Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Кировоградский и Александрийский Пантелеимон: «Надо не бояться лжи и свидетельствовать правду!»

Епископ Кировоградский и Александрийский Пантелеимон: «Надо не бояться лжи и свидетельствовать правду!»

Владыка, ни для кого не секрет, что сегодня Православная Церковь переживает непростые времена. Это связано, в частности, со сложностями в отношениях между Церковью и государством, с бесчинствами униатов, раскольников и сектантов. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Во-первых, в каждом государстве должен быть порядок, как в плане государственности, так и религии. Каждый должен в меру своей компетенции заниматься своим делом. Многие политики, которые ничего не смыслят в религии, выступают за скорейшее объединение всех конфессий, будто это какой-нибудь профсоюз. А почему они для начала не попытаются объединить в единую организацию все политические партии? Церковь –– это история, культура, жизнь наших дедов и прадедов, многие из которых положили главу за веру и отечество. Наша святая Украинская Православная Церковь, несмотря ни на что, несет свою спасительную миссию, является единственно законной, канонической Церковью.

Какую оценку Вы могли бы дать сегодняшним отношениям между Церковью и государством и как в Вашей епархии проходит церковно-государственный диалог?

Нужно сказать, что уже достаточно давно был издан Указ Президента Украины о возвращении незаконно канфискованого атеистическим режимом имущества Православной Церкви. В Кировограде есть архиерейский дом, который до сих пор не передается Церкви; мы же в данный момент ютимся в двух комнатах. Есть также школа по улице Октябрьской революции, 19. Там размещалось Духовное училище, где ректором был еще до революции мой дед. Городские власти ссылаются на то, что пока что некуда переместить школу. Как законопослушный гражданин, я считаю, что Указ Президента –– закон для всех: как для верующего, так и для неверующего, как для министра, так и для любого рабочего. Его надо исполнять, какие бы трудности не возникали.
Если говорить в целом, то в Кировоградской епархии отношения Церкви с городской и областной властью складываются конструктивно. Вот только хотелось, чтобы церковные вопросы решались не годами. Ведь наши верующие, православные граждане –– это люди, которые при советской власти добросовестно трудились в пользу государства и ради этого не жалели ни здоровья, ни жизни. Не нужно забывать, что благодаря трудолюбивым рукам и разуму этих людей мы имеем большую державу –– Украину. Поэтому отношения в обществе должны строиться на взаимной любви, терпении и милосердии. Государство не должно довлеть над Церковью. Она же, в свою очередь, должна вести людей к Господу и помогать им трудиться на благо Украинского государства.

Не кажется ли Вам, что уже настал тот момент, когда Церкви следовало бы активнее участвовать в жизни общества?

Да, действительно, такая необходимость стоит перед Церковью уже давно. Нужно сказать, что Церковь всегда была с народом. Так было и в годы репрессий (ее репрессировали первой), и в годы Великой Отечественной войны. На пожертвования православных верующих были построены танковая колонна имени Димитрия Донского и авиаэскадрилья имени Александра Невского. Выдающийся ученый, деятель Церкви, ныне причисленный к лику святых, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) –– он, ко всему прочему, доктор медицины, профессор, который спас от смерти множество людей,–– на протяжении двенадцати лет управлял Симферопольской епархией, будучи почти слепым. Это великий подвиг. Его фундаментальные книги по гнойной хирургии до сих пор используются врачами не только на Украине, но и во всем мире. Поэтому, если государство заботится о народе, то и народ должен отвечать ему тем же. Свободной, демократической страной должны управлять сами граждане по молитвам Православной Церкви. Господь же, по этим молитвам, благословляет каждого человека в государстве на добрые и благие дела.
Владыка, как Вы думаете, а на каких принципах должны строиться церковно-государственные отношения?
В демократическом государстве эти отношения должны строиться на основе действующего законодательства, которое не должно быть тяжестью для граждан. И исполнять его должен весь народ, а не так, что какое-то количество граждан приняло его во внимание, а кто-то не принимает. Если власть, принимая законы, старается акцентировать внимание людей лишь на ответственности и на обязанности, то это уже не для народа. Закон должен быть не «бременами неудобоносимыми», а «благим игом».

В каких сферах общественной жизни наиболее продуктивнее трудится духовенство Кировоградской епархии?

Духовенство, вверенное мне Богом, постоянно сотрудничает с воинскими частями, домами милосердия и приютами. При Покровском храме города Кировограда содержится епархиальный дом для престарелых. Наши священники постоянно окормляют заключенных в местах лишения свободы и пациентов медицинских учреждений. Часто духовенство Кировограда приглашают посетить высшие учебные заведения, такие как: Педагогический университет, Летную академию, Медицинский институт. Благодаря этой деятельности сложилось хорошее отношение государственных учреждений к нашей епархии. Поддерживают нас также губернатор области и мер города. Это дает священникам возможность плодотворно трудиться на благо общества.

Случаются ли в Вашей епархии бесчинства со стороны представителей УПЦ-КП? Если да, то как на них реагируете Вы как епархиальный архиерей?

Такие случаи имели место. Так, например, два священника нашей епархии недавно заявили, что переходят к Филарету по личным националистическим (языковым) убеждениям. Я считаю, что официальным языком в стране все же должен быть украинский. Но если в демократическом государстве человек разговаривает на русском, английском, китайском или еще на каком-нибудь языке и его понимают окружающие, то не нужно унижать его достоинство и, прикрываясь законами, принуждать говорить на языке, который не является для него родным. Для раскольников же владение украинским языком иногда важнее, чем искренняя вера в Бога. Так, один священник, который ушел в филаретовский «Киевский патриархат», до того как я приехал с проверкой, проводил на своем приходе богослужение по греко-католическому служебнику. На вопрос, не ушел ли он в католичество, он ответил: «Бог един». С этим никто не спорит, но есть же каноническая Православная Церковь, и есть католики, которые пытаются идти к спасению противоположным путем. И обязанность духовенства стоять «на Божественной страже», чтобы соблюдались правила законной Церкви и ее верные чада находились на истинном пути к спасению.
Как Вы находите общий язык со средствами массовой информации и помогают ли они епархии?
Средства массовой информации к нашему епархиальному управлению относятся уважительно. У нас часто бывают пресс-конференции, которые освещает областное телевидение. Несколько раз в месяц нам предоставляется телеэкран для обращения к народу с поздравлением или проповедью Слова Божьего. Также благодаря прессе Свято-Татьянинская церковь в городе Знамянка, которая несколько раз переходила то в УАПЦ, то в «КП», вернулась в лоно канонической Православной Церкви-Матери. За это мы благодарны Богу и людям, помогавшим нам.

Каким образом Вы проводите кадровую политику в своей епархии и что Вы наиболее цените в будущих пастырях?

В людях, которые в будущем собираются стать на путь пастырства, я ценю прежде всего любовь к богослужению. Если ко мне приходит человек, пусть даже и с академическим образованием, а у нас в городских храмах нет вакантных мест, пусть покажет себя –– потрудится на сельском приходе. Село ведь тоже кто-то должен поднимать. Всякое Божие дело делается тихо и скромно. И если человек действительно является пастырем Церкви Христовой и пришел не для того, чтобы разогнать стадо, а чтобы собрать, то он есть «пастырь добрый», и поэтому, естественно, к нему нормальное отношение. К священникам же, которые без должной ответственности относятся к своим обязанностям, архиерей должен относиться с всепрощающей любовью, по-отечески наставляя их. Нужно стараться, чтобы они приходили к людям с вдохновенной искрой веры в груди, дабы эти люди через них приближались к Богу.
Владыка, весь православный мир до сих пор с болью в сердце вспоминает 1991-й год, когда многие люди отошли от канонической Церкви. Ведь Вы тоже некоторое время находились в автокефалии. Скажите, что побудило Вас тогда оставить раскол и вернуться в лоно истинной Православной Церкви?
Дело в том, что я никогда не был против Русской Православной Церкви. В автокефалию же я попал не по своей доброй воле. Это была смута, спровоцированная политиками, пропагандой, Филаретом, всеобщим распадом. До отпадения я был секретарем Крымской епархии, и у меня возникли трения с правящим архиереем. Чтобы решить этот вопрос, я отправился к тогда еще нашему митрополиту Филарету (Денисенко), но он отказался принять меня. Получилось, что я просто остался на улице, так как служить мне нигде не разрешали. В Киеве я случайно познакомился с тогдашним автокефальным патриархом Мстиславом (Скрыпником), который и предложил мне остаться у него. Меня даже назначили «архиепископом Одесским и Балтским»». Это, конечно, мой грех, в котором я искренне раскаиваюсь. Потому что я из глубоко верующей семьи духовного звания. Мой дед, протоиерей Михаил Романовский, был настоятелем кафедрального собора в городе Елисоветграде (ныне Кировоград), ректором духовного училища. В 1937 году ему выкололи глаза, а затем расстреляли. В 1991 году Прокуратурой Украинской ССР он был реабилитирован.

А какие были обстоятельства Вашего ухода из УАПЦ?

Тогдашний руководитель автокефалов в Украине митрополит УАПЦ Антоний (Масендич) вел переговоры с Филаретом об объединении. Собрались депутаты Верховного Совета. Первым против этого выступил я, затем архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний и архиепископ Ивано-Франковский Николай. В ответ некоторые политиканы кричали, что выбросят меня с восьмого этажа. Мстислав, кстати, как его ни заставляли власти и депутаты, тоже ни в какую не хотел объединяться с расстриженным Филаретом. И когда мы пришли к Мстиславу, чтобы просто по-человечески проститься, он сказал мне: «Правильно делаешь, сынок, иди с покаянием в Московскую Церковь, ибо Церковь Митрополита Владимира (Сабодана) –– это большая, уважаемая каноническая Церковь, и только там истинный путь к спасению». Мы вернулись простыми священниками. Что касается так называемой «УПЦ-КП», то это типичный раскол, который ведет людей к погибели. Я помню времена, когда Филарет выступал по телевидению против автокефалии, говорил, что она ведет людей в ад и всевозможным расколам. Но как только ему захотелось надеть патриарший куколь и получить власть, он стал «затятым» автокефалистом, преданным тогдашней государственной власти, и расколол Церковь.

Не приходится ли Вам время от времени сталкиваться с теми людьми, от которых Вы тогда фактически ушли?

После каждого моего выступления по телевидению или радио против Филарета иногда идут телефонные звонки: кто-то пытается меня запугать, шантажировать; говорят, что рано или поздно отомстят за то, что я ушел от раскольников. В этой ситуации ясно лишь одно, если, не дай Бог, я погибну при каких-то загадочных обстоятельствах: либо в автокатастрофе, либо от какого-нибудь неизвестного лекарства, то это, конечно, дело рук раскольников. Но я не боюсь, ведь и Господь говорил своим ученикам: «Не бойтесь!». Надо не бояться лжи и свидетельствовать правду.

Беседовал Александр Андрущенко