Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Зарубежное обозрение

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ
(январь 2003 года)

Конец декабря 2002 года — начало января 2003 года — дни рождественских праздников. Именно в эти дни атеистическая секта заявила о рождении первого клонированного ребенка.

Клонирование — рождение кого?

О рождении первого клонированного человека (девочки Евы) заявила в конце декабря Брижитт Буасселье, глава компании Clonaid и по совместительству один из лидеров атеистической секты «Раэлианское движение». Ее основатель, в прошлом французский спортивный журналист Клод Ворильон, утверждает, что все живое на Земле создано представителями инопланетной цивилизации посредством клонирования и генетических модификаций.

По сообщению Clonaid, в ближайшее время должны родиться еще 4 «клоника»: один североамериканец, другой — европеец и двое азиатов. Две супружеские пары предоставили ДНК своих умерших детей, еще один ребенок родится у лесбиянок.

Ученые в большинстве своем не склонны серьезно относиться к заявлениям Clonaid. Генетические карты девочки и матери представлены не были. Помимо прочего, о том, где находятся лаборатории компании Clonaid и существуют ли они вообще, ничего не известно. Сама же компания была зарегистрирована на Багамских островах в 1997 году.

В Москве Евгений Свердлов, директор Института молекулярной генетики РАН, заявил: «Даже если эксперимент по клонированию человека действительно увенчался успехом, это безответственный и безнравственный шаг. Результаты опытов по клонированию животных показали, что в большинстве случаев выявлялись различные аномалии развития. А жизнь клонированного человека станет кошмаром, так как уже к 30 годам он превратится в старика».

Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура призвал мировое сообщество срочно принять международный документ, запрещающий любые опыты, исследования и практические работы в этой области. По его мнению, эксперименты по клонированию опасны не только в научном, но и в этическом плане, поскольку являются недопустимым посягательством на человеческое достоинство.

С призывом к глобальному запрещению клонирования человека выступила и Европейская Комиссия. Позиция исполнительного органа Европейского Союза заключается в том, что необходимость принятия такой меры обусловлена «очевидными этическими соображениями». Кроме того, практика клонирования является безответственной с точки зрения науки. Европейская Комиссия готовит исчерпывающий доклад о проблеме клонирования человека, который будет обнародован в феврале. Ожидается, что он послужит основой принятия новых законодательных мер в этой области уже к концу текущего года. При этом необходимо напомнить, что в ноябре 2001 года Европейский парламент отклонил закон, запрещающий эксперименты по клонированию человека в странах Европейского Союза (тогда «за» высказалось всего 37 парламентариев, а 316 проголосовало против него).

Сегодня клонирование запрещено европейской хартией основных прав человека, а также законодательством почти всех развитых стран мира.

Православная Церковь также однозначно негативно относится к возможности клонирования человека. «Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности. «Тиражирование» людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий», — об этом говориться в «Основах социальной концепции».

Перед нами чуть ли не единственный случай в новейшей истории, когда и светские и церковные люди, ученые и политики, богословы и простые верующие единодушны в ощущении опасности клонирования и экспериментов над людьми. Удивительно, что и доводы у них одни и те же. Церковь говорит не только о возможных духовных последствиях, но и о свободе личности и опасности неототалитаризма, а политики о безнравственности клонирования и этических соображениях. Под угрозу становятся основы деторождения, кровного родства, брака, материнства и отцовства.

Проще отмахнуться от сообщений о клонах, как от очередной «информационной утки» и шарлатанства, но настораживает заявление, сделанное в Риме известным специалистом в области искусственного оплодотворения Северино Антинори, который ведет свою программу по клонированию. Его это сообщение «рассмешило и одновременно огорчило меня, поскольку оно может сбить с толку тех, кто занимается серьезными исследованиями».

А значит, даже если сообщение Clonaid миф, не за горами появление и реальных клонов. Где гарантии, что нынешняя информация не есть проверка общественного сознания на реакцию и попытка приучить людей к мысли о необратимости процесса появления клонов человека.

На наших глазах оживает созданный алхимиком Вагнером в присутствии Мефистофеля фаустовское человекоподобное существо Гомункул, и не таким уже неправдоподобным выглядит «дивный новый мир» антиутопии Хаксли с его людьми-клонами из банки. Даже «Матрица» со своими людьми-киборгами под властью компьютеров не кажется абсолютной фантастикой.

Однако, кроме всего, есть еще и христианский православный взгляд на проблему клонирования. Он появляется тогда, когда вспоминаем, в какие дни пришло сообщение о появлении первого клонированного ребенка Евы. Это произошло в Рождественские дни, когда мы празднуем чудесное сверхъестественное рождение Богомладенца Иисуса Христа.

А кто сообщил о первых клонированных детях? Атеистическая секта, которая поставила себе целью достичь бессмертия для человека без помощи Бога.

Как тут не вспомнить, что диавол — это обезьяна Бога. Это касается и единодушия людей по отношению к клонированию, как говорил еще святитель Иоанн Златоуст: «У нас нет ничего общего только с диаволом, а со всеми же людьми у нас много общего».

И тут на передний план выходит вопрос: как относиться к клонам? являются ли они людьми? будут ли они иметь бессмертные души и возможно ли для них спасение?

В православном понимании человеческую душу творит Бог, родители дают лишь тело. Поэтому, если Господь благословит соединение человеческой души с эмбрионом, полученным благодаря клонированию, и эти существа будут восприимчивы к евангельской проповеди, Церковь будет настаивать на признании клонов людьми. А чтобы это никому не казалось чрезвычайно удивительным, напомним, что еще в древнем Требнике киевского святителя Петра Могилы есть чинопоследование «О крещения дивов и ин чуд родящихся», где повелевается крестить родившееся от женщины неведомое существо с использованием формулы «Аще есть человек, крещается раб Божий». Именно Церковь будет препятствовать проведению экспериментов над клонами и разборке их на «запчасти». А о том, что это возможно, свидетельствует количество денег и сил, которые вкладывается в эксперименты по клонированию. Неужели за всем этим стоит стремление богатых безумцев жить на Земле вечно. Не случайно секта раэлиан, которая спонсировала эксперимент по клонированию, заявляла, что ее конечная цель — это постоянная пересадка мозга из одного клонированного тела в другое, то есть, фактически, выращивание «тела на замену».

И вот тут мнения Церкви, науки и медицины могут разойтись. Современным светским ученым свойственно ограничивать ареал человеческой жизни: для некоторых из них эмбрионы — не дети; больные в коме, дети рожденные без мозга, пораженные болезнью Дауна или психически больные — не люди. Добавьте к этому еще проблему абортов и эвтаназии…

К сожалению, в последнее время даже у части верующих формируется не библейский взгляд на эсхатологию. Нет разницы, будет антихрист клоном или человеком, родившимся обычным способом, будет его мать блудницей явной или тайной. А увлечение мудрованиями в этой области отвлекает от главного, что это будет «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 3-4).

Рождество Христово: праздник не для всех

Православные, католики и протестанты всего мира встретили светлый праздник Рождества Христова.

О мире и прекращении насилия молились рождественской ночью прихожане церквей Востока. В Вифлееме, в храме Рождества Христова, куда накануне состоялся крестный ход из Иерусалима, прошло всенощное бдение при стечении нескольких тысяч православных арабов. Холодная для Ближнего Востока зима и продолжающийся израильско-палестинский конфликт омрачают праздник прихожан Иерусалимской и Сирийской Церквей, придерживающихся старинного юлианского календаря. В Дамаске и Багдаде праздничное настроение также омрачено угрозой возможных военных действий. К общей молитве о мире, предотвращении войны и благополучии присоединили голоса прихожане общин Русской Православной Церкви в Сирии и Ливане. Они встретили праздник в храме Игнатия Богоносца в Дамаске и храме св. Георгия Победоносца, расположенного в центре бейрутского христианского квартала Ашрафия. Проживающие и работающие в Тунисе православные россияне, болгары, сербы и представители других национальностей встретили Рождество в храме Воскресения Христова, расположенного в самом центре тунисской столицы.

Рождественские богослужения прошли во всех православных храмах Сербии, в том числе и в местах компактного проживания сербов в Косово. В своем праздничном послании к верующим Патриарх Сербской Православной Церкви Павел особо пожелал косовским сербам продолжать отстаивать «справедливость и свободу Божию и людскую», нести в душах своих «предчувствие весны свободы и справедливости» и призвал православных не забывать о сотнях тысячах своих собратьев, которые жили в Косово и стали сейчас беженцами и вынужденными переселенцами. В Косово пришедших в храмы сербов охраняли усиленные наряды международных сил КФОР.

Торжественными службами встретили во Франции праздник Рождества Христова многочисленные выходцы из России. Несмотря на холодную погоду, большое стечение народа отмечалось во всех 57 соборах и церквах, относящихся к трем юрисдикциям русского православия. Крупнейшие соборы св. Александра Невского в Париже и св. Николая в Ницце не могли вместить всех желающих присутствовать на рождественском богослужении.

Первое за полвека православное рождественское богослужение было совершено в Пхеньяне (Северная Корея). Поскольку в КНДР пока нет православных храмов, специально прибывший сюда священник Московского Патриархата совершил его в клубе российского посольства. Здесь собралась вся русская община в КНДР: персонал посольства и представители российских организаций за рубежом. Сейчас Русская Православная Церковь и Союз верующих КНДР обсуждают место, где будет построена первая православная церковь в корейской столице.

Впервые граждане Египта, включая сына президента Мубарака, отметили Рождество как национальный праздник. Ранее Рождество было выходным только для коптов, которые составляют около10 процентов 68-миллионного населения Египта и мирно соседствуют с мусульманами. Тем временем один египетский юрист подал иск в поисках аннулирования нового праздника, говоря, что слишком много праздников негативно скажутся на производстве и развитии страны.

К сожалению, в Рождественские дни не обошлось без инцидентов и кровопролития.

Власти Вьетнама наложили запрет на празднование Рождества Христова в горной провинции Даклак. Провинция населена так называемыми монтагнардами, большинство из которых исповедует христианство. Каждый житель провинции, «уличенный» в праздновании Рождества Христова, должен будет уплатить полиции штраф. Коммунистическое правительство Вьетнама начало антихристианскую кампанию в провинции Даклак в сентябре 2002 года. С тех пор было закрыто около 350 монтагнардских церквей; многие священники и пасторы были арестованы или «исчезли».

В Саудовской Аравии христиане также вынуждены праздновать Рождество тайно. Религиозная полиция тщательно следит за тем, чтобы не имело место „оскорбление» ислама. Иностранные работники провели праздничные вечера в стенах своих резиденций, вне пределов видимости правоохранительных органов.

В Пакистане во время взрыва гранаты, брошенной в церковь на Рождество, трое человек были убиты и более десяти ранено. Трое из оставшихся в живых потеряли зрение. Полиция сказала, что это были неопознанные „террористы», при этом исламские газеты обвиняют в случившемся самих христиан, организовавших собрание без уведомления властей. Служения в этой крохотной пакистанской деревушке пока не возобновились, а христианская община страны требует от властей найти и наказать виновных.

Празднование Рождества в Индии также не обошлось без трагических инцидентов. В рождественскую ночь при нападении вооруженной группы на церковь в деревне Малиапата, расположенной на востоке штата Западная Бенгалия, недалеко от границы с Бангладеш, были тяжело ранены восемь человек.

По данным местной полиции, нападавшие (приблизительно 40 человек), разграбили церковную казну, в которой находилось 1,5 миллиона рупий (более 30 тысяч долларов США), а также отобрали все ювелирные украшения у 1200 представителей местной христианской общины, присутствовавших на церемонии.

Нападавшие взорвали несколько гранат, в результате чего восемь человек, в том числе и настоятель храма, получили тяжелые ранения. Были избиты два других служителя церкви. Бандиты также вынесли из церкви статую Христа и скрылись с награбленным по направлению к индо-бангладешской границе.

А в это время в Европе христиане все чаще забывают о Том, рождение кого они празднуют.

Немцы настолько увлеклись подготовкой к празднованию Рождества — набегами на магазины и охотой за подарками чадам и домочадцам, — что даже не вспоминают о том, что праздник это христианский. А их дети — как школьники, так и дошкольники — об этом и вовсе не знают. Да и как узнать? Мамы и папы покупают на Рождество вожделенный конструктор Lego, кладут под елочку традиционный сапожок, наполненный конфетами, но не считают нужным рассказать ребенку об Иисусе Христе. Да и воспитатели в детских садах, и учителя в школах, видно, не слишком усердно просвещают детей на религиозные темы.

Ученые мюнхенского исследовательского института Iconkids & youth в преддверии Рождества опросили 700 детей в возрасте от 6 до 12 лет во всей Западной Германии, в том числе во многих городах СРВ, задав им простой вопрос: «А почему мы, собственно, справляем этот праздник?»

Удивительная получилась картина: более трети опрошенных (36%) так и не смогли дать вразумительного ответа. Забавно, что в это число попали и школьники, посещающие католические учебные заведения.

Причем варианты ответов порой ошеломляют. «В этот день мне дарят подарки», — с уверенностью отвечает 9-летняя ученица католической школы в городе Ратингене. Еще пятеро ее одноклассников согласно кивают. У двух семилетних девочек, посещающих католическую начальную школу в Дюссельдорфе, есть свое объяснение: «Мы празднуем Рождество потому, что 24 декабря Иисуса распяли на кресте». А вот уж совсем экстравагантный ответ, услышанный от восьмилетнего мальчика все в том же Дюссельдорфе: «24 декабря — это день рождения Деда Мороза».

В Шотландии Епископальная Церковь (ШЕЦ) провела рекламную акцию, направленную на «декоммерциализацию» Рождества и привлечение внимания людей к христианской сути праздника.

По заказу руководства ШЕЦ на железнодорожных станциях по всей Шотландии были вывешены рекламные плакаты, изображающие одного из волхвов, принесших дары Младенцу Христу. Герой плаката смотрит на золото, которое он должен преподнести новорожденному Иисусу, и с ужасом понимает, что забыл оторвать от подарка ценник. «Забыл, в чем смысл праздника? Отдохни от суеты в церкви на Рождество», — гласит надпись на плакате. Цель акции напомнить шотландцам, увлеченным покупкой подарков, о религиозном содержании праздника Рождества.

Православный мир

25 декабря 2002 года Грузинская Православная Церковь праздновала юбилей Первосвятительского служения Святейшего и Блаженнейшего Илии II, 25 лет назад возведенного на древнюю кафедру Архиепископа Мцхетского и Тбилисского, Католикоса-Патриарха всея Грузии. Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос Илия возглавил Божественную литургию в переполненном молящимися Патриаршем соборе в честь Живоначальной Троицы в Тбилиси. Это было первое богослужение в строящемся величественном храме. Предстоятелю сослужили митрополит Волоколамский Питирим и 26 архиереев Грузинской Православной Церкви. Патриарха поздравил и прибывший в храм президент Грузии Э.А. Шеварднадзе, который отметил, что выступает как «глава государства, прихожанин Грузинской Церкви и крестник Святейшего Патриарха». Глава государства засвидетельствовал, что без поддержки и содействия Предстоятеля Грузинской Православной Церкви было бы невозможно преодолеть хаос и бедствия, постигшие Грузию в период гражданского противостояния: «Церковь и ее пастырь, как и столетия назад, в годину испытаний, остаются факелами, освещающими путь своему народу».

В своем Послании по случаю юбилея Предстоятель Русской Православной Церкви отметил: «Годы Вашего Предстоятельства пришлись на переломное время для общества. Ушло в прошлое — и, верим, безвозвратно — общество государственного атеизма. Но труден путь восстановления поруганных святынь. Можно и нужно строить храмы, освящать здания, открывать образовательные и благотворительные учреждения. Однако гораздо сложнее вдохнуть дух жизни в «кости сухие» (Иез. 37. 4), в исковерканные безбожием души, помочь целым поколениям обрести утраченную веру в Христа Спасителя. Ныне пришло время, когда к нашим Церквам как хранительницам отеческих преданий обращается все больше людей. И мы видим, что во многом благодаря личным усилиям Вашего Святейшества и Блаженства государство признало особый вклад Грузинской Православной Церкви в историю и культуру страны, а также в сегодняшнюю жизнь грузинского общества. Об этом признании убедительно свидетельствует недавно заключенное Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Православной Церковью».

Однако Президент Грузии считает, что исторический грузинский флаг с пятью крестами может быть только церковным, но не государственным. Об этом Эдуард Шеварднадзе заявил 14 января на пресс-конференции в Тбилиси. По словам президента, поддержки большинства населения для решения этого вопроса недостаточно, ибо в Грузии проживают около миллиона мусульман, а также представители иных религиозных конфессий и неизвестно, как они воспримут этот флаг. Президент считает, что вопрос принятия нового государственного флага Грузии «должен решаться без спешки».

В Болгарии принят новый закон о религиозных объединениях, закрепляющий особый статус Православной Церкви, признавая Православие традиционной религией Болгарии. В то же время, согласно новому закону, все прочие церкви и религиозные объединения смогут действовать на территории страны только после разрешения суда. Несанкционированная религиозная деятельность будет караться штрафами в размере до 2 500 долларов США. Судам также будет предоставлено право отменять регистрацию религиозных общин или временно приостанавливать действие их лицензии. Законопроект был выдвинут правящей партией «Национальное движение Симеона II», названной в честь бывшего царя и нынешнего премьер-министра Болгарии. Население Болгарии составляет около 8 млн. человек, 83% которых — православные христиане. В стране также существуют мусульманская, еврейская, католическая (восточного и западного обрядов), армянская и протестантская общины. Таким образом, Болгария стала очередной страной, где религиозное законодательство приведено в соответствие с европейскими традициями.

В России Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил категорически против идеи создания государственного органа по делам религий. Отвечая на вопрос журналистов, он подчеркнул, что «любая религиозная политика, не формируемая при решающем участии самих религиозных организаций, обречена на провал».

Патриарх не исключил, что «многие области церковно-государственных отношений нуждаются в регулировании». Однако он считает, что подобные вопросы «решаются при свободном и прямом взаимодействии Церкви с различными ветвями власти на всех ее уровнях». Высказывая мнение по поводу подобной структуры с ее посредническими функциями, Патриарх высказал мнение, что кому-то из чиновников и «экспертов», которые жаждут, по его словам, «несоразмерной власти, денег и влияния», хочется «монополизировать контакты государства с религиозными общинами, заполучить право вето на любые решения». В этом случае, предупреждает Предстоятель Русской Православной Церкви, «Церковь вполне способна отказать таким чиновникам в сотрудничестве».

Алексий II напомнил о существовании в СССР Совета по делам религий, который «постоянно вмешивался во внутреннюю жизнь религиозных общин», что сопровождалось «злоупотреблениями и нарушением прав верующих». «Этот негативный опыт мы не имеем права забывать», — подчеркнул Патриарх.

Греческие власти приступили к выселению монахов-зилотов из монастыря Эсфигмену на Афоне. Местные власти отключили электричество, перекрыли водопровод и блокируют доставку в монастырь пищи и лекарств. Более 100 монахов, находящихся в монастыре, не намерены сдаваться. Они собираются опротестовать решение о своем выселении в верховном административном суде Греции и, если понадобится, в высших инстанциях. Противостояние монастыря и Константинопольского Патриархата началось в середине 1960-х, после того как патриарх Афинагор и папа Павел VI решили отказаться от взаимных анафем, провозглашенных после раскола 1054 году. Монахи монастыря Эсфигмену выступают против экуменического и модернистского курса Фанара. Над их монастырем вывешен черный флаг и транспарант с надписью «Православие или смерть». 14 декабря 2002 года Патриарх Константинопольский Варфоломей объявил монахов монастыря Эсфигмену схизматиками, после этого представитель греческого правительства на горе Афон распорядился об освобождении ими монастыря до 28 января 2003 года.

А в это время Европарламент призвал Грецию снять запрет женщинам посещать полуостров Афон. Такая резолюция была принята по инициативе женщины-депутата Европарламента Джок Швибель и не носит обязывающего характера для греческого правительства. Комментируя решение парламентариев, греческий министр по делам Македонии и Фракии Йоргос Пасхалидис заявил, что «Святая гора Афон является местом молитвы с тысячелетней традицией, которую необходимо уважать». По мнению министра, афонским монахам «необходимо дать возможность жить в соответствии с избранным ими путем, посвящая себя молитве».

Открылся интернет-сайт Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях (www.orthodoxeurope.org). Основной задачей данного сайта является представление и интерпретация позиции РПЦ по вопросам, связанным с процессом европейской интеграции, а также по другим современным проблемам. На сайте можно найти разнообразные материалы, касающиеся жизни и учения Православной Церкви, ее богословской и литургической традиций. Сайт содержит материалы на английском и французском языках, а также все выпуски электронного бюллетеня «Europaica», который Представительство рассылает бесплатно трем тысячам подписчиков.

В одном из первых номеров бюллетеня содержится информация о статье в лондонской газете «Tablet» под заголовком «Владимир Киевский победил Карла Маркса», в которой автор, католический священник и социолог Andrew Greely, говорит о «религиозном возрождении в России, которое настолько очевидно, что не подлежит обсуждению». По его оценкам, «трое из пяти русских говорят, что они верят в Бога. Этот показатель выше, чем в Западной Германии, Нидерландах и Скандинавских странах. Двое из пяти утверждают, что они ранее не веровали, а теперь обратились к Богу. 58 % считают своей религией Православие. Большинство русских желает совершения крещения, венчания и похорон в Церкви и соглашаются, что религия обеспечивает моральное основание для жизни и поддержания отношений в семье» (согласно более свежим данным около 70 % россиян считают себя православными христианами). Из этого автор делает вывод, что «тысячелетнее российское религиозное наследие оказалось достаточно сильным, чтобы быть разрушенным семьюдесятью годами коммунистических гонений. Князь Киевский Владимир одержал победу над Карлом Марксом». Подобное, хотя и менее активное возрождение наблюдается во всех бывших социалистических странах, таких как Словения, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Чешская Республика, Латвия и Болгария. «В то время, когда религиозные лидеры на Западе оплакивают потерю религиозной веры среди молодого поколения, — пишет Andrew Greely, — прежние социалистические страны являются свидетелями драматического возрастания религиозной веры».

К сожалению, израильские министры по-прежнему против утверждения Иерусалимского Патриарха Иринея. Правительство Израиля уже не первый год противится утверждению Патриарха Иринея из-за его добрых отношений с лидером Палестинской Автономии Ясером Арафатом. Без утверждения его кандидатуры Израилем он не может исполнять многие официальные функции, в том числе и распоряжаться недвижимостью, принадлежащей Церкви. Израильские власти опасаются, что в случае своего назначения Патриархом Греко-Православной Церкви он передаст под управление ПА, как и обещал ранее, значительную часть Старого города и кварталы западного Иерусалима, которые построены на землях, принадлежащих Греко-Православной Церкви. Большая часть этих земель после 1917 года перешла во владение Греко-Православной Церкви от Русской Церкви. Кроме того, Россия скупила обширные земли вдоль старой дороги от Иерусалима до Иерихона (Нахаль Прат), Иудейской пустыне и Иорданской долине, в Галилее и Самарии. Они также являются собственностью Греческой Церкви. Не желая идти на конфликт с Церковью, правительство Израиля эти земли не аннексировало. Именно Патриарх Ириней впервые открыто заявил, что в его власти передать земли церкви кому угодно, в том числе и Арафату. В письме, направленном Я. Арафату в июле 2001 года, Патриарх Ириней говорит о возможности создании «совместного органа по управлению» землями и недвижимостью, принадлежащей Церкви в Старом городе Иерусалима.

Война и мир

Религиозные лидеры всего мира выступают против военного разрешения конфликта в Персидском заливе. Константинопольский Патриарх Варфоломей, разделяя позицию американских и британских противников войны в Ираке, заявил, что она может не только принести катастрофические последствия региону Персидского залива, но создать угрозу стабильности и безопасности во всем мире. Иерархи Московского Патриархата присоединились к требованию мирного разрешения иракского кризиса. В частности, управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий поставил свою подпись под обращением православных епископов, священнослужителей и мирян Северной Америки с призывом не допустить начала боевых действий против Ирака.

К голосам американских католиков, заявивших о неприемлемости превентивных ударов по Ираку, присоединились выступления представителей других христианских конфессий. Военный сценарий развития ситуации решительно отвергает Ватикан, Всемирный Совет Церквей, многие протестантские деноминации. Призывы к мирному разрешению иракского кризиса прозвучали из уст архиепископа Кентерберийского. Против развязывания войны выступили мусульманские и иудейские общины в Соединенных Штатах и Европе.

Как заявил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Православная Церковь призывает к разрешению любых конфликтов путем поиска взаимоприемлемых решений. Она также призывает помнить, что война, даже победоносная для правительства, неизбежно станет поражением для семей погибших солдат».

А в это время «Мекка-Кола» завоевывает европейские рынки. Французский предприниматель тунисского происхождения, придумавший рецепт политизированного «жаждоутолителя», в названии которого используется название главной религиозной столицы ислама, едва успевает справляться с заказами. «Мекка-Кола» пользуется растущим спросом не только среди представителей многочисленной арабской диаспоры во Франции. Одноименная фирма Маслуси завалена предложениями от дистрибютеров в Германии, Бельгии и Великобритании. Уже поступают заказы из Калифорнии и Флориды.

Интерес к «Мекка-Коле» объясняется большой популярностью среди арабов лозунга, призывающего к бойкоту американских товаров в знак протеста против произраильской и антииракской политики США. На этикетке каждой полуторалитровой бутылки «Мекки» значится, что 10% от ее продаж идет в фонд помощи детям Палестины.

Секты и борцы с ними

В Кении представителями секты «Мунгики» были совершены массовые убийства. Более 20 человек стали жертвами сектантов. Вечером 5 января 15 человек были убиты в Накуру и один человек в Муранге. В дальнейшем были найдены тела еще семерых убитых. Периодически возникающие разногласия между правительством и сектантами переросли в жестокие столкновения. Беспорядки начались с того, что 4 января жители Накуру стали отказываться от услуг таксистов, опасаясь, что последние принадлежат к известной в стране политико-религиозной секте «Мунгики». По сообщению местной прессы, полиция уже арестовала бывшего члена парламента из Накуру Дэвида Маньяру и бизнесмена Закайо Майны по подозрению в причастности к убийствам. Если их вина будет доказана, преступление приобретет политический характер. Возможно, нападавшие хотели таким образом компенсировать потери, которые они понесли во время выборов в Национальный союз Кении. Тогда полиция арестовала 47 сектантов. Деятельность секты «Мунгики» была запрещена в марте прошлого года после того, как сектанты убили 21 человека в столице Кении — Найроби. После этого ими было совершено еще несколько убийств. Как сообщает Католическая информационная служба Африки, только в Мангики действует около 17 сектантских группировок, которые пытаются насильственным путем вернуть представителей племени кикуйу к их вере.

Европейско-Американский гражданский комитет по правам человека и религиозной свободе в США (EACC) объявил, что Лейпцигской премией прав человека 2003 года награждается Андреас Хелдал-Лунд (Andreas Heldal-Lund) из Ставангера (Норвегия). Награда будет вручена 17 мая в Old Stock Market в Лейпциге, городе, где зародилось Восточногерманское движение в защиту гражданских прав.

А.Хелдал-Лунд — четвертый лауреат этой ежегодной премии, которой награждаются люди, внесшие выдающийся вклад в осуществление реформ прав человека, касающихся руководимых, по мнению ЕАСС, Соединенными Штатами Америки тоталитарных сект. Предыдущими лауреатами премии стали Роберт Минтон (Robert Minton), бывший американский банкир и активист защиты гражданских прав доктор Норберт Блум (Norbert Blum), бывший министр труда Германии и Ален Вивьен (Alain Vivien), министр Франции, президент Межминистерской миссии по противодействию сектам (MILS) при премьер-министре Франции.

А.Хелдал-Лунд, специалист по информационным технологиям, защитник свободы слова, создал и поддерживает известнейший в мире интернет-сайт Operation Clambake, который отмечает и противодействует мошенничеству и нарушениям прав человека со стороны сайентологов — поддерживаемой Соединенными Штатами секты. А. Хелдал-Лунд и сотрудники его интернет-службы подверглись преследованиям со стороны сайентологов. Но А.Хелдал-Лунд упорно доказывал, что сайентология скрывает важные моменты своего учения, которые не позволили бы людям вступать в эту секту, если бы вступающие в эту секту знали о них в самом начале. В поддержку правозащитника выступили защитники свободы слова всего мира, организовали обсуждение этой проблемы в Интернете и мировых СМИ.

По материалам информационных агентств
подготовил прот. Георгий Коваленко