Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Криворожский и Никопольский Ефрем: «У православных никогда не было легкого пути»

Епископ Криворожский и Никопольский Ефрем: «У православных никогда не было легкого пути».

Владыка, Вы были одним из тех, кто в 1992 году защищал Киево-Печерскую Лавру от унсовцев. Как Вы сегодня оцениваете те события?

Мне пришлось жить в Киево-Печерской Лавре во времена, печальные не только для монастыря, но и для Православной Церкви в целом. Несмотря на то что прошло уже более десяти лет, эти события до сих пор вспоминаются с ужасом. Как могло такое случиться: в то время, когда возрождалась демократия, люди возвращались к Богу, в обществе могли происходить такие страшные события. Мы воспринимаем это как крест, который выпал Церкви, как испытание, которое все мы должны были пережить. У православных никогда не было легкого пути. Ведь недаром Церковь называется воинствующей. Она утверждает на земле истину Словом Божиим, молитвой и святостью жизни своих членов. В то сложное время примером для многих стал Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир. Он всегда говорил нам, что нужно поступать по-церковному, никогда не отвечать злом за зло. И мы убедились, что смирение, кротость и правда Божия всегда торжествуют. Благодаря тому, что тогда истина победила, сегодня и мир, и общество, и государство поняли, какие страшные события переживала каноническая Церковь в 90-х годах. Свято-Успенская Лавра победоносно выстояла, и сегодня она перед всем миром свидетельствует об истине и свете веры. И это приносит радость каждому православному христианину.

В свое время Вам пришлось исполнять обязанности благочинного Лавры. Какие проблемы стояли перед монастырем в 90-е годы?

В первые годы возрождения обители после долгих лет запустения первостепенным был вопрос о братии. Кто же будет населять монастырь? Приходилось уделять много времени молодым ребятам, которые приходили в обитель с желанием принять монашество. Сегодня многие из них уже подвизаются в чине иеромонахов, игуменов и архимандритов. Конечно, в то время мы не могли думать о таком объеме реставрационных и строительных работ, которые делаются сегодня в монастыре. Сотрудники музея и управления архитектуры причиняли нам массу неудобств, старались воспрепятствовать реставрации Крестовоздвиженского, Аннозачатьевского храмов и святых пещер. Слава Богу, что сегодня эти препятствия мало-мальски устранены.

Сегодня на территории Верхней Лавры находится историко-культурный заповедник, и, чтобы посетить такие великие святыни, как Успенский собор, Троицкую надвратную церковь, Всесвятский храм, нужно заплатить в кассу десять гривен…
Безусловно, то, что на территории Верхней Лавры находится музей-заповедник — это нонсенс. Он воспитал уже несколько поколений воинствующих атеистов, которые с традиционной нетерпимостью относятся к Православной Церкви. Во время последних событий один музейный работник оторвал крест и топтал его ногами, о чем с ужасом рассказывают очевидцы — прихожане и монахи. Для этих людей нет ничего святого. Целью этого учреждения была борьба с православной верою, разоблачение церковников. Это сегодня они говорят, что являются хранителями церковных реликвий. Только непонятно, куда же исчезли лаврские сокровища, почему из уникальных коллекций созданного Святейшим Синодом при Киевской духовной академии Церковно-археологического музея не могут отыскать и десятую часть экспонатов. Всемирную славу Киеву принесли сотни церквей, которые построила и сохраняла сама Церковь, а не музейные работники. Я всегда был противником того, чтобы Верхняя Лавра носила этот статус заповедника. И верхняя, и нижняя часть Лавры должны составлять единый комплекс. Каким он задумывался и создавался православными монахами, таким он и должен оставаться вовеки. Сегодня мы видим глубокий контраст между действующим монастырем и заповедником. Хотелось бы, чтобы в ближайшем будущем Господь дал мудрости нашим государственным мужам и монастырскому руководству, которая поможет им сесть за стол переговоров и решить проблемы передачи православной святыни Святой Церкви, и Верхняя Лавра сможет стать достоянием монастыря, как Ближние и Дальние пещеры.

Во многих храмах Киево-Печерской Лавры находятся мастерские, а в алтарях служебные помещения…
То, что в православных храмах находятся мастерские, а в алтарях служебные помещения, — кощунство по отношению к Церкви и Богу. Сегодня много говорят о возрождении духовности. Но часто дела расходятся со словами. Если алтарь храма посвящен Богу, он должен нести свое прямое предназначение. И на этом нужно беспрерывно настаивать. То, что создавалось Церковью, должно принадлежать ей.

Сегодня немало старинных церковных ценностей: икон, крестов, книг, окладов лежит на прилавках антикварных магазинов …
Я убежден, что церковная утварь должна находиться в храмах. К тому же больно осознавать, что часто она попадают на прилавки незаконными путями: что-то было украдено, что-то насильно отобрано…. Безусловно, имущество должно возвращаться Церкви. Если это невозможно осуществить благотворительно, сегодня есть множество состоятельных людей, которые могли бы выкупить эти ценности и пожертвовать для храмов, ибо они освящались не для того, чтобы покрываться пылью в музейных экспозициях и продаваться на черном рынке. В христианской литературе подобные действия называются одним словом — «святотатство» (воровство святыни). Если другие грехи, даже самые тяжелые, совершаются по человеческой немощи, то этот по злому намерению. Даже страшно подумать, каким жестоким и бессовестным нужно быть, чтобы украсть из храма даже незначительную вещь. Сама мысль сделать это часто вызывает страх даже у закоренелых преступников. Так что чиновникам следует задуматься над этим. Ведь в основном-то фонды историко-культурных заповедников состоят из ценностей, которые, фактически, были украдены у Православной Церкви…

Как Вы думаете, что мешает Православной Церкви вернуть храмы и монастыри, отобранные у нее униатами и раскольниками?

По моему мнению, главной причиной такого положения вещей является политическая ситуация, сложившаяся на Украине. Немалую роль в этом промедлении играет законодательство, которое «уравнивает» традиционное Православие с другими конфессиями. К сожалению, Церковь, которая существует не одно тысячелетие, вынуждена доказывать свою правоту перед новыми деноминациями. А ведь многие из них не просуществовали и года. Это усложняет проблему. Остается лишь надеяться, что Господь даст мудрость законотворцам, и они в ближайшем будущем по-другому посмотрят на тысячелетнюю веру своих отцов и на их Церковь. Ведь только она является хранительницей истины и носительницей ценностей, которые были проповеданы в Евангелии.

С чего молодые священники должны начинать свою деятельность?

Следует отметить, что сегодня молодым священникам очень сложно. Потому что порой мы посылаем молодого настоятеля, как Господь когда-то послал своих учеников, говоря: «Не берите с собой ничего». История знает много случаев, когда молодой священник приезжает в село, где, кроме желания создать православный приход, нет ничего. Прежде всего ему нужно организовать костяк будущий общины. Это те люди, которые впоследствии станут духовным фундаментом прихода. Затем необходимо подумать о помещении для богослужений. Молодой пастырь должен уметь наладить отношения с местными руководителями. Важнейшим делом является организация регулярных богослужений на приходе. Чтобы все это сделать, молодой священник должен быть подготовлен и всесторонне развит. Поэтому ставленники должны ответственно относиться к учебе в духовных школах. Ведь только там приобретаются пастырские навыки, без которых на приходе делать нечего.

Однако сегодня много слышится нареканий и в сторону духовенства. Говорят о том, что священнослужители жируют…

Это несправедливые утверждения. Большинство священников находится в сложном положении, особенно в погибающих и разоренных экономическим кризисом селах. Они в великом напряжении восстанавливают или строят храмы. Общины очень бедные, да и откуда у людей сегодня могут появиться деньги на храмовое строительство? Пожертвования очень скудные. А ведь храм нужно не только построить, но и благоустроить, и содержать. К тому же священнику нужно и свою семью прокормить. Это очень сложно. Поэтому наветы на священство лично я воспринимаю, как происки врага нашего спасения. История знает немало случаев, когда даже святые становились объектами осуждений и пересудов со стороны нечестивых людей. Поэтому легкомысленно доверять таким суждениям просто неразумно. Безусловно, есть какие-то отклонения в жизни некоторых священнослужителей, но этим занимаются специальные церковные институции. Народ же не должен судить своих священников. Тем более что каждый должен вначале постараться «вынуть бревно из своего глаза».

Беседовал Александр Андрущенко