Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Обзор светской прессы

ОБЗОР СВЕТСКОЙ ПРЕССЫ
(вторая половина декабря 2002 года)

Во второй половине декабря светские газеты не особенно задумывались над вопросами религии, поскольку на церковные темы материалов негусто. Многие из них ограничились лишь скупыми штампованными словами поздравления всех католиков с Рождеством Христовым. Некоторые при этом даже осторожно высказались за возможное объединение «всех со всеми». И только.
По-настоящему добрый материал о вере и Церкви появился на страницах «Комсомольской правды в Украине». Интересную рождественскую историю (не сказку!) рассказал журналист этого издания. Надеемся, что подобный уважительный тон по отношению к вере и Православию в своих публикациях «Комсомольская правда в Украине» сохранится.
Подобными настроениями своих читателей вряд ли порадуют газеты «День» и «Зеркало недели». Для них Церковь, судя по публикациям, лишь объект для постоянного нападения.

«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ» НА СМЕНУ «РАСПЯТОМУ КОНСТАНТИНУ»

Совершенно неожиданно на страницах скептически настроенной по отношению к Церкви и происходящим в ней чудесам газеты «Комсомольская правда в Украине» появилась статья Вячеслава Воронкова «Бес попутал, а Бог от смерти спас» («Комсомольская правда в Украине», 20.12.2002). Речь в материале идет о заблудившемся недавно в Одесских катакомбах мальчишке и о его спасателях. Информация о пропаже мальчика прошла тогда по всем газетам, но «Комсомолка» выбралась на место происшествия, разобралась, что к чему, и сделала неожиданный вывод: мальчишку спасла вера. В чем же, собственно, дело?
Одиннадцатилетний Вадим Ничипорук живет с родителями в пригороде Одессы Усатове. Он, как и большинство его друзей, ходит в воскресную школу при «местной православной церкви». За усердие в учебе, говорится в статье, «иерей местной церкви отец Михаил определил мальчика в пономари». И все бы ничего, да вот однажды соседские ребята между уроками в воскресной школе решили «прогуляться по катакомбам». Вадим сгонял за фонариком и… в тот день домой не вернулся. Как получилось так, что ребята бросили мальчишку в подземелье и разошлись по домам –– неизвестно. Вадик говорит, что ударился головой о «какой-то выступ и на мгновение потерял сознание. Когда очнулся, увидел, что остался один, а пацанов и след простыл».
Примечательно, что автор материала Вячеслав Воронков, вопреки уже сложившейся в светской прессе традиции начисто «вырезать» все необъяснимые, непонятные и непривычные нецерковному человеку признаки присутствия Божьего в нашей жизни, с уважением и доверием относится к словам Вадима, что его «Бог спас». Под землей Вадик Ничипорук провел больше суток. «Сегодня он является, хотя и не подозревает об этом, «рекордсменом» по пребыванию под землей без пищи и воды… Он не испытал стресса, только был слегка вялым от нехватки кислорода». А еще он говорит, что «если твердо верить в Бога, то ничего не страшно. Вот и меня в начале бес попутал, испытывал, а затем Бог помог –– спас меня от смерти».
За признанием Вадима следуют слова настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Усатове иерея Михаила: «У Бога милости много –– он и сберег мальчика». Отцу Михаилу, как рассказывает о нем автор статьи, «еще нет и 30. У него двое симпатичных деток и очаровательная матушка». Именно он, узнав о пропаже Вадима от перепуганных мальчишек, сбежавших из катакомб, позвонил в местную воинскую часть и «проинформировал о случившемся милицию и службу по реагированию на чрезвычайные ситуации, управление по чрезвычайным ситуациям Одесской облгосадминистрации». В церкви развернули штаб по организации поисков заблудившегося Вадима. «Всех участников спасательной экспедиции обеспечили горячей едой, чаем». Совместными усилиями спасли мальчишку. «Мама плакала, папа хмурился… А Вадик перекрестился на кресты церкви и поблагодарил Бога за чудесное спасение».
Очень радует, что светские газеты все-таки соглашаются, что наказывать, миловать и спасать –– все от Бога.

НЕ МОЖЕШЬ — НЕ ПИШИ

«Не могу сказать, что то, о чем я пишу в этой статье, сегодня имеет огромную важность для большинства украинцев», –– так начинает статью в газете «Зеркало недели» журналистка Катерина Щеткина («Доверие в эпоху постатеизма», «Зеркало недели», №47, 7–13.12.2002). Она права, то, что она пишет, лучше и не писать и не читать. И не по причине предоставленных автором данных социологического исследования центра Разумкова, показывающих, насколько люди в Украине неверующие, а если и называют себя верующими, то верят больше «в существование дьявола, чем в существование рая», «в существование жизни после смерти» и так далее. «Только 1,7 % верующих можно назвать принадлежащими к Церкви», –– заключают разумковцы и Щеткина вместе с ними.
Цинизм и презрение к Церкви –– вот единственное, что есть в этом материале. Создается впечатление, что Щеткиной писать о религии не то чтобы неинтересно, а вообще противно. Поэтому у нее можно прочитать, что «власть вряд ли принимает Церковь всерьез… От последней требуется не результат, а участие. Совсем как в спортивных состязаниях», «Церковь –– необходимый для власти «глас народа», он же «глас Божий». Больше она пока сделать не может –– и это, между прочим, вполне устраивает власть». Или еще такое заявление: «Трудно даже представить, что бы делала наша власть, если бы церковь вдруг объединилась. Наверное, еще и поэтому она до сих пор в расколе –– конкуренция, как известно, двигатель на рынке услуг. В том числе на рынке услуг, оказываемых власти церковными лидерами».
Помимо Церкви вообще, журналистка выступает против конкретно введения предмета «Христианская этика» в общеобразовательных школах. «Школа требует соблюдения светскости образования (пардон, от кого и с каких пор? –– Ред.), а значит, и сведения «христианской этики» к «этике» с выхолащиванием религиозной принадлежности. Церковники ищут «присутствия в обществе» с благословения государственных институтов –– армии, школы, тюрьмы и т.д.». Вот, как оказалось, это священникам нужно идти к людям, «присутствовать в обществе», а не нашему больному обществу необходимо хоть изредка заходить в Церковь да глаза к небу поднимать. Попахивает в словах журналистки пройденными уже директивами не проповедовать за стенами храма и спасать души людей только желающих и только добровольно приходящих.
Дальше, через силу читая Щеткину, можно вдруг обнаружить, что никакой религиозности и веры в нашем обществе и в помине нет. Зато расцветает пышным цветом «мода на Церковь». «Эта мода, –– говорит журналистка, — проявляется, например, в посещении церкви на большие праздники», «общая мода на церковь постепенно трансформируется в моду на ту или иную церковь… Просто потому, что это, как и любой тип моды, говорит о «твоем стиле». Особенно это заметно на примере представителей власти».
Еще один нюанс. Щеткина утверждает: «Подобная «массовая заинтересованность» в церковных обрядах трактуется церковью как «поиск Бога», «путь в Церковь» и т.д.». Прямо так и видится. …В недостроенном храме, где крышу к зиме успели кое-как затянуть брезентом, идет служба. Верующие, пардон, «церковные модники», молятся за Литургией. В церкви идет снег, его задувает холодный колючий ветер в щели между кирпичами в основании куполов. И вот батюшка в алтаре, пока не видят прихожане, быстро опускает оледенелые руки в поднесенный таз с кипятком. Вынимает их, от них идет пар. И дальше продолжается служба… Естественно, как утверждает Щеткина, все эти люди пришли в ледяной храм просто «по моде», «неверующие» они на самом деле, «нецерковные».
Возражать дальше «церковному» обозревателю просто бессмысленно. Как и большинство ее коллег –– воинствующих атеистов –– Щеткина пишет о Церкви как о политической партии, может быть, профсоюзном комитете или, как минимум, о райкоме комсомола. Говорит «Церковь», а подразумевает «что угодно, начиная с храмового сооружения, заканчивая отдельными иерархами».

«ЦЕЛЕСООБРАЗНО ЛИ МАССОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМОВ В СТОЛИЦЕ?»

С таким вот вопросом обратилась газета «День» к экспертам («День», №233, 18.12.2002). Основанием для такого возмущенного вопроса послужила информация о том, что «градостроители, окрыленные первыми «стройками века» в столице, решили пойти дальше и вплотную заняться воссозданием храмов… Мэр столицы Александр Омельченко планирует обеспечить финансирование строительства храмов за счет бюджетных и благотворительных средств». На такое заявление Киевского городского головы газета «День» –– лучшая подруга воинствующего против горадминистрации архитектора Ларисы Скорик –– оперативно напечатала пару-тройку возмущенных отзывов «не безразличных к будущему облику столицы профессионалов». Понятно, что все, о чем говорили «профессионалы», касалось только одного: как «цинично» и «беспринципно» возводить в столице новые храмы.
Например, Елена Титова –– ученый секретарь Всеукраинского общества охраны памятников –– безапелляционно заявила: «То, что возведение культовых сооружений приобрело массовый характер, свидетельствует не о возрождении духовности, а, скорее, о спекуляции на последней». Мало того, строящиеся святыни, по словам ученого секретаря, не что иное, как «массово возводимые ныне «мертвые» здания».
Лариса Скорик тоже вздымает руки к небу, призывая всевозможные бедствия на головы «градостроителей». «Ни одна страна мира не выпекает храмы, как блинчики», –– вопиет г-жа Скорик. Но ведь ни одна страна мира никогда и не взрывала и не разрушала святыни в таком количестве, как наша в свое время.
Киевовед Лидия Пономаренко, комментируя ситуацию, более трезво и без истерик говорит о том, что строить нужно, однако «мотивы «старателей» от архитектуры выражаются словом «заробитчанство»… Возведение сакральных объектов ведется по расценкам реставрационных работ (которые в несколько раз дороже строительных)». Не устраивает Л.Пономаренко то, как строятся церкви: «Возведение церквей осуществляется теми же темпами, что и строительство массового жилья». А что, каждый храм должен возводиться годами и десятилетиями, в то время как тысячи наших соотечественников не имеют возможности молиться в церкви и довольствуются вагончиками? Ведь так называемые «спальные районы», где живут десятки тысяч человек, зачастую имеют при себе одну маленькую часовенку, а порой и совсем ничего.
Единственным, кто высказался в пользу постройки новых храмов, оказалась исполнительный директор Всеукраинского фонда восстановления историко-архитектурного наследия им. О. Гончара Валентина Иршенко. «Украине необходимо восстанавливать те храмы, которые имеют значение с исторической точки зрения,–– говорит В. Иршенко.–– Девять раз уничтожался и восстанавливался Успенский собор, естественно, каждый воссоздатель привносил в его образ что-то свое, субъективное, однако нельзя было оставлять просто руину». По мнению исполнительного директора, восстанавливаемые храмы показывают, что «нация крепко стоит на ногах».

ЧЕМ НЕ УГОДИЛА СЕМЬЯ ГАЗЕТЕ «ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ»?

Интересное интервью получается тогда, когда берет его заангажированный журналист. Вот как, например, статья Татьяны Галковской «Семья на распутье: кодекс «Золотого тельца» или христианская мораль» («Зеркало недели», № 47, 7.12.2002). Разговор о семейной жизни ведется с психологом одной из столичных гимназий, кандидатом психологических наук Валентиной Гараевой.
Повод для интервью пессимистичный. «Семья как общественный институт постепенно отмирает… Многим кажется, что коль брак все чаще становится временным, то он теряет смысл… Посмотрите, как сегодня высока статистика разводов: распадается чуть ли не каждый третий брак… Роль мужчины как кормильца и защитника семьи практически сведена к минимуму… Женщины все чаще приходят к выводу: жить с мужем просто потому, что «так принято», слишком обременительно…» и так далее. Как говорит госпожа психолог, «сегодня семейные отношения все чаще переходят в разряд коммерческих, в них больше прагматики. Новый Семейный кодекс узаконил брачный контракт, оговорил юридическую и финансовую сторону помолвки, легализовал гражданские браки». После подобного вступления трудно представить, какой же выход может быть найден из сложившейся ситуации.
А выход, оказывается, есть! Как утверждает психолог, основа всего –– христианское воспитание. Тут журналистка восклицает: «Вы хотите сказать, что необходимо вернуться к религиозному воспитанию?» «Вас это страшит?», –– спокойно спрашивает собеседница. И далее, выслушивая недоумевающие замечания Т. Галковской, продолжает, что «семья –– это ведь не только общие финансы и распределение домашних обязанностей. Сегодня людям в первую очередь нужны эмоциональная поддержка, психологическая защита, душевное общение… В сознании подавляющего большинства образ счастливого человека неразрывно связан с семьей, надежным «тылом», «пещерой», где можно отдохнуть от дел ратных, набраться сил, а в случае чего –– «зализать раны». К тому же, по словам психолога, заповеди «служи Богу, а не «маммоне», «собирай богатства на небе, а не на земле», «не убий» священны… А современных родителей больше волнует порядок в доме и собственный покой, чем душа ребенка».
Дальше В. Гараева приводит интересные цифры. Институт проблем воспитания провел небольшое исследование, во время которого были опрошены ученики общеобразовательных школ. На вопрос «Принимаешь ли ты христианство?» положительно ответили 80% подростков. С точки зрения 75% детей вера в Бога помогает человеку в жизни». 65 % опрошенных отметили, что знание Библии помогает им в жизни, а 41% учеников признались, что в их жизни были случаи, когда именно заповеди Божьи спасли их от совершения плохих поступков. В связи с этим психолог настаивает на том, что прививать христианские ценности детям в школах однозначно нужно. Многие учителя, по мнению В.Гараевой, «уверены, что необходимо вернуться к истокам, формировать личность ребенка, его отношение к семье именно на основе христианских ценностей: умении понимать, сочувствовать, быть терпимым, толерантным, ответственным и верным, уважать старших и младших».
Мудрые, позитивно настроенные по отношению к Церкви ответы опытного профессионального психолога В. Гараевой все же были «нейтрализованы» журналисткой Галковской и дальнейшим комментарием директора Украинского колледжа им. Сухомлинского Василины Хайрулиной.
Что касается журналистки, то она выступала целиком в духе «Зеркала недели» («Христианству –– бой!»). «Разве выживет в нашем мире человек, считающий, что всегда нужно помогать слабому, –– а если этот слабый в ответ оттолкнет тебя и займет твое же рабочее место?» –– вопрошала «акула пера». И вела разговор в том же духе: «Религия учит не роптать на судьбу, смиренно воспринимать ее такой, какова она есть. Мне кажется, что это не всегда хорошо». Что касается семейной жизни, то тут отношение журналистки совершенно очевидно: «Вы все время защищаете семейный образ жизни. Но зачем создавать семью, брать на себя определенные юридические и финансовые обязанности, если, к примеру, человеку вполне достаточно временных партнеров?»
Вышеупомянутый директор колледжа им. Сухомлинского высказалась таким образом: «Именно уроки этики дадут возможность детям задуматься над такими вопросами, как «мое место в жизни»… Мы вовсе не стремимся привести ребят в церковь: об основах изучения догматов церкви, христианской морали речь не идет. Я где-то читала, что американские ученые взвесили душу –– что-то около трех граммов. А коль она есть, то ее нужно также тренировать».
Как все-таки хорошо, что американские ученые взвесили душу и доказали некоторым нашим согражданам, что она существует! Осталось только Царствие Небесное сфотографировать. Чтоб сомнения совсем развеять.

15.01.2003. КИЕВ. ВЫШЕЛ В СВЕТ ПЕРВЫЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ВЕРИТЬ РАЗУМНО»

В январе сего года увидел свет первый номер журнала «Камо грядеши», издаваемого общиной киевского храма преподобного Агапита Печерского по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира. С 1999 года община издавала одноименную православную молодежную газету, теперь реорганизованную в ежеквартальный журнал, который выходит под девизом «Для тех, кто хочет верить разумно». Главный редактор нового издания — недавний выпускник Киевской Духовной Академии священник Андрей Дудченко — рассказывает: «Сегодня мы рады представить на суд читателей новый вариант уже знакомого многим издания. Наши принципы отбора и подачи материала не изменились. Мы по-прежнему убеждены, что Господь ожидает от нас не «слепой», но разумной, осознанной и твердой веры в Него. Разве не трагично, что далеко не все из тех, кто называет себя православными и за каждой Литургией поет Символ веры, могут объяснить, во что же, собственно, верует Церковь?»
Тематика журнальных статей: насущные проблемы современной церковной жизни, интервью и беседы с интересными людьми — иерархами и церковными деятелями, сокровища Православной веры и богословия, мир православного богослужения, культура Церкви — иконопись и древние распевы, паломничества по святым местам, исторические воспоминания и многое другое…
В первом номере журнал публикует обширный материал о личности царя Ивана Грозного как отклик на активную кампанию за его канонизацию, которую проводит ряд российских околоцерковных СМИ. Журнал публикует оригинальные материалы, а также статьи таких авторов, как митр. Антоний (Блум), прот. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф, свящ. Владимир Зелинский, проф. А.И. Осипов, С. Говорун, А. Десницкий и др.
Свежие номера журнала можно найти в Киево-Печерской Лавре, Свято-Троицком Ионинском монастыре, храме прп. Агапита Печерского, Центре православной книги при храме свт. Михаила, первого митр. Киевского и в прочих храмах Киева, а также в Сумах, Полтаве, Черкассах, Хмельницком, Одессе, Владимире-Волынском и других городах Украины.
Материалы журнала и архив всех предыдущих номеров газеты представлены на сайте «Киевская Русь» (kiev-orthodox.com).
Справки по тел. (044) 213–63–98, 295–58–13. E-mail: info@kiev-orthodox.com

20.01.2003. ЛОНДОН-БРЮССЕЛЬ. «КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ПОБЕДИЛ КАРЛА МАРКСА»

В одном из первых номеров электронного бюллетеня «Europaica», издаваемого Представительством Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, содержится информация о статье в лондонской газете «Tablet» под заголовком «Владимир Киевский победил Карла Маркса», в которой автор, католический священник и социолог Andrew Greely говорит о «религиозном возрождении в России, которое настолько очевидно, что не подлежит обсуждению». По его оценкам «трое из пяти русских говорят, что они верят в Бога. Этот показатель выше, чем в Западной Германии, Нидерландах и Скандинавских странах. Двое из пяти утверждают, что они ранее не веровали, а теперь обратились к Богу. 58 % считают своей религией Православие. Большинство русских желает совершения крещения, венчания и похорон в Церкви и соглашаются, что религия обеспечивает моральное основание для жизни и поддержания отношений в семье» (согласно более свежим данным около 70 % россиян считают себя православными христианами). Из этого автор делает вывод, что «тысячелетнее российское религиозное наследие оказалось достаточно сильным, чтобы быть разрушенным семидесятью годами коммунистических гонений. Князь Киевский Владимир одержал победу над Карлом Марском». Подобное, хотя и менее активное возрождение наблюдается во всех бывших социалистических странах, таких как Словения, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Чешская Республика, Латвия и Болгария. «В то время, когда религиозные лидеры на Западе оплакивают потерю религиозной веры среди молодого поколения, — пишет Andrew Greely, — прежние социалистические страны являются свидетелями драматического возростания религиозной веры».