Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Ветеран войны, схииеродиакон Киево-Печерской Лавры Лука: «Солдат Великой Отечественной знал, что братской могилой жизнь не заканчивается»

День Победы

09.05.2003. УКРАЇНА. УКРАЇНСЬКА ПРАВОСЛАВНА ЦЕРКВА ЗА ТРАДИЦІЄЮ ВШАНОВУВАЛА ПАМ’ЯТЬ ВОЇНІВ, ЯКІ ЗАГИНУЛИ В РОКИ ВЕЛИКОЇ ВІТЧИЗНЯНОЇ ВІЙНИ

В усіх монастирях та храмах України, біля меморіалів та пам’ятників відправлялися панахиди та заупокійні літії на згадку про тих, хто поклав своє життя за близьких своїх. Заупокійне богослужіння та покладання вінків від Української Православної Церкви до пам’ятника Слави очолив ректор Київських духовних шкіл професор протоієрей Микола Забуга.

10.05.2003. ХМЕЛЬНИЦКИЙ. БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР ОСВЯТИЛ КРЕСТ-ПАМЯТНИК ПОЧИВШИМ ОДНОСЕЛЬЧАНАМ

Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил свою малую родину — с. Марковцы Летичевского р-на Хмельницкой епархии. Его тепло, с хлебом и солью встречали архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний, духовенство округа, односельчане.
7 мая 2003 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении архиепископа Хмельницкого и Шепетовского Антония и епископа Вышгородского Павла освятил крест-памятник почившим односельчанам на сельськом кладбище. Памятник сооружен митрополитом Владимиром в память о погибших жителях родного села.

11.05.2003. ХМЕЛЬНИЦКИЙ. ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР ОТСЛУЖИЛ ПАНИХИДУ О ПОЧИВШИХ ВОИНАХ

В День Победы Блаженнейший Митрополит Владимир в сослужении архиепископа Хмельницкого и Шепетовского Антония и епископа Вышгородского Павла совершил Божественную литургию в Свято- Михайловском храме села Марковцы. После богослужения Предстоятель Украинской Православной Церкви отслужил панихиду по погибшим воинам на братской могиле сельского кладбища. В слове к односельчанам Митрополит Владимир отметил: «Священное Писание говорит, что нет большей любви, чем положить душу свою за друзей своих. И погибшие в Великой Отечественной войне это исполнили. За это все мы должны быть им благодарны и молиться о них».
08.05.2003. СИМФЕРОПОЛЬ. МИТРОПОЛИТ ЛАЗАРЬ ВСТРЕТИЛСЯ С ПРАВОСЛАВНЫМИ ВЕТЕРАНАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В актовом зале епархиального управления ветеранов встречали митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, а также представители Объединения православной молодежи Крыма. Здесь собрались прихожане крымских храмов — участники Великой Отечественной войны, среди которых немало кавалеров боевого ордена Александра Невского. Их имена будут занесены в скрижали восстанавливаемого в Симферополе кафедрального Свято-Александро-Невского собора. Для фронтовиков был организован праздничный обед. В приветственном слове митрополит Лазарь поблагодарил ветеранов за то, что отстояли родную землю. Митрополит отметил огромную роль, которую сыграли ветераны в формировании общественного мнения крымчан за возведение взорванного в 1930 году кафедрального собора в честь благоверного князя Александра Невского.
Представители Объединения православной молодежи вместе со студентами Крымского училища культуры порадовали гостей духовными песнопениями и песнями военных лет. В завершении встречи собравшиеся хором спели «День Победы» и «Многая лета». Ветераны расходились с цветами, подаренными молодежью, и освященными пасхальными куличами, принесенными прихожанами симферопольских храмов.
Пресс-служба Симферопольской епархии.

11.05.2003. ХМЕЛЬНИЦКИЙ. АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ ПОЗДРАВИЛ ВЕТЕРАНОВ С ДНЕМ ПОБЕДЫ

В День Победы архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний принял участие в торжественном собрании ветеранов и возложении венков на могилы воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны на военном кладбище Хмельницкого. По окончании торжественных мероприятий владыка Антоний обратился к ветеранам со словами благодарности за то, что они в страшные военные годы не жалели себя ради нашего благополучия.

12.05.2003. ХЕРСОН. В СВЯТО-ДУХОВСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ СОСТОЯЛСЯ МОЛЕБЕН ЗА ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

10 мая архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан возглавил молебен за ветеранов Великой Отечественной войны. Собравшиеся такеже молитвенно вспомнили тех, кто ценой собственной жизни приближал День Победы. Митрофорный протоиерей Михаил Гаркушенко в словах проповеди вспомнил о тех великих днях, когда с Божией помощью наш народ победил германский нацизм и его человеконенависническую адскую теорию рассовой дискриминации. Владыка Ионафан передал ветеранам, присутствовавшим на молебне, продуктовые наборы. Тем, кто по немощи не смог прийти на молебен, молодёжь из православного центра “Лествица” доставила продуктовые наборы на дом.
Пресс-служба Херсонской епархии

Ветеран войны, схииеродиакон Киево-Печерской Лавры Лука: «Солдат Великой Отечественной знал, что братской могилой жизнь не заканчивается».

«Война». Это слово десятилетиями не сходит с уст. О ней говорят везде: от Парламентского зала до подземного перехода. Причем, звучат мнения политиков, общественных деятелей, ветеранов… . Но что думают по этому поводу церковные люди: православные священники и миряне. Ведь среди них немало фронтовиков. Чего стоит хотя бы старейший насельник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, схииеродиакон Лука (в миру: Виктор Кондратьевич Яцко). В 1939 году этот человек ушел на фронт прямо из аудитории Киевского медицинского института и в рядах танковых войск прошел всю войну. На фронте случалось всякое: ранения, гибель однополчан, окружения, свистящие пули, взрывающиеся гранаты, контузия…. Но это не заставило его свернуть с боевой дороги. И он дошел. До победного конца – до Берлина….

Война началась как-то неожиданно. Люди рождались, учились, трудились, создавали семьи. И вот — весть о войне, которая у многих стала на пути к светлому будущему. Как все это встретили православные?
Каждый человек ставит перед собой цель и идет к ней своей дорогой. Путь долгий, утомительный. Странник преодолевает всевозможные препятствия, обходит камни преткновения, жертвуя самым дорогим и близким — лишь бы поскорее дойти. Только надежда на светлое будущее и дает силы. Но что, если в какой-то момент эта цель вдруг исчезнет? Причем безвозвратно…. Так вот, растерянность, беспомощность и безысходность — это первое, что ощутили люди, стоя у радиоприемника в четыре часа утра 22 июня 1945 года. Мало кто тогда высказывался вслух, потому что все были, что называется, в шоке. Но внутри, в человеческих сердцах происходило крушение великих надежд. И это понятно: ведь у каждого были жизненные планы, мечты, желания. И вдруг в какое-то мгновение все это оказалось за высокой бетонной оградой. Поэтому люди не видели другого выхода, как только роптать. Православные христиане встретили весть о начале войны с осознанием, что «ни один волос не упадет с головы человека без воли Божьей». Вера помогала людям стоять мужественно. Кроме этого, церковные люди не видели повода для ропота. Они понимали, что война попущена Богом в наказание за отступления от Истины, а также для того, чтобы кого-то смирить, кого-то вразумить. С точки зрения христианства Великая Отечественная война — это не свидетельство того, что Бог, будучи жестоким тираном, ненавидит человечество. Война в очередной раз доказала, что Спаситель безгранично любит людей. А Священное Писание по этому поводу говорит: «Бог, кого любит, того наказует».

Война — это свистящие пули, разрывающиеся снаряды, кровь, человеческие жизни и искалеченные судьбы. Чем жила в то время Православная Церковь?
В военные годы Православная Церковь продолжала осуществлять свою спасительную миссию. По примеру Патриарха Сергия (Страгородского) епископы писали послания в воинские части своих епархий, в которых призывали солдат мужественно защищать Родину. Священники ежедневно посещали подразделения: там служились водосвятные молебны, солдаты крестились, исповедывались, испрашивали благословение. Важную роль играли православные храмы в тылу. В период с 1941 по 1945 годы в церковной ограде протекала оживленная литургическая жизнь. Двери храмов были открыты ежедневно, и постоянно кто-то приходил. Кому-то нужно было отслужить панихиду по почившему сроднику, кому-то исповедаться. Кто-то просто приходил и, поставив свечку, долго стоял у икон, кто-то нуждался в пастырском совете. В это время трудно приходилось священникам. Так, например, во многих населенных пунктах церковь была единственным местом, где можно было узнать какие-то новости с фронта. А они, как правило, были отнюдь не утешительные. Священник понимал, что для прихожан он конечная инстанция. Так что слово, которое он произнесет сейчас с амвона, для многих будет решающим. Но, несмотря на это, проповедь во время войны не прекращалась. Как сейчас вспоминаю, в те страшные годы очень многие приходили в вере. До войны я учился в Киевском медицинском институте, и хорошо, если на весь наш факультет, а это около тысячи человек, было пару десятков верующих. За время войны их стало значительно больше. Причем к вере люди приходили по-разному. Кто-то, потеряв родственников, не смог в одиночку перебороть скорбь, кто-то выжил в экстремальных обстоятельствах и принял Крещение в благодарность за чудо, кто-то пришел с войны инвалидом и понял, что без помощи Божией просто не сможет существовать. Отрадно осознавать, многие вчерашние атеисты и безбожники, которые писали доносы в деканат, выслеживали нас в храмах, высмеивали наши убеждения в стенгазетах и на комсомольских сходках, становились прилежными прихожанами. Пусть через скорби…. Ведь недаром Священное Писание говорит, что «…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь…» (Мф. 7; 14).

Говорят: «В окопах атеистов не бывает». В тылу об этом, наверное, мало задумываешься, а вот на войне….
Эта фраза очень удачно изображает состояние человека, находящегося за линией фронта. Но чаще всего человек, сидящий в окопе, задумывается о Боге из-за страха за свою собственную жизнь. Причем одни сами бояться умереть, а были и такие, которые боялись оставить на произвол судьбы своих родных и близких. Мне пришлось служить в танковой дивизии. И вот наезжая на фашистские окопы и разрушая заграждения, я часто задумывался над следующим: как вели себя штабные офицеры и полевые солдаты? Для каждого комбата, планирующего наступление, первостепенной задачей был захват того или иного стратегического объекта. Хорошо отпечатались в памяти строевые лозунги офицеров подобного рода: «Во время военной операции — освободить город от оккупантов и захватить здание совета!» Реальность же была такова, что на определенном этапе рядовой солдат думал об одном: «Как выжить?!» Кто-то плакал под пулями и осколками и просил Бога о пощаде. Но в основном ребята «что-то обещали Богу в обмен на жизнь». Сколько раз приходилось слышать: «Боже, если выживу, попрошу у всех прощения, оставлю плохие привычки, стану ходить в церковь и многое другое». Я знал многих людей, которые после войны не забыли свои фронтовые обещания.

Во время войны угроза смерти никогда не отступала от солдат. Но в экстренных ситуациях по-разному вели себя верующие и неверующие, не правда ли?
Действительно, фронт — это страшное место. Иностранный кинематограф обманывает людей, когда пытается показать, что на войне все просто. На самом деле, бой страшен тем, что здесь все происходит очень быстро и один раз. Солдат не имеет права на ошибку. Каждый неверный шаг может оказаться последним. Поэтому на фронте, как нигде лучше, человек начинает ценить жизнь. Верующие люди старались каждую минуту прожить достойно. Близкими спутниками становились покаяние и молитва. Многие солдаты в кратких перерывах между перестрелками переосмысливали свою жизнь, писали «прощальные» письма, в которых просили прощения у родных. Мне приходилось видеть фронтовые дневники. Так вот каждая такая тетрадь, поспешно исписанная дрожащей рукой, это «крик души». Ведь каждая строка, особенно перед наступлением или после поражения, писалась как последняя. Нужно сказать, что церковному человеку в военные годы было легче. Ведь он понимал, что братской могилой жизнь не заканчивается, — впереди целая вечность. Неверующим ребятам было куда сложнее. Если для христианина смерть на земле — это «мост», ведущий в «светлое» будущее, то для нецерковного сознания — это глубокая пропасть. И сама мысль о том, что в любой момент туда можно упасть, вызывала страх, обостряла чувство беспомощности. По этой причине во время боя некоторые ребята пытались отойти назад, а кто-то просто дезертировал. Верующему человеку такое и в голову не приходило, так как он имел множество примеров для подражания. Это Господь Иисус Христос, пострадавший на кресте, а так же сонм святых мучеников и исповедников, исповедовавших Истину своей кровью. Они старались поделиться этим сокровищем с однополчанами. Так, в моей части практически все ребята знали о подвигах благоверного князя Александра Невского, о мученической кончине Георгия Победоносца и славного воина Меркурия Смоленского. Таким образом, если светский человек «лез из кожи вон», лишь бы спасти свое тело, то для христиан на первом месте стояло спасение души. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10; 28) — эти слова придавали православным воинам мужества там, где светским сознанием овладевала паника.

Как отражается война на духовном состоянии человека: калечит или все-таки закаляет?
Все зависит от того, какое место занимает война в жизни солдата. Я знал многих ребят, которые уходили на фронт в расцвете сил, а вернулись домой «стариками с расшатанной нервной системой». Для них война была повинностью, возложенной партийным руководством. Вы спросите, ради чего они воевали? Ради себя. Задача защитить Отечество подменялась мыслью о том, «как бы пуля не задела». При таких взглядах война оказывала разрушительное действие на душу. К сожалению, появлялись дезертиры, а еще хуже — предатели. Но в основном мне довелось служить с ребятами, для которых война была священным долгом. А для этого необязательно быть православным христианином. Просто человек должен любить место, где он родился, и людей, которые дали ему жизнь и «поставили на ноги». Такие люди, ежедневно глядя смерти в глаза, закалялись, словно «сталь в горниле». К счастью, многих война сделала мужественными и научила сочувствовать чужому горю.

В фронтовом лексиконе есть словосочетание «товарищеская исповедь». О чем говорили солдаты перед смертью?
В части, где я служил, не было священника. Поэтому ничего другого не оставалось, как делиться своими переживаниями и проблемами с товарищами по оружию. Особенно спешили открыть свое сердце раненые. Когда я попал в госпиталь, то понял, что миссия докторов состоит не только в том, чтобы сделать укол или перевязать рану. Люди в белых халатах подолгу просиживали у коек тяжелораненых. Ребята боялись умирать, ведь жизнь еще только начинается, как много всего задумано, но как мало сделано. Посмотришь на доктора: он уже несколько суток не спал, сегодня сделал много сложных операций. И вместо того чтобы пойти отдохнуть, сидит и терпеливо слушает излияния солдатика, у которого в тылу осталась любимая девушка, мама перебивается черствым хлебом в нетопленом доме, или малолетние дети целыми днями смотрят в окно грустными глазами…. И мало ли что еще. Те из них, которые выжили, с благодарностью вспоминают этих людей. Во время боевых действий солдаты не могли позволить себе такую «роскошь». Там время летело с неимоверной скоростью, пули молниеносно поражали солдат. И они, падая, старались ухватиться за пробегающего мимо товарища, как за соломинку. «Браток, я умираю, прости меня», «…почему-то совсем не страшно», «…дойдите, освободите!», «…не говорите матери», «…я сделал много зла…» — тысячи солдат говорили подобные фразы в последний раз. Также поражало мужество фронтовых санитарок. Ребята, не стесняясь, рассказывали им свои жизненные истории. Многие из них потом вспоминали: «Пока дотащишь раненого до окопа и сделаешь перевязку, он тебе всю свою жизнь расскажет от начала до конца». Особенно меня поразил случай, когда тяжелораненый фашист (я знал немецкий язык), свалившийся в наш окоп, произнес: «Бог ведь всех прощает, а вдруг меня накажет?» Как видим, перед смертью солдаты думали о чем-то чистом и возвышенном, хотя многие из них не были даже крещены.

Много ли Вы знаете священников-фронтовиков. Как они вспоминают военные годы?
Практически все мои знакомые священники, имеющие боевые награды, пережили во время войны трагические моменты: кто-то оказался в плену, кто-то подвергся пыткам в концлагере, кто-то чудом уцелел во время бомбардировки. И в экстремальных ситуациях многие из них говорили примерно такие слова: «Боже, если выживу, буду всю жизнь служить Тебе». Когда Господь помог человеку один раз, он потом все время обращался к Нему за помощью. Только вот есть такая особенность: священники не любят рассказывать о своих фронтовых подвигах. Как правило, они говорят о войне в общем, а о каких-то своих заслугах просто умалчивают.

Не кажется ли Вам, что со временем война постепенно забывается? Ведь многие молодые люди вряд ли помнят важнейшие события тех лет. Хорошо, если кто-то из них сможет вспомнить пару куплетов из военных песен или стихотворений….
С каждым годом молодые люди все менее интересуются войной. Складывается впечатление, что времена, когда фронтовыми подвигами восхищались, а ветеранов приглашали в учебные заведения, уходят в прошлое. Сейчас этих людей можно на пальцах пересчитать. Меня поражает бедность, в которой многие из них оказались. Вместо того чтобы обеспечить им нормальный уровень жизни, государство «кормит» их импортной гуманитарной помощью. А бедный фронтовик держит в дрожащей руке консервы германского производства и плачет: «Ради чего я воевал!» Очень ошибаются юноши и девушки, считающие, что война не стоит их внимания, а фронтовики не достойны их уважения. Нужно учитывать, что эти люди воевали не ради своего личного благополучия. Великая Отечественная война — трагедия для всего человечества. И о ней нельзя забывать хотя бы потому, чтобы наши дети не повторяли подобных ошибок и не становились жертвами человеческой злобы и ненависти

Из воспоминаний тех лет видно, что немецкие власти терпеливее относились к Православной Церкви, нежели партийное руководство…
За время войны фашисты сознательно не разрушили ни одного православного храма. Я не имею в виду святыни, пострадавшие во время бомбежек. Как это ни удивительно, но оккупанты терпеливо относились к Православию. Все храмы были закрыты советской властью еще до войны. Многие из них переоборудованы под конюшни, склады и клубы. Гитлеровцы, наоборот, открывали церкви и создавали условия для проведения богослужений на оккупированных территориях. Так, например, во время господства нацистского режима в Киеве тысячи людей получили возможность ежедневно посещать Киево-Печерскую Лавру.

В Евангелии сказано: «Взявшие меч, мечем погибнут» (Мф. 26; 52). В таком случае, как объяснить то, что светочи Православия преподобный Сергий Радонежский и Патриарх Сергий (Страгородский) благословляли солдат на войну. А великие князья и императоры-воины Константин Великий и Александр Невский канонизированы?
В данном случае Господь говорил о нападении. Ведь тогда в Гефсиманском саду Он не нуждался в защите, поэтому и приказал Петру вложить меч в ножны. Но Церковь никогда не оставалась в стороне во время захватнических войн. В своих проповедях священники обличали захватчиков и призывали их к покаянию. Защитников же Отечества благословляли в бой. Именно такое благословение преподал в свое время преподобный Сергий Радонежский русским воинам. Что касается великих князей, так ведь никто из них, будучи христианином, не захватывал чужие земли. Да, они проливали много крови, но этим они противостояли большему злу, защищая веру и Отечество от иноверцев. Более того, князья постоянно прибегали к помощи Божией и не принимали важных решений без благословения духовенства. Так, император Константин одерживал свои победы, благодаря крестной силе, а благоверный князь Александр Невский постоянно повторял перед боем: «Победа не в силе, а в правде!»

Записал Александр Андрущенко