г. была построена новая колокольня, однако о прежней, к сожалению, никаких сведений нет, кем и когда она была разрушена. В том же году, вероятно, впервые, были позолочены кресты и под ними круглые шары над куполами храма и колокольни и 3 креста около них.
От дороги поставлен новый каменный (из бутана) забор с металлической решеткой, которую сделали очень умелые руки старинных кузнецов, и смотрится она как современная.
Над трапезной надстроен верхний кирпичный этаж, ибо не было где проводить занятия по Закону Божию. Семь лет в тесноте проводились занятия с детьми и взрослыми, пока в 1997г. не выхлопотали возвращения помещения бывшей церковно-приходской школы, в которой мы теперь более свободно проводим занятия, а также спевки клироса и хора, который в фестивальные годы 2000-летия Рождества Христова был отмечен как лучший среди церковных хоров.
Вокруг всей церковной территории заменен старый забор новым железобетонным. Все окна в храме и в возвращенном доме заменены, как внутри, так и снаружи, причем внешние рамы все дубовые и покрыты более стойким лаком. Весь пол в храме покрыт дубовым паркетом. Подкупольный осьмерик церкви весь покрыт сайдингом. Колокольня вновь окрашена, и к Пасхе повешены новые звоны. Но самым благолепным украшением внутри храма явилась позолота (тоже впервые) всего иконостаса и десяти самых крупных киотов с иконами в храме.
Раньше мы никаких данных о церкви не имели. Знали лишь, что в 1907г. венчалась в ней Леся Украинка, т.е. Косач Лариса Петровна, с Климентом Квиткой и что освящена она в 1883г. Вот и всё. Но, как говорится, нашему счастью помогло несчастье. Долго мы ходатайствовали о возвращении нам бывшей церковно-приходской школы. С нас требовали документальные доказательства, что здание построено церковью и т.д. И вот пришлось посетить много городских архивов, чтобы буквально по крупице собрать требуемые данные. К тому же архитектурный архив г. Киева погиб в 1942г. Но по милости Божией кое-что собрали и, видно, впервые после Великой Отечественной войны публикуются некоторые сведения о Свято-Вознесенской Демиевской церкви.
Юбилейную дату 120-летия церкви мы намерены отметить в день нашего храмового праздника Вознесения Господня (5 июня).
Приглашаем всех желающих помолиться в этот день в нашем благодатном храме.
120-летие Свято-Вознесенского храма на Демиевке
Протоирей Мефодий Финкевич: «Демиевка — это духовная свеча, которая никогда не угасала»
— Отец Мефодий, ваша церковь одна из самых известных в столице. Говорят, она никогда не закрывалась?
— Храм был построен тщанием прихожан и пожертвованиями директора соседнего сахарорафинадного завода господина Раузера. Освящение его состоялось в 1883 году. Он знаменит и тем, что здесь венчалась Леся Украинка с Климентом Квиткой, а в хоре пел Александр Вертинский. Особо для храма потрудился его первый староста Симеон Травкин, добившийся разрешения на расширение и перестройку храма, уже не вмещавшего всех молящихся.
Божией милостью наш храм один из немногих в Киеве, который никогда не закрывался: ни при большевиках, ни при немцах, ни при Хрущеве. Хотя его священники и прихожане подвергались репрессиям. Известно, что, например, в 1931 году были арестованы и погибли протоирей Григорий Олтаржевский и священник Сергий Пивовонский. Почему не закрывался? Воля Божия. Лавра 30 лет была закрыта, а в Демиевской на протяжении 120-ти лет непрерывно совершалась Литургия. Люди ее очень любят и ценят. Сюда приезжают и ощущают духовную благодать. Можно сказать, что это духовная свеча, которая никогда не угасала.
До 1990 года это была единственная уцелевшая церковь на весь Московский район. У нас служило три священника, которые с трудом справлялись с крещениями и венчаниями (столько было желающих!). Среди наших прихожан на то время было много известных людей. В нашей церкви крестился Валерий Лобановский, его сестра подарила храму два напрестольных Евангелия.
Рядом с церковью находится большое здание церковноприходской школы и библиотека площадью более 200 кв. метров. В свое время школа была одной из крупнейших в Киеве. В 1889 году «при священнике Никаноре Данкевиче обучалось 135 мальчиков и 60 девочек». Позже здание передали Министерству образования под республиканские курсы. Приходу не хотели возвращать это здание и требовали документальных доказательств, что оно построено Церковью. Мы пошли по разным архивам. Было очень трудно собирать сведения, так как Киевский городской архив сгорел в 1942 году. Несмотря на трудности, нам удалось собрать и опубликовать некоторые сведения и об истории храма, и о школе, и о православной жизни Демиевки. Выяснили имя первого настоятеля — священника Иерофея, его сменил отец Никанор. Раньше мы ничего об этом не знали.
На 120-летие храма, которое было приурочено к Вознесению, 5 июня, мы пригласили Блаженнейшего Митрополита Владимира. Но в связи с выпуском в Киевской духовной академии он не смог приехать. Юбилей пришлось начинать нам самим, но с объявлением, что через два дня будет у нас служить Блаженнейший Митрополит Владимир. Он приехал с двумя епископами. Во время молебна чувствовалась особенная радость и торжественность. Блаженнейший благословил крестный ход вокруг церкви. Было много людей, все брали благословение.
А что происходило с храмом при Вашем настоятельстве?
В 1990 году мы построили новую колокольню. Положили в храме новый дубовый паркетный пол, купол обложили сайдингом — очень хорошо смотрится. Заменили старый забор. Но особенная красота — это позолота всего иконостаса и киотов с иконами. Сейчас заходишь в храм — душа радуется.
Вы один из старейших священников Киева. Как Вы пришли к своему призванию?
В сане с 1968-го года. Получается уже 35 лет. С 1952 по 1955 год я служил в армии в Чечне — в Грозном на военном аэродроме. В 1955 году, когда меня демобилизовали, поехал в Киево-Печерскую Лавру, дал маме телеграмму, что остаюсь здесь на рождественские праздники. А остался в монастыре навсегда, домой уже не поехал. Но в 1961 году началась «хрущевщина»: все храмы и монастыри закрывали, в том числе и Лавру. Нас вызвали в районный отдел милиции, сказали убираться.
И что Вы делали потом?
Когда Лавру закрыли, епископа Нестора — последнего наместника Лавры — направили в Харьков, и я поехал к нему. Владыка меня любезно принял, поскольку хорошо знал. Он был простым, милым человеком.
В том же году я поступил в Московскую духовную семинарию, а в 1965 году, закончив ее, поступил в академию, которую закончил в 1969 году.
А как Вы попали в Киев?
В Киев меня всегда тянуло, это прекрасный город. После академии я взял направление в Киевскую епархию. И определили меня в город Таращу. Там не было храма, но восьмидесятилетняя бабушка Варвара сдавала нам в аренду свой дом для служб и одновременно сама там жила. Дом был очень старый, и на Пасху его нельзя было обойти крестным ходом, так как сзади был обвал. Через год меня перевели благочинным в Белую Церковь. Затем был назначен во Владимирский кафедральный собор Киева, где прослужил священником 16 лет. В 1989 году назначен настоятелем Демиевского храма.
Вы долгое время служили рядом с Филаретом, что удержало Вас от раскола?
Почему не пошел в раскол?! Сохрани Боже! Пусть меня выгонят, посадят. Никогда не пойду в раскол. Не дай Господь! Это страшное дело, анафема, грех, который не прощается. Одна старушка говорит мне: хочу поклониться святой великомученице Варваре во Владимирском Соборе. Я говорю, что не надо туда ходить, святая Варвара вас везде слышит, в любой точке земного шара и помогает тем, кто достоин этого. Она так и не пошла, но ей приснился сон, что зашла она туда и ужаснулась: весь собор покрыт темными шторами — ни одной иконы не видно. Эта прихожанка пришла и рассказала мне, что действительно во Владимирском соборе благодати Божией нет и что она больше туда не пойдет. Был и другой пример безблагодатности раскольников: одна женщина купила новые иконы и освятила их в храме. Пришла домой — иконы потемнели. Испуганная женщина пошла к благочинному — отцу Анатолию — и спросила, что случилось. Он поинтересовался, в каком храме она их освятила. Выяснилось, что в раскольничьем. Отец Анатолий провел чин по-новому, и они опять стали светлыми.
На Ваших глазах происходили удивительные вещи. Вы видели, как притесняли Церковь. Сейчас возрождаются и вера, и приходы. Как Вы оцениваете это?
Дай Боже, чтобы так происходило и дальше, чтобы была тишина и покой. Но, видите ли, святые отцы предсказали нам, что эта «тишина» продлится только 15 лет, а потом на нашу православную церковь опять подуют противные ветры. Бывший госсекретарь США Бжезинский сказал как-то, что у них две цели: разрушить Союз и развалить Православную Церковь. Сегодня мы наблюдаем, как открываются иудейские, мусульманские, протестантские школы для детей, а православные — нет. Вот такое «возрождение»!
-У Вас замечательный древний храм со сложившимися традициями. Чем живет сегодня приход?
В меру сил пытаемся помогать строительству монастырей и храмов. Если у нас есть какие-то деньги, жертвуем на строительство храмов. Иногда очень большие суммы. Есть храмы, которые построены только на наши деньги, например, храм в городе Украинка и в селе Жукин Киевской области, в селе Деревяное Ровенской области. Мы помогаем Городоцкому монастырю и регентскому училищу при нем. У нас прекрасный церковный хор и клирос. Он регулярно принимает участие в фестивалях, три года подряд занимал призовые места.
- Ваши прихожане — не только жители окрестных районов?
Да, к нам приезжают и с левого берега, и из Святошино, даже из окрестных сел по прежней привычке, поскольку других храмов в нашем районе не было. Знаменитая матушка Алипия жила в Голосеево, тоже ходила в нашу церковь. Она носила вериги — железные ключи: как только духовное чадо появится у нее, она и вешала на себя очередной ключик. За кого она молилась, тому Господь помогал.
Сегодня она очень почитаема, толпы людей ходят к ней на могилу. Я и сам неоднократно обращался к ней. Я знал ее лично, и именно она предсказала, что буду служить на Демиевке. Бывало встречу ее — она спрашивает: «Ты на Демиевке служишь?». «Нет,— говорю, — в соборе». В следующий раз встречаемся. Она опять: «Ты на Демиевке служишь?». «Да нет, — говорю, — в соборе». И вот так и сложилось, что, по ее предсказанию, уже пятнадцатый год я служу на Демиевке.
Служил на Демиевке почитаемый батюшка, отец Иоанн Киевский (он сейчас у Филарета, ушел в раскол). Его все любили, и я его почитал. Потом, когда совершился раскол, он оказался в соборе. Мы были очень удивлены. А матушка Алипия, когда он еще в Демиевской церкви служил, при всех кричала на него: «Блудник! Блудник!». Никто не понимал, почему. А, оказывается, она предвидела, что он духовно соблудит.
Был еще один случай. У одной женщины муж ушел к другой, перестал помогать семье. А у них трое сыновей. Она, бедненькая, очень страдала и от безысходности решила выпить какие-то пилюли. Тогда к ее матери, живущей в другом городе, во сне явилась матушка Алипия и сказала: «Позвони сейчас же своей дочери, чтоб она не делала того, что собирается сделать, и пусть придет на мою могилку». Мать среди ночи позвонила ей и передала веление матушки Алипии. Дочь пришла в себя. Матушка Алипия была целительницей: готовила разные лекарства, мази. В 50-тые годы она жила на лаврской территории в дупле дерева. Зимой наместник, архимандрит Кронид, приносил ей сухари и уходил, произнося лишь: «Спасайся о Господе». О ней ходят разные толки, но она, мне кажется, блаженная.
Матушка Алипия похоронена на Лесном кладбище. Каждого тридцатого числа на ее могиле очень много людей, батюшки читают акафисты, служат панихиды и молебны. Блаженнейший Митрополит Владимир благословил читать ей акафист. Вот такая благочестивая была у нас прихожанка.
-Отец Мефодий, есть ли у Вас какие-то проблемы сегодня?
Да, проблемы есть. Возвращенная нам церковно-приходская школа нуждается в ремонте. Мы уже закупили новый шифер для покрытия крыши, так что на летние каникулы дел предостаточно — нужно успеть к первому сентября. Словом, дел много, но нас никогда не пугали трудности. И надеемся, что слава нашего храма как твердыни Православия в столице сохранится.