Україна Православна

Луганська єпархія
Донецька єпархія
Сіверодонецька єпархія
Запорізька єпархія
Бердянская епархия
Харьковская епархія
Сімферопольсько-Кримська єпархія
Джанкойська єпархія
Херсонська єпархія
Новокаховська єпархія
Дніпропетровська єпархія
Криворізька єпархія
Полтавська єпархія
Кременчуцька єпархія
Сумська єпархія
Конотопсько-Глухівська єпархія
Чернігівська єпархія
Ніжинська єпархія
Николаевсая епархия
Олександрійська єпархія
Кировоградская єпархія
Уманська єпархія
Київська митрополія
Свято-Успенська Киево-Печерская Лавра
Белоцерковская єпархія
Вінницька єпархія
Тульчинская єпархія
Хмельницька єпархія
Шепетівська єпархія
Чернівецька єпархія
Волинська єпархія
Володимир-Волинська єпархія
Львівська єпархія
Івано-Франківська єпархія
Мукачевська єпархія
Хустська єпархія
Рівненська єпархія
Одеська єпархія

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

П. Раллев. Утопизм кардинала Гузара

УТОПИЗМ КАРДИНАЛА ЛЮБОМИРА ГУЗАРА,
или «Экуменизм наоборот»

«Наше задание сказать Западу, что такое Восток,
а Востоку — что такое Запад»
кардинал Любомир Гузар

Кризис идентичности

Любомир Гузар производит впечатление открытого и живого человека. У него открытый взгляд, живые глаза, а седая борода добавляет к его образу какой-то патриархальный и сугубо «восточный» элемент. Он умеет расположить к себе, легко поддерживает разговор и часто улыбается.
Когда кардинал Гузар стал главой УГКЦ, эта Церковь находилась в довольно незавидном состоянии. Хотя УГКЦ удалось найти мощную поддержку в Западной Украине и количество новых общин росло, она оставалась сугубо региональным явлением, к тому же с ярко выраженным сельским менталитетом. Низкий уровень образования клира не уравновешивался высоким уровнем патриотизма, богословские школы оставляли желать лучшего, а издательская деятельность носила спорадический и не слишком профессиональный характер.
Так глава УГКЦ оказался как бы между молотом и наковальней. С одной стороны Ватикан, откуда ставится задача усилить религиозные факторы конфессиональной идентичности и расширить современное «галицкое» мировоззрение до рамок «европейского». С другой — «маємо те, що маємо» — не секрет, что большинство клира и мирян УГКЦ устраивает именно ее нынешний имидж УГКЦ как церкви «политически сознательной» и региональной по менталитету.
Увы, история не ставит перед нами легких задач. А отсюда, как это всегда бывает в жизни, и ошибки. Причем, как это чаще всего случается, «маленькие» люди склонны делать «маленькие» ошибки, а «большие» — ошибки «побольше»…

Киевская утопия

Ошибка кардинала Гузара — классическая. Он пытается развязать проблему, лежащую в области внутрицерковно, сугубо внешним образом — путем переноса кафедры первоиерарха УГКЦ в Киев. Он стремится вырваться из «регионального гетто», стать из церкви, чья география ограничена тремя областями в западной Украине, церковью всеукраинской. Но разве здесь приемлем сугубо внешний путь? Разве может УГКЦ стать более «восточной» церковью, никак не меняясь внутренне? С тем же недоверием к православному богословию, сугубо негативистским видением истории Православной Церкви и, наконец, главное — недружелюбным, мягко выражаясь, отношением к своим «братьям-православным»? Современная Греко-Католическая Церковь является заложником своей собственной истории, а ее позиция во многом формируется не в результате самостоятельного осмысления экклезиологических реальностей, а желанием противопоставить себя той Церкви, от которой она когда-то отделились, т.е. православной Киевской Митрополии.
Формально кардинал Гузар делает очень интересные и многообещающие заявления. Не нужно ставить вопрос “кто мы?”— заявляет глава УГКЦ (и его можно понять: по колкому выражению современного анонимного острослова, греко-католик — это «не грек и не католик»). Вопрос необходимо ставить иначе, утверждает Гузар: «К чему мы призваны? Каково историческое призвание УГКЦ?» Его ответ: греко-католики должны «сказать Западу, что такое Восток, а Востоку — что такое Запад». Другими словами, католики восточного обряда должны помочь Востоку и Западу в их нелегком богословском и культурном диалоге.
Что ж, никакой альтернативы диалогу нет, иначе у христиан нет никакой цивилизационной перспективы. Совершенно ясно, что если мы хотим жить в привычном нам пространстве христианской культуры ( пусть даже культура эта сегодня и лежит в руинах ), то мы должны находиться в диалоге, стремясь к взаимообогащению, а не разобщению. Поэтому формально идея кардинала Гузара актуальна и заслуживает уважения: реальная встреча Востока и Запада необходима и нужна, и все мы готовы содействовать этому в меру сил.
Но следует ли этому универсальному принципу УГКЦ в своей реальной жизни? Может ли она принести Западу аутентичное свидетельство о глубине богословской мысли Востока, свойственном ему церковном способе жизни, принципах духовной жизни? Ведь Восток — это не географическое понятие, и оттого, что Львов размещен на карте восточнее Рима, львовские католики не делаются «восточнее»? Более того, не станут они такими и тогда, когда кафедру Гузара перенесут в Киев. Стены «патриаршего собора» греко-католиков могут и на киевской земле остаться закрытыми для общения. География здесь бессильна. Для того чтобы представлять Восток, нужно его любить. Гузар же, похоже, пытается совершить нечто утопическое. Его идея перенести центр УГКЦ в Киев и тем «само собою», «механически» стать более «восточной» и «киевской» церковью — это чистой воды утопия. Физическое пребывание на киевской земле не означает причастности к киевской церковной традиции. Можно физически находиться в Киеве и вместе с тем быть чуждым его духу. Тогда строение, не имея подлинного фундамента, превратиться в утопию, в то, что не имеет своего реального «топоса» (греческое «утопия» — это «то, что не имеет места»). Кафедра зависнет в воздухе…

«Любить или не любить?»

Причастность возможна лишь там, где существует любовь. А любовь… ее нельзя сымитировать, искусственно насадить, нельзя повелеть любить — не только другому, но даже самому себе. Любовь означает вовлеченность в жизнь другого, общение, единство в образе бытия. Как видим, любить извне невозможно. Невозможно извне увидеть реальность такой, какой она есть на самом деле, нельзя извне сделать то, что мы любим «своим» и «неотъемлемым»…
Гузар говорит, что знает и любит Восток. Оспорить это трудно. Да и нужно ли? Глубины сердца человеческого до конца обозримы лишь с «точки зрения» Бога. Но все же здесь возникает вопрос: а, что, собственно, имеет в виду Гузар под «любовью к Востоку». Византийскую иконопись? Богословие отцов-каппадокийцев? Восточную литургию? Позвольте, но ведь все это не музейные экспонаты, не какие-то разрозненные и неживые элементы. Восток — это нечто целое и живое. Все это не перестало «быть», не умерло, а живо: живет живой жизнью как Православная Церковь. Стало быть, нельзя любить Восток, отвергая то, что является его сердцевиной, его духовным средоточием, то есть без любви к Православной Церкви.
Очень легко любить что-то абстрактное и лишенное реальности. Но попробуй полюбить «ближнего», того, кто находится в непосредственной близости от тебя, на расстоянии вытянутой руки… Гузар хочет любить Восток, но не православных. Любить Православие «вообще», но не любить его историческое воплощение. (Любовь к конкретному, осязаемому — это вообще крайне трудная задача, достаточно лишь вспомнить, что иудеи времен Христа были согласны любить Бога «вообще», но не «Раба Ягве», Который умер позорной смертью на кресте). И кардинала можно понять, во всяком случае, с точки зрения социологической: ведь если он признает, что сердцевина Востока — это не униатская, а Православная Церковь, как же тогда будет необходимо определять саму Греко-Католическую Церковь? Может ли она тогда признаваться как посредник в диалоге между Востоком и Западом? Или, быть может, ее статус ближе к идее Баламандского соглашения: «неудачная попытка» (согласно п. 12 этого соглашения, униатизм «нельзя в будущем воспринимать ни как метод, ни как модель единства, к которому стремятся наши Церкви»).
Мы знаем, что подлинная любовь не может принести неудачу, ибо источник этой любви в Боге. Но как трудно решиться на эту любовь! Ведь любовь всегда, всегда ставит нас перед страшным выбором: либо все, либо ничего. Либо отдай все и будь любим, либо останься при «своем» и пребывай вне любви. Любовь не скупится, не ищет эффектной позы, подлинная любовь не склонна выражать себя в громких словах и заявлениях. Более того, подлинная любовь никогда не ищет оправдания в нелюбви, любовь не может сказать «я не люблю, потому что…» Любовь не любит только тех, кто любит ее. Она либо есть, либо отсутствует. И ее присутствие всегда заметно.
Стоит ставить вопрос: ощутима ли для православных Западной Украины любовь греко-католиков к православному Востоку. Воздержимся. Ответ очевиден. Христианин забирает у другого христианина храм, так как «это по справедливости»: ведь «когда-то этот храм был не православным, а униатским» (а раньше?). Христианин обвиняет другого христианина в том, что он «недохристианин», так как он «не состоит в общении с Папой». Христианин бьет по лицу другого христианина, потому что ему не нравится, что тот принадлежит к конфессии, которая «недостаточно патриотична». Христианин не видит в другом христианине Христа и образ Божий… Я не хочу сказать, что во всем виноваты только греко-католики, что все православные — ангелы, а все католики — демоны. Увы, все не так просто! Зло стучится во все двери.
И все же мы вынуждены с прискорбием констатировать: чуда любви здесь нет. Везде торжествует привычная земная психология. Психология греховного человека: «ради восстановления исторической справедливости» — нет, не «души своей» — «брата своего не пощажу». Я уже не говорю о том, как понимается эта справедливость — о предвзятой, одномерной, лишенной исторической перспективы трактовке исторических событий. Я только пытаюсь ответить на вопрос: пребывает ли с униатом-погромщиком любовь Христова в тот момент, когда он — ради своеобразно понятого закона справедливости — изгоняет своего брата-православного из храма, где он молился десятилетиями.

Шесть вопросов к кардиналу Гузару, или Об «экуменизме наоборот»

Впрочем, попытаемся упростить задачу. Предположим, что Гузар и другие иерархи УГКЦ вообще не имеют никакого отношения к действиям погромщиков. Попробуем разобраться в ситуации, исходя из совсем недавнего поступка Гузара (имеется в виду молитвенное общение с преданным анафеме главой Киевского патриархата).
Событие это имело место в Киеве 7-го мая этого года в захваченном раскольниками бывшем кафедральном Свято-Владимирском соборе, где Гузар и М. Денисенко сослужили молебен перед копией Туринской плащаницы.

Позволим себе в этой связи задать несколько вопросов главе Украинской Греко Католической Церкви:

1) Признает ли кардинал Гузар каноническое право Православной Церкви? И если да, то считается ли он с каноническими решениями Православной Церкви? Ведь официальное (с точки зрения раскольников) название храма, где Гузар участвовал в богослужении, «Патриарший кафедральный собор св. равноапостольного князя Владимира». А человек, который совершал совместно с ним богослужение, официально (опять таки с точки зрения раскольников) называется «Патриархом Киевским и всея Руси-Украины». Итак, где находился Гузар и с кем он имел общение в молитвах — в киевском кафедральном соборе и с православным епископом Киева? И может ли существовать два (!) киевских православных епископа и два (!) кафедральных собора? Или, может быть, кардинал Гузар, вопреки официальной позиции понтифика, уже не признает Блаженнейшего Митрополита Владимира епископом Киева?
2) Руководствовался ли кардинал Гузар при совместном служении с отлученным главой КП постановлениями Второго Ватиканского Собора, в частности его положением о том, что сослужение оправдано в отношении поместных православных и древних дохалкидонских церквей: «Так как эти Церкви, хотя и разъединенные с нами, обладают истинными таинствами, особенно в силу Апостольского преемства, Священством и Евхаристией, которыми они доныне связаны с нами теснейшим образом, некоторое общение в таинствах, при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно» (Об экуменизме). Или, быть может, у Гузара есть своя, непонятная Православным Поместным Церквам, да и самому Ватикану, трактовка термина «Православная Церковь» в этом постановлении? Может быть, здесь имелись в виду именно схизматические православные церковные группы, и «экуменизм» заключается как раз в том, что Ватикан признает апостольское преемство, священство и Евхаристию тех схизматических иерархов, которые не находятся в общении с Поместными Православными Церквами? Что вообще для Гузара есть «Православная Церковь»? Совокупность общин, называющих себя православными, или 15 Поместных Православных Церквей, которые исповедуют одну веру и находятся в общении молитв?
3) Не кажется ли кардиналу Гузару, что его поступок может существенно осложнить отношения Римско-Католической Церкви не только с Украинской Православной Церковью и Московским Патриархатом, но и со всеми Поместными Православными Церквами, которые признают законным смещение бывшего митрополита Филарета с Киевской кафедры, а также его экскоммуникацию? Ведь, по сути, поступок Гузара, т.е. сослужение со схизматиком и отлученным, направлен не против одной Поместной Церкви, а против всего мирового Православия. Тем самым, он как глава одной из Восточных католических церквей показал, что считает недействительным решение, которое признала законным и действительным вся Полнота Православия.
4) Следовательно, в праве ли он был предпринимать такой шаг без консультаций с председателем Папского совета по вопросам содействия христианскому единству кардиналом Каспером? Ведь согласно мнению кардинала Каспера «Католическая Церковь признает каноническое право Православной Церкви, поэтому мы поддерживаем официальные отношения только с каноническими Церквами, т.е. с теми Церквами, которые признаются всей Православной Полнотой» (http://www.orthodox.org.ua/win/interv/kasper.html). И был ли оповещен заранее об этом каноническом действии Апостольский Нунций в Украине архиепископ Николай Етерович, по мнению которого, цитирую: «Католическая Церковь не желает вмешиваться в споры между православными. Она и права такого не имеет. В канонических Церквах существуют общепризнанные нормы. Ими необходимо руководствоваться при решении всех проблем» (http://www.orthodox.org.ua/win/interv/nuntsiy.html).
5) Не является ли поступок Гузара таким, который входит в противоречие с каноническим правом уже Римско-Католической Церкви? Ведь католическое каноническое право опирается на канонику древней неразделенной Церкви, включая и древний сборник канонов, известный под названием «Правил св. апостолов», например, правило 11: «Аще кто, принадлежа к клиру, с отверженным от клира молитися будет; да будет извержен и сам». Или предыдущее 10-е Правило: «Аще кто с отлученным от общения Церковного помолится, хотя бы то было в доме; таковый да будет отлучен». Ведь и в западном каноническом праве существуют такие понятия как лишение сана клирика и отлучение. Взять хотя бы Канонический Кодекс Восточных Католических Церквей, которым должен руководствоваться глава УГКЦ. В каноне 395сказано: священнослужитель, который теряет статус клирика согласно с предписаниями права, вместе с ним теряет присущие статусу клирика права…» и ему «запрещается исполнять священнодействия». Тем самым «он лишается всех должностей, служений, заданий и любой делегированной власти». При этом, так же как и православное каноническое право, Кодекс предполагает, что отступивший от общения должен быть отлучен. Так, канон 1437 утверждает: «Тот, кто уклонился от подчинения высшей власти Церкви или от единства с верными, ей подчиненными, и, предупрежденный согласно закону, не проявляет послушание, должен быть наказан как схизматик полной экскоммуникацией (полное отлучение – П.Р.)». Что такое полная экскоммуникация и можно ли общаться в молитвах с лицом, на которое она наложена? На этот вопрос отвечает канон 1434 «§ 1. Полная экскоммуникация запрещает, кроме всего прочего, про что говорится в кан. 1431, принимать святые тайны, уделять святые тайны и таинства, исполнять любые должности, служения или задания, совершать акты управления, которые, если они все же совершились, являются недействительными на основании самого права. § 2. Наказанного полной экскоммуникацией не следует допускать к участию в Божественной Литургии или любых иных публичных отправлениях богопочитания…». Кстати, коль мы уже обратились к Кодексу, то не лишним будет напомнить, что там имеется и раздел, посвященный «Экуменизму или необходимости содействия единству христиан», а помещенный здесь канон 903 говорит, что «Католические восточные церкви имеют особое задание взращивать единство между всеми восточными Церквами, прежде всего молитвой, примером жизни, благочестивой верностью традициям восточных Церквей, взаимным и лучшим познанием, сотрудничеством и братской оценкой вещей и сердец». Не кажется ли вам, что Гузар не подал достойного «примера жизни» Поместным Православным Церквам, не проявил «благочестивую верность традициям восточной Церкви», в частности ее каноническим традициям? О сотрудничестве с канонической Церковью и «братской оценкой вещей и сердец» я вообще умалчиваю, и так все ясно.
6) И, наконец, последний вопрос. Может ли Гузар сказать, что сослужение с анафематствованным — это выражение его любви к Востоку? И является ли схизматический КП тем «Востоком», который он хочет явить Западу? А анафема — «Востоком», которому он являет Запад? Можно ли сказать, что акт молитвенного общения с главой КП воплощает универсальный замысел Гузара «явить Западу Восток, а Востоку — Запад»?

А теперь о том, зачем все же кардинал Гузар
имел общение в молитвах с анафемой

Признаюсь, что вопрос этот не из простых. По «экуменическим» соображениям, ради того, чтобы продемонстрировать открытость своей Церкви к православным? Это абсурд. У большинства православных в Украине и в мире этот шаг Гузара вызывает только глубокое сожаление, так как это не может не восприниматься как вмешательство во внутренние дела Православной Церкви и провоцирование дальнейшего раскола. Ради перспективы объединения с возглавляемым бывшим митрополитом Филаретом «Киевским Патриархатом»? Учитывая, что «социальная база» КП — это Западная Украина, это тоже весьма сомнительно. Рискни глава «Киевского Патриархата» совершить подобный шаг, его моментально покинет большинство приходов. Другими словами, понятно, что никакое «воссоединения» раскола с унией в обозримом будущем невозможно.
Что же тогда подвигло Гузара на этот шаг? На наш взгляд, здесь имеются три момента: 1) попытка заключения политического альянса «Гузар — Филарет» в преддверии новых президентских выборов (не секрет, что обе конфессии симпатизируют одному и тому же претенденту); 2) отчаянная попытка найти хотя бы иллюзорную поддержку со стороны православных в деле переноса кафедры первоиерарха УГКЦ в Киев; 3) показать ватиканским сановникам, что УГКЦ ведет самостоятельную политику, которая во многом отлична и независима от Ватикана. Гузар, похоже, устал от отеческой опеки Римского понтифика, Апостольского Нунция и Папского совета по вопросам содействия христианскому единству…
Ну, а самое главное, это утопизм и экклезиологическая несостоятельность мышления кардинала Гузара. Похоже, он действительно верит в то, что УГКЦ может быть какой-то «третьей» Церковью. И не Востоком. И не Западом. А… Намечены Гузаром и новые принципы взаимоотношения с Папой: как он неоднократно заявлял, Папа — это только зримый «символ единства» христианского мира, как скажем, «символом единства является флаг». Только как это можно совместить с современной католической экклезиологией? Разве так трактует служение Папы официальное католическое богословие?
Словом, трудно понять человека, когда он мыслит и действует без какой-либо осязаемой логики и бессистемно. А в случае с Гузаром это наверняка. Похоже, он собирается в Киеве восстановить «неразделенную Древнюю Церковь», в стиле утопических мечтаний некоторых украинских литераторов о восстановлении «киевской Церкви», которая бы «находилась в общении и с Римом и с Константинополем».
Только как? Где прячет Гузар свою чудодейственную «машину времени»? Действительно, иногда поступки человека объяснить почти невозможно…

П. Раллев