Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Ю. Коминко. Хорошее дело браком не назовут. Гражданским.

Хорошее дело браком не назовут. Гражданским.

Юлия Коминко

«Широк путь зде и угодный сласти творити…»

«Настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье», — так сказал на заре прошлого века философ Иван Ильин. У современной молодежи эти слова вызывают лишь ироническую ухмылку: «Да неужели?». Для молодых людей времен чатов, электронной почты, а также постоянной рекламы презервативов с экранов телевизоров и в метро создание семьи ассоциируется лишь с ярмом на шее и, соответственно, рогами под стать животному, которое в это ярмо можно запрячь. «Запрягать», «напрягать», «припахивать» — так теперь в большинстве своем характеризуют свои отношения неверующие молодые мужья и жены. А фразы вроде «я могу сходить «налево» погулять, когда хочется, но семьей дорожу», воспринимаются «на ура» в контексте модного «жить проще».
«Живи проще!» — призывают молодежь пустые лица с модных глянцевых журналов. «Поддайся искушению!» — поют телерекламы. «Не сдерживай себя, дай волю чувствам!» Этот мотив звучит отовсюду, достигая ушей и глаз молодого человека. А он что — и живет, и поддается, и не сдерживается. И ясно ведь, откуда «ноги растут» у подобных слоганов. Не к простой и беззаботной жизни призывает нас Господь. «Царство Божие силой берется», — сказано в Библии. «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Матф. 7:13-14), — завещал Иисус Христос своим ученикам. А враг призывает молодежь жить в свое удовольствие и быть «вечно молодым, вечно пьяным».
Очень упорствуют молодые в своей духовной слепоте, в разрушении себя, своей личности, жизни. Все жаждут быть свободными. Но проповедуемая сейчас на каждом углу и всеми подряд так называемая свобода личности, как сказал один мудрый журналист, есть «свобода рушить свою и чужие жизни». И все, что предлагает наше безбожное общество сейчас молодежи для «освобождения», в то же время порабощает ее греху. Рабство это ни видеть, ни уж тем более бороться с ним никто не хочет. Всякие попытки Церкви и Православия объяснить молодому человеку, кому нужно такое «освобождение» и куда оно приведет его бессмертную душу после телесной смерти, отбрасываются или с гневом, или с пренебрежением. «Если я захочу поговорить о Боге или о вере, я приду в церковь». Приходят единицы.

«Всего себе повинув греху…»

Пожить в гражданском браке перед свадьбой не пробуют в нынешнее время разве что глубоко верующие люди. Хватает у них смелости довериться Богу в выборе своей второй половины и не «проходить тест на совместимость» перед тем, как соединить свои судьбы. Остальная молодежь так увлеклась поисками «партнеров для совместной жизни», что подчас и вообще забывает о конечной цели. Семья так и не создается. В лучшем случае, парень с девушкой могут прожить долгое время, даже годы, не оформляя отношения. В худшем, как это обычно бывает, люди расходятся и остаются ни с чем.
Идея жизни в «свободном союзе свободных людей» навязывается нам целенаправленно и упорно. Начиная с государства и кончая дешевыми американскими молодежными псевдокомедиями. В минувшем году в нашей стране был принят новый семейный кодекс. «Более демократичный и прогрессивный», как о нем говорят. Одним из показателей его демократичности, вероятно, следует считать тот факт, что отныне гражданский брак, когда двое официально не регистрируют свои отношения, будет признаваться государством. Дети от такого «брака» также будут считаться «законными» и папаше без штампа в паспорте, в случае ухода «на вольные хлеба», предстоит платить алименты. Все, теперь грех блудодеяния возведен у нас в стране на государственный уровень. Государство ведь отделено от Церкви, поэтому ему нет нужды обращать внимание на христианскую мораль и образ жизни. Оно стремиться «одемократиться», провести «нужные» мировому сообществу реформы и потому нормой делает греховную, гибельную жизнь своих сограждан. Гражданский брак — это не семья с ее устойчивостью, стабильностью, взаимопомощью и любовью. Это суррогат, который только создает видимость надежности. В нем нет духовного стержня — основного, на чем держится и семья, и общество, и государство. Люди, живущие в гражданском браке, никому ничего не должны и сами распоряжаются своей жизнью. Часто они не видят надобности в чем-то уступить «неофициальной» второй половине, чем-то для нее пожертвовать. Грубо говоря, гражданский брак — это союз двух эгоистов, которые в совместной жизни строго следят за соблюдением собственных интересов. Как в той шутке: «Они очень сильно любили… Он — себя, она — себя».
Верующему человеку жить в блуде страшно. Это даже не грех, целая греховная жизнь. И порвать с ней нельзя — привычно, удобно, и терпеть тяжело — душа-то к Богу стремится. А на исповедь как идти? Чтобы от Бога получить прощение грехов, нужно ведь не только раскаяться в своих поступках. «Необходимым условием Таинства покаяния является сердечное и полное раскаяние, сопровождаемое твердой решимостью никогда и ни за что в будущем не грешить, — говорится в православном молитвослове. — Истинное раскаяние совершенно немыслимо без твердой решимости исправиться во всем, без искреннего намерения избегать всего, что ведет к греху». А тут, с одной стороны, чистосердечно раскаиваешься, а с другой — знаешь, что после службы вернешься домой и ничего в блудной жизни не изменится.
Как только парень с девушкой объединили себя общим грехом блудодеяния, тут так и липнут на них грехи-попутчики. Детей иметь, естественно, молодые сожители пока не хотят, приходится прибегать к контрацепции. «Пока» постепенно затягивается и приходится «гражданским супругам» предохраняться годами. Для женского организма, особенно в возрасте, когда он готовится выносить и родить ребенка, пользы от такой отсрочки никой нет. Хорошо еще, если Бог даст потом забеременеть. Однако, как говорил один батюшка, увещевая молодую девушку решиться рожать, «потом как-то не беременеется».
Часто модные и дорогие противозачаточные средства подводят, и новая жизнь все же зарождается. А дети все равно еще «не по плану». Оставляют и дают возможность своей крохе появиться на свет единицы. Как правило, скоропостижно устраивается свадьба со всеми атрибутами, разве что без свадебного путешествия. Дарятся коляски-кроватки, пеленки-распашонки, и молодая семья милостью и долготерпением Божиим начинает свой трудный путь.
Но в большинстве случаев с согласия «партнера» или без того девушка беременность прерывает. Часто на такой жуткий шаг решения этой «проблемы» ее толкает нежелание партнера обзаводиться «хвостом». На всю жизнь до Страшного суда останется на их совести загубленная детская душечка. От блудной жизни можно отказаться. Покаяться, получить прощение и жить в мире с собой и с Богом. А неродившийся ребенок уже не родится никогда. «Как я рожу, а если он меня с ребенком потом бросит?» — такие мысли толкают «почти жену» на аборт. В благословенной Богом семье сомнений в «нужности» нового маленького человечка, как правило, никогда не возникает.
Как следствие блудной жизни, глядишь, начинаются болезни, бесплодие. Моральная атмосфера тяжелая и общение уже не приносит радости никому из «супругов». Благодати нет в таком союзе, и люди-сожители начинают тяготиться друг другом. Невозможность полного доверия, необходимость рассчитывать в основном на свои силы, подстраховывать себя на случай «изменения ситуации» в конце концов приводят молодых людей к мысли, что легче расстаться, чем дальше все продолжать. Многие парни и девушки, живущие в гражданском браке долгое время, говорят: «Мы подошли к той черте, за которой нужно было кардинально все менять — или расставаться, или жениться». Расстаются многие. Женятся — единицы.
Среди причин, по которым молодежь сходится «пожить да посмотреть», не последнее место занимает возможность вести регулярную половую жизнь. В наше время часто парень и девушка начинают жить вдвоем, не оформляя отношений, просто чтобы проводить ночи вместе, а не для создания семьи. «Мы еще слишком молоды для семейной жизни!», «Хотим сначала пожить для себя», «Еще на ноги не встали, не можем сами себя обеспечить, не то что семью создавать» — так, уговаривая друг дружку, молодые люди вступают в блудную («взрослую») жизнь, гордясь своей раскрепощенностью и современностью. Эта жизнь предлагается им отовсюду. Блуд как образ жизни пышным цветом расцветает на телевидении и в современных книгах. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет говорил о том, что «обществу прививается стойкий взгляд на семью как на игру партнеров, в которой кто-то должен обязательно проиграть, чтобы выигрыш достался лишь одному. Отношения родителей и детей представляются как некий психологический практикум: получается — хорошо, не получается — ну и ладно». В молодежных сериалах и фильмах женаты только мамы и папы, а молодое поколение все находится в «творческом» поиске. Ищет новое, неисследованное, совершая подчас дикие ошибки, исправить которые не представляется возможным. Блуд теперь показывается романтичным, смелым, интересным, увлекательным. Это нужно попробовать, это все делают. Душа рвется на части, ей грех противен, а вы ее в бездну, в бездну…

«Славою и честию венчай я!»

А спасение, как это часто бывает, совсем близко. Покаяние — причащение — венчание, и жизнь начинается новая, светлая, пусть нелегкая, но это уже, как говорится, своя ноша. Христианский брак, освященный Церковью, своей благодатной силой способен излечить любые душевные язвы и болезни супругов, помочь, поддержать. Это, как говорил Иван Ильин, «есть целый остров духовной жизни… Семья, внутренне спаянная любовью и счастием, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости… Она подобна прекрасно распустившемуся цветку».
«Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 5-6). Двоих ранее не знавших друг друга людей объединяет не корыстный интерес или «половая совместимость», а любовь. То, что каждый человек ищет на земле и к чему на самом деле стремится его душа. В христианском браке любовь особая. Отец Сергий Булгаков писал: «Согласно христианскому благовестию, любовь есть взаимный дар друг другу. Вступающий в брак отдает себя всего — свое тело, свою душу, свою жизнь — другому. Он уже над ними в каком-то смысле не властен, и получает в дар от другого его жизнь, его тело, его душу. Это именно выхождение из себя, взаимно отдача друг друга, наподобие отношений Христа, и Церкви, и выше».
Раскрывая сущность и важность супружеской жизни, митрополит Киевский и всея Украины Владимир когда-то сказал: «Православная Церковь усматривает в Таинстве брака духовную тайну, которая становится доступной сознанию супругов как тайна единения Господа Иисуса Христа с Церковью. Поэтому брак рассматривается ею как особое Таинство, сопряженное с действием благодати Божией… Христианская семья представляет союз, при котором царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, общее участие в молитвах, Таинствах, в радостях и горестях — словом, совместный труд с целью сделать жизнь лучше, легче, благочестивее, спасительнее… Святость христианского брака делает его непохожим на любой брак, заключенный вне Церкви, ибо благодатью Божией он становится «камнем», на котором из семьи созидается домашняя церковь — церковь по существу своей жизни. Именно церковность дает семье те крылья, с помощью которых можно воспарять в Горний мир и питать семейную жизнь благодатной любовью к Богу и друг другу».
«Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье». Только нужна мудрость наша и помощь Божия, чтобы смогли мы преодолеть соблазн, отвернуться от греха и трижды в храме перед аналоем услышать благословенное «Господи Боже наш, славою и честию венчай я!»