Великий пост
Великий пост
Великий пост начался 10 марта и продлится до дня Светлого Христова Воскресения — Пасхи Господней, которую в этом году встретим 27 апреля.
Пост — это время для общения человека с Богом, время покаяния, духовного взрастания и очищения. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, — говорит святой Иоанн Златоуст, — тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами… Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?»
В древнем христианстве все важные и знаменательные события предваряются постом. Христос сразу после Крещения отправился в пустыню, где постился 40 дней. После столь продолжительного воздержания в пище Спаситель испытал страшный голод и человеческое желание поесть. Тут искуситель и предложил обратить камни в хлеб. Ответил ему Христос выстраданной фразой: «Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4).
Пост для православного человека — это праздник духа, совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всём, в том числе и в пище. Воздерживаясь от животной пищи, человек противопоставляет себя миру животному, где господствует закон всеобщего пожирания. Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой в объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста церковным Уставом запрещается скоромная пища — мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни.
Великий пост называется еще Великой Четыредесятницей. Каждое из воскресений поста посвящено особому воспоминанию.
1 неделя (16 марта) — Торжества Православия, посвящена воспоминанию о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством, а шире — над всеми ересями и расколами, которые столетиями терзали Святую Церковь — Тело Христово.
2 неделя (воскресенье, 23 марта) — Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, который отстоял учение церкви о «нетварном свете».
3 неделя (воскресенье, 30 марта) — Крестопоклонная. В этот день за всенощной на середину храма выносится Распятие, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова. Благодатная сила Креста укрепляет всех, идущих по Его крестному пути.
4 неделя (воскресенье, 6 апреля) — Преподобного Иоанна Лествичника, автора книги «Лествица», призывающей постящихся к духовным высотам.
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.
5 неделя (воскресенье, 13 апреля) — преподобной Марии Египетской (раскаявшейся блудницы, которая 40 лет провела в иудейской пустыни, искупая свои грехи. Ее образ стал символом глубокого и преображающего все существо покаяния).
6 неделя (воскресенье, 20 апреля) — Вербное воскресение. Вход Господень в Иерусалим.
21-26 апреля — Страстная седмица.
27 апреля — Светлое Христово Воскресение. Пасха.
«Итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 12)
Проповедь Блаженнейшего Митрополита Владимира на начало Великого поста
Закончилось время приготовления к Великому посту. Перед нашим духовным взором прошли образы мытаря и фарисея, блудного сына, картина Страшного суда и изгнания из рая. Церковь напоминала нам о молитве простой, смиренной и сердечной.
Церковь напоминала нам о безграничном милосердии Божием, превышающем нашу греховность, лишь бы мы пришли к Отцу нашему с искренним покаянием и желанием стать лучше. Церковь напоминала нам о вечной жизни и конечном суде Божием. А рассказом об изгнании из рая Церковь предупреждает нас о страшной силе греха. Подготовительные недели перед Великим постом кончились. Теперь начинается пост, святая Четыредесятница.
Святой апостол Павел об этом говорит нам сегодня так: «Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13;11-12). Что же это, братья и сестры, за дела тьмы, которые следует отвергнуть, очистив свой ум, свою волю и сердце, и что такое дела света, к которым призывает апостол Павел каждого человека? Дела тьмы есть дела тьмы — это все нечистое, греховное и постыдное, что мешает и препятствует человеку быть настоящим человеком, с достоинством носящим в себе образ и подобие Божие. А дела света — это все противоположное тьме, это все праведное, светлое, радостное и прекрасное, что уподобляет нас, людей, Богу и святым Ангелам.
Сегодня мы вступаем в особое время, милостию Божиею и любовию святой Церкви предназначенное для нашего исправления и совершенствования, то есть для того, чтобы отвергнуть дела тьмы и принять оружие света. Мы вступаем в спасительный пост — период особого труда, молитвы и покаяния. Как всякий путешественник, чтобы достигнуть цели, старается взять с собой в путь самое необходимое, так и мы, вступая в период святой Четыредесятницы, берем сегодня в святом храме в первую очередь благословение Господне и молитвы святой Церкви.
Святое Евангелие предлагает нам, вступающим в период поста, взять с собой мир и любовь. Пост предназначен для того, чтобы просить у Бога помощи и прощения за все наши грехи и беззакония, исправиться и милостию Божией духовно возродиться. Невозможно получить, говорит святое Евангелие, прощение от Бога, если мы не прощаем людей, согрешивших против нас. Невозможно получить божественный мир, превосходящий всякое человеческое понимание и превышающий всякое человеческое благо, если мы не можем примириться с окружающими людьми. Только простивший людей получает прощение от Бога. Только примирившийся с окружающими может надеяться на божественный мир.
Отчего же в жизни так часто не только из сердца человеческого исходят, но и господствуют в людях злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, зависть, богохульство, гордость, безумство (Мк.7,21 22) и т.д.? Оттого, что не хватает в наших сердцах любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит » (1 Кор. 13,4-7). Святой апостол Петр говорит: «Имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Петр.4,8), а книга Притчей говорит и больше того: «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10,12). Если нет среди нас мира — значит, нет любви; если есть среди нас зависть и гордость — значит, нет в нас любви; оттого и ум лукавствует, что нет в нем любви; оттого и сердце излучает злые помыслы, что нет в нем любви; оттого и ноги человеческие избегают путей правды и мира, что нет любви. Этот дар — божественный дар, он необходим всегда и особенно сегодня, когда мы готовимся глубоко заглянуть в свою душу и сердце и сделать из этого полезные и благоприятные выводы. Все Божественное Откровение, пророчества, сущность евангельского благовестия, сам смысл нашей жизни и нашего конечного назначения зиждутся на двух божественных заповедях: любви к Богу и любви к человеку. Не случайно Христос Спаситель, обращаясь к людям, говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13,34). Апостол Павел подтверждает в послании к Римлянам, что «любящий другого исполнил закон. Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13,8,10). Без любви нет всепрощения и мира. Она необходима нам, христианам, для того, чтобы исполнять закон Христов. В этом случае любящий Господь, обращаясь к нам, говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,35). Говоря сегодня об этой божественной добродетели, мы просим Бога, чтобы Он ниспослал в мир, в наши сердца этот великий чудодейственный дар, благодаря которому мы можем найти в себе силу и мужество испросить себе прощение и простить другим.
Усилия каждого из нас в борьбе с самим собой, в борьбе со злом должно восприниматься верующим человеком как участие во всеобщем искоренении зла на земле и созидании добра во всемирном масштабе. Бог есть любовь, говорит Божественное Откровение, и пребывающий в любви в Боге пребывает.
Испросим же, братья и сестры, прощения у Бога и у людей, и сами простим других, чтобы, получив мир свыше, радостно вступить в спасительные дни Великого поста. Они ведут нас не только к обновлению, но и ко встрече с Воскресшим Христом, к вечной радости.
И я, милостию Божией, убогий архиерей, дерзающий призывать всех вас к миру, любви и к взаимному примирению, первый нуждаюсь в вашем братском снисхождении и прощении, в вашей любви и в молитвах. Благословите, отцы, братья и сестры, и простите меня, елика согреших словом, или делом, или помышлением.
Бог же благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит всех вас и благословит.
Аминь.